Обзор научно-популярной литературы "Взрослые ответы на взрослые вопросы" (9 класс)
Оценка 4.8
Библиография +1
docx
воспитательная работа
9 кл—10 кл
29.12.2018
Обзор научно-популярной литературы для старшеклассников по проблеме ВИЧ/Спида. В 2004 г. СПИД встал вровень со многими другими распространенными причинами смерти – инфарктом, туберкулезом, инсультом и автокатастрофами. Представлены книги о пандемии ВИЧ-инфекции, книги о взаимосвязи общества, экономики, заболеваний. В представленных книгах поднимается вопрос об обучении инфицированных ВИЧ элементарным правилам жизни в обществе,
Обзор литературы.docx
Взрослые ответы на взрослые вопросы
(Обзор научнопопулярной литературы для старшеклассников)
Почти четверть века прошло с тех пор, как человечество узнало о
СПИДе первом эпидемическом заболевании человека, вызванном
ретровирусом, которое и сегодня неотвратимо ведет к смерти. Виновник
этого пока еще неизлечимого заболевания – ВИЧ – подобен кракатиту,
придуманному Карелом Чапеком, секрет которого не удалось сохранить и
который, вырвавшись на свободу, уничтожает людей в огромном количестве.
В 2004 г. СПИД встал вровень со многими другими распространенными
инсультом и
причинами смерти – инфарктом,
туберкулезом,
автокатастрофами. С момента первого диагностирования СПИДа в 1981 г. и
до настоящего времени от этой болезни в мире умерло в два раза больше
людей, чем погибло в Первой мировой войне, – более 20 млн человек из свыше
60 млн инфицированных ВИЧ за этот период. Реальные негативные
последствия от СПИДа мы уже сегодня явно ощущаем и, к сожалению,
неизбежно будем еще ощущать долгое время.
Эпидемия ВИЧ/ СПИДа превратилась в глобальный кризис. Она уже
унесла и продолжает уносить миллионы человеческих жизней, разрушает
семьи, оставляет миллионы детей сиротами. Сегодняшний ее уровень уже
угрожает социальной и экономической структуре многих стран. В России на 1
ноября 2018 г. общее количество зараженных ВИЧ составляет 1,3 млн. (1 306
109) человек, проживают живых ВИЧинфицированных на территории России
998 037 человек.
Автор книги «Смертельный шторм: эпоха новых пандемий» Натан Вулф
известный вирусолог, лауреат престижных научных премий, преподаватель
Стэнфордского университета. Коллеги и почитатели прозвали его «Индианой
Джонсом вирусологии». Вулф – основатель и руководитель некоммерческой
организации, мирового лидера в исследовании и борьбе с новыми вирусами. В 2011 году он вошел в список «100 самых влиятельных людей мира» журнала
Time.
Сначала – черная оспа. Потом – чума, холера, брюшной тиф, грипп. Что
дальше? Природа снова и снова обрушивает на человечество смертоносные
эпидемии. Ученые снова и снова вступают с ними в борьбу, одерживают
победу и оказываются перед лицом новой катастрофы. Однако и наука не
стоит на месте. Вирусологи научились вовремя купировать болезни, которые
иначе унесли бы миллионы жизней. СПИД, лихорадка Эбола, «птичий» и
«свиной» грипп... Ученые не позволили им превратиться в страшные
пандемии. Но что готовит нам Природа в будущем?
Так или иначе в ближайшие годы микробы будут совершенствовать
свою способность вызывать эпидемии, убивающие миллионы людей,
разрушающие экономику целых регионов. И эта угроза страшнее, чем самые
мощные вулканы, ураганы и землетрясения.
Пандемия ВИЧинфекции поставила перед народами и
международными сообществами глобальные проблемы в области политики,
На фоне
экономики, здравоохранения и в других социальных сферах.
эпидемического распространения ВИЧинфекции в мире в Российской
Федерации первые случаи этого заболевания среди отечественных граждан
были выявлены только в 1987 г. Первое десятилетие эпидемии ВИЧинфекции
в России характеризовались относительно высоким уровнем заболеваемости
на западных территориях и сравнительно благополучной эпидемической
ситуацией в большинстве административных территорий Российской
Федерации.
