МДОУ «Детский сад №172»
«Путешествие в страну детской поэзии»
Воспитатель: Николаева Ирина Владимировна
Ярославль, 2023
Аннотация
В современном мире остро встает проблема духовно- нравственного воспитания детей, следовательно, необходимо организовать работу с детьми и родителями, которая привлекла бы внимание к этой проблеме. Одним из направлений решения этой проблемы является привлечение детей и родителей к чтению произведений классиков детской литературы. В число классиков детской литературы входить детский писатель С.В.Михалков. Не зря С.Я.Маршак писал о нем, как о «писателе, умеющим разговаривать с детьми». Его произведения являются источником духовно- нравственного воспитания детей, которые учат общепринятым правилам общения, умению жить среди людей, к основам человеческих взаимоотношений.
Оглавление
1. Введение………………………………………………..4
2. Основная часть…………………………………………5-10
3. Заключение……………………………………………..11
4. Список литературы…………………………………….12
5. Приложение…………………………………………….13-16
1. Введение
Детство – важный этап в воспитании ребенка, который проявляет интерес к книгам, может стать «читателем», даже, если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. В этот период произведения классиков детской поэзии становятся источником духовно - нравственного воспитания детей. Одним из таких детских писателей является С.В.Михалков, чьи произведения проверенные временем, как писал С.Я.Маршак: «Его произведения - это большая литература для маленьких». Его произведения актуальны в современных условиях по тематике «Фома», «Два барана» (упрямство),«Про мимозу» (избалованность), хвастовство, самоуверенность, зазнайство; интересны, занимательны, доступны по изложению, легко запоминающиеся, произведения, которые раскрывают такие ценности: добро, дружба, любовь, отзывчивость, ответственность. И этим воспитательным потенциалом необходимо воспользоваться, чтобы сформировать личность ребенка, чтобы заложить моральные ориентиры на дальнейшую жизнь.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать интерес к творчеству писателя
• Обобщить и систематизировать знания детей о творчестве поэта
• Формировать устойчивый интерес к чтению, умению слушать
• Формировать умение понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, умению высказывать суждения
• Совершенствовать умения выразительно читать произведения поэта
• Формировать умения инсценировать небольшие произведения
Развивающие:
• Развивать познавательную активность,
• Развитие диалогической и монологической формы речи
• Способствовать развитию детского творчества в процессе драматизации
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к книгам
• Воспитывать читательский интерес
• Воспитывать умения взаимодействовать и сотрудничать в коллективе
• Вызвать желание помочь герою
Идеей педагогической деятельности является организация НОД по теме «Путешествие в мир детской поэзии С.В.Михалкова» в наиболее интересной и доступной игровой форме, которая поможет закрепить знания детей о творчестве детского писателя, будет способствовать приобщению детей к чтению художественной литературы.
Педагогическая деятельность:
Методическую разработку «Путешествие в мир поэзии С.В. Михалкова» составила Николаева И.В.
Методическая разработка представляет НОД с детьми подготовительной к школе группе. Занятие построено в виде увлекательной игровой деятельности, основанной на принципе деятельностного подхода, что предполагает создание положительного, эмоционального фона процесса обучения, повышение познавательной и двигательной активности детей и сохраняет интерес на протяжении всего занятия. Структура и содержание состоит из 3 – х взаимосвязанных частей. Все элементы занятия между собой объединены общей темой.
Первая часть направлена на мотивацию детей, побуждение к деятельности: создание положительного и благоприятного настроя у воспитанников для включения их в образовательную деятельность, применяя психологический прием, затем увлечение детей (использование ИКТ) в виртуальное путешествие – в мир детской поэзии С.В.Михалкова.
Для осуществления перехода к основному этапу НОД, используется прием создания игровой ситуации (мотивации предстоящей деятельности), которая побуждает детей к деятельности (отправление на воздушном шаре, встреча с Незнайкой).
Во второй части образовательные ситуации направлены на обращение к ранее накопленному опыту, развитию памяти, сообразительности, воспитания умения работать в группе, умение прийти на помощь.
Знания закрепляются на основе непосредственного восприятия в результате беседы, сравнения, анализа, обобщения результатов деятельности, с помощью вопросов. Образовательные ситуации направлены на обращение к ранее накопленному опыту, развитию памяти, сообразительности, знанию художественных произведений, воспитания умения работать в группе, умение прийти на помощь.
