Обучение грамоте [г] [г'] 1 класс

  • docx
  • 23.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обучение грамоте.Филипьева.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

Технологическая карта урока обучение грамоте

для 1  класса

по теме: «Звуки [г], [г’]  Буква Г г.Не делай другим того, чего не желаешь себе.»

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы Ш – 37

Филипьева Диана Андреевна

Руководитель от колледжа

Прягаева Елена Алексеевна

___________________

 Отметка «      » (___________________)

 

 

                                                                                     Соликамск, 2020

Тема урока

Звуки [г], [г’]  Буква Г г.Не делай другим того, чего не хочешь себе.»

УМК

«Школа России»

Цели деятельности педагога

Познакомить со звуками [г], [г’]   и буквой Г г, чтение слогов, слов и предложений с новой буквой.

Тип урока

Комбинированный.

Планируемые

образовательные

результаты

Познавательные:

познакомить с новыми буквами Г и г ; научить выделять звуки [г] и [ г] в речи; определять местонахождение новых звуков в словах; давать характеристику изученным звукам [ г], [г¢];

Коммуникативные:

формировать умение работать коллективно, в парах; формирование умение слушать, слышать, понимать собеседника и вести диалог; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Личностные:

формирование умения определять общие правила поведения; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Программные средства: 

комплект методических пособий УМК « Школа России».

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Основные понятия и термины

Звук, буква, правило.

Образовательные ресурсы

«Азбука» (1 часть) Горецкий В.Г., 1 класс; интернет источники:  Методическое пособие с поурочными разработками  В.Г. Горецкий;

Азбука. 1 класс 1 часть. Горецкий В. Г. Школа России (znayka.pw)

Наглядно-демонстрационный материал

«Азбука» (1 часть) Горецкий В.Г., 1 класс, лента памяти, образец буквы.

Оборудование

Доска, презентация.

 

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации со взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный

Контроль

1. Орг. момент.

Развивающий элемент, развивает ответственность к подготовке на урок

 

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Диана Андреевна, и сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я.  

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

– Проверим готовность к уроку.

На краю стола должен лежать пенал с ручками, цветными карандашами и азбука.

-Если все готовы, можем начинать урок!

 

Приветствуют учителя, внимательно слушают

Фронтальная.

Коммуникативные: приветствие учителя.

Зрительный контакт.

2. СТИЦ

 

/звучит музыка /

- Ребята, что это?

Давайте-ка посмотрим, кто к нам пришел.

(на слайде появляется  гном,  на столе конверт)

- Посмотрим, что там в конверте?

Текст: Возле горки, на пригорке живут 33 Егорки.

О чем говорится в пословице? Что в пословице называют Егорками?

(Загадка, если не догадались: Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы - нет под шапкой головы.)

- Где выросли грибы?

- Какой звук повторяется?

- Кто догадался, на какую новую букву он указывает?

- Кто знает, как она выглядит? Найдите ее на доске.

/магнитная полоска с буквами - Л, Д, И, Т, Г, П, Н./

- Конечно же, это новая буква Г. (показываю)

/из конверта появляется буква/.

-Сегодня мы с вами  познакомимся со звуками [г], [г’]   и буквой Г г, прочитаем слоги, слова и предложения с новой буквой.

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

Грибы

 

 

 

Звук г, г’, буква Г

 

 

 

 

 

 

3. Актуализация знаний.

Развивает мышление и анализ информации. Развивает умение слушать и понимать других.

Развивает сравнительную способность.

- Прежде, чем мы перейдем к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним уже изученные нами буквы.

/таблица “Алфавит”/

- Какие согласные буквы обозначают только звонкие звуки?

- Какие гласные  могут обозначать два звука.?(е,я)

- Когда они могут обозначать два звука? (когда стоят в начале слова, после гласной буквы.)

- Приведите примеры слов, в которых гласные обозначают два звука.

