Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс
Оценка 5

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
06.04.2018
Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс
Родина...большая и малая...была и у Сергея Есенина. Родина – это люди , реки , памятные даты , планы на завтрашний день. С раннего детства и до самых последних дней жизни - неразрывная связь с людьми, миром вокруг...Мир чувств человеческих и "братьев наших меньших" . Красота природы и сыновья любовь к ней...Малая родина поэта - село Константиново, большая Родина - Россия. Помочь учащимся проникнуть в мир душевной связи поэта со своей страной - задача урока.Урок-экскурсия в близкие поэту уголки родной земли.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. СТИХИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА О РОДИНЕ..docx
Тема:  «СЕРГЕЙ ЕСЕНИН О РОДИНЕ». Цели урока:  ­продолжить  работу  по анализу текстов, привитие навыков  выразительного чтения; ­ формировать у учащихся умение работы с текстом, умение анализировать его, понимать позицию  автора; ­ формировать умение находить и определять изобразительно­выразительные средства языка, их роль  в создании художественных образов; ­ развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение; ­ развивать речь обучающихся, умение выражать и отстаивать свою точку зрения; ­ развивать умение обобщать и синтезировать знания, выдвигать гипотезы и предположения, пути их  решения; ­ развивать навыки выразительного чтения; ­ развивать эстетические чувства обучающихся, умение сочувствовать, сопереживать Задача урока: Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний. Оборудование урока:­ карточки с заданиями для работы в группах; ­ презентация; ­ аудиозаписи песен на слова С.А.Есенина ­портреты поэта разных художников.  Формы и методы, используемые на уроке: ­ частично­поисковый ,репродуктивный, объяснительно­иллюстративный методы, метод  эвристической беседы, проблемные вопросы;  1 ­ монолог, диалог (беседа) , чтение текста, пересказ, прослушивание аудиозаписи, составление  плана, самостоятельная работа.   План этапов урока.  1.Организационный этап.  2.Этап актуализации знаний обучающихся, подготовки их к активному и  сознательному восприятию нового материала. 1.АУДИОзапись (на фоне слова учителя) «С чего начинается  Родина?» 2.Чтение  строк из домашних сочинений  «С чего начинается Родина?» 3.Обобщающее слово  учителя. Родина –это очень много . Это и тропинка с бродом через ручей и пространство  в одну шестую  всей земной карты. Родина – это растущие  города  и малые деревни  в 10 дворов. Родина – это люди , реки , памятные  даты , планы на завтрашний день, это ты и  я со своим миром  чувств, радостями , заботами. Родина подобна огромному дереву, на котором  не сосчитать листьев?  И все, что  мы делаем  доброго , прибавляет силу  дереву. Но  у дерева  есть корни, человеку   важно знать свои корни, ибо самая большая трагедия  для человека – утратить  связь  с   корнями, Родиной. Воздух  Родины  целебен и вкусен, дорога  вырастившая нас земля, легче на ней   чувствовать назначение  и смысл человека и жизни. Поможет  нам в этом разобраться  и поэзия С.Есенина, человека, прошедшего   сложный путь  из  «страны  березового ситца» до  великих  штатов СССР» Путь  этот начался  на Рязанщине , в селе Константиновке. 2 «Экскурсию  мы туда и совершим». Вопросы классу: 1.Какие цвета преобладают  в творчестве С.Есенина? (Голубое, алое,  синее, золотое ­ главные цвета древнерусской живописи.  К этой  палитре  чаще всего прибегал  Есенин). Докажите это. 1.Выйду я на озеро  в синюю гладь, 3 К сердцу  вечерняя льнет благодать. 2.Алым соком  ягоды  на коже  Нежная , красивая была На закат  ты розовый похожа . 3.Колесом  на сини горы  Солнце синее садилось. (Синий  май, голубая звезда , синий туман , ситец неба голубой  , заметался пожар голубой) У Есенина  краски звенящие.  Все откликается  на призыв поэта: «Звени, звени ,  золотая Русь» 6.Чтение стихотворения  «Русь»(1914г)  Для Есенина природа и Родина ­  неразделимы. 7.Чтение  стихотворения  «Гой , ты Русь , моя родная» Вопрос классу: В каких  словах  выражена  основная  идея  произведения?  