Урок литературы в 8 классе
Тема: Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
Цели: подготовить учащихся к написанию сочинений по предложенным темам; развить навык составления плана, подбора необходимого вступления и заключения, развитие устной речи учащихся; воспитывать творческий подход к написанию письменных работ.
Ход урока
Оргмомент.
1. Составление планов сочинений
Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободной жизни.
План
1. Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» - поэма о свободной личности.
2. Три дня странствий.
а) История Мцыри. Причины побега.
б) Восхищение природой.
в) Встреча с грузинкой.
г) Бой с барсом.
д) Желание вернуться в страну отцов.
3. Отсутствие сожаления о произошедшем.
За что любит Лермонтов юношу Мцыри?
План
1. Мцыри – идеал поэта.
2. Сочетание могучего духа предков и стремления к свободе, к возвращению на Родину.
3. Жизнь в монастыре не сломила.
4. Ради цели готов преодолеть любые преграды.
5. Не могут остановить опасности.
6. Он честный боец в битве с барсом.
7. Постоянно думает о Родине.
8. Отсутствие сожалений о побеге.
9. В Мцыри Лермонтов воплотил лучшие человеческие качества.
Мечты и стремления Мцыри
План
1. Мцыри – романтический герой русской литературы.
2. Жизнь «в плену» — это не жизнь.
3. Юноша тяготится одиночеством.
4. Желание вернуться в землю отцов.
5. Осмысление своей жизни.
6. Он должен чувствовать упоение битвой.
7. Последняя просьба.
8. Свободолюбие - главное качество героя.
1. Подбор обрамления (работа в группах)
Перед вами 4 вступления и 4 заключения распределите их по темам сочинений. Одно вступление и одно заключение лишнее.
Вступления
1) Поэма «Мцыри» была написана в 1839 году. Первоначальный очерк характера будущего Мцыри Лермонтов дал в неоконченной поэме «Исповедь» — в образе испанского монаха, заключенного в монастырскую тюрьму.
В поэме «Мцыри» романтический герой предстает в необычном воплощении. «Это любимый идеал поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности», — пишет В. Г. Белинский.
2) Литература всегда была тесно связана с жизнью общества, отражала в художественной форме самыеволнующие проблемы своего времени. В литературе XIX в. отразились зарождение, формирование и укрепление свободомыслия, непокорности, бунтарства самой передовой части дворянской молодежи.Историю жизни человека, способного на многое, но не имеющего возможность проявить себя в жизни описал Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Мцыри».
3)В основе сюжета поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» лежит рассказ о трагической судьбе вольнолюбивой натуры - Мцыри. Герой поэмы ребёнком попал в монастырь. Он был на волосок от смерти, но монахи, вылечив и окрестив подкидыша, воспитали его в христианском духе. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъяснялся по-грузински, он был «готов во цвете лет изречь монашеский обет». Однако в его душе жила страсть к свободе, которую он «во тьме ночной вскормил слезами и тоской». Единственной его мыслью была мысль о побеге. И однажды во время грозы герой все-таки совершает побег. На свободе он хотел выяснить для себя вопрос: «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Он хотел «узнать, прекрасна ли земля».
4)Герои романтических произведений — это сильные и гордые личности, стремящиеся к свободе. Они часто бывают противопоставлены обществу, в котором вынуждены жить. Поэтому вся жизнь романтической личности состоит из борьбы, это герой-бунтарь, сильный духом и бесстрашный человек. Его окружает романтическая обстановка, необычная в своей мощной и экзотической красоте.Герой романтического произведения проходит через множество испытаний, показывает лучшие качества своей богатой натуры. Все это характерно для Мцыри — героя одноименной поэмы Лермонтова.
Заключения
1) Образ Мцыри — одно из лучших творений гениального сына России Михаила Юрьевича Лермонтова. В. Г. Белинский писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» Герой этой прекрасной поэмы является воплощением свободолюбия, силы духа, любви к родине, жажды борьбы. Именно такие романтические образы всегда будут служить примером для будущих поколений, «призывом гордым к свободе, к свету».
2) Образ Мцыри — это образ борца за свободу мятежного и страстно желающего добиться постав ленной цели. Мцыри восхищает своим стихийным стремлением к познанию окружающей действительности и людей. Он горит мечтой познать мир, выяснить, насколько свободен человек. И он, несмотря нато, что умирает, не сожалеет ни о чем. Мцыри понимает, что испытал себя, увидел жизнь. Пусть это были всего три дня...
3) Мцыри не разочаровался, он не изменил себе, до последнего вздоха сохранил в душе мечту о родной стране, о свободной жизни. Герой унёс «в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор».
4) В образе своего героя М. Ю. Лермонтов показа человека, стремящегося к свободе, отсутствию запретов, стен.
1. Подбор цитат
«Дитя неведомой страны», «сам, как зверь, был чужд людей. И полз и прятался, как змей», «что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». «Кругом меня цвел божий сад». «как будто речь свою вели о тайнах неба и земли», «блаженство вольности познал». «На мне печать свою тюрьма оставила», «одна, но пламенная страсть», «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы», «люди вольны, как орлы».
Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.
...Я цель одну — Пройти в родимую страну — Имел в душе и превозмог Страданье голода, как мог.
Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков.,. ...Казалось, что слова людей Забыл я...
Но тщетно спорил я с судьбой: Она смеялась надо мной!
В святим заоблачном краю Мой дух найдет себе приют.
Меня могила не страшит: Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине; Но с жизнью жаль расстаться мне.
Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей..
Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Моё оружье: Он завыл Рванулся из последних сил...
Он знаком пищу отвергал И тихо, гордо умирал.
Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!
Итоги урока.
Домашнее задание: написать сочинение по одной из тем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.