Данная презентация в Power Point "Обучение иноязычному говорению" предназначена для учителей английского языка, студентов педагогических вузов специальности "Иностранный язык". В презентации подробно описывается говорение как вид речевой деятельности и форма общения, а также функции говорения как формы общения. Мы можем познакомиться с целью и содержанием обучения иноязычному говорению в средней школе.
Обучение иноязычному
говорению
План
1.Говорение как вид речевой деятельности
и форма общения.
2. Цель и содержание обучения
иноязычному говорению в средней школе.
3. Тематическая и проблемная
организация обучения иноязычному
говорению.
1. Говорение как вид речевой
деятельности и форма
общения
Говорение
• форма устного вербального общения, с помощью которой
происходит обмен информацией, устанавливается контакт
и оказывается воздействие на собеседника в соответствии
с коммуникативным намерением говорящего.
Функции говорения как формы общения
▫информационнокоммуникативная функция
(передачаприем информации);
▫регулятивнокоммуникативная функция (регуляция /
управление поведением / взаимодействием);
▫аффективнокоммуникативная (эмоционально
оценочная) функция (воздействие на
эмоциональную сферу)
Говорение как вид деятельности
действия и операции,
фазы речевых действий
Говорение
• продуктивный вид речевой деятельности, посредством
которого осуществляется устное общение.
Устная форма общения
• характеризуется:
▫ богатством интонационного оформления;
▫ большой долей паралингвистической информации;
▫ определённым темпом;
▫ высокой степенью автоматизированности;
▫ контактностью с собеседником ;
▫ специфическим набором речевых средств и
определенной структурой;
▫ линейностью во времени
2. Цель и содержание обучения
иноязычному говорению в
средней школе
Цель обучения говорению
• формирование компетенции в области говорения:
• развитие у учащихся способности (до стадии
готовности) в соответствии с их реальными
потребностями и интересами осуществлять устно
речевое общение в разнообразных ситуациях общения
(ограниченных программными требованиями);
М. В. Ляховицкий
Иноязычная коммуникативная
компетенция – цель формирования
Говорение как цель обучения
Цель обучения говорению
• развитие умения осуществлять устноречевое общение в
разнообразных ситуациях общения (ограниченных
программными требованиями говорения)
Успешность овладения умением говорения
зависит от:
• от сформированности фонетических и лексико
• от создания мотивов учения (учет инвидуальновозрастных
грамматических навыков говорения;
особенностей, предметного содержания, содержания речевого
материала);
• от условий обучения (организации учебного процесса с
учетом характеристик говорения как вида РД: ситуативная
обусловленность (мотивированность, целенаправленность,
эвристичность), функциональность и коммуникативная
направленность)
Цель и содержание обучения
говорению в начальной школе
Цель и содержание обучения
говорению в начальной школе
Примерная образовательная программа начального общего образования. –
М. 2010.
Цель и содержание обучения
говорению в основной школе
Цель и содержание обучения говорению
в основной школе
Цель и содержание обучения
говорению в старших классах
Цель и содержание обучения
говорению в старших классах
Цель и содержание обучения
говорению в старших классах
Обучение говорению
развитие умений
диалогической
речи
развитие умений
монологической
речи
• Монолог и диалог –
▫основные формы устноречевого общения,
▫являются целью и содержанием обучения в
средней школе
3. Тематическая и проблемная
организация обучения
иноязычному говорению
Тематическая организация обучения говорению
Тематическая организация обучения
говорению
• последовательная отработка тем и подтем в
ситуациях
• постепенное расширение сферы общения в пределах
программных требований в области говорения.
набор тем,
их характеристика,
их объем
• возраст учащихся,
• их интересы
• уровень владения языком
несколько обобщающих тем, каждая из которых
включает несколько подтем
Предметное содержание обучения
(начальная ступень)
Предметное содержание обучения
(средняя ступень)
Предметное содержание обучения
(старшая ступень)
Требования к отбору предметного
содержания обучения
Соответствие предметного содержания речи:
▫образовательным и воспитательным целям,
▫интересам и возрастным особенностям
• Школьники учатся общаться со своими
сверстниками в ситуациях :
▫социальнобытовой сферы общения ,
▫учебнотрудовой сферы общения
▫социальнокультурной сферы общения
(в рамках отобранной тематики)
Проблемная организация обучения говорению
Роль проблемной направленности
в обучении говорению
• Проблемная направленность
▫создает дополнительную мотивацию к
включению в общение,
▫выступает в качестве стимула
речемыслительной деятельности
▫создаёт условия для активной
речемыслительной деятельности, актуализации
и применению знаний и опыта;
▫способствует развитию речевых и
интеллектуальных умений
Литература
1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И., Теория обучения иностранным
языкам: лингводидактика и методика. – М., 2005. – 336 с. –
С. 190 – 203.
2. Методика обучения иностранным языкам в средней школе /
под ред. Гез Н. И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др.
М. : Высш. шк., 1982. 373 с. – С. 242 – 251.
3. Примерная образовательная программа начального общего
образования. – М. 2010. Режим доступа:
http://mon.gov.ru/files/materials/7195/nooprim.pdf
4. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. – М. 2009. Режим доступа:
http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_09/m373.html
5. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования. – М. 2010. Режим доступа:
http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_10/prm18971.pdf