Обучение целеполаганию в сопряжении с рефлексией.
Оценка 5

Обучение целеполаганию в сопряжении с рефлексией.

Оценка 5
Работа в классе +1
doc
английский язык
5 кл—11 кл
24.04.2018
Обучение целеполаганию в сопряжении с рефлексией.
Если на уроке предложить ребятам поставить свои цели на занятие, то наряду с формальными целями (получить «5») дети сформулируют и цели более высокого ранга, касающиеся содержания предмета и их собственного развития. Разнообразие целей учеников позволяет учителю вместе с ними выстроить иерархию поставленных целей, чтобы ребята поняли, что цели можно ранжировать. Наиболее 'содержательные, с точки зрения учебного предмета, цели я пишу на доске, что привлекает к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить сво¬ей цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его кон¬це для анализа их достижения.Цели в виде конечно¬го образовательного продукта — наиболее эффективный способ целеполагания. Хорошо понятая и обозначенная цель «наводит» на соответствующий результат того, кто ее сформулировал
целеполагание.doc

Обучение целеполаганию в сопряжении с рефлексией.

МБОУ «Лицей №122» города Барнаула

Журавлева С.П.

Работа учеников по целеполаганию и рефлексии органично вклю­чается в общеобразовательный процесс, дела­ет его осознанным, продуктивным и в высшей степени мотивированным.

В рамках моего опыта используются приемы и способы, направленные на развитие у школьников способности целеполагания в сопряжении с рефлексией.

Так,  предлагаются ученикам задания по фор­мулированию целей на разные периоды: урок, домашнюю работу, учебную четверть, учебный год. Такая работа ведется систематически; дети учатся конкретизировать свои цели, для чего учитель ранжирует цели на типы: фор­мальные, смысловые и творческие, а ученики формулируют все три типа целей по отноше­нию к изучаемой теме или виду деятельности. Постепенно приходит осознание достижимости поставленной цели, а вместе с ним и повышение мотивации к изучению английского языка.

Если на уроке  предложить ре­бятам поставить свои цели на занятие, то наряду с формальными целями (получить «5») дети сформулируют и цели более высокого ранга, касающиеся содержания предмета и их собст­венного развития. Разнообразие целей учени­ков позволиляет учителю вместе с ними выстро­ить иерархию поставленных целей, чтобы ребята по­няли, что цели можно ранжировать. Наиболее 'содержательные, с точки зрения учебного предмета, цели я пишу на доске, что привлекает к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить сво­ей цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его кон­це для анализа их достижения.

Цели в виде конечно­го образовательного продукта — наиболее эф­фективный способ целеполагания. Хорошо понятая и обозначенная цель «наводит» на соответствую­щий результат того, кто ее сформулировал.

Постановка учеником целей своего образова­ния предполагает их выполнение и последующую рефлек­сию — осознание способов достижения постав­ленных целей. Рефлексия в этом случае — не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей .Методы обучения детей целеполаганию на основе специально организованной рефлексивной работы наиболее результативны.

 

Рефлексия — мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности, осознание способов достижения постав­ленных целей. Рефлексия в этом случае — не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей. Цели ставятся учеником на дос­тижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. Например, для того чтобы научиться задавать вопросы на английском языке, ученики ставят следующие цели: понять, как образуются вопросы; где нужно ста­вить вопросительные слова; можно ли задать вопрос без «do» или «does» и т.п. Затем учи­тель проводит мини-рефлексию по результатам деятельности. Не все ученики сразу понимают, как именно задавать вопросы. Но когда двум-трем ученикам удается осознать, как они на­учились задавать вопросы, другие также начи­нают усваивать способы рефлексии. Данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно ставить для себя цели. Вот как, например, ста­вит для себя цель домашнего задания ученица 6-го класса: «Подготовиться к тесту по англий­скому языку, самостоятельно составить пред­ложения по памяти со словами из упражнения».

Ученики ставят конкретные цели на опреде­ленный урок. Так как занятия отличаются по своему содержанию, цели детей на урок могут быть совершенно разные, например: «Хочу вы­учить стихотворение; «Хорошо на­писать тест по проверке орфографии английс­ких слов»; «Понять, как образуется время Present Continuous». Рефлексия в конце урока помогает выявить и закрепить результаты об­разовательной деятельности.

Рассмотрим, как с помощью рефлексии про­исходит конкретизация целей учащихся по анг­лийскому языку во 2-м классе. В первой чет­верти дети знакомятся с новым учебным пред­метом, его спецификой и смыслом. Во второй четверти большинство ребят ставят для себя главную цель в общем виде: «Научиться читать и писать по-английски». Рефлексивный анализ ученических результатов убеждает их, что об­щие цели надо конкретизировать. Когда учени­ки приобретают некоторые навыки чтения и письма, учитель помогает им конкретизировать свои цели. Вот что они говорят о своих целях на этом этапе: «Хочу научиться писать красиво, с соединениями букв, читать небольшие тексты»; «Я хочу научиться работать над диалогами и текстами и дома, и в школе: выучить, сочинять, писать, читать». Рефлексия деятельности по выполнению детьми конкретных целей создает в них уверенность в возможности достижения определенных результатов, и они стараются соизмерять формулируемые цели с реальными сроками и другими условиями обучения.

Учитель обращает внимание учеников на их более важные смысловые иели учиться различать одинаковые по написанию французские и английские слова, а также твор­ческие цели: хочу сочинить свое стихотворение на английском языке. Под руководством педагога дети формулируют все три типа целей. Вот, например, какие цели ста­вит для себя шестиклассница: «Формальные цели: выучить правила прошедшего времени, составить 5 кроссвордов, красиво вести тет­радь, выучить новые слова из словаря и сдать их в виде кроссворда; смысловые цели: понять, как образуется прошедшее время, придумать способ, как красиво вести тетрадь; творческие цели: сочинить стихотворение о детстве, сыг­рать роль в спектакле придумать оригинальный костюм, имя, повадки своему ге­рою». Различение учениками типов своих це­лей помогает им четче задавать ориентиры в разных аспектах изучения предмета, опреде­лять приоритеты своей деятельности, а также проводить рефлексию более точно и конкретно. В качестве показателя продвижения учени­ков в целеполагании и рефлексии выступают перспективные цели, ставящиеся ими на весь учебный год, например: «Создать английский словарь школьных выражений в комиксах». Это учит ребенка планировать и выстраивать инди­видуальную траекторию образования на до­вольно большой период времени. Во время подготовки и защиты долгосрочных творческих работ, выполненных на основе своих перспек­тивных целей, учащиеся имеют возможность увеличивать диапазон и емкость подлежащих рефлексии деятельностей, что ведет к расши­рению их осознаваемого образовательного пространства, «вселению» в изучаемую обра­зовательную область.

Смысл обучения рефлексии: научить­ся осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности других людей. Ученики  ведут записи, зарисовки, выполняют рефлексивные задания. В младших классах дневники выполняются в виде альбо­мов, где дети рисуют свои успехи, трудности, одним-двумя предложениями обозначают цели. В старших классах записи более подробны и включают планы, рефлексивные суждения и эссе.

Занятие, пост­роенное с учетом целей учеников, даёт адек­ватно осознанные всеми результаты по изуча­емому предмету.

 

 


Обучение целеполаганию в сопряжении с рефлексией

Обучение целеполаганию в сопряжении с рефлексией

Затем учи­ тель проводит мини-рефлексию по результатам деятельности

Затем учи­ тель проводит мини-рефлексию по результатам деятельности

Создать английский словарь школьных выражений в комиксах»

Создать английский словарь школьных выражений в комиксах»