«ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Оценка 4.8

«ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
английский язык
07.02.2022
«ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Основные подходы к обучению младших школьников на уроке английского языка"
Статья.docx

МАОУ «СОШ №8 г. Челябинска»

Учитель английского языка:

Стовбун Елена Владимировна 

 

СТАТЬЯ «ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

 

        Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. На начальном этапе обучения иностранному языку говорение выступает и как средство, и как самостоятельная цель обучения. Говорение на уровне репродукции языковых и речевых образцов используется для закрепления  фонетических, лексических и грамматических навыков. Для того чтобы данный процесс не стал механическим, скучным, рекомендуется использование различных игровых ситуаций, конкурсов и соревнований.

Во вводно-фонетическом курсе, цель которого -  формирование фонетических навыков, говорению должно отводиться столько же времени, сколько и связанному с ним аудированию. Дети должны постоянно отрабатывать произношение звуков, правильно делать ударение в словах и выделять смысловой центр в предложении, различать интонацию изучаемых типов предложений. Вырабатывая умение различать на слух особенности английской речи, дети учатся имитировать новые для них звуки и мелодику предложений. Важно также формировать у младших школьников навыки само- и взаимоконтроля, постоянно вовлекая их в процесс общения на уроке и побуждая анализировать восприятие речи, как собственной, так и своих одноклассников. 

        Тренировочные упражнения на развитие навыков и умений говорения служат ещё и для отработки лексических и грамматических навыков.  Традиционно с  этой целью используют упражнения на повторение, подстановку, трансформацию и на соединение нескольких речевых образцов. Рекомендуется на этих этапах  уроков  включать  игры  на отгадывание, игры с элементами информационного пробела (information gap activities) и другие, способные превратить рутинное задание в увлекательное соревнование. Важно, чтобы эти задания основывались на использовании аудиозаписей в классе и самоподготовке.

Обучение говорению всегда обусловлено ситуациями общения. В курсах, имеющих коммуникативную направленность, ситуации общения и речевые задачи должны быть понятны учащимся и не должны выходить за рамки их реального или потенциального контекста деятельности. Любое задание, имеющее целью монологическое или диалогическое высказывание, может быть выполнено при соблюдении следующих условий:

• учащиеся понимают суть задания;

• речевые задачи основываются на сюжете, интересном для детей данного возраста, что является естественным стимулом к говорению;

• им есть что сказать, т. е.  они владеют нужной информацией;

• видеоряд и формулировка задания дают  необходимый уровень содержательных, речевых и языковых опор;

• учащиеся уже овладели речевыми образцами, необходимыми для решения данной коммуникативной задачи;

• у учащихся имеются необходимые языковые средства (набор слов и грамматических структур) для требуемой подстановки/ трансформации/дополнения или соединения в рамках поставленной коммуникативной задачи.

Говорение может реализовываться в форме монолога или диалога. Диалогическая речь - форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Диалоги явно преобладают на занятиях по иностранному языку как форма общения более естественная в учебных ситуациях, особенно на начальных ступенях обучения. При обучении диалогу особое внимание следует уделить такой характеристике диалогической речи, как реактивность. Необходимо тренировать учащихся в быстроте реагирования на привычные речевые стимулы (на приветствие/прощание, на вопрос о самочувствии, на вопрос  о том, что он/она делает или собирается делать и т. д.). На начальном этапе целесообразно идти от заучивания простейших диалогов или диалогических единств к их последующему комбинированию, трансформации в соответствии с новой речевой задачей или ситуацией общения.               

   Отдельной задачей является обучение монологической речи - форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда и  к самому себе - требующей соблюдения логики и последовательности изложения мысли, смысловой законченности высказывания, его соответствия поставленной задаче, а также использования соединительных слов или союзов.

Во 2 классе, когда только начинается формирование навыков монологической речи, нет строгого разграничения на типы монолога, так как  основной акцент делается на расширение использования языкового материала, его накопление и комбинирование в рамках различных речевых ситуаций.

В 3 классе, активно идет формирование умений монологической речи: дети учатся рассказывать о своей семье, увлечениях, домашних питомцах; описывать внешность человека, внешний вид и повадки животных, рассказывать о временах года и характерных для них забав в рамках изучаемого лексико-грамматического репертуара.

В 4 классе, продолжается формирование умений монологической речи: дети учатся давать краткие сведения о своих родных местах и их достопримечательностях. Практика показывает, что речевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективность урока, активизировать речевую деятельность обучающихся, повысить их интерес к языку.

Таким образом, использование различных речевых ситуаций на уроках английского языка позволяют придать речи обучающихся характер естественной иноязычной коммуникации, последовательно усложнять и изменять учебно-речевые действия, обеспечить повторяемость усвоенного лексико-грамматического материала, таким образом активизировать речевую деятельность школьников по всем аспектам.

Список литературы

1. Английский язык:  пособие для учителя / [М.В. Вербицкая, О.В. Оралова, О.С. Миндрул, Б. Эббс, Э. Уорелл, Э. Уорд]; под ред. проф. М.В. Вербицкой.- М.:Вентана-Граф:Pearson Education Limited, 2012

2. Английский язык: программа: 2-4 классы / М.В. Вербицкая.- М.: Вентана-Граф, 2013 (FORWARD)

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991.

4. Примерная образовательная программа начального общего образования.- М: Просвещение, 2010

5. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / М.: АСТ Астрель, 2008.

 


 

МАОУ «СОШ №8 г. Челябинска» Учитель английского языка:

МАОУ «СОШ №8 г. Челябинска» Учитель английского языка:

При обучении диалогу особое внимание следует уделить такой характеристике диалогической речи, как реактивность

При обучении диалогу особое внимание следует уделить такой характеристике диалогической речи, как реактивность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2022