Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе.
Тема «Спасибо деду за Победу».
«Спасибо деду за Победу», –
Не раз я слышал фразу эту,
Но смысл понять ее сумел я
Лишь заглянув в альбом семейный.
Там фото старые хранимы
И памятью людскою чтимы
Бумаги сморщенной листы,
Что в треугольник сложены…»
Воложанин Данила, 13 лет.
Цель: создание условий для расширения словарного запаса у детей через осознание своей причастности к богатейшей истории своего народа.
Задачи:
Образовательные: помочь понять и познать нравственно — исторические корни, учить ценить подвиг своего народа во времена Великой Отечественной Войны
Воспитательные: воспитывать нравственные качества детей: любовь к Родине, смелость и отвагу, желание стать защитником своего Отечества; воспитывать уважение и гордость в процессе знакомства с историей жизни наших прадедов в военные будни.
Развивающие: развивать связную речь, упражняя в использовании лексико-грамматических форм, обогащать словарь.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.
Методы и приемы: художественное слово, визуализация (просмотр презентации), беседа, прослушивание песен, совместное творчество.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение художественной литературы, музыкально-художественная, трудовая.
Словарная работа: подвиг, танкисты, артиллеристы, связист, пулеметчик, госпиталь, санитар, боевые награды, орден, медаль, мемориал, обелиск, вечный огонь, ветераны.
Предварительная работа: составление рассказа о своем прадедушке, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций о войне.
Оборудование: мультимедийное оборудование; слайдовая презентация; художественные принадлежности для изготовления коллективной творческой работы «Мир на Земле».
Ход:
СЛАЙД 1
I. Организационный момент: Поздороваться с детьми, дети отвечают приветствием громко, как на параде. Дети стоят полукругом.
Игра «Сядет тот, кто подберет слово». Цель: активизация словаря прилагательных. Солдат - герой (какой?) – смелый, храбрый, отважный, непобедимый; подвиг (геройский), поступок (героический), ветеран (мужественный, старый), победа (долгожданная, радостная, выстраданная), праздник (весенний, радостный, счастливый).
СЛАЙД 2
II. Основная часть: ( на слайде звучит песня о ветеранах, звук можно убавить)
1.Вступительная беседа. Цель: формирование патриотических чувств на основе ознакомления с героическими подвигами наших прадедов.
75 лет назад весь мир праздновал действительно великую победу, победу над фашизмом. Память о подвиге наших прадедов жива и передается из поколения в поколение.
Это была очень страшная война. Фашисты очень хотели захватить нашу страну, поработить наш народ, но у них ничего не получилось. Целых четыре года день за днём, месяц за месяцем, год за годом сражался наш народ с фашистской армией. И, наконец, одержал победу. Потому что тот, кто борется за справедливость, защищает свою Родину, свой народ, всегда побеждает.
В этот светлый праздник Победы,
Мы помним, гордимся, чтим,
Память наших отцов и дедов,
И за мир их благодарим.
Дорогой ценой досталась нам Победа!
СЛАЙД 3
День Победы - это «радость со слезами на глазах». Как вы думаете, дети, этот праздник весёлый или грустный?
Ответы детей: Этот праздник веселый. Люди радуются Победе. Этот праздник - грустный, потому что много людей погибло.
Рассказ: День Победы – праздник одновременно грустный и радостный, счастливый и печальный. Люди радуются Победе и скорбят, вспоминая погибших в этой войне. День этот начинается с поклонения погибшим. Люди идут к памятникам воинов–защитников, к могилам неизвестных героев, чтобы возложить цветы, почтить память всех, кто погиб, защищая Родину. Мы от всей души радуемся великому празднику, поздравляем всех ветеранов – участников войны, говорим им «спасибо» за спасённый мир. Когда была война они были молодыми, а теперь они старенькие, больные и их с каждым годом становится всё меньше и меньше. Их называют Ветеранами Великой Отечественной войны.
СЛАЙД 4
2. Рассказы детей о своих прадедах. Цель: развивать связную выразительную речь и обогащение словарного запаса детей.
В день Победы ветераны надевают ордена, военные награды и отправляются на парад, чтобы встретится со своими фронтовыми друзьями и вспомнить, как они воевали. У каждого из вас прабабушки и прадедушки то же воевали. В этот день поздравляют тех воинов, которые живут рядом. Их становится, к сожалению, всё меньше и меньше, ведь они уже старенькие. У кого из вас есть дедушки, прадедушки, которые воевали?
