Обучение старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки» Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.
Оценка 4.7

Обучение старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки» Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.

Оценка 4.7
docx
5 кл—7 кл
17.02.2022
Обучение старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки» Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.
Мастер класс по обучению старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки» Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.
МАСТЕР КЛАСС.docx

Мастер – класс

Обучение старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки» Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.

 

ФГОС нацеливает нас на создание благоприятных условий для речевого  развития дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речиразвитие речевого творчества.

Известно, что рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности. Рассказы составляются в основном детьми с большей речевой активностью. Рассказы практически полностью повторяются, или дети рассказывают, перескакивая с одного объекта на другой без смысловой связи, страдают скудностью, длительными паузами между предложениями. У детей теряется интерес к рассказу своих сверстников. Но главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.

Возникшие сложности можно решить с помощью методики «Картинка без запинки» Мурашковска И. Н. и Валюмс Н. П. Это пошаговый метод, помогающий получить гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картинке на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности всех детей. Методика представлена как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может представить несколько творческих рассказов по картинеиспользуя алгоритмы мыслительных действий, поэтапные шаги и инструментарий. Методика доказала свою актуальность, дополняет Основную общеобразовательную программу ДОУ, максимально увеличивая ее эффективность.

Инновационная направленность методики «Картинка без запинки» состоит в том, что она может быть использована как в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ. У таких детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива. Важным и ценным моментом является продуманная мера помощи в зависимости от ситуации: стимулирующая, направляющая или обучающая. Педагог имеет возможность оказать разного типа помощь ребенку: умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь между объектами.

Составление творческого рассказа по картине проводится в несколько этапов. Каждый этап можно рассматривать как индивидуальный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. Итоговым можно считать рассказ ребенка, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

 

Рассмотрим основные приемы работы по картине «Кошка во дворе».

Этап 1. Состав картины

Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование, проведение замены объектов схемами.

На картине нарисовано много. Все объекты и предметы переплетаются, разнообразие не дает сосредоточиться. Если мы зададим вопрос - Кто нарисован? - кошка. Что делает? – Бежит за мышкой. На этом мы исчерпали содержание картины. Других объектов, кроме кошки и мышки нет, а для продолжения разговора придется вернуться к вопросам «Кто?», «Что?».

В данной ситуации к нам на помощь пришел волшебник Дели-Давай, который все умеет делить на части и объединять. Этот волшебник смотрит на все через глазок подзорной  трубы. Игра «Подзорная труба».

Возьмите в руки подзорную трубу и посмотрите в глазок. Смотрите так, чтобы в глазок попадал только один какой-то объект. Что вы видите через свой глазок? Дети выделяют каждую деталь и называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске, обводя в кружочек.

Дети стараются не просто назвать предмет, а выискать что-то такое, чего другие не заметили. Идет охота за подробностями. Мы детей не ограничиваем. Выделяем все объекты.

Результатперечислены все объекты на картине (мышка, кошка, мешки с зерном 2, лопата, метла, дверь, курицы 2, 1 петух, кусты, пол, стены) 

Этап 2. Установление связей и взаимодействий между объектами

Цель: установление взаимосвязи между объектами по разнообразным понятиям.

Волшебник Дели-Давай умеет объединять. Дели-Давай смотрит задумчиво на карандаш и думает, какие кружочки можно соединить между собой? Соединим два кружочка и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках. Поиграем в игру «Ищу друзей».

- кошка и мышка: кошка охотится за мышкой.

- лопата и метла: это орудия труда, ими пользуется человек.

- стена и лопата с метлой, они стоят у стены.

- мешок и зерно, в мешке лежит зерно.

-мышка и пол, мышка бежит по полу.

- мышка и зерно, мышка любит зерно.

- куры и травка, куры ходят по траве и т.д.

Если ребенок соединил кружочки, но не может объяснить, то спросим его, что делает один объект с другим? Во время этой игры дети проявляют свою поисковую энергию и получают удовлетворение от собственной находки, а так же говорят полными предложениями.

