Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
431700, Республика Мордовия,
р.п. Чамзинка, ул. Ленина, д. 18, т. 2-17-46
Односоставные предложения
(Подготовка учащихся
к выполнению тестового задания 2
в формате ОГЭ по русскому языку
в 9 классе)
Учитель русского языка и литературы
Печказова С.П.
р.п. Чамзинка
2022 г.
Задание 2
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ:
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
Виды односоставных предложений
Назывное |
|
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Двадцать первое. Понедельник. Утро.
|
|
[сущ.]. |
|||
Определённо - личное |
[гл.1-2 л.]. |
Я ТЫ |
Уходим завтра в море. Люблю грозу в начале мая. Давайте поработаем.
|
Неопределённо - личное |
[гл.3 л. мн.ч.]. |
ОНИ |
Принесли почту. В дверь постучали. Что нового в газетах пишут?
|
Обобщённо - личное |
[действует любой и каждый]. |
(действие производится любым лицом: пословицы, поговорки, инструкции) Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу! Кашу маслом не испортишь.
|
|
Безличное |
[гл., наречие, нет ☺]. |
По вечера мне работалось особенно хорошо. Спать не хотелось. В комнате тихо. Хорошо бродить по осеннему лесу! Мне нездоровилось. Нам весело. У меня нет слуха.
|
1.Укажите верное утверждение:
Односоставное предложение – это предложение, в котором:
1) нет второстепенных членов предложения,
2) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.
2. Какое предложение является односоставным:
11) С каждым днём рассвет наступает всё раньше. 2) По утрам ещё бывает мороз.
3) Но днём вдруг так и пахнёт тёплый ветер. 4) В выходной день не хочется сидеть дома.
3. Какое предложение не является односоставным:
1) Вот и зима. 2) Кругом побелело от снега.
3) Ясное морозное утро. 4) Все веселы, все радостны.
4. Укажите односоставное предложение:
1) Волной размыло песчаный берег. 2) Стояла ясная морозная ночь.
3) Провожающие толпились у вагона. 4) В эту ночь неожиданно выпал снег.
5. Укажите определённо-личное предложение:
1) Нет дыма без огня. 2) Не спешите отправляться в путь.
3) Егорушке дали миску и ложку. 4) С утра мне было очень весело.
6. Укажите неопределённо-личное предложение:
1) Там под горой пасут овец одна другой жирнее. 2) Вечер прохладен и светел.
3) Пахло милым тлением осени. 4) Из-за грохота за окном мне не спалось.
7. Укажите обобщённо-личное предложение:
1) Нужно было подумать о привале. 2) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.
3) Пора спокойно обдумать всё. 4) В доме Епиходовых угощали теперь русской кухней.
8. Укажите безличное предложение:
1) Бездонную бочку водой не наполнишь. 2) Приготовьтесь к диктанту
3) Скоро светать будет. 4) Внезапная молния зажгла во время грозы дерево.
9. Укажите предложение, в составе которого есть назывное:
1) Ребята, оставайтесь здесь, скоро начнётся концерт 2) Солнце уже село, но в поле ещё работали.
3) Больше думай, а говори меньше. 4) Февраль, на улице установилась по-весеннему тёплая погода.
10. Найдите предложение, соответствующее схеме: [безличное], [безличное].
1) Посылку отправили в конце мая, почтальон принёс её второго июня. 4) Луна взошла, стало гораздо светлее. 3) Быстро темнело, мы торопились в деревню. 2) Уже смеркается, в комнате сквозит.
11. Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.
Снова холмы, перелески. __________ Справа раскинулось небольшое озеро. __________ Ярко синеют его чистые воды. __________ Жёлтый песок, камыши. __________ Купанье в незнакомой воде на незнакомом берегу. __________ Радостно на душе! _______________ _____ Дышится привольно. __________ После купания разводим костёр, __________ готовим похлёбку. __________ Нас встретили на привале. __________
12. Найдите ошибку в характеристике предложения «Волной взрыва его отбросило в сторону»:
1) простое, 3) распространённое, 2) односоставное, 4) неопределённо-личное,
13. Какая характеристика соответствует данному предложению
«Упавшее дерево рубят на дрова»: 1) двусоставное, 2) односоставное, определённо-личное,
3) односоставное, неопределённо-личное, 4) односоставное, обобщённо-личное
14. Найдите четвёртое лишнее:
1) Век живи – век учись. 2) Ради роз терпят и шипы.
3) Не место красит человека. 4) Береги платье снову.
15. Найдите четвёртое лишнее:
1) Старое русло Оки. 2) Его называют Прорвой. 3) Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. 4) Пахнет травянистой свежестью и осокой.
_______________________________________________________________
Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.
(1)Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. (2)В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах. (З)Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. (4)Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. (5)Высокие, недвижные спят сосны. (6)Тихо в спящем зимнем лесу. (7)Надо уметь слушать. (8)Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса. (9)А летом нужно уметь находить грибные места. (10)Кое-где попадаются крепкие боровики. (11)Приятно взять в руки холодноватый гриб.
Укажите варианты с односоставными безличными предложениями. Запишите номера ответов.
1) Предложение 2 2) Предложение 4 3) Предложение 6 4) Предложение 7 5) Предложение 11
_______________________________________________________________
Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.
(1) Хлеб-соль кушай, а правду слушай. (2) По улицам слона водили. (3) Стыдом и страхом замираю. (4) Очень уж шумят у нас в классах. (5) Как здесь свежо под липою густою...