Третья часть – заключительная, направлена на подведение итога. Для поддержания интереса детей на этом этапе воспитатель использует проблемную ситуацию для возвращения с путешествия, а затем обобщающая беседа с целью закрепления материала с помощью наводящих вопросов (детям было предложено вспомнить, Что они делали в путешествии? Кому мы помогали? Какие выполняли задания?)
В ходе образовательной деятельности педагог эмоционально включается в деятельность. Использует прием контроля и стимулирование в виде одобрения, похвалы, поощрения. Отношения между педагогом и детьми выстраивать по принципу сотрудничества.
Методы и приёмы:
1.Наглядные: использование икт,
2.Словесные: беседа, вопросы, худож ественное слово, поощрение
3.Практические: инсценировка некоторых произведений, воображаемая ситуация.
Технологии:
• здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, динамические паузы
• информационно-коммуникативные технологии (презентация)
• игровая технология: драматизация, игровые ситуации
Предварительная совместная деятельность воспитателя и детей:
• Знакомство с творчеством поэта С.В.Михалкова
• Чтение литературных произведений
• Заучивание стихотворений
• Рассматривание иллюстраций
• Создание презентации
• Загадывание авторских загадок
• Инсценировки отдельных эпизодов произведений.
Демонстрационный материал и оборудование: портрет С. Михалкова, А.Барто, В.Берестова, С.Маршака, К.Чуковского, выставка книг С. Михалкова, письмом с заданиями, игрушки (щенок, будильник, жук майский, рваная книга, подушка), атрибуты к инсценировкам, облака с авторскими загадками, воздушный шар, костюмы героев произведений, записи песен, записи стихов.
Ход НОД:
I. Вводная часть:
Дети стоят полукругом
Воспитатель читает стихотворение:
День наступает
Природа оживает
Солнце встает
Нам тепло дает
Мы собираемся
В долгий путь отправляемся
Друг на друга посмотрим
Про себя проговорим
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Все у нас хорошие
Все у нас пригожие:
Воспитатель:
А теперь я хочу пригласить вас отправиться в удивительную страну – страну Детской поэзии.
Что необходимо взять с собой в дорогу при путешествии? (ответы детей).
Все вспомнили, а никак герои одного стихотворения. Может кто-нибудь догадался, из какого он стихотворения этот герой»?
Давайте вместе вспомним его (вместе с детьми вспоминаем стихотворение С.Михалкова «Человек рассеянный»).
А кто автор этого стихотворения и как оно называется? (ответы детей).
И чтобы с нами не произошло как в стихотворении, что возьмем с собой в путешествие? (смекалку, внимание, сообразительность).
Не забудем тогда? А теперь пора отправляться.
Воспитатель:
Добраться туда не трудно. На несколько мгновений закроем глаза и представим, что мы идем по мягкой зеленой траве. Она приятно ласкает нам ноги. Мы вышли к сказочному озеру. Вода прозрачная, теплая. С разбега бросаемся в воду.
Мы вышли из воды и увидели на зеленой поляне воздушный шар.
Ребенок:
На воздушном шаре вместе мы летим
И, наверно, птицами стать в душе хотим
Бог не дал нам крыльев – научил любить
Удивляться солнцу, красоту дарить.
II. Основная часть:
Воспитатель:
Я вам предлагаю отправиться в путешествие на воздушном шаре.
Садимся в него и полетим далеко-далеко, через моря и океаны, через степи и леса. Вот под нами какой-то город. Теперь опускаемся все ниже и ниже. Мы оказались в городе (Дети читают название города). Город «Детской поэзии».
Какое интересное название! Почему город так называется? (ответы детей). А что такое поэзия? (ответы детей).
Появляется Незнайка.
Незнайка:
Здравствуйте, ребята! Я путешествовал на воздушном шаре и куда-то приземлился. Вы не подскажите, где я оказался? (ответы детей).
Воспитатель:
Мы тоже путешествовали на воздушном шаре
Ребята, подскажем, в каком городе он оказался? (ответы детей)
Незнайка:
Я никогда не бывал в этом городе. Наверное, интересно!
Воспитатель:
Может, возьмет Незнайку с собой на прогулку по городу, пусть он тоже посмотрит, узнает что-нибудь о нем? (ответы детей)
Дети имитируют движение:
На экскурсию идем мы (маршируют)
Город посмотреть хотим (поворачивают головы в стороны)
Вдоль по улицам пройдем (разводят руки в стороны)
Красоту мы разглядим (поднимают руки, потом опускают)
Подходят к столу, где написано «Дом поэтов»
Воспитатель:
Посмотрите, куда же мы пришли? Кто-нибудь может прочитать? (прочитывают)
Незнайка:
Зайдем в него»? (заходят).