Раскройте её? Слово  учителя. Религиозная  символика здесь  весьма условна, за ней мы  чувствуем  поэтическую  глубину  создаваемых  Есениным образов. «Сорокоуст» и  «Анна Снегина» «Стансы»  и «Черный человек» «Русь  уходящая»  и  «Капитан Земли» «Исповедь хулигана» и  «Персидские  мотивы»­ трудно представить , что все эти  произведения  , такие разные ,  противоречивые  написаны одним человеком . И он  присутствует  в них, живет полнокровной  жизнью со своими героями. Мы видим, как  4 широк  и смел  его  взгляд   на явления  действительности , как кровно  он связан   с  народной  жизнью , как много  пережил  вместе  с Родиной.  От Руси  полевой, патриархальной, царской  к России, преображенной  революцией,  России советской  ­ таков путь,  пройденный  Сергеем Есениным. Вопрос классу: 1.Одинаковый ли  смысл  вкладывает Есенин  в понятие Родины  в первых  своих   произведениях  и в лирике последних   лет? 9. Чтение и анализ  стихотворения.                 Черная, потом пропахшая  выть,                  Как мне тебя  не ласкать, не любить.                  Выйду на озеро  в синюю гладь                   К сердцу вечерняя льнет  благодать.                              Серым веретьём стоят шалаши,                  Глухо баюкают хлюпь  камыши.                  Красный ковер окровил  таганы,                  В хворосте белые лики луны.                   Тихо, на корточках , в пятнах  зари                  Слушают сказ  старики­ косари.                 Где­то вдали , на Кухане  реки.                 Дрёмную песню поют рыбаки.                 Оловом светится лужная голь,                 Грустная песня, ты­ русская боль. 5 Вопросы классу. 1.Какие эпитеты,  сравнения  использует  Есенин  для описания  жизни  крестьянина?  2.Каким мы видим Есенина  в этом стихотворении? 3.Что  вкладывает здесь Есенин   в понятие Родина? Слово  учителя. Постепенно жизнь все многограннее отражается  в произведениях  Сергея  Есенина. В стихотворении  1917 года   «О, Русь, взмахи  крылом»  возникает образ   воспрянувшей Руси. Есенин  чувствует : «О Руси, преображенной Октябрем, нельзя петь  по­ старому.  Радость обновления родной земли  захватила его . Октябрь  озарил поэзию  Есенина   новым светом. Вопрос классу: 1.Как принял  революцию Есенин? 2.Какие строчки  ей посвятил? 6 «Иорданская голубица»­1918г                                                       Небо  как колокол,                                                        Месяц – язык.                                                        Мать моя ­ Родина,                                                        Я ­ большевик. «Небесный барабанщик»­1918г.                                                        Да здравствует  революция                                                        На земле и на небесах. Но радуясь  революции , Есенин  до конца  её не принял. В годы  революции был   всецело  на стороне революции , но принимал  её по­ своему,  с крестьянским  уклоном . Он остро ощущал  свою нерасторжимую  связь  с Россией , пытался сблизиться  с  новыми людьми , обращался к новым темам , существенно  прокладывая  в своей лирике путь  ко всему современному . Советская Россия  для него родной дом, но в силу  разных обстоятельств  личной жизни  и в силу  как говорил  Маяковский, « черствых  и неумелых отношений» окружающих , он страдал  от  мысли  , что в своей стране  он словно иностранец , прохожий . По­иному  посмотреть  на Россию  заставила Есенина поездка по Америке. «Кажется , нет  ещё  такой страны  и быть не может» как наше ,­  читаем мы в его письмах. Мысль эта звучит   и в его стихах. Читаем стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая» 1925г. Слово учителя. Но все­таки  с юных  лет запавшие  в душу поэта  ветровые слезы России, её грустные  и раздольные  песни , светлая печаль  и молодецкая удаль   по­ новому зазвучали  в поэзии С.Есенина. Читается  стихотворение  «Неуютная жидкая лунность» ­1925г Слово  учителя. 7 Бескрайнее русское поле  под сиянием  лунным. Такая поэтическая  картина под  пером  раннего Есенина могла бы стать шедевром пейзажной лирики . Но другое теперь  волнует  поэта. Анализ  текста. 1.Что именно ? (Что он считает  теперь  прекрасным  и что некрасивым , что  любит  и что нет?) Русь,  как и раньше, ­ это равнина,  вербы , весенние  яблони , березы, тополя.   