ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ В ДОО
Оценка 5

ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ В ДОО

Оценка 5
docx
15.10.2021
ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ В ДОО
1.docx

ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ В ДОО

 

 

Аннотация. В статье представлен результат реализации программы физкультурно-оздоровительной направленности по обучению детей плаванию. Раскрываются концептуальные, организационные и содержа- тельные подходы по повышению двигательной активности и всестороннему физическому развитию дошколь- ников. Программа «Золотые рыбки» может быть интересна инструкторам по плаванию, работающим в до- школьных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: плавание, спортивные и подвижные игры в воде, здоровье, физическое развитие, функ- циональные возможности организма.

 

Программа по обучению плаванию предполагает гармоничное сочетание решения задач оздоровления и обучения ребёнка спортивным способам плавания. Умение передвигаться в воде, используя наиболее рацио- нальные движения, даст возможность ребёнку повысить функциональные возможности организма. Работоспо- собность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формиру- ется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на за- каливание детского организма. Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки са- мообслуживания, что очень важно для всестороннего развития. Плавание благоприятно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Ребёнок, который преодолел страх перед водой, начинает уверенно чувствовать себя в коллективе.

При разработке основного содержания программы опиралась на методику Учебно-методическое пособие Чеменевой А.А., Столмаковой Т.В. «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста». Была опреде- лена цель и задачи программы.

Цель программы: повышение двигательной активности и всестороннее физическое развитие дошкольников путём закрепления плавательных умений и навыков, создания хорошего настроения, приятных эмоций на заня- тиях.

Поставленная цель предполагала достижение следующих задач:

•        Приобщать детей к здоровому образу жизни; повышать функциональные возможности всех систем организма; содействовать закаливанию, профилактике простудных заболеваний; формировать правильную осанку и предупреждение возникновения плоскостопия.

•        Развивать чувство равновесия, выносливость, гибкость, силу, быстроту, координацию движений, а так же увеличивать работоспособность ребенка.

•        Приучать детей действовать четко по плану, развивать самоконтроль и самооценку при выполнении физических упражнений; формировать преставление о своем теле, о способах сохранения своего здоровья, о способах плавания.

•        Побуждать к качественному выполнению плавательных действий; создавать у детей радостное и бодрое настроение; прививать гигиенические навыки; вызывать у детей интерес к занятиям плаванием.

Форма обучения, предусмотренная для данной программы, дополнительная образовательная деятельность физкультурно-спортивной направленности на платной основе. С целью всестороннего удовлетворения образо- вательных потребностей, расширения образовательной области, у детей, посещающих ДОУ.

Программа представлена двумя разделами: «Плавание» и «Здоровье».

Содержание раздела «Плавание» построено на трёх составляющих: закрепление начальных навыков плава- ния, ориентирование в воде, обучение спортивным способам плавания. Данный раздел содержит соответству- ющие задачи, а также рекомендованный перечень упражнений и игр для освоения определённого уровня про- граммы.

Раздел «Здоровье» включает правила безопасного поведения на воде, упражнения и игры, ориентированные на оздоровление и профилактику заболеваний, правила ухода за собой, своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде.

Реализация программы осуществлялась поэтапно в соответствии с уровнем плавательных умений и навыков и возрастом детей. Первый этап для детей от 5 до 6 лет, второй этап для детей от 6 лет и до прекращения обра-

 

зовательных отношений. Каждый этап был распределён по месяцам, определена тема и программные задачи каждого занятия.

Объём образовательной нагрузки рассчитан на 1 занятие в неделю (36 занятий в год) в группе из 8 детей, продолжительностью занятия – 25-30 минут.

В процессе реализации программы «Золотые рыбки» соблюдались требования к психолого-педагогическим условиям, намеченным ФГОС ДО: поддержка положительной самооценки детей, уверенности в собственных возможностях и способностях; использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возраст- ным и индивидуальным особенностям, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; учет возможностей каждого ребенка; поддержка положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в процессе занятия; поддержка инициативы и самостоятельности детей в выборе способа перемещения в водной среде; предоставление возможности выбора детьми своего способа пла- вания, который получался у детей лучше всего. Занятия проводились в игровой, соревновательной, трениро- вочной, сюжетной формах, сочетая принцип подгруппового обучения с индивидуальным подходом. В секцию принимались все желающие освоить данный вид деятельности. Итоги реализации программы предоставила в конце учебного года в форме открытого занятия, праздника на воде, на соревнованиях по плаванию «Я умею плавать!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Соревнования по плаванию.  Рисунок 2. Праздник на воде.

Педагогическая диагностика осуществлялась путём оценки сформированных у детей специфических умений и навыков и проводилась по методике А.А. Чеменевой, Т.В. Столмаковой. Уровень овладения плавательными навыками оценивался по 4-балльной системе среди девочек и мальчиков.

В таблице отображена общая картина, показывающая уровень освоения программного материала на конец учебного года. Дети от 5 лет до прекращения образовательных отношений показали высокий уровень 4,0 балла по всем показателям, динамика повысилась на 1,1 балла.

 

Кол- во детей                Торпеда    

балл  Кроль на груди  

балл  Кроль на спине   

балл  Плавание произ- вольным спосо-

бом  

балл  Средний балл по группе

                   уровень               уровень               уровень               уровень              

         Начало года

13               средний      3,0    средний     2,9     средний     2,6    средний      2,8    2,9

                                                                                              средний

         Конец года

13               высокий     4,0    высокий     4,0     выше сред- него  4,0    высокий     4,0         4,0

                                                                                              высокий

Таблица 1. Динамика развития у детей от 6 лет до прекращения образовательных отношений

Мониторинг результатов по дополнительной образовательной деятельности показал соответствие возраст- ным нормам развития физических качеств и специфических умений и навыков дошкольников. Низкого уровня развития плавательных навыков в итоговых срезах выявлено не было.

Достигнутые результаты свидетельствуют о том, что данная программа, реализуемая в условиях дополни- тельного образования в ДОО, является эффективной для достижения основной её цели, обучение и дальнейшее совершенствование техники спортивного плавания, повышение двигательной активности и всестороннее физи- ческое развитие дошкольников.

Библиографический список

1.      Еремеева Л.Ф. Научите ребёнка плавать. Программа обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

2.      Чеменева А.А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно- методическое пособие – СПб.:

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.


 

ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

Развивать чувство равновесия, выносливость, гибкость, силу, быстроту, координацию движений, а так же увеличивать работоспособность ребенка

Развивать чувство равновесия, выносливость, гибкость, силу, быстроту, координацию движений, а так же увеличивать работоспособность ребенка

Рисунок 1. Соревнования по плаванию

Рисунок 1. Соревнования по плаванию

Еремеева Л.Ф. Научите ребёнка плавать

Еремеева Л.Ф. Научите ребёнка плавать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2021