(Слушаем рассказы детей). Приложение 1- фото.
СЛАЙД 5
Полина Б.: Мой прадедушка Наквасин Петр Яковлевич прожил долгую и интересную жизнь. На войне он был радистом. Воевал на фронте до самого конца. Его наградили медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы». Он прошел длинный и тяжелый путь. Его жизнь можно брать в пример. Прадедушка был добрым и жизнерадостным человеком.
СЛАЙД 6
Рома К.: Мой прадед Казанцев Иван Лукич на войне был разведчиком. Заслуженно имеет много наград. Дошел до Ладоги, был сильно ранен. Спасибо всем воинам, которые отдали свою жизнь за то, чтобы на Земле был Мир! Я всегда буду помнить своего прадеда.
СЛАЙД 7
Сережа З.: Мой прадед – Жерновников Даниил Назарович – герой. Он ушел на фронт в августе 1941 года. На войне был пулемётчиком. Жертвуя собой, он спасал своих боевых товарищей. В 1941 году был ранен в грудь и умер в лазарете от тяжёлых ран. Я горжусь своим прадедом, который сражался с фашистами за нашу Родину, за мир на нашей земле.
Прадедушка был добрым и жизнерадостным человеком.
СЛАЙД 8
3. Словесные игры. Цель: Закреплять, систематизировать знания детей о военных профессиях и их действиях.
Игра «Военные профессии». Главная профессия на войне – солдат. Но и эта профессия такая разная: солдат - воин в окопе – солдат; в танке – (танкист); в самолете – (летчик); рядом с пушкой – (артиллерист); обеспечивающий связь – (связист).
Игра «Кто что делает?»
танкист — ездит на танке
лётчик — летает на самолёте
пулемётчик — стреляет из пулемёта
разведчик — ходит в разведку
артиллерист — стреляет из пушки
связист — обеспечивает связь
Физминутка: игра «Передай снаряд» (дети становятся в две шеренги. По команде передают мяч от первого ребенка к последнему. Последний ребенок кладет мяч в корзину. Выигрывает та команда, которая первая справится с заданием).
СЛАЙД 9
Ребенок читает стихотворение «Вовкина бабушка» Л. Преображенской
Была простая
бабушка
У Вовки Черемных,
Ничем не выделялась
Она среди других.
Пекла для
Вовки шанежки,
С капустой пирожки,
Штаны ему стирала
И штопала носки.
Но вот пришёл
однажды
Какой-то генерал.
Он крепко-крепко бабушку
При всех расцеловал.
Весь вечер
вспоминали
Они военный год.
У Вовки сердце жаркое
То стукнет, то замрёт.
Так вот какая
бабушка!
А он-то и не знал.
Спасён от смерти бабушкой
Вот этот генерал.
И все в отряде
знали
Настёну Черемных,
Разведчицей отважной
Слыла она у них.
Теперь для
Вовки шанежки
Вкуснее во сто раз.
А всё, что скажет бабушка, -
Как воинский приказ.
СЛАЙД 10(на слайде звучит песня «Мой прадедушка»)
Воспитатель: ребята, а какие качества необходимы, чтобы победить любого врага?
Дети:
любовь к Родине, сила, ловкость, смелость, мужество.
Скажите,
ребята, нужна ли нам война? Нужно ли беречь мир? (ответы детей)
III. Практическая часть: Вы хотите на память все вместе нарисовать плакат «Миру мир!»? (дети обводят свои ладошки, подрисовывают глазки и крылья, вырезают получившихся голубей и наклеивают на ватман)
IV. Рефлексия:
Что нового вы узнали?
Что вас сегодня особенно затронуло?
Какому празднику посвящена наша сегодняшняя беседа?
(Дети выражают отношение к проделанной работе)
Если 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. Пусть вы и Ваши родители помогают перейти дорогу, открыть дверь ветеранам, пожилым людям. Ветеранам будет очень приятно, что мы помним их подвиг, благодаря которому, мы сейчас живем под мирным небом в нашей стране.
Литература:
1. Основная общеобразовательная программа нашего ДОУ
2. А.П. Казаков, Т.А. Шорыгина Детям о Великой Победе — М., 2011.
3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», М., 2004.
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.