Обучение целеполаганию в сопряжении с рефлексией.
МБОУ «Лицей №122» города Барнаула
Журавлева С.П.
Работа учеников по целеполаганию и рефлексии органично включается в общеобразовательный процесс, делает его осознанным, продуктивным и в высшей степени мотивированным.
В рамках моего опыта используются приемы и способы, направленные на развитие у школьников способности целеполагания в сопряжении с рефлексией.
Так, предлагаются ученикам задания по формулированию целей на разные периоды: урок, домашнюю работу, учебную четверть, учебный год. Такая работа ведется систематически; дети учатся конкретизировать свои цели, для чего учитель ранжирует цели на типы: формальные, смысловые и творческие, а ученики формулируют все три типа целей по отношению к изучаемой теме или виду деятельности. Постепенно приходит осознание достижимости поставленной цели, а вместе с ним и повышение мотивации к изучению английского языка.
Если на уроке предложить ребятам поставить свои цели на занятие, то наряду с формальными целями (получить «5») дети сформулируют и цели более высокого ранга, касающиеся содержания предмета и их собственного развития. Разнообразие целей учеников позволиляет учителю вместе с ними выстроить иерархию поставленных целей, чтобы ребята поняли, что цели можно ранжировать. Наиболее 'содержательные, с точки зрения учебного предмета, цели я пишу на доске, что привлекает к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить своей цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения.
Цели в виде конечного образовательного продукта — наиболее эффективный способ целеполагания. Хорошо понятая и обозначенная цель «наводит» на соответствующий результат того, кто ее сформулировал.
Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию — осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае — не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей .Методы обучения детей целеполаганию на основе специально организованной рефлексивной работы наиболее результативны.
Рефлексия — мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности, осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае — не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей. Цели ставятся учеником на достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. Например, для того чтобы научиться задавать вопросы на английском языке, ученики ставят следующие цели: понять, как образуются вопросы; где нужно ставить вопросительные слова; можно ли задать вопрос без «do» или «does» и т.п. Затем учитель проводит мини-рефлексию по результатам деятельности. Не все ученики сразу понимают, как именно задавать вопросы. Но когда двум-трем ученикам удается осознать, как они научились задавать вопросы, другие также начинают усваивать способы рефлексии. Данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно ставить для себя цели. Вот как, например, ставит для себя цель домашнего задания ученица 6-го класса: «Подготовиться к тесту по английскому языку, самостоятельно составить предложения по памяти со словами из упражнения».
Ученики ставят конкретные цели на определенный урок. Так как занятия отличаются по своему содержанию, цели детей на урок могут быть совершенно разные, например: «Хочу выучить стихотворение; «Хорошо написать тест по проверке орфографии английских слов»; «Понять, как образуется время Present Continuous». Рефлексия в конце урока помогает выявить и закрепить результаты образовательной деятельности.
Рассмотрим, как с помощью рефлексии происходит конкретизация целей учащихся по английскому языку во 2-м классе. В первой четверти дети знакомятся с новым учебным предметом, его спецификой и смыслом. Во второй четверти большинство ребят ставят для себя главную цель в общем виде: «Научиться читать и писать по-английски». Рефлексивный анализ ученических результатов убеждает их, что общие цели надо конкретизировать. Когда ученики приобретают некоторые навыки чтения и письма, учитель помогает им конкретизировать свои цели. Вот что они говорят о своих целях на этом этапе: «Хочу научиться писать красиво, с соединениями букв, читать небольшие тексты»; «Я хочу научиться работать над диалогами и текстами и дома, и в школе: выучить, сочинять, писать, читать». Рефлексия деятельности по выполнению детьми конкретных целей создает в них уверенность в возможности достижения определенных результатов, и они стараются соизмерять формулируемые цели с реальными сроками и другими условиями обучения.
Учитель обращает внимание учеников на их более важные смысловые иели учиться различать одинаковые по написанию французские и английские слова, а также творческие цели: хочу сочинить свое стихотворение на английском языке. Под руководством педагога дети формулируют все три типа целей. Вот, например, какие цели ставит для себя шестиклассница: «Формальные цели: выучить правила прошедшего времени, составить 5 кроссвордов, красиво вести тетрадь, выучить новые слова из словаря и сдать их в виде кроссворда; смысловые цели: понять, как образуется прошедшее время, придумать способ, как красиво вести тетрадь; творческие цели: сочинить стихотворение о детстве, сыграть роль в спектакле придумать оригинальный костюм, имя, повадки своему герою». Различение учениками типов своих целей помогает им четче задавать ориентиры в разных аспектах изучения предмета, определять приоритеты своей деятельности, а также проводить рефлексию более точно и конкретно. В качестве показателя продвижения учеников в целеполагании и рефлексии выступают перспективные цели, ставящиеся ими на весь учебный год, например: «Создать английский словарь школьных выражений в комиксах». Это учит ребенка планировать и выстраивать индивидуальную траекторию образования на довольно большой период времени. Во время подготовки и защиты долгосрочных творческих работ, выполненных на основе своих перспективных целей, учащиеся имеют возможность увеличивать диапазон и емкость подлежащих рефлексии деятельностей, что ведет к расширению их осознаваемого образовательного пространства, «вселению» в изучаемую образовательную область.
Смысл обучения рефлексии: научиться осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности других людей. Ученики ведут записи, зарисовки, выполняют рефлексивные задания. В младших классах дневники выполняются в виде альбомов, где дети рисуют свои успехи, трудности, одним-двумя предложениями обозначают цели. В старших классах записи более подробны и включают планы, рефлексивные суждения и эссе.
Занятие, построенное с учетом целей учеников, даёт адекватно осознанные всеми результаты по изучаемому предмету.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.