обучение грамоте тема: "буква З и звуки (з) (з')"

  • docx
  • 18.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала буква З и звуки.docx

1.      Тема урока: буква З и звуки (з) (з*)

2.      Тип и вид урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)

3.      Цели урока: сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з'], и буквах З з.

4.      Задачи урока: Образовательная :  познакомить детей со звонкими согласными звуками согласными         звуками [з, з '], буквами З з. Учить читать слоги, слова, предложения с этой буквой.

5.      Планируемые результаты:

Предметные:

Выделять звуки [ з, з ] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по серии картинок. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Личностные УУД:

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

Метапредметные:

Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки.

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

6.      Основные понятия:  

7.      Форма урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

8.      Технология

Методы: наглядный, беседа, диалог, практический.

Приемы: индивидуальная, фронтальная беседа, работа в парах

9.      Оборудование:  медиапроектор, учебник, дополнительная литература, кроссворды, карточки для работы в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача.

Этап.

Учебная ситуация

Формируемые УУД

Деятельность

 Учителя

Деятельность

учащихся

Организовать детей на деяте льность,

Создать

благоприятный

настрой

учащихся на работу,

активизировать

внимание детей

Организационно - мотивационный

Здравствуйте ребята

Если хочешь много знать,
  Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться

– Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

Сядем, когда услышим согласный звук [о] [у] [а] [и] [ы] [м]

Докажите, что это согласный звук.

А ещё какой это звук? (звонкий твёрдый)

Давайте вспомним, чем различаются буквы и звуки.

- Ребята, сегодня мы продолжаем путешествовать по стране Звуков и Букв.

Речевая разминка

Но сначала нам нужно сделать речевую разминку.

Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.

Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: [з’ з’ з’ з’].

Комар звенит: [З З З З], комарик: [з’ з’ з’ з].

-Отлично.

 

Приветствие учителя

 

 

 

 

 

 

- дети содятся когда слышат звук [м]

 

 

Подвести детей к теме и цели занятия.

 

Постановка темы и цели урока

  Назовите 2 звука, которые вы услышали.

 

Определите, с чем сегодня познакомимся? А чему надо научиться?

 

 

 

 

 

 

 

А как мы будем работать?

 

[з], [з`]

 

(познакомимся с новыми звуками и буквой, которая обозначает эти звуки; будем учиться выделять новые звуки в словах, рассказывать всё о новой букве, читать слоги, слова и предложения с этой буквой)

(Сначала выясним, какие это звуки, как называется новая буква. Затем будем учиться находить новые звуки в словах, читать слоги, слова и предложения с этой буквой. В конце урока проверим свои умения)

 

Открыть новые знания.

Открытие  новых знаний

Ребята, сейчас я предлагаю вам самим побыть исследователями. Вы будете работать в группах с новыми звуками и новой буквой.

Напоминаю правила работы в группе

1. Говори вежливо, не перебивай

2.Называй собеседника по имени

3.Работаем дружно

4. Говорим тихо, вполголоса

Задания группам

1. Охарактеризуйте звук [з]. Для этого произнесите его по очереди и определите, какой он (гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий). Объясните, почему. Обозначьте его цветовым квадратиком

2. Придумайте слова с твёрдым согласным звуком [з]

3. Охарактеризуйте звук [з’]. Для этого произнесите его по очереди и определите, какой он (гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий). Объясните, почему. Обозначьте его цветовым квадратиком

4. Придумайте слова с мягким согласным звуком [з’]

5. Как называется новая буква. На что она похожа? Сравните большую и маленькую буквы. (у учащихся на партах алфавит)

6. Составьте слоги с новой буквой. Прочитайте их.

.а .у .ы .и .о .е

а. у. ы. и. о. е.

А теперь давайте послушаем результаты вашей работы

1 группа(сообщает) Каким цветом обозначим этот звук? Возьмите этот квадратик

2 группа (сообщает) А у кого в нашем классе в начале имени или фамилии этот звук? (Зверев, Зорко, Заря)

3 группа (сообщает) Каким цветом обозначим этот звук? Возьмите этот квадратик

4 группа (сообщает)

-А теперь давайте удивим наших гостей. Покажем им, что мы умеем составлять звуковые схемы к словам.

Зима и зайка. (двое у доски, а остальные - на партах).

Разделим слова на слоги.

-Поставим ударение. Определим какой слог ударный.

- Заменим уже известные нам звуки буквами.

- Какие звуки вы не смогли заменить буквами? Почему?

5 группа (сообщает)

Познакомимся с новой буквой, она сегодня к нам пришла(ученица рассказывает стихотворение)

Буква З на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Извиваюсь, словно змейка.

Срисовать меня сумей-ка!

Напечатаем эту букву в тетради для печатанья.

А вот такой эта буква была в старославянской азбуке. Как она называлась? (земля)

6 группа (Читает слоги)

Подведём итоги работы в группе. Почему в группе интереснее и легче работать?

Чью работу вы хотите особенно отметить и за что?

Физминутка

Только в лес мы вошли,
появились комары. (Изображаем звуком)
1 – хлопок над головой,
2 – хлопок за спиной.

Видим мы – из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках убежим.

 

 

 

Коммуникативные УУД:

развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.

 

Закрепить знания, которые дети получили на уроке.

Закрепление изученного материала.

-А теперь над чем надо поработать?

Поучимся читать слова с буквой З. Прочитаем слова в столбиках хором

зима разные заинтересовали

Зина звери заползали

зимовали узнали выползали

засыпали

- Назовите двусложные, трехсложные слова. Как вы определили количество слогов в слове?

А в каком слове больше всего слогов? Сколько слогов?(7)

Слова прочитали, а теперь над чем надо поработать? Работаем с текстом.

Работа с текстом «Зоопарк».

В Азбуке на с. 91-92 прочитайте название текста.

- Можно ли по названию текста определить его содержание?

- Бывали ли вы в зоопарке?

-Прочитайте текст самостоятельно и приготовьтесь задать вопросы по содержанию.

(хорошо читающий ученик читает текст вслух)

-А теперь поработайте в паре и задайте друг другу вопросы

 

 

Подведение

итогов урока.

Выполнить

оценочно –

рефлексивную

деятельность.

Итог урока. Оценочно – рефлексивная деятельность

  Изучив новую букву, нам надо проверить свои знания и умения.

Самостоятельная работа

1. Обозначьте первый звук в словах «зебра», «змея», «звезда», «зяблик» соответствующим квадратиком.

2. Расскажите друг другу, что вы узнали про новую букву.

Проверим себя.

(1. Выкладывают зелёный, синий, синий, зелёный квадратики)

Буква «З» обозначает 2 согласных звонких звука: твёрдый [з] и мягкий [з’]

Итак, с чем сегодня надо было познакомиться, чему научиться?

А теперь оцените свои знания о букве «З» и умения различать согласные звуки твёрдый [з] и мягкий [з’] (Поднимите соответствующий кружок

жёлтый – Я всё понял! Я – молодец!

зелёный – Не всё понял, есть ошибки. Надо ещё поработать

красный – Мне надо ещё стараться, много ошибок!

А зачем нам всё это нужно знать и уметь?

Как думаете, чему нам предстоит научиться завтра на уроке обучения грамоте?

Наш урок подошёл к концу. Давайте его закончим стихотворением, с которого начали урок.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться