Обучение написанию сочинения на нравственно-этическую тему
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русская литература +1
7 кл
19.05.2019
Данная работа может проводиться на уроках литературы в 7 классе. Ясно, что ребенок самостоятельно не может научиться писать сочинение. Его надо учить, показывать образцы работ, вместе с ним собирать материал, структурировать его, проводить словарную работу. Обучение написанию сочинения на нравственно-этическую тему: «Нужны ли в нашей жизни сочувствие и сострадание»
Цель урока: сформировать у учащихся оценку (положительную или отрицательную) к конкретным жизненным ситуациям, подмеченным и художественно изображенным мастерами литературы; пробудить в них желание высказать свою точку зрения и доказать свою позицию.
Литературный материал: В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»; Л.Н. Андреев «Кусака»; А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире», «Юшка», сказка «Неизвестный цветок»
Обучение сочинению на нравственно-этическую тему.docx
Обучение сочинению в 7 классе на нравственноэтическую тему:
«Нужны ли в нашей жизни сочувствие и сострадание?»
Цель урока: сформировать у учащихся оценку (положительную или
отрицательную) к конкретным жизненным ситуациям, подмеченным и
художественно изображенным мастерами литературы; пробудить в них
желание высказать свою точку зрения и доказать свою позицию
Задачи урока:
обучающие: обобщить и расширить представление учащихся о таком
типе речи, как рассуждение; продолжить работу по формированию навыков
построения рассуждения, аргументации доказательства, обоснованного
вывода.
развивающие: расширение лексического запаса за счет новых слов,
соответствующих теме урока, проблемам, обсуждаемым в форме
эвристической беседы; формирование толерантности в процессе обсуждения
разных позиций по отношению к одной ситуации, проблеме.
воспитательные: воспитание доброты и сострадания к окружающему
миру, внимательного отношения к малейшему проявлению доброты к
человеку, «братьям нашим меньшим».
Литературный материал:
В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
Л.Н. Андреев «Кусака»
А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире», «Юшка», сказка
«Неизвестный цветок» Новые слова:
экология;
гуманизм, гуманный;
душа;
сочувствие, сострадание
если экология – это наука об условиях существования всего
Экология
живого в окружающем мире, включая взаимоотношения и охрану природы и
человека, то предметом экологии души может являться охрана душевного
состояния человека, забота о чистоте и развитии души.
Величие души должно быть свойством всех людей.
Сенека
Гуманизм (от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo
— человек) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как
высшей ценности.
Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу,
счастье, развитие, проявление своих способностей.
Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в
отношении к людям.
Гуманный – направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый.
(Словарь русского языка/ С.И. Ожегов).
Сочувствие, сострадание – сопереживание, уподобление эмоционального
состояния субъекта чьемулибо эмоциональному состоянию (в частности
страданию).
Душа (от др.рус. д ша) (греч.
области философии, религии и психологии.
ψυχή
ѹ
, лат. anima) — сложное понятие из Согласно многим философским направлениям и религиозным течениям,
душа — бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой
выражена божественная природа человека,
дающая начало и
обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств
и воли, противопоставляемая телу.
Согласно толковому словарю русского языка Ушакова, душа:
Внутренний, психический мир человека
Душа – 1) внутренний, психический мир человека, его сознание (Предан
душой и телом комунибудь. Радостно на душе. Мне это не по душе. Душа не
принимает чегонибудь. Душа радуется. Душа в пятки ушла. Стоять над
душой у когонибудь. Сколько душе угодно. Жить душа в душу. О душе пора
подумать); 2) то или иное свойство характера, а также человек с теми или
иными свойствами (Добрая душа. Подлая душа).
Души не чаять в комлибо.
Душа – человек (очень хороший, отзывчивый человек).
Делать с душой.
Поговорить по душам.
Фразеологизмы:
Радостно на душе. (Душа радуется)
Душа в пятки ушла
Жить душа в душу
Души не чаять в комлибо
Душа человек (Добрая душа)
Делать с душой «Всё живое имеет одну ту же душу, все живое страдает одним страданием и в
великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами
жизни». (Л.Н. Андреев)
«Доброта для души то же, что здоровье для тела» (Л.Н. Толстой)
Доброта добро, добродушие, добросердечие, мягкосердечие, благо, добрая
душа.
Сочувствие, сострадание сочувствовать, сострадать, сопережив ть, аа
сочувственный, сострадательный, сопереживающий.
Добро творить себя веселить
От добра худа не бывает
За добро злом не платят
Лихо помнится, а добро не забудется
Худо тому, кто добра не делает никому
В ком добра нет, в том и правды нет
От добра добра не ищут
Нет худа без добра
У каждого человека свой выбор. Но нужно стараться обрести в этом
мире родственную душу. Заботиться о ней, забыв о себе.
« Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в
другом» (А.Н. Радищев)
«Имей душу, имей сердце и будешь человеком» (Д.И. Фонвизин)
Эти слова могли бы стать хорошим эпиграфом к вашим сочинениям.
Художественный стиль речи, его особенности (назначение – воздействовать
на душу читателя) Тип речи – рассуждение (композиция повествования и рассуждения)
Но прежде чем ответить на этот вопрос, вы должны решить, в каком типе
речи нужно отразить свое сочинение.
(Нужно обратиться к рассуждению, так как следует ответить на вопрос
«нужны ли», т.е. «Нужны ли в нашей жизни сочувствие и сострадание?»
(Тезис (Т) – мысль, которую нужно доказать помоему, я думаю, убежден, мне
кажется…).
(Доказательство (Д) – факты, подтверждающие правильность тезиса (во
первых, вовторых, например, чтобы убедиться, почему же).
(Выводы (В) – итог рассуждения (поэтому, итак, следовательно, так как,
словом, всё это, значит)
Стиль художественный образность, эмоциональность воздействия,
стремление убедить.
1. Тезис: Люди и их «братья меньшие» одинаково нуждаются в
сочувствии и сострадании.
Я уверен (я знаю, я понимаю, я убежден)...
2. Доказательства: ...
3. Вывод: Писатели и поэты 20 века невольно предупреждают нас об
экологии души ( о бережном отношении к самому сокровенному, к
тому, что делает человека человеком – его душа)
Пример: «Доброта – это солнце души. Пусть всегда будет солнце», «Да
будет свет. Да скроется тьма»
Проверь: 1. Ясно ли передал свою мысль?
2. Нет ли повторов, одинаковых слов, оборотов речи?
3. Все ли слова употреблены удачно?
4. Проверь безударные гласные.
5. А как написал трудные слова? Если сомневаешься, возьми словарь.
6. Проверь, везде расставлены знаки препинания? Прочитай выразительно.
Обучение написанию сочинения на нравственно-этическую тему
Обучение написанию сочинения на нравственно-этическую тему
Обучение написанию сочинения на нравственно-этическую тему
Обучение написанию сочинения на нравственно-этическую тему
Обучение написанию сочинения на нравственно-этическую тему
Обучение написанию сочинения на нравственно-этическую тему
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.