Урок-презентация. "ПАСТЕРНАК Б.Л. Художественный образ мира в поэзии Б.Пастернака"
Оценка 4.8
Домашняя работа
docx
русская литература
9 кл
06.04.2018
Очень многим известны строки стихотворения Бориса Пастернака :"Я весь мир заставил плакать над красой земли моей..." И, действительно, преувеличения здесь не так и много. Природа и поэт, мир вокруг и мироощущения этого окружения - они едины, слились, дополняя друг друга. Об этом единстве и хотелось говорить , понимать. впитывать, осознавать со школьниками.Самое возвышенное передать очень простыми словами ? - это есть в поэзии Бориса Пастернака; о человеке так много сказать получается, потому что он слит с природным миром, который поэт знал и любил.Какой любимый образ? - возможно, ветер?!
ПАСТЕРНАК Б.Л. Художественный образ мира в поэзии Б.Пастернака.docx
Художественный образ мира в поэзии Б.Пастернака
1920 – 30х годов
Поэтическая система Бориса Пастернака по праву занимает одно из первых мест
наряду с творчеством Блока и Маяковского.
Каждое мгновение жизни прекрасно, равно как прекрасны все ее проявления.
Стихотворение “Марбург” повествует о странной метаморфозе, произошедшей с
героем после того, как ему отказала возлюбленная («Я трясся. Я сделал сейчас
предложенье,Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ»). Он замечает, что вокруг все
продолжает жить, что “каждая малость” Жила и, не ставя меня ни во что, В
прощальном значенье своем поднималась.
Постепенно боль отказа стихает: жизнь побеждает («И ночь побеждает, фигуры
сторонятся,Я белое утро в лицо узнаю.») Герою стихотворения открылась врачующая
сила мироздания.Но именно любовь стала истоком, толчком к открытию мира. В
поэзии Пастернака это чувство выступает в новом качестве. Законы любви — это
законы всеобщей связи явлений во всем мире: и рек не мыслит врозь Существованья
ткань сквозная.
Любовные конфликты у Пастернака лишены трагического накала и нарочитой
“несдержанности” чувств. Любовь в стихах поэта рушится потому, что двое
расстаются оттого, что «Сильней на свете тяга прочь/И манит страсть к разрывам.»
В стихотворении из романа “Доктор Живаго” “Объяснение”. Герой, расставаясь
с возлюбленной, в некотором роде утешает ее: «Пройдут года, ты вступишь в брак,
Забудешь неустройства.» В соответствии своей женской доле (“быть женщиной — великий шаг/ Сводить с ума геройство. ”) героиня обретет новое счастье.
Удивительное отношение Пастернака к женщине. В Женском образе ощутимо
неуловимое благоговение “пред чудом женских рук”, Пастернак наделяет женщину
какимто чудесным качеством. Это — изначальная близость ее к природе, ее
естественность, убедительность и утвердительность, достойные того, чтобы быть
воспетыми: Красавица моя, вся стать, Вся суть твоя мне по сердцу, Все рвется
музыкою стать, И все на рифмы просится.
Природа представлена необычно. Мало чисто пейзажных описаний, мало
описаний “чистой” природы.Он — поэт, который живет, “в родстве со всем уверясь и
знаясь с будущим в быту”. Природа занимает центральное место, в ряде произведений
она предстает абсолютно неузнаваемой: «Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о
феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит… Где, как
обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую
грусть на дно очей». («Весна»,1928). Поэт говорит главным образом не о природе, но
одновременно и о состоянии человека, и о творческом процессе. Ощущение этого
единства и создает такие образы.
В поэзии Б. Пастернака природа — не объект изображения, а главный герой.
Природа у Б. Пастернака живет своей жизнью, она чувствует и мыслит. Природа —
самобытная неповторимая личность, со всеми присущими человеку чертами: И вот ты
входишь в березняк, Вы всматриваетесь друг в дружку.И лес шелушится, и каплями Роняет струящийся пот.
Мир природы — многолюдное и многоликое сборище. Уподобление природы
человеку достигает у Б. Пастернака такого предела, что пейзаж выступает в роли
наставника и нравственного образца, спасения и утешения («На свете нет тоски такой,
которой снег бы не вылечивал» январь 1919 года).
Природа и человек у Б. Пастернака едины как проявления стихии жизни, не
знающей границ. Человек определяется через природу, в сравнении с нею обретает
свое место в мире.
Такой взгляд на взаимоотношения человека и природы создает в поэзии Б.
Пастернака метафорический строй. Метафора связь явлений. Ведь когда все явления
существуют по отдельности, на своих местах, — это неправда и отсутствие жизни.
Творческий принцип поэта таков: два предмета, расположенные рядом, тесно
взаимодействуют, проникают друг в друга, и потому он связывает их.
Описывая мгновения жизни, поэт обыкновенно не устает их детализировать. Вся
его поэзия — своего рода гимн деталям, подробностям. Поэтическая декларация
этого подхода к миру и творчеству — стихотворение “Давай ронять слова...”.
Настоящему творцу “ничто не мелко”: он «погружен в отделку Кленового листа.»