Во второй половине 1990х годов отмечалась резкая
активизация эпидемического процесса в Российской
Федерации, за счет интенсивного распространения ВИЧ
инфекции в среде наркоманов. Но если в 80е – 90е
годы прошлого века СПИД был в большей степени присущ наркоманам, проституткам и
считался болезнью асоциальных слоев
населения, то в настоящее время уровень
заболевших среди обычных граждан
достигает 59 % из всех заболевших. В
настоящее время практически все регионы
эпидемией,
страны
интенсивность заболеваемости ВИЧ
охвачены
инфекцией.
Татьяна Павлова в книге «СПИД и ВИЧ, или Время пришло посмотреть
на жизнь поновому» рассуждает о теле человека, считая его подарком, даром
для развития на Земле новых возможностей, человеческих, и других
планетарных, и космических, о которых мы можем только догадываться. И
вот человек получил этот дар – тело, которое наделено и разумом, и всеми
другими потенциальными возможностями
Она считает, что инфицированных ВИЧ надо, прежде всего, обучать
элементарным правилам жизни в обществе, которое мы с вами создали и
формируем. Общество равноправных по способностям и по возможностям
людей. Солнце светит ВСЕМ! Почему одни должны трудиться, а другие
только потреблять? «Кто не работает, тот не ест». Эта формула верна, и надо
начинать объективно подходить к тем проблемам в обществе, которые
возникают. И пора об этом говорить вслух, и «дети» в виде великовозрастных
людей должны принудительно получать не лечение, а обучение. По мнению
автора, каждый человек несет ответственность за своё ТЕЛО, за генофонд.
На протяжении последнего столетия службы здравоохранения пытаются
решить глобальную задачу: научиться реагировать на пандемии как можно
быстрее. В последнее время все больше ученых считают: недостаточно просто
реагировать на пандемии, разрабатывая новые вакцины и лекарства. Такой
подход доказал свою несостоятельность в отношении вируса иммунодефицит человека: прошло почти тридцать лет после его
открытая, но ВИЧ продолжает распространяться. В
наше время изучена структура всего генома человека,
построены громадные телекоммуникационные системы,
делающие сотовую связь доступной для большинства
людей на земном шаре. Однако мы попрежнему крайне
мало знаем о пандемиях и вызывающих их причинах.
Цель книги Вячеслава Залмановича Тарантула «Имя ему СПИД:
Четвертый всадник Апокалипсиса» – дать возможность понять природу
пандемий: откуда они берутся и куда исчезают. Однако все не так страшно,
как кажется. За сотню лет после того как человек обнаружил существование
вирусов, мы многое узнали о них. И многое еще предстоит ушить, но если
приложим все силы, то сможем создать Инструмент, позволяющий
предсказывать возникновение Пандемий точно так же, как метеорологи
предсказывают траекторию урагана.
Последняя глава этой книги посвящена взаимосвязи общества,
экономики, заболеваниям. Интересны следующие рассуждения автора – если
бы ВИЧ передавался бы воздушнокапельным путем, то человечество не
вымерло бы от болезни, но уже к 25 годам люди превращались бы в дряхлые
развалины, а средняя продолжительность жизни не превышала бы 30 лет. Не
зная о существовании ВИЧ, люди воспринимали бы такую ситуацию как
естественное положение дел. Тогда невольно возникает вопрос – может быть
то, что мы сегодня принимаем за естественное старение, является
результатом неведомой пока вирусной инфекции, которой страдает все
человечество? Ведь существующие выкладки ученых предполагают, что
возраст человека должен равняться 200250 годам. Ведь обнаружение все
новых вирусов продолжается.
Книга Д. В. Колесова «Подросток: взросление и здоровый образ жизни»
предназначена непосредственно для родителей. На состояние здоровья школьников оказывают влияние окружающая среда,
питание, режим труда и отдыха, внутришкольные и
внутрисемейные отношения, физическое воспитание и
уровень развития медикосанитарной помощи. Однако не
последнюю роль в этом вопросе играют репродуктивные
установки и поведение самого подростка. По данным
последних исследований, отмечается стойкая тенденция
более раннего, чем 10–15 лет назад, начала половой жизни у юношей и
девушек, что приводит к незапланированным беременностям, ИППП, ВИЧ
инфицированию, хроническим заболеваниям репродуктивной системы,
снижению репродуктивной функции и бесплодию. Не менее актуальной
является проблема употребления наркотиков, табака и алкоголя среди
молодёжи.
