Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова. «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Защита моральных устоев «века минувшего» представителями «фамусовского общества». Молодое поколение в комедии, его разные представители (Чацкий, Софья, Молчалин).
Оценка 4.6

Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова. «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Защита моральных устоев «века минувшего» представителями «фамусовского общества». Молодое поколение в комедии, его разные представители (Чацкий, Софья, Молчалин).

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
15.02.2018
Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова. «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Защита моральных устоев «века минувшего» представителями «фамусовского общества». Молодое поколение в комедии, его разные представители (Чацкий, Софья, Молчалин).
Цель урока: к концу урока учащиеся должны знать биографию Грибоедова, получить сведения о комедии «Горе от ума». Задачи урока: 1. Изучить биографию А.С. Грибоедова, познакомиться с комедией Грибоедова, расширить представление о комическом. 2. Развитие умения работать в группе с текстом, различать литературные жанры. Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности 3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для развития коммуникативных навыков, сплоченности внутри команды проводит игру «Шарики» Все, стоя в кругу с плотно закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются ими с теми людьми, на которых наткнулись.
00000000.docx
Дата         Класс: 9              урок 7 Тема: Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова. «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых  типов и острая сатира». Защита моральных устоев «века минувшего» представителями «фамусовского  общества». Молодое поколение в комедии, его разные представители (Чацкий, Софья, Молчалин). Цель урока:  к концу урока учащиеся должны знать биографию Грибоедова, получить сведения о комедии «Горе от  ума». Задачи урока: 1. Изучить биографию А.С. Грибоедова, познакомиться с комедией Грибоедова,  расширить представление о комическом.  2. Развитие умения работать в группе с текстом, различать литературные жанры.  3 мин. Деятельность учителя I. Организационный момент.  Приветствует учеников. Для  развития коммуникативных  навыков, сплоченности внутри  команды проводит игру «Шарики» Деятельность обучающихся Наглядности Все, стоя в кругу с плотно  закрытыми глазами,  протягивают руки вперед и  сцепляются ими с теми  людьми, на которых  наткнулись.  Шарики II. Мотивация к изучению нового материала. Дает инструкцию по составлению плана. 1. Расскажите о шумерской цивилизации и эпосе о Гильгамеше; 2. Пересказ песни о всемирном потопе.   Ученики самостоятельно составляют план изложения. Кубик III. Актуализация знаний. Очерк жизни  и творчества А.С. Грибоедова   (изучение  биографии в группах,  просмотр фрагментов документального фильма «Александр Грибоедов. Ослепительно короткая жизнь»).  Материал   для   самостоятельного   ознакомления   и   творческого   осмысления   в   группах   (распечатывается для каждой группы).        1  группа:  ГРИБОЕДОВ   Александр   Сергеевич   (1790   или   1795?­1829   гг.)   ­   русский   писатель   и дипломат.       Принадлежал   к   дворянскому   роду,   получил   серьезное   домашнее   образование.     Рано обнаружилась многосторонняя одаренность Грибоедова, включая композиторский талант (известны 2 вальса для фортепиано). Обучался в Московском университетском благородном пансионе (1803), затем поступил в Московский университет (1806). Окончив словесное отделение со званием кандидата (1808), Грибоедов   продолжал   заниматься   на   этико­политическом   отделении.   Один   из   самых   образованных людей своего времени, Грибоедов владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки. С началом Отечественной войны 1812 года Грибоедов оставляет ученые занятия и вступает корнетом в московский гусарский полк. Военная служба (в составе резервных частей) свела его с Д. Н. Бегичевым и его братом С. Н. Бегичевым,   ставшим   близким   другом   Грибоедова.   Выйдя   в   отставку   (начало   1816),   Грибоедов поселяется в Петербурге, определяется на службу в коллегию иностранных дел. Ведет светский образ жизни,   вращается   в   театрально­литературных   кругах   Петербурга   (сближается   с   кружком   А.   