Но нет  волшебного  синего цвета,  а есть? 2. Неуютная  жидкая лунность , тоска,   усохшие вербы , чахоточный   цвет луны,  бедные поля. 3. Идеал поэта  теперь  не здесь ,  а где? Каменное  и стальное   символизирует  новую мощь России. Взор его теперь  устремлен  в будущее России. 4. Какие строки  говорят нам  о неуверенности  Есенина  в своей судьбе? Почему? (Чувствует  сердцем боль  утраты  привычного и родного  в деревенской жизни.) Но в целом  торжествует новое отношение  к действительности. Поэзия Есенина  последних  лет  богата  по мотивам,  по настроениям:  То светлая  пушкинская печаль, щемящая тоска,  то безоглядное веселье,  счастливое упоенью  жизнью. Чисто и звонко  бьются  голубой волной  есенинские  слова. Слышишь – мчатся сани. Слышишь ­ сани  мчатся. Хорошо  с любимой в поле  затеряться. Ветерок весёлый  робок и застенчив .  По равнине  голой  катится бубенчик . Эй вы, сани, сани! Конь  ты мой буланый . Где­то на поляне клен танцует пьяный. Мы к нему подъедем, Спросим – что такое ? А станцуем  вместе под тальянку трое. А сколько  горечи , участия , печали  и тоски  в стихотворениях Есенина,  посвященных  животным. Вопрос классу: 8 Какие  стихотворения  о животных  вы знаете? «Вы первый , на мой  взгляд , в русской литературе так умело  и с такой  искренней  любовью  пишите о животных»­ говорил  М. Горький. «Да,  я очень  люблю  всякое зверьё», ­ молвил  Есенин задумчиво  и тихо… пощупал голову обоими руками и начал  читать . «Песнь  о собаке»  1915г. После этих  слов  невольно подумалось, что Есенин  не столько  человек , сколько   орган , созданный природой исключительно для поэзии , для выражения неисчерпаемой  печали  полей , любви ко  всему живому  в мире…» М.  Горький. Вопросы классу: 9 1.Чем оно , по вашему мнению, могло покорить  М. Горького ? 2.Найдите прием антитезы ( чему противопоставлены  материнские  чувства   собаки ? )  –( черствости , бессердечности , расчетливости  её хозяина) 3.Как Есенин  показал  свое отношение  к происходящему ( в каких словах  выразил боль и тоску? 4.Чему учит нас  есенинская  «Песнь о собаке»? Ответить на этот вопрос  можно и словами  Евтушенко: Есенин,  дай на счастье               Нежность мне К березам и лугам,  К зверью и людям­ Ко всему другому на земле, Что мы с тобой так беззаветно любим Русское поле , лес и река, береза , склоненная  над прудом , черная , потом    пропахшая выть , жеребенок , скачущий за паровозом, щенок ,  встречающий лаем­ все  живое  вызывает  в сердце Есенина глубокую любовь и нежность. Необычная нежность есенинских  строк , посвященных  матери, любимой сестре. Вспомним некоторые из них. 10 Вот поэт разговаривает с матерью: Милая , добрая , старая , нежная , С думами  грустными  ты не дружись . Слушай,  под эту гармонику  снежную  Я расскажу  про свою тебе жизнь. Стихотворение «Письмо матери» Подведение итогов урока. Рефлексия. Вопросы классу: 1.Почему  множество  стихотворений  Есенина положено на музыку? (музыкальны,  созвучны рифмы , все стихи написаны с большой любовью к  Родине) В  них много любви  к народно­песенной  России, много народных образов,  живого , яркого , неповторимого. 2.Какие есенинские строчки вам запомнились, стали  особенно дорогими,  близкими?                   Желтые поводья                   Месяц уронил­                  Лижут  сумерки золото  солнца.                   ­ Листья целуют  дождь.                  ­ Как метель  черемуха  машет рукавом.                 ­ Колокольчик хохочет до слез. Это , конечно , незабываемо, как и  сам автор.  «Явившись  из вековой  тишины,   Оттуда , где чахлый  Кустарник да серенький  Ситец  бедных небес» Поднялся  по великолепным   Лестницам – как был, В валенках ,  косоворотке – Светлый гость, полномочный  Посол всея Руси. Да так и остался  навсегда с Россией , наполняя  наши сердца  своими весенними  стихами, остался с Родиной , которую он любил  всего больше на свете. Дом.задание. Наизусть стихотворение.                   11 12

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс

Урок-экскурсия "Стихи Сергея Есенина о родине" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2018