Поэтому одним из важных условий воспитания является правильное
отношение к запретам. С раннего возраста ребенок должен осознавать
обоснованность запретов, их важность для его безопасности, учиться
оценивать и соблюдать определенные рамки поведения. Но право на запрет
возлагает на родителей и большую ответственность. К сожалению, путем
необоснованных запретов взрослые нередко теряют у подростков авторитет –
когда запретов слишком много, все равно те или иные приходится нарушать.
К сожалению, в настоящее время еще не разработана комплексная
система оценки уровня здоровья подростка, охватывающая все его
составляющие. Для решения этой задачи необходима согласованная работа
медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов, не ангажированных
представителей церкви.
По данным многих социологических опросов, именно ближайшее
окружение подростка: его друзья, приятели, соседи – обычно составляют
референтную группу более значимую для него, чем родители и педагоги, и
оказывающую сильное влияние на формирование личности, установок, принятие тех или иных решении, выбор форм проведения досуга,
формирование привычек, в том числе вредных. Только установление
доверительных взаимоотношении в семье позволяет родителям быть в курсе
дел своего ребенка и реально влиять на его решение, предупреждать
совершение ошибок.
Школе не всегда удается значимо повлиять на образ жизни своих
воспитанников. Во многом это обусловлено ее неспособностью воспринять
новые реалии жизни. За период смены одного поколения другим (2025 лет)
жизнь человека разительно переменилась, и рекомендации педагогов,
психологов, гигиенистов советской поры в наше время все чаще «дают сбой».
Почти наполовину здоровье подростка зависит от образа его жизни, поэтому
различные факторы, характеризующие жизнь учащегося вне школы,
воздействия, которым он подвергается, должны фиксироваться и учитываться
школой для получения объективных результатов мониторинга и для
повышения эффективности работы с подростками и их родителями.
Особую важность приобретает эта информация, если подросток
попадает в группу риска, если имеющиеся у него отклонения находятся в
прямой зависимости от образа жизни. Поэтому в карте индивидуальных
показателей учащегося (КИПУ) должны быть соответствующие графы,
которые следует учитывать при разработке психологопедагогического и
валеологического сопровождения подростка.
Многообразие «внешкольных» факторов, угрожающих здоровью и
личностному развитию подростка может создать ощущение безысходности,
уныния. Но нужно стремиться не «нагнетать отчаяние», а помочь в
мобилизации им противостоять этой волне воздействий, создающих реальную
угрозу генофонду нации, нашему будущему. Сил у общества и системы
образования достаточно – надо только уметь собрать их воедино и грамотно
распорядиться. А главное вести здоровый образ жизни всему обществу,
тогда и подросткам будет на кого равняться. Список использованной литературы
1. Павлова, Т. В. СПИД и ВИЧ, или Время пришло посмотреть на жизнь по
новому / Татьяна Павлова. Москва ; СанктПетербург : Диля, 2013. – 119
с. (Новые знания о теле, психике и возможностях человека).
2. Вулф, Н. Смертельный шторм: эпоха новых пандемий : научнопопулярная
литература / Натан Вулф ; [пер. с англ. К. Тимониной]. Москва : АСТ,
2013. – 285 с. (Тайная жизнь наших тел).
3. Тарантул, В. З. Имя ему СПИД: Четвертый всадник Апокалипсиса. –
Москва: Языки славянской культуры, 2004. – 400 с., ил.
4. Колесов, Д. В. Подросток: взросление и здоровый образ жизни : кн. для
родителей / Д. В. Колесов ; [рис. Х. Бидструпа]. М. : Грааль, 2001. 99 с.
(Формирование здорового образа жизни российских подростков).
Обзор научно-популярной литературы "Взрослые ответы на взрослые вопросы" (9 класс)
Обзор научно-популярной литературы "Взрослые ответы на взрослые вопросы" (9 класс)
Обзор научно-популярной литературы "Взрослые ответы на взрослые вопросы" (9 класс)
Обзор научно-популярной литературы "Взрослые ответы на взрослые вопросы" (9 класс)
Обзор научно-популярной литературы "Взрослые ответы на взрослые вопросы" (9 класс)
Обзор научно-популярной литературы "Взрослые ответы на взрослые вопросы" (9 класс)
Обзор научно-популярной литературы "Взрослые ответы на взрослые вопросы" (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.