Обучающее занятие коллективным играм
с учащимися начальной школы
Младший школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения
игры в процесс воспитания. Двигательная деятельность ребенка в игре
вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной
нагрузке, предупреждая утомляемость.
Игра обладает огромными обучающими,
развивающими, совершенствующими личность
возможностями. Одна и та
же игра может выступать в нескольких функциях:
1.Обучающая
функция -
развитие умений и навыков: память, внимание, восприятие информации различной
формы.
2.Развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств, что ведет к
активизации резервных возможностей личности.
3.Воспитательная функция - психотренинг и психокоррекция детей в игровых моделях
жизненных ситуаций.
4.Коммуникативная функция - объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов.
5.Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
6.Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях.
Примеры игр:
«Кто подходил»
Подготовка. Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.
Содержание игры. Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.
Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.
Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Правила игры: 1. Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.
"Караси и щука"
Подготовка. На одной стороне площадки находятся "караси", на середине "щука".
Содержание игры. По сигналу "караси" перебегают на другую сторону. "Щука" ловит их. Пойманные "караси" (четыре-пять) берутся за руки и, встав поперёк площадки, образуют сеть.
Теперь "караси" должны перебегать на другую сторону площадки через сеть (под руками). "Щука" стоит за сетью и подстерегает их. Когда пойманных "карасей" будет восемь-девять, они образуют корзины - круги, через которые нужно пробегать. Такая корзина может быть и одна, тогда её изображают, взявшись за руки, 15-18 участников. "Щука" занимает место перед корзиной и ловит "карасей".
Когда пойманных "карасей" станет больше, чем непойманных, играющие образуют верши - коридор из пойманных карасей, через который пробегают непойманные. "Щука", Находящаяся у выхода из верши, ловит их.
Победителем считается тот, кто остался последним. Ему и поручают роль новой "щуки".
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Все "караси" обязаны при перебежке пройти сеть, корзину и верши. 3. Стоящие не имеют права задерживать их. 4. Игроки, образующие корзину, могут поймать "щуку", если им удастся закинуть сплетенные руки за спину "щуки" и загнать её в корзину или захлопнуть верши. В этом случае все "караси" отпускаются, и выбирается новая "щука".
"Совушка"
Подготовка. Из числа играющих выбирается "совушка". Её гнездо - в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. "Совушка" в гнезде.
Содержание игры. По сигналу ведущего: "День наступает, всё оживает!" - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: "Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходи на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх играющих.
Затем "совушка" опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу. Также можно отметить лучшего водящего - поймавшего большее количество игроков.
Правила игры: 1. "Совушке" запрещается подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному - вырываться. 2. После двух-трёх выходов "совушки" на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ей ни разу не попались.
«МОЛЕКУЛЫ»
Цель: выявление характера взаимоотношений в детском коллективе.
Содержание игры:
По сигналу ведущего (обычно хлопок в ладоши) играющие начинают хаотичное движение. По второму сигналу ведущий называет любое число до 10 (или слово «все»), а играющие должны объединиться в группы с названным числом. Игра повторяется несколько раз с различными числами.
«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Описание игры
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за
руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг
за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки.
Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались
пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот»
увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети
становятся «воротами».
Играющие образуют два круга, Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний - в другую сторону. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подает следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется.
Игра продолжается до тех пор, пока во внешнем круге останется три игрока. Они и являются победителями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.