Воспитатель: (включают запись гимна)
Вы узнали, что это за мелодия. Что такое гимн? Как и когда принято его слушать? Посмотрите на портреты, кто является автором этого произведения (С.Михалков, А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Берестов). (С.Михалков).
Попробуем назвать остальных.
Видишь, Незнайка, сколько детских поэтов знают наши ребята.
Незнайка:
Их очень много!
Как интересно гулять по городу!
Воспитатель:
Ребята, пора идти дальше.
Дети выполняют подвижное упражнение.
Люблю по городу гулять
Люблю смотреть, люблю читать.
Незнайка:
Смотрите, куда это мы пришли?
Воспитатель:
Кто может прочитать? (вывеска «Дом книг Сергея Михалкова»). Ребята, а что мы знаем о С.В.Михалкове? (ответы детей)
Сергей Михалков написал стихотворение о доме книг.
Ваня расскажи
Ребенок:
О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
Воспитатель:
Посмотрите, как много представлено книг Сергея Михалкова. Некоторые из этих книг вы читали дома. Есть ли здесь знакомые книги? Кто может вспомнить отрывки стихотворений из этих книг?
А как вы думаете, может человек прожить без книг? (ответы детей)
Незнайка:
Я помню, мой друг Цветик рассказывал стихотворение о том, как тяжело жить без книг, но не помню его наизусть, и кто его написал.
Воспитатель:
Я, кажется, знаю, о каком стихотворении ты говоришь. А кто из ребят знает? (ответы детей)
Ребенок: читает стихотворение С.Михалкова «Как мы жили бы без книг».
Воспитатель:
Без книг нам никак. Книги нас учат писать, читать, узнавать что-то новое. Мы подарим тебе книгу с этим стихотворением, чтобы ты выучил его.
Незнайка:
Спасибо. (Незнайка рассматривает книгу, и из нее вылетает письмо)
Воспитатель: Приложение 1
Ой, что это»? Таинственным путешественникам. Интересно, кому и от кого.
Это нам письмо. Пройдем в сказочный парк и присядем на скамейку, и я прочитаю его (читает письмо)
Ребята, поможем жителям «Дома книг Сергея Михалкова? (ответы детей)
Проводится игра «Из какого произведения»? Приложение 2
Воспитатель:
А теперь поможем игрушкам вернуться в свои произведения.
Игра «Волшебный мешочек» (дети достают игрушку (щенок, будильник, жук майский, рваная книга, подушка) и говорят из какого произведения)
Воспитатель:
Ребята, мы помогли страницам книг и игрушкам найти свои произведения, а теперь пора отправляться дальше.
Звучит музыка
Дети начинают выполнять речевые движения:
Мы по улице идем
Друг дружку за руки ведем.
Всё хотим мы повидать.
Обо всем хотим узнать.
Незнайка:
Ой, а куда это мы попали? Что здесь написано? (театр)
Воспитатель:
А что в театре делают? (ответы детей)
Посмотрите, чьи-то вещи. Превратимся на несколько минут в героев и покажем отрывки из произведений поэта. Несколько человек будут актерами, а другие – зрителями. Однажды вечером в московском дворе Михалков услышал диалог между ребятами. Так родилось стихотворение
Звучит музыка
1,2,3 повернись
В героя детского произведения превратись.
Ребята выходят и показывают сценку из произведения «А что у вас?», «Подушечка» Сергея Михалкова
Незнайка:
Браво. Похлопаем артистам. Можно, я тоже что-нибудь покажу? (Он инсценирует «Рисунок»)
Воспитатель:
Спасибо, Незнайка!
Незнайка:
Ой, загулялся я. Давным-давно пора домой, друзья. Меня ждут в Солнечном городе. Спасибо за экскурсию. А как вернуться мне домой?
Воспитатель:
У нас есть воздушный шар. Садись на него и лети.
Незнайка:
Спасибо вам, ребята. А в благодарность я подарю вам конфеты. До свидания, ребята! До встречи!
Незнайка улетает.
Воспитатель:
Ой, загулялись и мы. Пора возвращаться домой. Незнайке помогли познакомиться с городом. А как нам вернуться домой? (ответы детей)
Воспитатель:
Нам помогут облака. Смотрите, облака плывут по небу, но они не простые, а волшебные, загадочные. И даже сам поэт С.Михалков заметил, какие необычные облака.