- Какие согласные буквы имеют пару по звонкости ? – з - с, б - п, д – т.

- Сегодня мы с вами сможем прибавить к этому ряду еще одну букву.

 

- Хорошо! Молодцы !Мы с вами вспомнили согласные, которые обозначают только звонкие звуки, а так же гласные, которые обозначают два звука и привели примеры слов. Повторили согласные буквы, которые имеют пару по звонкости.

 

 

 

 – н, м, р, л .

 

 

Е,я

 

Яна, енот, яблоко, ежевика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная.

Личностные: умение слышать друг друга.

Метапредметные: умение определять цели и задачи урока.

Правильный ответ.

4.Выделение изучаемого звука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивает восприятие новой информации, ее анализ и закрепление Воображение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Как вы думаете, кто был помощниками и хорошими друзьями у гнома?

 

-Чтобы было легче вам понять, давайте отгадаем загадку.

Стоят на крепкой ножке

Теперь лежат в лукошке.

 

Ответ: грибы

На слайде представлена схема к слову грибы

 

-Произнесите слово грибы по слогам.

(Проверим хлопками)

-Сколько слогов в этом слове?

-Назовите ударный слог?

-Назовите 1-ый слог в слове грибы,

-Сколько слогов слияния в этом слове? Какие?

-Какой звук вне слияния?

-Какой новый изучаемый звук в этом слове?

-Дайте этому звуку характеристику, какой он, почему?

 

 

 

- Ребята, гном принёс мне иллюстрацию с пеньком .

- И он задаёт нам такой вопрос, знаете ли вы   как можно определить возраст спиленного дерева?

На слайде представлена схема к слову круг.

-Сколько слогов в этом слове?

-Назовите ударный слог?

-Сколько слогов слияния в этом слове? Какие?

-Какой звук вне слияния?

-Какой новый изучаемый звук в этом слове?

-Дайте этому звуку характеристику, какой он, почему?

 

-Назовите первый звук, какой он? 2-ой, 3-ий, 4-ый, 5-ый?

 

Т.е. мы делаем вывод, что звук г согласный, может быть как твёрдым так и мягким. Это зависит от последующей гласной.

- Ребята, давайте попробуем произнести звук [г]. Я попрошу сесть вас правильно. Ноги на полу. Слушаем внимательно.

Артикуляция

 Чтобы произнести звук г, губы должны быть в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов.   Давайте попробуем произнести звук г , 3,4…

- Сейчас мы с вами поиграем в игру. Проверим, слышите ли вы новый звук.

- Ваша задача хлопнуть в ладоши, когда слышите звук «Г».

А У Г И О Г Г Э Г Ы И Г А Г Э О Ы А Г Б Р Д Г С Г Т М Н Г Ш Щ З Г ГА

НЫ РО СЫ ГУ ГО ЛА ГЭ МУ ТО

НОС ГУБА РОТ ГНОМ ГОД ВАТА ГУСЬ ГРУША ГРАЧ НОТА ЕДА ГРЫЗУН ЛОПАТА ГРАБЛИ ТОПОТ ИГРА БРИГАДА СТОРОЖ МАКУШКА БРЫЗГАТЬ

 

-Итак, подводим еще раз, что звук г бывает мягким и твёрдым, мы это доказали на примерах.

- Молодцы!Идём дальше.

 

 

Грибы

 

 

 

 

 

 

Гри-бы

 

В этом слове 2 слога

Ударный слог в слове грибы-бы

1 слог в слове грибы – гри

 

Новый изучаемый звук в слов грибы -г

 

 

 

 

 

 

 

По кол-ву кругов.

 

 

 

1

Круг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная,индивидуальная.

 

 

 

 

Предметные: умение проводить слого-звуковой анализ, обозначить новый звук буквой.

Личностные: умение слышать друг друга. Имеют познавательный интерес к знаниям.

Зрительный контакт, правильный ответ.