Упоминается и Бог деталей в стихии : Ты спросишь, кто велит? Всесильный бог
деталей, Всесильный бог любви, Ягайлов и Ядвиг.
Жизнь существует в подробностях, в деталях — в этом разгадка ее тайны.
Описать — значит, показать связи между предметами, их “взаимоотношения”, в
какомто смысле их любовь.Гимн деталям — порою необычным — становится гимном
самой жизни.
Стихи Пастернака насыщены сложными метафорами, сравнениями.
Прибегая к метафорам, Б. Пастернак, стремится прежде всего взглянуть на мир поновому, освободить его от литературных штампов. В поисках новых слов,
способных вернуть миру первозданную свежесть, поэт активно обращается к живой
разговорной речи, к языку повседневности. О самом возвышенном он говорит
простыми словами ( про величие Кавказских гор: «Кавказ был весь, как на ладони, и
весь, как смятая постель»). И даже о поэзии он говорит подчеркнуто прозаично и
нелитературно (Этим звездам к лицу б хохотать, ан вселенная — место глухое).
В творчестве Б. Пастернака многое менялось. Но были принципы, которым поэт
оставался верен всю жизнь: истинное искусство всегда больше самого себя, потому
что говорит о величии жизни и человека в ней. Этим убеждением и определяется
своеобразие лирики Б. Пастернака.
Парадоксы Пастернака: Пастернак воплотил порыв авангардной лирики. Первым
стал строить свою поэзию как имитацию потока сознания («Поверх барьеров»). С
другой стороны – вписанность в культурную традицию.
Большое место в сознании занимают мифологические представления и
переживания. Сознание последовательно исторично. В 20 в. не было другого такого
внимательного свидетеля происходящего, внимательного участника жизни.
Вечные темы со свидетельством точного дня и часа. Лирика стала
художественным исследованием своего времени.
20 – 30е гг. – авангардный период. 193050е гг. (позднее
творчество) не получил
общепринятого обозначения. Период
поставангарда, период «обманчивой
простоты». Все кажется понятным,
но на самом деле усложняется все.
Простота лексики, синтаксиса,
композиции, но невероятно
усложняется смысл. Глубины,
пласты, вечные образы, усложненный
фон произведения. Самый яркий
пример – «Гамлет» (из «Доктора
Живаго»). 5 слоев; повествование
ведется от лица актера, который
исполняет роль Гамлета; сам доктор
Живаго (проблема выбора: быть или
не быть); это любой человек (вся
жизнь игра). Основной библейский
мотив: «чашу мимо пронеси» => от
лица Иисуса Христа. Мотив
Гефсиманского сада; моление о
чаше. Пить из этой чаши тяжело и
губительно => мотив жертвы,
распятия. Монолог мог бы
произнести и сам Пастернак (точно
накладывается на ситуацию 59 года).
«Нобелевская премия» (59 г.) – сформулирована основная идея его творчества
(«я весь мир заставил плакать…»). Идея огромного, прекрасного, трагического мира.
Это ощущение мира ребенка.
Поэзия для Пастернака – это вторая действительность. Это действительность,
которая перестала быть привычной и стала чудом.
Особенности мира Пастернака: мифологизм – я и мир слиты. «Весна» весна
начинается внезапно. И герой пытается описать ощущение, состояние весны.
Напоминает ощущения больного, который выздоровел. У него кружится голова («дом
пасть боится»), он удивлен, воздух чист и свеж. Весна обостряет все чувства, в том
числе и одиночества => я и мир (толпа), который враждебен (шумные глаза, лишенные
выражения) => пустой вечер, прерванный рассказ.
Герой создает себе двойника в окружающем мире.
Предметы меняются местами с героем. «О, знал бы я, что так бывает».
Окружающий мир наделяется признаками субъекта.
Пастернак населяет мир своими двойниками (ветка, сад и др.).
Динамизм художественного образа мира Пастернака. Моделирование образа
мира как динамического. Образы ветра, бурана, грозы, дождя (тютчевскоблоковская
линия). Излюбленный образ – ветер.
В прозе узнаем стихи. Сложно сказать, где что. Поэтическое мышление Пастернака – метафорическое. Пастернак меняет местами то, что сравнивается и то, с
чем сравнивается. Действительность – само сравнение.
Особенности лирического героя: двойники в окружающем мире (лес, ветка, сама
жизнь). Подчинен идее огромного, прекрасного трагического мира, который
развернется только к концу творчества.
Урок-презентация. "ПАСТЕРНАК Б.Л. Художественный образ мира в поэзии Б.Пастернака"
Урок-презентация. "ПАСТЕРНАК Б.Л. Художественный образ мира в поэзии Б.Пастернака"
Урок-презентация. "ПАСТЕРНАК Б.Л. Художественный образ мира в поэзии Б.Пастернака"
Урок-презентация. "ПАСТЕРНАК Б.Л. Художественный образ мира в поэзии Б.Пастернака"
Урок-презентация. "ПАСТЕРНАК Б.Л. Художественный образ мира в поэзии Б.Пастернака"
Урок-презентация. "ПАСТЕРНАК Б.Л. Художественный образ мира в поэзии Б.Пастернака"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.