Результат: установление зависимости между объектами по разнообразным параметрам. 

Этап 3. Характеристики объектов и действий.

Цель: учить детей «вхождению» в картину и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Предложить детям закрыть глаза и представить, что мы попали в картину. Походите тихонько по ней. Расскажите нам о своих ощущениях. Играть с вами будут волшебники. Первого волшебника зовут «Я слышу».

Расскажите, какие звуки вы слышите в картине?

- Я слышу, как пищит мышка.

- Я слышу, как кошка мяукает.

- Я слышу, как кудахчут куры. И т.д.

Дети дают действительно живые, интересные, неожиданные ответы. Дело все в том, что паутина рисунков перед ними на доске, каждый кружочек и линия является источником новых  звуков в воображении детей. Поэтому не зря мы тщательно выделяли  все объекты и устанавливали связи.

Второго волшебника зовут «Я ощущаю запахи». Чем пахнет на лужайке? Расскажите, какие запахи вы почувствовали? (пахнет деревней, пахнет травой и цветами, пахнет шерстью кошки, пахнет зерном и т.д.)

Третьего волшебника, который пришел поиграть, зовут «Я ощущаю лицом и руками». Он поможет вам потрогать предметы на картине руками. Притроньтесь и проведите рукой по всему, что вам встретилось на пути.  Что вы чувствуете? (у кошки шерсть мягкая и пушистая; лопата металлическая, холодная, а черенок деревянный и гладкий; мешок шершавый, на улице жарко; трава мягкая и прохладная, а песок горячий; и т.д.)

Волшебник «Я пробую на вкус» предлагает вам рассказать кто чем питается и вкусно ему или нет. (мышонок любит кушать вкусные зернышки, курицы и петух клюют рассыпанные зерна и т.д.)

Результат: рассказ, отражающий впечатления от запахов, тактильных, слуховых и вкусовых ощущениях.

Этап 4. События предшествующие и последующие.

Цель: формировать способность детей выстраивать временную последовательность событий.

Наша подзорная труба вместе с волшебником Дели-Давай обследовала все уголки картины. Но к нам в гости пришел еще один волшебник «Отставай-Забегай». С ним мы можем представить, что с героями картины было раньше или будет потом. Давайте посмотрим на картину и ответим на вопрос «Какое время суток изображено?» Почему так решили? Сейчас день, а что было с кошкой и мышкой утром? Что будут они делать вечером?

Результат: Определили начало и конец рассказа; составление ребенком описательного рассказа с использованием приема перемещения во времени.

Этап 5. Разные точки зрения.

Цель: формировать умение детей описывать окружающую действительность при разном эмоциональном состоянии.

Представьте, что все мы кошки. Мы проснулись рано утром, хочется есть. Какое настроение у нас? (плохое, злое) Опишите все вещи, которые нас окружают. (Есть не чего, курицы надоедают, жарко, в сарае темно). А теперь вы увидели мышку. Какое настроение теперь? (весёлое, озорное, игривое). Опишите предметы, которые нас окружают. (петушок красиво поёт,  свет от солнышка попадает в сарай, началась охота за мышкой,  подул легкий ветерок) Включаем описание с разных точек зрения в рассказ.

Заключение.

Применяя данную методику для рассказа по картине, не следует стремиться сразу к составлению полного рассказа. Лучше проверить несколько шагов на одной картине, и добавлять по шагу. И только когда дети активно овладеют отдельными шагами, в них созреет необходимость перейти на следующий уровень – согласование всех частей описания в целый рассказ.


 

Мастер – класс Обучение старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки»

Мастер – класс Обучение старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки»

Рассмотрим основные приемы работы по картине «Кошка во дворе»

Рассмотрим основные приемы работы по картине «Кошка во дворе»

Этап 2. Установление связей и взаимодействий между объектами

Этап 2. Установление связей и взаимодействий между объектами

Волшебник «Я пробую на вкус» предлагает вам рассказать кто чем питается и вкусно ему или нет

Волшебник «Я пробую на вкус» предлагает вам рассказать кто чем питается и вкусно ему или нет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2022