"Односоставные предложения. Повторение"
Оценка 5

"Односоставные предложения. Повторение"

Оценка 5
doc
26.12.2019
"Односоставные предложения. Повторение"
Односоставные предложения.doc

 

 

Тема урока: « Односоставные предложения». Повторение.

Цель урока:

Знать: что такое односоставное предложение, типы односоставных предложений.

Уметь: определять типы односоставных предложений, составлять односоставные предложения, выполнять синтаксический разбор односоставного предложения.

 

Ход урока:

1.      Организационный момент-2 минуты (объявление темы, цели урока).

 

Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла пословицу.

К мудрости идут через большой труд.

- Как вы понимаете её значение?

а) Синтаксический разбор этого предложения. (Ученик комментирует разбор)

б) Словообразовательный разбор слова ЗНАЧЕНИЕ

в) Синтаксический разбор словосочетания БОЛЬШОЙ ТРУД.

 

2.      Фронтальный опрос:  ( 5 минут)

1)      что такое односоставное предложение? Чем оно отличается от двусоставного?

2)      Для чего используются односоставные предложения в речи?

3)      Закончите схему ( у доски выполняет 1 ученик, остальные объясняют схему)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4)      Что такое определенно-личное, неопределенно-личное, безличное и назывное односоставные предложения?

5)      Какой ученый предложил деление предложений на односоставные и двусоставные?

3.      Словарный диктант (диктант проверяется по принципу взаимопроверки, слова для проверки написаны заранее на доске).

«5»- 0 ошибок; «4»- 1-2 ошибки;  «3»-3-4 ошибки; «2»-5  и далее ошибок.

Символ, фасад, цивилизация, реликвия, этикет, исповедь, приоритет, философ, филолог, конкурент, саванна, синоптик, колоссальный, триумфальный, брезжит, озноб  (16 слов).

Задание к словарному диктанту: используя слова словарного диктанта составить по одному определенно-личному, неопределенно- личному, безличному и назывному предложению (пока сильные учащиеся выполняют данное задание, слабые учащиеся работают у доски)

 

 

 

Задание для слабых учащихся: найти главные члены предложения, определить тип односоставного предложения:

Друзья мои! Оставим витязей на час. ( П.)          Представьте себе раннее летнее утро в деревне.( Бенц.)

Вчера у меня шапку украли в театре. ( Аверч.)  Стемнело. В гостиной еще не зажигали огня. (К.)

В таких местах мелко. ( Тит.)                                 Вечер. Дождь. Унылое ненастье.(Пр.)

Середина апреля. ( Кедр.)

 

4. Выполнение тестовых заданий:

Вариант №1

1.      Эти предложения в грамматической основе содержат один главный член (состав)- подлежащее или сказуемое?

а) двусоставные;  б) односоставные;  в) назывные.

2. К односоставным предложениям относятся:

а) определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные предложения;

б) назывные, определенно-личные предложения;

в) неопределенно-личные и безличные предложения.

3. Это односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица?

А) назывные предложения;  б) определенно-личные предложения;  в) безличные предложения.

4. Предложение: В это время двери храма распахивают является:

а) безличным;  б) неопределенно-личным;  в) назывным.

5. Укажите  определенно-личное предложение:

а) Храни меня, мой талисман.   Б) Ему очень хотелось спать.  В) В России всегда любили чудаков.

6. Предложение: Опять начало моросить является:

а) назывным;   б) безличным;  в) неопределенно-личным.

7. Укажите назывное предложение:

а) Стемнело. Похолодало.  б) Где-то пели, смеялись и плакали.  в) Море, ночь, луна.

Вариант №2

1.      Неопределенно-личные предложения- это?

А) односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени и в форме множественного числа прошедшего времени.

Б) это односоставные предложения, в которых сообщается о действии, происходящем без участия какого-либо лица.

В) это односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица.

2. Безличное предложение- это?

А) односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени и в форме множественного числа прошедшего времени.

Б) это односоставные предложения, в которых сообщается о действии, происходящем без участия какого-либо лица.

В) это односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица.

3. Назывное предложение- это?

А) односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени и в форме множественного числа прошедшего времени.

Б) это односоставные предложения, в которых сообщается о действии, происходящем без участия какого-либо лица.

В) это односоставные предложения, в которых имеется один главный член- подлежащее, выраженное формой именительного падежа.

4. Предложение: Оставь напрасные заботы, не обнажай минувших дней. ( Лерм.) является:

а) безличным;  б) определенно-личным; в) назывным.

5. Укажите неопределенно-личное предложение:

а) Сижу за решеткой в темнице сырой.

Б) В ветреную погоду пускали змеев.

В) В боку колет.

6. Укажите безличное предложение:

а) Вон колодец. Вот и дорога.  Б) На душе радостно.  В) В селе строили новую школу.

7. Укажите назывное предложение:

а) Утро.  б) Стемнело.  в) Люблю тихие зори.

( после выполнения тестовых заданий- взаимопроверка)

 

5. Выписать из данного текста только назывные предложения.

Рябина краснеет.

Утро р…систое.  ( Во)все нет паутины на вырубках. Очень тихо. Слышно сойку, дрозда. Р…бина очень краснеет. Березки начинают ж…лтеть. Над скоше…ой травой (из)редка перелетают белые бабочки.

 

6.  Выполните синтаксический разбор односоставных предложений:

1)      Что делаешь, Руслан несчастный, один в пустынной тишине?

2)      Прозвучало над сонной рекой,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей густой,

Засветилось на том берегу. ( Ф.)

3)      Затем на эти плиты наносят мощный слой плодородной земли.

 

 

 

7.  Итог урока.

Итак, я снова обращаюсь к эпиграфу нашего урока

К мудрости идут через большой труд.

- Как вы думаете, хорошо ли вы потрудились,  стали ли вы после сегодняшнего урока мудрее?

– Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке,

и где они будут применяться?

– Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?

 

8.  Домашнее задание:

1. Написать сочинение-миниатюру на тему « Ура! Скоро каникулы!» или

«Как я готовлюсь к уроку литературы».

2.Выписать из учебника литературы по 2 односоставных предложения

разных видов, подчеркнуть грамматические основы предложений.

 

 

 

 

"Односоставные предложения. Повторение"

"Односоставные предложения. Повторение"

"Односоставные предложения. Повторение"

"Односоставные предложения. Повторение"

"Односоставные предложения. Повторение"

"Односоставные предложения. Повторение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2019