Данная презентация в Power Point "Обучение грамматике" предназначена для начинающих педагогов, а также студентов педагогических вузов специальности "Иностранный язык". В презентации подробно описана роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции, а также цели и содержание обучения грамматической стороне речи.
лекция 13.pptx
Обучение грамматике иностранного языка
ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ
Обучение грамматике иностранного языка
ВОПРОСЫ:
1.Роль грамматических навыков в системе
формирования иноязычной коммуникативной
компетенции.
2. Цели и содержание обучения грамматической
стороне речи.
3. Подходы к формированию грамматических
навыков и присущие им методы.
4. Технология формирования грамматических
навыков.
5.Контроль сформированности грамматических
навыков.
Обучение грамматике иностранного языка
• Грамматика –раздел языкознания, в
котором изучаются закономерности
изменения и сочетания слов, образующих
осмысленные предложения или
высказывания.
доктор филологических наук, профессора В.Г.
Гак.
Обучение грамматике иностранного языка
• Умение грамотно сочетать слова,
изменять словосочетания в
зависимости от того, что вы хотите
сказать в данный момент, является
одним из важнейших условий
использования языка как средства
общения.
Обучение грамматике иностранного языка
• Овладение грамматикой изучаемого языка
важно не только для формирования
продуктивных умений в устной и письменной
речи, но и для понимания речи других людей
при аудировании и чтении. Недостаточный
уровень грамматических навыков становится
непреодолимым барьером на пути
формирования не только языковой, но и
речевой и социокультурной компетенции.
Обучение грамматике иностранного языка
ПРИНЦИПЫ:
используемых
рамках
в
• Принцип сознательности лежит в основе всех
методов,
овладении
при
грамматикой;
каждого метода
устанавливается свое соотношение теории с
практикой. Применение «чистой» теории без ее
подтверждения
фактами
функционирования
явления,
равно как и «чистая» практика без ее осмысления
не приняты при овладении грамматикой в
школьном курсе иностранного языка.
конкретными
грамматического
Обучение грамматике иностранного языка
•Под продуктивным
грамматическим
навыком понимается способность
говорящего выбрать модель,
адекватную речевой задаче, и
оформить ее соответственно
нормам данного языка
Обучение грамматике иностранного языка
•Речевой задачей всегда является
коммуникативное намерение что
то сообщить, в чемто убедить,
выразить мнение. Именно
выполнению задач служит та или
иная грамматическая форма
Обучение грамматике иностранного языка
• Под рецептивным
грамматическим
понимать
навыком следует
способность читающего (слушающего)
формы
узнавать
изучаемого языка и соотносить с их
значением.
грамматические
Обучение грамматике иностранного языка
навык
–
рецептивной
• Грамматический
это
использование
автоматизированное
грамматического материала в продуктивной
и
речевой деятельности.
Грамматическое умение – это гибкие
коммуникативные способности учащихся
использовать усвоенный грамматический
материал при решении более сложных
коммуникативных задач в различных видах
речевой деятельности.
• В.М. Филатов.
Обучение грамматике иностранного языка
2. ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ
СТОРОНЕ РЕЧИ.
• Основной
целью
обучения
в
грамматике
средней
школе является формирование у учащихся грамматических
навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений
говорения, аудирования, чтения и письма (Соловова Е.Н.).
Грамматика не является самоцелью, она – одно из важнейших
средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех
видов
грамматике
иностранного языка – значит формировать специфические для
этого языка механизмы, причем так, чтобы у учащихся
одновременно складывались определенные грамматические
знания, чтобы они были «в рабочем состоянии» (А.А.Леонтьев),
т.е. обучать так, чтобы это была грамматика «в голове».
деятельности.
Обучать
речевой
Обучение грамматике иностранного языка
основные
цели:
• Следуя И.Л. Бим, можно выделить в обучении
грамматике две
вопервых,
научить учащихся
грамматически правильно
оформлять свои устноречевые высказывания,
концентрируя при этом основное внимание на
содержании;
учащихся
распознавать грамматические явления при чтении
и аудировании, направляя основное внимание на
извлечение содержательной информации.
вовторых,
научить
Обучение грамматике иностранного языка
с
• Грамматический минимум представляет
собой набор структур, отобранный в
соответствии
определенными
принципами, необходимый и достаточный
для использования языка как средства
общения в заданных программой пределах
и реальных для его усвоения условиях.
• При обучении ИЯ выделяют активный и
пассивный минимум материала.
