Тема урока: « Односоставные предложения». Повторение.
Цель урока:
Знать: что такое односоставное предложение, типы односоставных предложений.
Уметь: определять типы односоставных предложений, составлять односоставные предложения, выполнять синтаксический разбор односоставного предложения.
Ход урока:
1. Организационный момент-2 минуты (объявление темы, цели урока).
Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла пословицу.
К мудрости идут через большой труд.
- Как вы понимаете её значение?
а) Синтаксический разбор этого предложения. (Ученик комментирует разбор)
б) Словообразовательный разбор слова ЗНАЧЕНИЕ
в) Синтаксический разбор словосочетания БОЛЬШОЙ ТРУД.
2. Фронтальный опрос: ( 5 минут)
1) что такое односоставное предложение? Чем оно отличается от двусоставного?
2) Для чего используются односоставные предложения в речи?
3) Закончите схему ( у доски выполняет 1 ученик, остальные объясняют схему)
4) Что такое определенно-личное, неопределенно-личное, безличное и назывное односоставные предложения?
5) Какой ученый предложил деление предложений на односоставные и двусоставные?
3. Словарный диктант (диктант проверяется по принципу взаимопроверки, слова для проверки написаны заранее на доске).
«5»- 0 ошибок; «4»- 1-2 ошибки; «3»-3-4 ошибки; «2»-5 и далее ошибок.
Символ, фасад, цивилизация, реликвия, этикет, исповедь, приоритет, философ, филолог, конкурент, саванна, синоптик, колоссальный, триумфальный, брезжит, озноб (16 слов).
Задание к словарному диктанту: используя слова
словарного диктанта составить по одному определенно-личному, неопределенно-
личному, безличному и назывному предложению (пока сильные учащиеся выполняют
данное задание, слабые учащиеся работают у доски)
Задание для слабых учащихся: найти главные члены предложения, определить тип односоставного предложения:
Друзья мои! Оставим витязей на час. ( П.) Представьте себе раннее летнее утро в деревне.( Бенц.)
Вчера у меня шапку украли в театре. ( Аверч.) Стемнело. В гостиной еще не зажигали огня. (К.)
В таких местах мелко. ( Тит.) Вечер. Дождь. Унылое ненастье.(Пр.)
Середина апреля. ( Кедр.)
4. Выполнение тестовых заданий:
1. Эти предложения в грамматической основе содержат один главный член (состав)- подлежащее или сказуемое?
а) двусоставные; б) односоставные; в) назывные.
2. К односоставным предложениям относятся:
а) определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные предложения;
б) назывные, определенно-личные предложения;
в) неопределенно-личные и безличные предложения.
3. Это односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица?
А) назывные предложения; б) определенно-личные предложения; в) безличные предложения.
4. Предложение: В это время двери храма распахивают является:
а) безличным; б) неопределенно-личным; в) назывным.
5. Укажите определенно-личное предложение:
а) Храни меня, мой талисман. Б) Ему очень хотелось спать. В) В России всегда любили чудаков.
6. Предложение: Опять начало моросить является:
а) назывным; б) безличным; в) неопределенно-личным.
7. Укажите назывное предложение:
а) Стемнело. Похолодало. б) Где-то пели, смеялись и плакали. в) Море, ночь, луна.
1. Неопределенно-личные предложения- это?
А) односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени и в форме множественного числа прошедшего времени.
Б) это односоставные предложения, в которых сообщается о действии, происходящем без участия какого-либо лица.
В) это односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица.
2. Безличное предложение- это?
А) односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени и в форме множественного числа прошедшего времени.
Б) это односоставные предложения, в которых сообщается о действии, происходящем без участия какого-либо лица.
В) это односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица.
3. Назывное предложение- это?
А) односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени и в форме множественного числа прошедшего времени.
Б) это односоставные предложения, в которых сообщается о действии, происходящем без участия какого-либо лица.
В) это односоставные предложения, в которых имеется один главный член- подлежащее, выраженное формой именительного падежа.
4. Предложение: Оставь напрасные заботы, не обнажай минувших дней. ( Лерм.) является:
а) безличным; б) определенно-личным; в) назывным.
5. Укажите неопределенно-личное предложение:
а) Сижу за решеткой в темнице сырой.
Б) В ветреную погоду пускали змеев.
В) В боку колет.
6. Укажите безличное предложение:
а) Вон колодец. Вот и дорога. Б) На душе радостно. В) В селе строили новую школу.
7. Укажите назывное предложение:
а) Утро. б) Стемнело. в) Люблю тихие зори.
( после выполнения тестовых заданий- взаимопроверка)
5. Выписать из данного текста только назывные предложения.
Рябина краснеет.
Утро р…систое. ( Во)все нет паутины на вырубках. Очень тихо. Слышно сойку, дрозда. Р…бина очень краснеет. Березки начинают ж…лтеть. Над скоше…ой травой (из)редка перелетают белые бабочки.
6. Выполните синтаксический разбор односоставных предложений:
1) Что делаешь, Руслан несчастный, один в пустынной тишине?
2) Прозвучало над сонной рекой,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей густой,
Засветилось на том берегу. ( Ф.)
3) Затем на эти плиты наносят мощный слой плодородной земли.
7. Итог урока.
Итак, я снова обращаюсь к эпиграфу нашего урока
К мудрости идут через большой труд.
- Как вы думаете, хорошо ли вы потрудились, стали ли вы после сегодняшнего урока мудрее?
– Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке,
и где они будут применяться?
– Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?
8. Домашнее задание:
1. Написать сочинение-миниатюру на тему « Ура! Скоро каникулы!» или
«Как я готовлюсь к уроку литературы».
2.Выписать из учебника литературы по 2 односоставных предложения
разных видов, подчеркнуть грамматические основы предложений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.