Укажите варианты с неопределённо-личными предложениями. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 2) Предложение 2 3) Предложение 3 4) Предложение 4 5) Предложение 5
_______________________________________________________________
Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.
(1) Не пером пишут, а умом. (2) Про батарею Тушина было забыто. (3) В это самое время его знобило и ломало. (4) Дни поздней осени бранят обыкновенно. (5) Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно.
Укажите варианты с обобщённо-личными предложениями. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 2) Предложение 2 3) Предложение 3 4) Предложение 4 5) Предложение 5
КЛЮЧ
1.Укажите верное утверждение:
Односоставное предложение – это предложение, в котором:
1) нет второстепенных членов предложения, 2) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.
2. Какое предложение является односоставным:
1) С каждым днём рассвет наступает всё раньше. 2) По утрам ещё бывает мороз.3) Но днём вдруг так и пахнёт тёплый ветер. 4) В выходной день не хочется сидеть дома.
3. Какое предложение не является односоставным:
1) Вот и зима. 2) Кругом побелело от снега.
3) Ясное морозное утро. 4) Все веселы, все радостны.
4. Укажите односоставное предложение:
1) Волной размыло песчаный берег. 2) Стояла ясная морозная ночь.
3) Провожающие толпились у вагона. 4) В эту ночь неожиданно выпал снег.
5. Укажите определённо-личное предложение:
1) Нет дыма без огня. 2) Не спешите отправляться в путь.
3) Егорушке дали миску и ложку. 4) С утра мне было очень весело.
6. Укажите неопределённо-личное предложение:
1) Там под горой пасут овец одна другой жирнее. 2) Вечер прохладен и светел.
3) Пахло милым тлением осени. 4) Из-за грохота за окном мне не спалось.
7. Укажите обобщённо-личное предложение:
1) Нужно было подумать о привале. 2) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.
3) Пора спокойно обдумать всё. 4) В доме Епиходовых угощали теперь русской кухней.
8. Укажите безличное предложение:
1) Бездонную бочку водой не наполнишь. 2) Приготовьтесь к диктанту
3) Скоро светать будет. 4) Внезапная молния зажгла во время грозы дерево.
9. Укажите предложение, в составе которого есть назывное:
1) Ребята, оставайтесь здесь, скоро начнётся концерт 2) Солнце уже село, но в поле ещё работали.
3) Больше думай, а говори меньше. 4) Февраль, на улице установилась по-весеннему тёплая погода.
10. Найдите предложение, соответствующее схеме: [безличное], [безличное].
1) Посылку отправили в конце мая, почтальон принёс её второго июня. 4) Луна взошла, стало гораздо светлее. 3) Быстро темнело, мы торопились в деревню. 2) Уже смеркается, в комнате сквозит.
11. Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.
Снова холмы, перелески. Н. Справа раскинулось небольшое озеро. ДВУСОСТ. Ярко синеют его чистые воды. ДВУСОСТ. Жёлтый песок, камыши. Н. Купанье в незнакомой воде на незнакомом берегу. Н. Радостно на душе! Б/Л Дышится привольно. Б/Л После купания разводим костёр, О/Л готовим похлёбку. О/Л Нас встретили на привале. Н/Л
12. Найдите ошибку в характеристике предложения «Волной взрыва его отбросило в сторону»:
1) простое, 3) распространённое, 2) односоставное, 4) неопределённо-личное (Б/Л !)
13. Какая характеристика соответствует данному предложению
«Упавшее дерево рубят на дрова»: 1) двусоставное, 2) односоставное, определённо-личное,
3) односоставное, неопределённо-личное, 4) односоставное, обобщённо-личное
14. Найдите четвёртое лишнее:
1) Век живи – век учись. 2) Ради роз терпят и шипы.
3) Не место красит человека. 4) Береги платье снову.
15. Найдите четвёртое лишнее:
1) Старое русло Оки. 2) Его называют Прорвой. 3) Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. ДВУСОСТ. 4) Пахнет травянистой свежестью и осокой.
_______________________________________________________________
Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.
(1)Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. (2)В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах. (З)Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. (4)Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. (5)Высокие, недвижные спят сосны. (6)Тихо в спящем зимнем лесу. (7)Надо уметь слушать. (8)Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса. (9)А летом нужно уметь находить грибные места. (10)Кое-где попадаются крепкие боровики. (11)Приятно взять в руки холодноватый гриб.
Укажите варианты с односоставными безличными предложениями. Запишите номера ответов.
1) Предложение 2 2) Предложение 4 3) Предложение 6 4) Предложение 7 5) Предложение 11 ОТВЕТ 345
_______________________________________________________________
Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.
(1) Хлеб-соль кушай, а правду слушай. (2) По улицам слона водили. (3) Стыдом и страхом замираю. (4) Очень уж шумят у нас в классах. (5) Как здесь свежо под липою густою...
Укажите варианты с неопределённо-личными предложениями. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 2) Предложение 2 3) Предложение 3 4) Предложение 4 5) Предложение 5 ОТВЕТ 24
_______________________________________________________________
Задание 2 ОГЭ. Синтаксический анализ предложения. Прочитайте текст.
(1) Не пером пишут, а умом. (2) Про батарею Тушина было забыто. (3) В это самое время его знобило и ломало. (4) Дни поздней осени бранят обыкновенно. (5) Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно.
Укажите варианты с обобщённо-личными предложениями. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 2) Предложение 2 3) Предложение 3 4) Предложение 4 5) Предложение 5 ОТВЕТ 145
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.