Обучение одаренных детей в условиях цифровой школы

  • Документация
  • docx
  • 09.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

выступление на ШМО
Иконка файла материала обучение одаренных детей в условиях цифровой школы.docx

Обучение одаренных детей иностранному  языку в условиях цифровой школы.

        Цифровая школа – это, на первый взгляд, обычная школа с внедренными информационными и коммуникационными технологиями. Но цифровая школа – это не только реализация Интернет-технологий, мобильные классы, интерактивные панели, доски, проекторы и другие объекты техники. В первую очередь это педагоги, обладающие знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, готовые и умеющие применять новые технологии на уроках и в других аспектах своей профессиональной деятельности, владеющие основами работы в сети Интернет, готовые к постоянным изменениям, обучению и самообучению.

 Цифровая школа – это открытая информационно-образовательная среда, где развивают такие навыки, как: умение самостоятельно добывать информацию и критически её оценивать, искать способность к взаимодействию и коммуникации, творческий подход к делу.

Самой главной  задачей в проекте «цифровая школа» является обучение детей навыкам работы с информацией.

Основной упор в методике преподавания иностранного языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции на основе познания мира, в котором мы живём. Определив одарённых ребят, учитель должен заинтересовать их своим предметом, его значимостью, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринять всё возможное для развития их одарённости. В основе определения одарённости можно выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству. Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Систему работы с одарёнными детьми можно разделить на три части:

1) урочная деятельность – традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;

2) внеклассная работа – предметные олимпиады, предметные недели, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;

3) система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, самостоятельная работа учащихся.

Реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному  языку происходит, в основном, на учебных занятиях, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми.

Существует четыре основных подхода в работе с одарёнными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Инновационные уроки позволяют поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся.

Дифференцированный подход означает определение количества, качества и последовательности упражнений, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.

Разноуровневая технология предполагает незримое подразделение детей на одарённых, продвинутых и обычных. Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание (при этом оговаривается роль каждого ученика). 

Использование информационно – коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дают возможность избежать субъективной оценки. Использование компьютера и цифровых образовательных ресурсов в обучении иностранному языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.

ИКТ являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Они обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.).

На уроках ИЯ применяются следующие цифровые образовательные ресурсы: мультимедиа-презентации, текстовые редакторы, электронные таблицы, тесты, электронные обучающие программы, электронные учебники, учебные Интернет ресурсы.

 «Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование.

Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Уроки «Российской электронной школы» – это выверенная последовательность подачи дидактического материала на протяжении всего периода обучения, преемственность в изложении тем, формирование связей между предметами.

В «Российской электронной школе» можно учиться постоянно, а можно заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дополнительные материалы. Родители смогут по-новому взглянуть на школьное образование, и, если появится такое желание, снова «сесть за парту» вместе со своими детьми.

 

 

 

Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является проектный метод как активный способ обучения одарённых детей. Преимущества проектной деятельности в том, что она включает в себя интегрированную  межкультурную работу, придаёт учебному процессу динамичность и привлекательность. Проекты развивают независимость, так как дети учатся иметь не только своё собственное мнение, но и принимать решения. Проект всесторонне развивает ребёнка, обогащает его образовательный уровень, положительно влияет на эмоциональное развитие.

В нашей школе накоплен большой опыт поддержки и сопровождения одарённых детей в области английского языка. Уже на начальном этапе обучения английскому языку ведётся работа по выявлению интересов и склонностей каждого ученика как на уроках, так и во внеурочное время. На уроках имеют место групповые формы работы, творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Например, придумать загадку, составить ребус, кроссворд по данной теме, взять интервью у известного человека.  Это помогает создать благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся и расширения знаний по предмету. Глобальная сеть Интернет позволяет получить ученикам любую необходимую информацию: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов по выбранной тематике.

Важным фактором, влияющим на развитие одарённости учащихся и на выявление скрытых одарённостей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Это мероприятия, проводимые во время  декады иностранного языка. Они вызывают огромный интерес у учеников. Они проявляют максимум смекалки и изобретательности при их подготовке, показывают при этом хорошее знание английского языка и традиций и культуры страны, изучаемого языка.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями для выявления и развития одарённых детей обладают факультативы  и кружки «Деловой английский», «Учимся писать эссе», «Занимательный английский», «Окно в Британию», конкурсы чтецов на английском языке, инсценирование сказок. Учащиеся активно участвуют в различных олимпиадах и конкурсах вне школы: «Олимпис», «Бигфут», «Британский бульдог» , «Мириады открытий» и многих других. Также постоянно занимаются на образовательных порталах Учи.ру и Инфоурок, работают на сайте президентской библиотеки имени Ельцина.