5. Знакомство  с буквой

Развивает восприятие новой информации, ее анализ и закрепление

-Звук [г] [г’]  на письме обозначается буквой Г.

 

-В таком виде буква г встретится вам в учебниках и книгах.( Показ печатной буквы на доске )

 

-Гном хочет, чтобы мы нашли домик на ленте памяти для нашей буквы.

 

-На каком этаже будет располагаться эта буква? Почему?

 

 

Какие слова пишутся с заглавной буквы Г? Приведите примеры

-И так, вот такие примеры приведу я города: Геленджик, Грозный, Грязовец, Глухово, Гатчина, Галич, Городец.

-Имена: Мужские: Григорий, Глеб, Герасим, Геннадий, Георгий.
Женские: Галина, Герда, Гульнара, Глафира.

- Ребята, я привела в пример город Геленджик. А вы знаете, чем славится этот город?

- Сейчас я вам расскажу о некоторых интересных фактах об этом городе.

-В этом городе стоит памятник одному из самых часто упоминаемых персонажей пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» – Коту ученому. Таких скульптур на территории России насчитывается десять, однако геленджикский кот – самый известный.

Надпись Геленджик видно из любой точки города и даже из космоса - её общая длина 100 метров. Каждую осень и весну её подкрашивают и обновляют.


Один раз в два года в сентябре в Геленджике проводится гидроавиасалон, где несколько дней подряд жители и гости города могут лицезреть всевозможные модели вертолетов и самолетов в действии. Шоу очень впечатляющее.

- Вот такие очень интересные факты о городе Геленджик.

-А теперь давайте приведём примеры, где буква Г встречается в середине и в конце слов.

- А вот такие слова привожу в пример я :

С буквой г в середине слова: нога, багет, лига, бугор.

Заканчиваются буквой г: снег, бог, рог, аншлаг, монолог.

- Молодцы! Мы с вами узнали как выглядит печатная буква Г, нашли букву на ленте памяти, рассмотрели слова, в которых встречается буква Г и узнали интересные факты про город Геленджик.

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

Галя,Гена т.к имена собственные и пишется с большой буквы так как начало предложения.Так же названия рек, городов.

 

 

 

 

Физ. минутка

Поддерживает тонус организма Помогает расслабиться и в будущем сосредоточиться на новом материале.

Ребята, давайте немного отдохнем.

-Первый раз я показываю,на второй раз вы повторяете за мной движеия,а на третий раз повторяете и движение и текст.

Встаньте так, чтобы не мешаться друг другу.

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед – «ищем пропажу».)
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)

Выполняют Физ. минутку

 

 

 

6. Чтение слогов

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивает восприятие новой информации, ее анализ и закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Сейчас мы с вами будем читать слоги.

-У вас в учебнике на странице 119 представлены слоги

- Давайте прочитаем  сначала их жужжащим чтением.  

-А теперь в слух нам прочитает (имя)

-Прочитайте 5-ый слог, 3-ий, 1-ый, 2-ой, 4-ый.

- в каких слогах, звук г мягкий, а в каких твёрдый? Почему?

 

Делаем вывод, что твёрдость или мягкость согласной зависит от последующей гласной.

 

 

- Хорошо!

 

-Мы с вами научили читать слоги с новым звуком.

 

Слушают задание учителя.

 

ГИ ГУ  ГА ГЕ  ГО

 

Читают жужжащим чтением.

Читают хором.

 

 

 

 

Фронтальная, индивидуальная.

Предметные: распознавать в словах новые звуки.

Закрепить новый материал.

Правильный ответ, зрительный контакт.

7. Чтение слов с пометами

 

-Давайте научимся читать слова с новой буквой .

-Ставим указательный палец на первое слово и читаем жужжащим чтением

-Первое слово по слогам прочитает …(имя).

