"Односоставные предложения. Повторение"

  • doc
  • 26.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Односоставные предложения.doc

 

 

Тема урока: « Односоставные предложения». Повторение.

Цель урока:

Знать: что такое односоставное предложение, типы односоставных предложений.

Уметь: определять типы односоставных предложений, составлять односоставные предложения, выполнять синтаксический разбор односоставного предложения.

 

Ход урока:

1.      Организационный момент-2 минуты (объявление темы, цели урока).

 

Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла пословицу.

К мудрости идут через большой труд.

- Как вы понимаете её значение?

а) Синтаксический разбор этого предложения. (Ученик комментирует разбор)

б) Словообразовательный разбор слова ЗНАЧЕНИЕ

в) Синтаксический разбор словосочетания БОЛЬШОЙ ТРУД.

 

2.      Фронтальный опрос:  ( 5 минут)

1)      что такое односоставное предложение? Чем оно отличается от двусоставного?

2)      Для чего используются односоставные предложения в речи?

3)      Закончите схему ( у доски выполняет 1 ученик, остальные объясняют схему)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4)      Что такое определенно-личное, неопределенно-личное, безличное и назывное односоставные предложения?

5)      Какой ученый предложил деление предложений на односоставные и двусоставные?

3.      Словарный диктант (диктант проверяется по принципу взаимопроверки, слова для проверки написаны заранее на доске).

«5»- 0 ошибок; «4»- 1-2 ошибки;  «3»-3-4 ошибки; «2»-5  и далее ошибок.

Символ, фасад, цивилизация, реликвия, этикет, исповедь, приоритет, философ, филолог, конкурент, саванна, синоптик, колоссальный, триумфальный, брезжит, озноб  (16 слов).

Задание к словарному диктанту: используя слова словарного диктанта составить по одному определенно-личному, неопределенно- личному, безличному и назывному предложению (пока сильные учащиеся выполняют данное задание, слабые учащиеся работают у доски)

 

 

 

Задание для слабых учащихся: найти главные члены предложения, определить тип односоставного предложения:

Друзья мои! Оставим витязей на час. ( П.)          Представьте себе раннее летнее утро в деревне.( Бенц.)

Вчера у меня шапку украли в театре. ( Аверч.)  Стемнело. В гостиной еще не зажигали огня. (К.)

В таких местах мелко. ( Тит.)                                 Вечер. Дождь. Унылое ненастье.(Пр.)

Середина апреля. ( Кедр.)

 

4. Выполнение тестовых заданий:

Вариант №1

1.      Эти предложения в грамматической основе содержат один главный член (состав)- подлежащее или сказуемое?

а) двусоставные;  б) односоставные;  в) назывные.

2. К односоставным предложениям относятся:

а) определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные предложения;

б) назывные, определенно-личные предложения;

в) неопределенно-личные и безличные предложения.

3. Это односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица?

А) назывные предложения;  б) определенно-личные предложения;  в) безличные предложения.

4. Предложение: В это время двери храма распахивают является:

а) безличным;  б) неопределенно-личным;  в) назывным.

5. Укажите  определенно-личное предложение:

а) Храни меня, мой талисман.   Б) Ему очень хотелось спать.  В) В России всегда любили чудаков.

6. Предложение: Опять начало моросить является:

а) назывным;   б) безличным;  в) неопределенно-личным.

7. Укажите назывное предложение:

а) Стемнело. Похолодало.  б) Где-то пели, смеялись и плакали.  в) Море, ночь, луна.

Вариант №2

1.      Неопределенно-личные предложения- это?

А) односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени и в форме множественного числа прошедшего времени.

Б) это односоставные предложения, в которых сообщается о действии, происходящем без участия какого-либо лица.

В) это односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица.

2. Безличное предложение- это?

А) односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени и в форме множественного числа прошедшего времени.

Б) это односоставные предложения, в которых сообщается о действии, происходящем без участия какого-либо лица.

В) это односоставные предложения, в которых сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица.

3. Назывное предложение- это?

А) односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего и будущего времени и в форме множественного числа прошедшего времени.

Б) это односоставные предложения, в которых сообщается о действии, происходящем без участия какого-либо лица.

В) это односоставные предложения, в которых имеется один главный член- подлежащее, выраженное формой именительного падежа.

4. Предложение: Оставь напрасные заботы, не обнажай минувших дней. ( Лерм.) является:

а) безличным;  б) определенно-личным; в) назывным.

5. Укажите неопределенно-личное предложение:

а) Сижу за решеткой в темнице сырой.

Б) В ветреную погоду пускали змеев.

В) В боку колет.

6. Укажите безличное предложение:

а) Вон колодец. Вот и дорога.  Б) На душе радостно.  В) В селе строили новую школу.

7. Укажите назывное предложение:

а) Утро.  б) Стемнело.  в) Люблю тихие зори.

( после выполнения тестовых заданий- взаимопроверка)

 

5. Выписать из данного текста только назывные предложения.

Рябина краснеет.

Утро р…систое.  ( Во)все нет паутины на вырубках. Очень тихо. Слышно сойку, дрозда. Р…бина очень краснеет. Березки начинают ж…лтеть. Над скоше…ой травой (из)редка перелетают белые бабочки.

 

6.  Выполните синтаксический разбор односоставных предложений:

1)      Что делаешь, Руслан несчастный, один в пустынной тишине?

2)      Прозвучало над сонной рекой,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей густой,

Засветилось на том берегу. ( Ф.)

3)      Затем на эти плиты наносят мощный слой плодородной земли.

 

 

 

7.  Итог урока.

Итак, я снова обращаюсь к эпиграфу нашего урока

К мудрости идут через большой труд.

- Как вы думаете, хорошо ли вы потрудились,  стали ли вы после сегодняшнего урока мудрее?

– Как вы думаете, для чего нужны знания, полученные на этом уроке,

и где они будут применяться?

– Было ли трудно вам оценить себя, свои знания?

 

8.  Домашнее задание:

1. Написать сочинение-миниатюру на тему « Ура! Скоро каникулы!» или

«Как я готовлюсь к уроку литературы».

2.Выписать из учебника литературы по 2 односоставных предложения

разных видов, подчеркнуть грамматические основы предложений.