Ребенок
Облака,
Облака -
Кучерявые бока,
Облака кудрявые,
Целые,
Дырявые,
Лёгкие,
Воздушные -
Ветерку послушные.
Вот как отгадаем загадки детского поэта Сергея Михалкова, так они расступятся, и мы окажемся в детском саду.
Давайте, отгадаем их
(отгадывают загадки) Приложение 3
Ш. Заключительная часть:
Ну, вот мы и оказались в детском саду. Вот и подошло к концу наше путешествие.
Где мы сегодня побывали?
А почему ее так называют?
А произведения какого автора мы вспомнили?
Что вам особенно понравилось?
Что было труднее всего?
Звучит музыка «Мы едем, едем, едем в далекие края».
Воспитатель:
Я хочу, чтобы вы знали. Отправиться в страну Детства, в город Детской поэзии и познакомится с произведениями Сергея Михалкова нетрудно: раскрой книгу и начни читать – сразу очутишься в этой чудесной стране. Все могут там побывать – и старый, и малый, и дети, и взрослые, и папа, и мама, и дедушка с бабушкой. Для всех там найдется что-нибудь интересное, каждый найдет, чему улыбнуться!
Сергей Михалков обращался к нам:
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ожидаемый результат:
• Активизация познавательного инт ереса при работе с книгой
• раскр епощение детей в созданных ими литературных образах
• овлад ение вербальными и невербальными средствами
• повышение уровня коммуникативных навыков
Я считаю, что выбранная форма организации занятия для детей достаточно эффективная. Образовательная деятельность динамичная, предусматривает быструю смену детской деятельности. Особое внимание уделяется РППС, ее разнообразию и вариативности, которая поможет обеспечить возможность совместного общения детей и взрослого и их самостоятельной деятельности. Использование ИКТ позволит сделать выполнение заданий более привлекательным и захватывающим, что способствует усилению мотивации детей.
Литература:
https://www.maam.ru/detskijsad/tema-puteshestvie-v-volshebnuyu-stranu-znanii.html
https://www.chitalnya.ru/work/125660/
https://rustih.ru/stixi-dlya-detej/sergej-mixalkov-stixi-dlya-detej/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/04/20/puteshestvie-po-gorodu-svobodnomu-nod-v-podgotovitelnoy-k-shkole
https://lektsii-org.turbopages.org/lektsii.org/s/9-5632.html
https://referatbooks.ru/diplomnaya-rabota/poeziya-s-v-mihalkova-v-rabote-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta/
Приложение 1
Это письмо от героев произведений С.В. Михалкова. У них случилась беда. Сами они справиться не могут. Нужна наша помощь. Щенка Трезора оставили дома одного, и он разорвал книги с произведениями Михалкова. Они не знают, из каких произведений, а героев произведений облаял, так напугал, что они разбежались. Надо выручать. Вы хотите помочь героям произведений?
Приложение
Игра «Из какого произведения»?
***
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча,
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан. («Дядя Стёпа»)
***
На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его. («Трезор»)
***
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего. («А у вас?»)
***
Однажды
Приснился упрямому сон,
Как будто шагает по Африке он.
С небес
Африканское солнце печет,
Река под названием Конго
Течет.
Трусы и рубашка
Лежат на песке.
Упрямец плывет
По опасной реке.
Приложение
Близка
Аллигатора хищная
Пасть.
«Спасайся, несчастный,
Ты можешь пропасть!» («Фома»)
***
Живёт у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.
Ещё в полях туманы,
Ещё роса блестит,
А он, проснувшись рано
Уже вовсю свистит. («Скворец»)
***
Снег кружится,
Снег ложится — Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег — упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки. («Белые стихи»)
Что вы знаете, ребятки,
Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец.
Кто подскажет — молодец!
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что-то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил,
А индюшек лучший друг.
Угадайте — кто?.. (Индюк!)
Да! Индюк! Признаться, братцы.
Трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо —
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или... Кто?.. (Собака)
Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает, как... Кто?.. (Кошка)
Верно, верно! Угадали,
Будто где ее видали!
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята:
Тут — лисички, там — опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые... Что?.. (Поганки)
Что? Поганки? Неужели?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пришли на кухню сами
И сказали: — Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите, —
Обожаем поваров!
Ненавидим... Кого?.. (Докторов)
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.