Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е)
Оценка 4.9

Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е)

Оценка 4.9
docx
29.05.2021
Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е)
69-70.Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е).docx

Урок русского языка в 7 классе № 69-70

Тема: Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е)

Цель: формировать умения правильно выбирать и писать  и –нн в наречиях на -о, -е.

Задачи урока:

·         образовательная: изучение правописания  и -нн в наречиях на -о,-е;

закрепление умения различать  и -нн в суффиксах

разных частей речи; проверка знаний при выполнении

разноплановых заданий;

·         развивающая: развитие навыков монологической речи; навыков и

способностей критического мышления (навыков

сопоставления, умений анализировать языковый

материал, процесс собственной учебной деятельности);

·         воспитательная: воспитание уважительного отношения к чужому

мнению, культуры речевого общения, интереса к изучению

родного языка.

УУД:

Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные: практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества.

Познавательная: определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты.

Знать: условия написания  и -нн в наречиях на .

Уметь: правильно писать и объяснять изучаемую орфограмму, выделять её графически.

Метапредметные: уметь аргументированно отвечать на вопросы учителя; овладеть приемами отбора и систематизации материала; адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения.

Используемые технологии: технология критического мышления, информационно-коммуникативная.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

1.       Оргмомент.

1.       Актуализация опорных знаний.

Синтаксическая минутка

Над головой Васютки, озабоченно попискивая, потрошили синички старое дерево. (В. Астафьев)

Записывается под диктовку и анализируется предложение

Задания:

— Объясните устно и обозначьте графически условия постановки знаков препинания.

— Какое наречие встретилось в предложении?

Выписываем: озабоченно

1.       Мотивация к учебной деятельности.

Лексическая разминка

Замените приведённые фразеологизмы наречиями. Запишите эти наречия.

Черепашьим шагом - медленно

Душа в душу - дружно

Как снег на голову - неожиданно

Во все глаза - внимательно

Положа руку на сердце – честно, искренне

Исчезнуть в два счёта – мгновенно

- Какая орфограмма объединяет все записанные нами наречия?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Кто может сформулировать тему урока?

- Что мы хотели бы узнать на уроке и чему научиться?

1.       Формирование новых знаний.

1. Эвристическая беседа.

- От каких слов образованы эти наречия?

озабоченно ß озабоченный

медленно ß медленный

дружно ß дружный

неожиданно ß неожиданный

внимательно ß внимательный

искренне ß искренний

мгновенно ß мгновенный

- Сколько н пишется в наречии, образованном от слов с н?

- Сколько н пишется в наречии, образованном от слов с нн?

Это не случайность, а закономерность для наречий на -о, -е, образованных от прилагательного: предла­гаю учащимся сформулировать правило о правописании н, нн в наречиях, сверить свою формулировку с учебником.

Делаем записи в справочной тетради (РАНО – ИСКЛЮЧЕНИЕ!)

Вывод: в наречии пишется столько же Н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано.

- Значит, чтобы правильно определить Н или НН пишется в наречии нужно сначала понять, от чего оно образовано и сколько Н пишется в исходном прилагательном или причастии.

 

2. Повторение орфограммы «Н и НН в суффиксах имён прилагательных» (устно). Работа c опорной таблицей «н и –нн в прилагательных и причастиях»:

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/11/04/s_5fa29f58e42cf/1557198_1.jpeg

2.       Практическая работа с новым материалом (работа в парах).

Давайте рассмотрим таблицу, она есть у каждого на парте

Таблица отличия наречий на –о от кратких прилагательных и причастий.

Наречие на -о

Краткое причастие

Краткое прилагательное

1.Зависит от глагола

1.Относится к существительному

2.отвечает на вопросы как? каким образом?

2. отвечает на вопрос каков?

3.Синтаксическая роль-обстоятельство

3.Синтаксическая роль-именная часть составного именного сказуемого

4.Можно заменить наречием

4.Можно заменить глаголом

4.Можно заменить прилагательным

5.Пишется столько н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано

5.Пишется одно н.

5.Пишется столько н, сколько в полном прилагательном.

- Ребята, образуйте, пожалуйста, от данных слов наречия и объясните правописание н или нн.

Работа со словами, приготовленными до урока на листах. Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняют условия выбора орфограммы и записывают рядом образованное от данного прилагательного наречие, обозначают орфограмму «Н, нн в наречиях на -о, -е». Класс выполняет работу в тетрадях.

Выполненную работу сверяем с образцом:


искусственный (искусственно)

традиционный (традиционно)

взволнованный (взволнованно)

организованный (организованно)

туманный (туманно)

бешеный (бешено)

естественный (естественно)

скованный (скованно)

интересный (интересно)

испуганный (испуганно)


4. Физкультминутка.

Упражнение «Релаксация».

Сядьте ровно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу моря. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в руки воображаемый песок (вдох). Сожмите пальцы в кулак (задержите дыхание), удерживая песок. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Опустить медленно руки вдоль тела, лень двигать руками.

4. Работа с учебником.

Выполнение упражнения 226. (на доске и в тетрадях)

5. Лингвистическая задача.

Прочитайте отрывки из стихотворений Ивана Саввича Никитина. Какое задание вы бы придумали к этим предложениям?


1) Небо голубое

Весело глядит,

И село большое

Беззабот(н, нн)о спит.

 

2) Село замолчало; безлюдны дороги;
Недвиж(н, нн)о бор темный стоит.

 

3) Лебедей ручное стадо

Медле(н,нн)о плывёт.

 

4) О, как божестве(н,нн)о прекрасна
Картина ночи средь степи,
Когда торжестве(н,нн)о и яс(н,нн)о
Горят небесные огни.

 

5) Вот песни умолкли; огни потухают;
Пусты(н,нн)о и тихо вокруг.

 

6) Полно, степь моя, спать беспробуд(н,нн)о:
Зимы-матушки царство прошло.


Выпишите в один столбик наречия с Н, в другой – наречия с НН.

Выделенные слова разберите по составу.

6. Объяснительный диктант.

1) В поле было холод(н,нн)о, Тума(н,нн)о и ветре(н,нн)о, смеркалось ра(н,нн)о.

2) Таинстве(н,нн)о шумит лесная тишина.

3) В лесах было торжестве(н,нн)о, светло и тихо.

4) Горта(н,нн)о кричали чайки, плывя над парусами.

5) Старик, простуже(н,нн)о кашляя, сел рядом с печкой.

 

8. Графический диктант

+ - НН

- - Н

1) бесцеремонно перебил

2) выглядит юно

3) сонно зевал

4) серьёзно подготовился

олезне…о

дышал

5) болезненно дышал

6) обидел нечаянно

7) румяно улыбался

8) туманно намекал

9) влюблённо вздыхая

10) спать беспробудно

Ключ для проверки

1) +

2) –

3) +

4) –

5) +

6) +

7) –

8) +

9) +

10) -

 

VI. Рефлексия.

Оценивание учащихся с комментированием достигнутых результатов.

VIII. Домашнее задание:пар.34, упр.225

 

 

 

 


 

Урок русского языка в 7 классе № 69-70

Урок русского языка в 7 классе № 69-70

Сколько н пишется в наречии, образованном от слов с нн?

Сколько н пишется в наречии, образованном от слов с нн?

Прочитайте отрывки из стихотворений

Прочитайте отрывки из стихотворений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2021