-Второе слово в первом столбике по слогам прочитает …

-Теперь целым словом прочитает его …

 -Первое слово во втором столбике по слогам прочитает…

-Это же слово целым словом прочитает …

-Второе слово в этом столбике по слогам прочитает …

-Это же слово целым словом прочитает …

- Посмотрите на первые два слова в первом столбике и скажите,  почему они пишутся с большой буквы?

- А теперь посмотрите на третье слово в пером столбике и на первое слово во втором столбике. Что вы заметили?

- И найдите два последних слова, чем они отличаются?

-Хорошо! Мы справились с этим заданием. Мне очень понравилось, как читала….и…

Читают жужжащим чтением.

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так как это имена людей.

 

Второе слово употреблено во множественном числе.

 

Фронтальная

Предметные: распознавать в словах новые звуки.

 

Правильный ответ

8. Чтение текста.

Сюжетная картинка.

 

-Сейчас мы будем читать текст.

Давайте прочитаем предложения на странице 119,

Читаем сначала в полголоса (жужжащие чтение).

-Первое предложение прочитает(имя),второе….,третье.

- О чём говорится в предложении ?

-Сколько предложений вы увидели?

-Кто набрал много грибов?

- Что было в корзинке у Гали?

-А что было у Гены?

-Давайте попробуем составить небольшой пересказ.

 

-Хорошо! Мы с вами прочитали текст, сделали про тексту пересказ.

 

 

Внимательно слушают учителя.

 

 

 

 

8. Развитие речи учащихся.

 

 

 

 

 

 

Беседа.

 

 

 

 

Ребята, посмотрите на название  на странице 118.

Прочитайте пословицу.

Не делай  другим того , чего себе не пожелаешь.

-Кто как понимает данную пословицу?

-В пословице говорится, что вести себя с друзьями надо так, как хотелось бы вам, чтобы  они вели себя с вами. Нельзя обижать человека, говорить про него плохие вещи, так как потом этот человек будет относится к вам так же.

-А теперь наш гном просит вас посмотреть на иллюстрацию.

- Какие слова со звуком Г можете назвать?

- Какие грибы вы видите на иллюстрации ? (мухомор, белый, …..)

 

-Чем занимаются жители города?

- Давайте придумаем сказку про город грибов.

- Вот такая сказка получилось у меня  На сказочной планете, в сказочной стране, существовал город грибов. Его жители жили в домах в форме гриба. У кого-то дом напоминал мухомор, у кого-то - белый гриб, а кто-то жил в волнушке.

Все жители носили на голове шляпки. Они готовили себе грибную солянку, грибной суп и тушеный картофель с грибами. Этот город был очень красивым. Все его жители жили в мире и спокойствии.

-А теперь попробуйте вы

- Кто готов?

- Давайте послушаем (имя)

-Очень хорошо!

- Мы делаем вывод, что относится к людям надо по доброму, так же как ты хочешь, что бы относились к тебе.

-Таким образом, мы с вами разобрали пословицу, рассмотрели иллюстрацию, составили по ней сказку.

 

Слушают,отвечают

 

 

 

 

 

 

 

(огород, грибы, грядки, ягоды, грузди, город).

 

 

 

 

 

 

Фронтальная.

Личностные: умение слышать друг друга.

 

Правильный ответ, зрительный контакт.

9. Итог урок. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, скажите, с какой буквой и звуками мы сегодня познакомились?

- Да, и теперь мы можем говорить слова и предложения с данной буквой.

- У вас на столах лежит иллюстрация  с гномом, если вам понравился урок,а так же понравилось, как вы работали,то раскрасьте шляпу в зелёный цвет, а если вы не довольны уроком , то закрасьте шляпу гнома в красный.

 

-Спасибо вам большое за урок, с вами было приятно работать.Урок окнчен!

 

 

Отвечают на вопросы.

Индивидуальная.

Метапредметные: умение оценивать результаты своей работы.

Правильный ответ.

10. Домашнее задание.

-

-

-

-

-

-

 


 

Скачано с www.znanio.ru