А. Шаховского), сам пишет и переводит для театра (комедии «Молодые супруги», 1815, «Своя семья, или Замужняя невеста», 1817, совместно с Шаховским и Н. И. Хмельницким, и др.). Следствием «пылких страстей и могучих обстоятельств» (А. С. Пушкин) явились резкие перемены в его судьбе — в 1818 г. Грибоедов назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персию (не последнюю роль в этой своего   рода   ссылке   сыграло   его   участие   в   качестве   секунданта   в   дуэли   А.   П.   Завадского   с   В.   В. Шереметевым, закончившейся гибелью последнего). Осенью 1825 г.  Грибоедов возвращается на Кавказ, однако уже в феврале 1826 г. вновь оказывается в Петербурге — в качестве подозреваемого по делу декабристов  (оснований для ареста было немало: на допросах 4 декабриста, в т. ч. С. П. Трубецкой и Е. П. Оболенский, назвали Грибоедова среди членов тайного общества; в бумагах многих арестованных находили списки «Горя от ума» и пр.). Предупрежденный Ермоловым о предстоящем аресте, Грибоедов успел уничтожить часть своего архива. На следствии он категорически отрицает свою причастность к заговору. В начале июня Грибоедова освобождают из­под ареста с «очистительным аттестатом». 2 группа:  По возвращении на Кавказ (осень 1826 г.) Грибоедов принимает участие в нескольких сражениях начавшейся русско­персидской войны. Достигает значительных успехов на дипломатическом поприще   (по   словам   Н.   Н.   Муравьева­Карского,   Грибоедов   «заменял...   единым   своим   лицом двадцатитысячную   армию»),   готовит   в   т.ч.   выгодный   для   России   Туркманчайский   мир.   Привезя   в Петербург   документы   мирного   договора   (март   1828   г.),   получает   награды   и   новое   назначение   — полномочным   министром   (послом)   в   Персию.   Вместо   литературных   занятий,   которым   он   мечтал посвятить себя (в его бумагах планы, наброски — стихи, трагедии «Родамист и Зенобия», «Грузинская ночь», драма «1812­й год»), Грибоедов вынужден принять высокую должность.        Последний отъезд Грибоедова из столицы (июнь 1828 г.) был окрашен мрачными предчувствиями. По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе. Вынашивает планы экономических преобразований Закавказья. В августе женится на 16­летней дочери А. Г. Чавчавадзе — Нине, вместе с ней отправляется в Персию. В числе других дел российский министр занимается отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин­армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с деятельным и удачливым дипломатом. 30 января 1829 г. толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. Русский   посланник   был   убит.   «Когда   же   (по   показаниям   самих   персидских   сановников)   народу собралось в роковой день около 100 тысяч человек, и масса, фанатизованная проповедью, бросилась к дому   посольства,   руководители   заговора   потеряли   власть   над   ним,   и   стихийная   сила   забушевала. Грибоедов понимал, какой опасности подвергается, и за день до смерти послал во дворец грозную ноту, заявляя   в   ней,   что   ввиду   неспособности   персидских   властей   охранить   честь   и   самую   жизнь представителей России он просит свое правительство об отозвании его из Тегерана. Но было уже поздно. 30 января 1829 г. произошло почти поголовное избиение русских (спасся лишь советник посольства Мальцов)   и   в   особенности   зверское   убийство   Грибоедова,   чье   тело   найдено   было   в   груде   трупов обезображенным   и   изуродованным.   Со   всегдашней   своей   неустрашимостью   Грибоедов   поспешил спуститься к входной двери, которую пытались охранять казаки, защищался саблей, был узнан и положен на   месте.   Долгими   дипломатическими   отписками,   уверениями   в   невиновности   и   демонстративным отчаянием,   наконец,   присылкой   Хосрева­мирзы   в   Петербург   с   извинениями,   удалось   персидскому правительству уладить снова отношения к России; это осуществилось тем легче, что, занятая турецкой войной, Россия не могла желать возобновления военных действий против другой страны. Постепенно водворялись мир и согласие, как будто ничего и не нарушало их. Не стало только великого человека...» (из Бр. и Эфр.)          Грибоедова похоронили в Тифлисе на горе Святого Давида. На могильной плите — слова Нины Грибоедовой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»    3 группа: Весной 1823 г. Грибоедов отправляется в отпуск. В Москве, а также в имении С. Бегичева      под  Тулой,   где   он  проводит   лето,   создаются   3  и   4   акты   «Горя  от   ума».  К   осени   1824  г.   