Мультимедийные презентации (ММП)

Презентации широко применяются почти всеми учителями. Они удобны и для учителя и для учеников. Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Образовательный потенциал ММП может эффективно использоваться на уроках ИЯ для осуществления наглядной поддержки обучения речи.

Преимущества ММП заключаются в следующем :

  • сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
  • возможности использования для презентации как интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
  • возможность использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы);
  • активизация внимания всего класса;
  • обеспечение эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
  • осуществление контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
  • сочетание классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся;
  • экономии учебного времени;
  • формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы.

Программа РР и её продукт (ММП) обладают рядом свойств, которые отличают их от традиционных средств представления наглядности. К ним относятся:

  • интерактивность – способность изменяться и реагировать на действия пользователя, что позволяет ему определять порядок и объем представляемой информации, а также вносить необходимые изменения в одну и ту же презентацию;
  • мультимедийность  использование комплекса эффектов для представления информации (текст, звук, графика, мультипликация, видео) одним техническим средством;
  • комплексность представления информации – возможность управления показом презентации в различном режиме (линейно, с эффектом анимации, с помощью гиперссылок);
  • дискретность  смысловая завершенность отдельного слайда или группы слайдов (они\он должны\должен представлять законченный в смысловом отношении фрагмент презентации);
  • программная совместимость – возможность использовать объекты из других программ, например из приложений MS Office;
  • доступность технического инструментария – наличие у пользователя элементарных навыков работы с компьютером, в частности с программным пакетом MS Office.

На уроке английского языка в основном применяются обучающие презентации. Они различаются по видам речевой деятельности (при обучении чтению, письму, говорению или аудированиию); по аспектам речи (при обучении лексике, грамматике или фонетике); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).

Использование МПП PowerPoint в учебном процессе упрощает применение различных видов языковых и речевых упражнений: имитативных, подстановочных, трансформационных, репродуктивных (Пассов Е. И.)

Что касается демонстрации МПП на уроке, то следует сказать, что смену слайдов лучше осуществлять не в автоматическом режиме, а посредством нажатия клавиши Описание: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/559341/img1.gif или щелчка мыши. В процессе демонстрации можно использовать функцию рисования на слайде (для составления схемы, например, или выполнения упражнения “Matching”).

Можно предложить такие способы использования презентации на уроке:

  • МПП проецируется на большой экран, учащиеся следят за ходом презентации со своих мест, такая презентация может использоваться на любом этапе урока (для презентации нового материала, его тренировки);
  • Учащиеся видят презентацию на экранах своих компьютеров, учитель дает пояснения (с помощью монитора или большого экрана);
  • Учащиеся самостоятельно знакомятся с презентацией (во внеурочное время); она выступает в качестве электронного раздаточного материала (тестирование, справочные материалы, повторение пройденного материала).

Таким образом, можно сказать, что программа PowerPoint позволяет учителю создавать качественные учебные материалы для выполнения конкретных учебных задач.

Электронные обучающие программы

На настоящий момент в распоряжении учителя имеется довольно большое количество обучающих компьютерных программ как отечественных, так и аутентичных. Перед учителем, применяющим компьютерные программы для обучения, встает проблема интеграции их в учебный процесс. При этом нужно помнить, что по санитарным нормам и правилам дети 2-5-х классов, к примеру, могут работать за компьютером не более 15 минут.

Можно использовать интерактивный курс английского “24/7 Teen Talk English”, который состоит из 2 уровней по 8 разделов, в каждом разделе по 5 уроков. В курсе есть много звукозаписей и анимационных роликов, звук записан носителями языка из Великобритании: профессиональными дикторами и подростками 9-13 лет. Курс содержит множество речевых упражнений, упражнений для тренировки произношения, грамматических упражнений, упражнений и игр на тренировку правописания. Тематика уроков позволяет без труда интегрировать курс в учебный процесс.