Обучение грамматике иностранного языка
• Активный
материал предполагает
отработку для использования во всех видах
речевой деятельности, а пассивный служит
для узнавания при чтении и аудировании.
Как правило, активный грамматический
материал изучается в начальной и основной
школе, а более сложные грамматические
пассивному
к
явления,
минимуму, – в старшей школе.
отнесенные
Обучение грамматике иностранного языка
• В активный минимум включаются те явления, которые
являются совершенно необходимыми для экспрессивных
видов речевой деятельности. Общепринятыми принципами
отбора в активный грамматический минимум считаются:
• 1) принцип распространенности в устной и письменной
речи;
• 2) принцип образцовости
(материал должен служить
эталоном для построения по аналогии);
• 3) принцип исключения синонимических грамматических
явлений (нейтральное в стилистическом отношении). Из всех
грамматических
выражения
долженствования во французском языке выбирается
глагол devoir.
синонимов
для
Обучение грамматике иностранного языка
• К пассивному
грамматическому
минимуму относятся
грамматические явления, наиболее употребительные в
письменной речи, которые ученики должны понять на слух и
при чтении. Объем пассивного минимума может быть больше
объема активного минимума. К главным принципам отбора
грамматических явлений в пассивный минимум относятся:
• 1) принцип распространенности в книжнописьменном стиле
речи;
• 2) принцип многозначности.
• Отобранный
грамматический
быть
организован функционально, т.е. так, чтобы грамматические
явления сочетались с лексическими в предложениях и более
крупных коммуникативных единицах.
материал
должен
Обучение грамматике иностранного языка
• Соловова
Е.Н.
и
возникновения
межъязыковой
классифицирует
возможные трудности при обучении грамматике с
и
позиции
внутриязыковой
Соизучение
родного
языков
неизбежно приводит к определенной межъязыковой
интерференции, когда правила из одного языка
механически переносятся на другой, что и приводит
к появлению ошибок.
иностранного/иностранных
интерференции.
Обучение грамматике иностранного языка
• Сопоставительный
анализ
грамматических явлений русского,
и
башкирского,
позволяет
французского
трудности
выделить
усвоения английской и французской
русского
грамматики
(тюркских) языка:
языков
типичные
английского
носителями
Обучение грамматике иностранного языка
•
артикль;
• фиксированный порядок слов;
• обязательность грамматической основы;
• разветвленная система времен; В глаголе общими для всех европейских языков и
русского языка являются категории времени, числа, лица, наклонения, залога.
Однако эти категории в каждом языке реализовываются по разному: в русской
речи – через систему флексий, в английском, французском языках – как
флективно, так и аналитически (личные окончания глаголов, вспомогательных
глаголов и основного глагола, а также порядок слов). Эти расхождения вызывают
значительные трудности при овладении механизмом образования и употребления
времен (особенно прошедших).
• вспомогательные глаголы;
• согласование времен;
• конструкции с неличными (безличными) формами глагола;
• косвенная речь (особенно для тюркоязычных и финноугорских учащихся);
• предлоги (отсутствие системы склонений существительного и прилагательного
облегчает овладение этими частями речи, но значительные трудности
представляют предлоги)
• наличие в предложении одного (двух) отрицания, в то время как в русском языке –
троекратное отрицание. 1 haven’t read anything about it. Я никогда ничего об этом
не читал.
Обучение грамматике иностранного языка
3. ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ И ПРИСУЩИЕ ИМ МЕТОДЫ
• В обучении грамматике традиционно
определились
два подхода – имплицитный и эксплиц
итный. В первом случае акцент
делается на обучении грамматике без
объяснения правил, а во втором –
наоборот.
Обучение грамматике иностранного языка
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД
•Дифференцированный подход к
обучению грамматике позволяет
сочетать различные подходы и
методы с учетом особенностей
обучения.
Обучение грамматике иностранного языка
грамматического материала
Е.Н.СОЛОВОВА СЧИТАЕТ, ЧТО В НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ПО
ВОЗМОЖНОСТИ НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД, ПОСКОЛЬКУ:
именно на данном этапе активно формируется
механизм языковой догадки;
в
характер
большинстве случаев допускает выведение
правила по контексту самими учащимися;
при корректировке выведенного учащимися
избежать
правила
грамматических
употребления
терминов,
грамматическим
справочникам.