комедия завершена. Грибоедов едет в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Однако вскоре убеждается, что комедии «нет пропуску». Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 г.  Ф. В. Булгариным в альманахе   «Русская   Талия»   (первая   полная   публикация   в   России   —   1862   г.;   первая   постановка   на профессиональной   сцене   —   1831   г.).   Тем   не   менее   грибоедовское   творение   сразу   стало   событием русской культуры, распространившись среди читающей публики в рукописных списках, число которых приближалось к книжным тиражам того времени (распространению списков содействовали декабристы, рассматривавшие комедию как рупор своих идей; уже в январе 1825 г. И.И. Пущин привез Пушкину в Михайловское список «Горя от ума»).              В комедии в стихах «Горе от ума» (1822­24 гг., поставлена в Москве в 1831 г., издана 1833 г.) конфликт между «либералом» (близким к декабризму) и фамусовским обществом (поклонение чину, богатству, власти) предстает как борьба за права и достоинство личности (в т.ч. и национальное). Многие образы стали нарицательными, отдельные стихи — поговорками и крылатыми словами.             Успех грибоедовской комедии, занявшей прочное место в ряду русской классики, во многом определяется   гармоничным   соединением   в   ней   острозлободневного   и   вневременного.   Сквозь блистательно нарисованную картину русского общества преддекабристской поры (будоражащие умы споры о крепостничестве, политических свободах, проблемы национального самоопределения культуры, образования и пр., мастерски очерченные колоритные фигуры того времени, узнаваемые современниками и т. д.) угадываются «вечные» темы: конфликт поколений, драма любовного треугольника, антагонизм личности   и   социума   и   др.   Одновременно   «Горе   от   ума»   —   пример   художественного   синтеза традиционного и новаторского: отдавая дань канонам эстетики классицизма (единство времени, места, действия,   условные   амплуа,   имена­маски   и   пр.),   Грибоедов   «оживляет»   схему   взятыми   из   жизни конфликтами   и   характерами,   свободно   вводит   в   комедию   лирическую,   сатирическую   и публицистическую линии.       Точность и афористическая меткость языка, удачное использование вольного (разностопного) ямба, передающего стихию разговорной речи, позволили тексту комедии сохранить остроту и выразительность; как и предсказывал Пушкин, многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками («Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают» и т. д.). 10 мин.  2 мин. IV. Итог урока. Организует  систематизацию и обобщение  совместных достижений. Проводит  рефлексию. V. Домашняя работа. Объясняет  особенности выполнения домашней  работы.  На стикерах записывают свое  мнение по поводу урока. Стикеры Записывают домашнюю работу  в дневниках. Учебник

Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова. «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Защита моральных устоев «века минувшего» представителями «фамусовского общества». Молодое поколение в комедии, его разные представители (Чацкий, Софья, Молчалин).

Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова. «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Защита моральных устоев «века минувшего» представителями «фамусовского общества». Молодое поколение в комедии, его разные представители (Чацкий, Софья, Молчалин).

Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова. «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Защита моральных устоев «века минувшего» представителями «фамусовского общества». Молодое поколение в комедии, его разные представители (Чацкий, Софья, Молчалин).

Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова. «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Защита моральных устоев «века минувшего» представителями «фамусовского общества». Молодое поколение в комедии, его разные представители (Чацкий, Софья, Молчалин).

Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова. «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Защита моральных устоев «века минувшего» представителями «фамусовского общества». Молодое поколение в комедии, его разные представители (Чацкий, Софья, Молчалин).

Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова. «Горе от ума» – «комедия нравов, галерея живых типов и острая сатира». Защита моральных устоев «века минувшего» представителями «фамусовского общества». Молодое поколение в комедии, его разные представители (Чацкий, Софья, Молчалин).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018