Хорошие отзывы получил курс “Правильный английский без скучных правил”. Это интерактивный курс английского языка для детей от 4 до 12 лет со встроенной системой распознавания речи, он состоит из 3 частей – каждая предназначена для своей возрастной группы (“Сказочный домик” – для 4–6-летнего возраста, “Удивительный город” – 7–9 лет, “Волшебный мир” – 10–12 лет). Каждая из обучающих игр предлагает задания 3-х уровней сложности:

1.    погружение – пассивная форма, ознакомление с материалом в форме игры, выполняя задание, ребенок слышит, как произносится каждое слово;

2.    понимание на слух – чтобы справиться с заданиями, нужно постараться понять то, что говорит по-английски робот;

3.    разговорная практика – нужно правильно произнести в микрофон слово или целую фразу.

Курс предусматривает изучение британского и американского вариантов английского языка.

Программа сама проверяет правильность выполнения заданий, позволяя ребенку наглядно увидеть картину своего успеха. Так в “Волшебном мире” после окончания каждого задания появляется изображение дерева, и чем выше поднимается на нем белка, тем лучше результат ребенка.

Программа Профессор Хиггинс состоит из двух частей – курса фонетики и курса грамматики. Курс фонетики ориентирован на классический британский вариант английского языка, а курс грамматики включает 130 независимых уроков, каждый из которых посвящен одному из разделов грамматики. Программа развивает коммуникативные навыки во всех видах речевой деятельности.

Курс Bridge to English I – лингафонный базовый курс английского языка, 20 уроков которого содержат лексику на английском и русском языках, диалоги и грамматический материал на русском. Каждый урок посвящен отдельной теме и включает в себя большое количество упражнений, которые можно использовать как для тренировки и закрепления, так и для контроля знаний учащихся.

Для обучения лексике послужит иллюстрированный тематический словарь Learn English. Eurotalk. Interactive. Программа тренирует лексику по 9 темам, включает упражнения восприятия на слух, говорение и развитие памяти.

Для работы в 10–11-х классах (УМК Кузовлева, УМК Грозы) подойдут следующие Обучающие программы на CD-Rom (уровни Advanced и Intermediate)[3]:

1.     Living English. Живой английский. М.: “РЕПЕТИТОР Мультимедиа”, Глосса, 2006;

2.     Frankly Speaking. Говорим откровенно. М.: “РЕПЕТИТОР Мультимедиа”, 2004;

3.     Discovering the World. Открываем мир. М.: “РЕПЕТИТОР Мультимедиа”, 2004;

Эти программы хорошо интегрируются тематически в данные УМК. Они соответствуют тематике Госстандарта и требованиям ЕГЭ.

Интернет – ресурсы в обучении ИЯ

Преимущества внедрения Интернет-технологий в процесс обучения английскому языку в настоящее время не вызывает сомнений. Не подлежит сомнению также позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации (электронной почты, чата, форумов, веб-конференций) на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Ресурсы сети являются бесценной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их личных и профессиональных интересов и потребностей. Однако само по себе наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. Методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет – ресурсами может способствовать формированию у них не только ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка, но и даже расизма и ксенофобии.

Учебные Интернет – ресурсы должны быть направлены на комплексное формирование и развитие:

  • Аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (лингвистического, социолингвистического, социокультурного, стратегического, дискурсивного, учебно-познавательного);
  • Коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;
  • Коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет;
  • Умений использовать ресурсы Интернета для самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города;
  • Умений использовать ресурсы сети для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей.

В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы.

Наиболее распространенные формы телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) – электронная почта, чат, форум, ICQ, видео- , веб-конференции и др. Первоначально они были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга, а сейчас они используются в учебных целях в обучении иностранному языку.

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках. Учебные Интернет-ресурсы (ИР) создаются исключительно для учебных целей.

В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных ИР :

1.    hotlist

2.    treasure hunt

3.    subject sampler

4.    multimedia scrapbook

5.    webquest

Эти термины на русский переводятся с помощью транслитерации. Структура и методическое содержание каждого из этих ИР состоит в следующем:

Хотлист (hotlist) (список по теме) – список сайтов с текстовыми материалами по изучаемой теме. Чтобы его создать, нужно ввести ключевое слово в поисковую систему.

Мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook )(мультимедийный черновик) коллекция мультимедийных ресурсов, в отличие от хотлиста, в скрэпбуке кроме ссылок на текстовые сайты есть еще фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическая информация, анимационные виртуальные туры. Эти файлы могут быть легко скачены учащимися и использованы как информативный или иллюстративный материал при изучении определенной темы.