трудных
свойственных
учитель
может
Обучение грамматике иностранного языка
В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ И НА ПРОДВИНУТОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ, КАК ПРАВИЛО,
ИСПОЛЬЗУЮТ ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД, ПОСКОЛЬКУ:
уровень языковой грамотности, академических умений
уже достаточно высок и позволяет эффективно
использовать специальную справочную литературу как
в классе, так и при самостоятельной работе;
грамматические структуры, изучаемые на продвинутом
уровне, достаточно сложны, и их вряд ли можно понять
самостоятельно, а если и возможно, то временные
затраты будут непозволительно велики;
в старшей школе акцент делается на дальнейшее
учащихся, формирование
развитие автономности
умений самостоятельно преодолевать возникающие
трудности, проводить
самооценку и коррекцию
полученных знаний и умений.
Обучение грамматике иностранного языка
4. ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ
• Требования к обучению
свете
коммуникативно-функционального подхода сводятся
в общих чертах к следующему:
грамматике
в
1.материал для обучения грамматике должен отражать
естественное использование языка в общении без
искусственных примеров и надуманных ситуаций;
2.в учебном материале следует четко выделять
формальные,
семантические и функциональные
аспекты, для того чтобы учащиеся могли установить
связь между ними в определенных контекстах;
Обучение грамматике иностранного языка
использовать
в
качестве
введению
грамматический
материал
в доступном
объеме
нового материала
целесообразно
с целью
3.
предъявлять
возможности его закрепления в новых контекстах;
4.
необходимо
предпосылать повторение ранее усвоенного и
опоры
широко
иллюстративную наглядность, схемы, таблицы и др.;
5. пояснения и правила должны быть краткими,
точными и простыми, адекватно отражающими
специфику грамматического материала;
6. для закрепления грамматических явлений следует
использовать различные виды общения, в том числе
парную и групповую работу.
Обучение грамматике иностранного языка
В МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТРИ ЭТАПА
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА В ПРОДУКТИВНОЙ РЕЧИ: 1)
ОЗНАКОМЛЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ; 2) ТРЕНИРОВКА; 3) ПРИМЕНЕНИЕ.
создание
• Целью первого этапа является
ориентировочной основы
грамматического
действия для последующего формирования
навыка в различных ситуациях общения. На
этом этапе необходимо раскрыть значение,
формообразование
употребление
обеспечить
грамматической
контроль
первичное
закрепление.
структуры,
и
ее
понимания
и
Обучение грамматике иностранного языка
тренировка
практического
• Второй этап –
грамматического материала.
использования
Формирование
грамматического
речевого
навыка предполагает развитие способности
относительно точно воспроизводить изучаемое
явление в типичных для его функционирования
ситуациях и развитие его гибкости за счет
варьирования условий общения, требующих
адекватного
оформления
высказывания. С этой целью используются
имитационные,
подстановочные,
трансформационные упражнения, а также
упражнения по комбинированию.
грамматического
Обучение грамматике иностранного языка
• Третий этап – применение грамматического
материала в речи. Переход навыков к умениям
обеспечивается упражнениями, в которых
активизируемое
явление
надо употреблять без языковой подготовки в
соответствии с речевыми обстоятельствами.
Упражнения этого этапа могут проводиться на
материале устных тем, домашнего чтения,
диафильмов, кинофрагментов.
грамматическое
Обучение грамматике иностранного языка
5.КОНТРОЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ
• Контроль сформированности
грамматических навыков
осуществляется в процессе
прослушивания устных высказываний,
т.е. в самой деятельности (текущий
контроль).
Обучение грамматике иностранного языка
• Можно сразу исправить неправильный вариант на
правильный и убедиться в том, что ученик,
допустивший ошибку, повторил или написал
правильный вариант.
• Можно, используя различные способы, лишь
привлечь внимание ученика к ошибке (например,
подчеркнуть ошибку в письменной работе).
• Можно попросить ученика самому определить
ошибку и исправить или объяснить ее.
• Можно использовать элемент взаимообучения,
привлекая других учеников к определению и
исправлению ошибок товарищей.
Обучение грамматике иностранного языка
СОЛОВОВА Е.Н. ДАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ:
•
Соблюдать разумный баланс между требованиями к чистоте и
беглости речи учеников, не стараться любой ценой исправить
все ошибки сразу.
• Поощрять
использование
разнообразных
грамматических
структур, даже если их употребление на первых порах приводит
к обилию ошибок. Ошибки – это не только показатель пробелов в
знаниях, но и показатель амбиций учеников в изучении ИЯ, их
реального прогресса от упрощенных моделей к более сложным,
приближенным к уровню независимого пользователя.
у
• Развивать
учащихся бережное отношение к языку,
стимулировать самостоятельное определение и исправление
ошибок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.