Конспект
урока русского языка в 6 классе
Тема:
«Официально-деловой стиль и его особенности»
Цели
урока:
- Образовательные: познакомить
учащихся с официально-деловым стилем речи, его особенностями и сферой
применения.
- Развивающие: развивать
навыки анализа текстов, умение составлять документы официально-делового
стиля.
- Воспитательные: воспитывать
культуру деловой речи и уважительное отношение к деловым документам.
Планируемые
результаты:
- Предметные: знать
особенности официально-делового стиля, уметь составлять деловые документы.
- Метапредметные: развивать
аналитические способности, логическое мышление.
- Личностные: формировать
ответственное отношение к деловой документации.
Оборудование:
- Учебник
Т.А. Ладыженской
- Раздаточный
материал
- Карточки
с заданиями
Ход
урока
I.
Организационный момент (3 мин)
- Приветствие
учащихся
- Проверка
готовности к уроку
- Постановка
целей урока
II.
Актуализация знаний (5 мин)
- Беседа
с классом:
- Что
такое стиль речи?
- Какие
стили речи мы уже изучили?
- Где
мы встречаемся с официально-деловым стилем?
III.
Изучение нового материала (15 мин)
Официально-деловой
стиль —
это стиль документов, используемый в сфере деловых отношений: законах,
документах, деловой переписке и бумагах.
Основные
особенности:
- Точность
и однозначность формулировок
- Отсутствие
эмоциональной окраски
- Использование
стандартных фраз и оборотов
- Применение
юридической терминологии
- Книжная
лексика
- Сложные
предложения
- Использование
аббревиатур
Жанры
официально-делового стиля:
- Заявление
- Приказ
- Договор
- Доверенность
- Объяснительная
записка
- Расписка
- Протокол
- Характеристика
IV.
Практическая работа (15 мин)
Задание
1. Анализ
образцов документов
- Работа
в парах: анализ структуры заявления
- Выделение
характерных черт стиля
Задание
2. Составление
заявления
- Практическое
упражнение по написанию заявления
- Работа
с шаблоном документа
V.
Закрепление материала (10 мин)
Работа
с текстом:
- Определение
стиля представленного документа
- Нахождение
характерных языковых средств
- Исправление
речевых ошибок
VI.
Подведение итогов (5 мин)
- Обобщение
изученного материала
- Ответы
на вопросы учащихся
- Рефлексия
VII.
Домашнее задание
- Изучить
§19 учебника
- Выполнить
упражнение 90
- Составить
собственное заявление по образцу
Дополнительные
материалы
Термины
для запоминания:
- Аббревиатура —
сложносокращённое слово
- Канцеляризмы — слова
официально-делового стиля
- Речевые
штампы —
часто употребляемые стандартные выражения
Критерии
оценивания
- Знание
особенностей стиля
- Умение
составлять деловые документы
- Правильность
использования языковых средств
- Соблюдение
структуры документа