Трежа хант  (treasure hunt) (охота за сокровищами) кроме ссылок на различные сайты по изучаемой теме содержит и вопросы по содержанию каждого сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся. В заключение учащимся задается один более общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала). Развернутый ответ на него будет включать ответы на более детальные вопросы по каждому из сайтов.

Сабджект сэмпла  (subject sampler )– следующая ступень сложности по сравнению с трежа хантом. Также содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет. После изучения каждого аспекта темы учащимся нужно ответить на поставленные вопросы, но вопросы направлены не на фактическое изучение материала (как в предыдущем случае), а на обсуждение дискуссионных тем. Учащимся нужно не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.

Вебквест  (webquest) (интернет-проект) – самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов. Это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Один из сценариев организации ПД может быть следующим. С начала весь класс знакомится с общими сведениями по теме, затем учащиеся делятся на группы, каждой группе достается определенный аспект темы. Учителю необходимо подобрать для каждой группы необходимые ресурсы в соответствии с изучаемым аспектом. После изучения, обсуждения и полноценного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы в каждой новой группе было по одному представителю первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы.

Каждый из пяти видов учебных Интернет-ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи. Первые два направлены на поиск, отбор и классификацию информации. Остальные содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности учащихся.

Можно использовать уже готовые учебные ИР, можно создавать их самим. Большой банк англоязычных учебных ИР находится в сети на сайте www.kn.att.com., нужно лишь ввести в поисковую систему ключевое слово (изучаемую тему) и выбрать, какой именно требуется ресурс (хотлист или вэбквест).

Использование различных концепций обучения:

Адаптивное обучение

Это образовательный метод, при котором используется в качестве интерактивного обучающего устройства компьютер. Компьютер приспосабливает представление учебного материала под нужды ученика, чаще всего это происходит в форме ответов на вопросы и задания. Смысл такого обучения состоит в том, чтобы при помощи компьютера объединить интерактивные возможности студента и наставничество преподавателя, с которым может общаться студент. Технология включает аспекты, полученные из разных областей знаний, включая информационные технологии, педагогику и психологию.

Синхронное и асинхронное обучение

Синхронные онлайн классы предполагают одновременное участие в них учеников и учителя. Лекции, обсуждения и презентации случаются в определенное время. Все участники, желающие принять в них участие, должны быть онлайн в это определенное время. Асинхронные классы проводятся по другому принципу. Учитель выкладывает материал, лекции, тесты и задания, доступ к которым может быть осуществлен в любое удобное время. Ученикам может даваться временной интервал – обычно это неделя – в течение которого они должны выйти для обучения в Интернет один или два раза, но ученики свободны в выборе этого времени.

 «Перевернутый» класс (перевёрнутое обучение)

«Перевернутый» класс – это обратный метод обучения, когда изучение предмета происходит онлайн, а домашнее задание выполняется в реальном классе.

Игрофикация (геймификация)

Игрофикация использует вовлечение в игру там, где обычно для игры нет места. Многие эксперты назвали игрофикацию одним из самых важных трендов в индустрии информационных технологий.

Как построено электронное обучение одаренных детей?

 

Применение различных методик и приёмов для повышения эффективности работы с одарёнными детьми показывает, что они не только отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижения качественных результатов обучения, но и приводят к повышению мотивации  изучения иностранного языка, стимулированию их познавательной активности и творчества всестороннему раскрытию и развитию способностей одарённых детей.

 

 

            Список литературы

1.     Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,.№,.с.73–75.

2.     Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.2008, №4, с.36–40.

3.     Кисунько Е. И., Музланова Е. С. Интерактивное обучение учащихся 10–11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2007, №16, с.5–8.

4.     Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2008, №4, с.4–7.

5.     Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе. 2009, №1, с.68–73.

6.     Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2009, №6, с.5–8.

7.     Сысоев ПВ., Евстигнеева М. Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. 2008, №6, с.2–9.

8.     Авдеева Н. И. Одарённый ребёнок в массовой школе: учебно –      методическое пособие, Просвещение, 2006 г.

9.     Аксёнова Е. А. Инновационные подходы к обучению одарённых детей. Интерент – журнал «Эйдос», 2007 г.