Покрытосеменные растения (Цветковые)
1. Цветковые – более высокоорганизованные растения, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились
1) гаметы; 2) семена; 3) придаточные корни; 4) листья разной формы
2. Главный признак, по которому покрытосеменные растения объединяют в семейства, – особенности строения
1) семени; 2)корней; 3)листьев; 4)цветка
3. Особенности строения какого органа цветковых растений играют решающую роль при их объединении в классы?
1) цветка; 2)плода; 3)семени; 4)стебля
4. Какое из перечисленных семейств относится к двудольным?
1) Осоковые; 2)Злаки; 3)Бобовые; 4)Лилейные
5. Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?
1)Голосеменные; 2)Моховидные; 3)Покрытосеменные; 4)Папоротниковидные
6. На рисунке изображена схема строения цветка. Какой буквой обозначена часть цветка, участвующая в половом размножении растений?
1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г
7. Представленное на рисунке растение относится к
1)Злакам; 2)Крестоцветным; 3)Лилейным; 4)Бобовым
8. Представитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?
1) Голосеменные; 2) Покрытосеменные; 3) Плауновидные; 4) Моховидные
9. Жизненная форма растения «смородина чёрная» − это
1)дерево; 2)кустарник; 3)кустарничек; 4)трава
10. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
1) тело составляют органы и ткани; 2) оплодотворение происходит при наличии воды;
3) в семени формируется зародыш; 4) осуществляется двойное оплодотворение
11. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?
1)2)3)4)
12. Часть цветка, в которой созревают мужские половые клетки, обозначена цифрой
1)1; 2)2; 3)3; 4)4
13. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
1)2)3)4)
14. У цветковых растений пыльца формируется в
1)чашелистиках; 2)лепестках; 3)тычинках; 4)пестиках
15. Главным признаком, отличающим представителей одного семейства класса Однодольные от другого, является
1)дуговое или параллельное жилкование
2)тип корневой системы
3)строение цветка
4)число семядолей в семени
16. Какая жизненная форма чаще всего встречается у растений класса Однодольные?
1)травы; 2)кустарники; 3)кустарнички; 4)деревья
17. В какой части цветка расположен зародышевый мешок с яйцеклеткой?
1)в чашечке; 2)в рыльце; 3)в пыльнике; 4)в завязи
18. Яркие пахучие цветки появились в процессе эволюции как приспособление к
1) запасанию питательных веществ
2) распространению семян
3) опылению насекомыми
4) интенсивному фотосинтезу
19. Цветок, у которого имеются и тычинки, и пестики, называют
1)двудомным; 2)обоеполым; 3)однодомным; 4)раздельнополым
20. К какой систематической группе относят цветковые растения, имеющие стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев?
1)Сфагновые мхи; 2)Папоротниковидные; 3)Хвойные; 4)Двудольные
21. Плоды отсутствуют у
1)томата; 2)мака; 3)пшеницы; 4)сосны
22. Орган цветкового растения, предназначенный для защиты его семян, – это
1)кожура; 2)шишка; 3)плод; 4)семяпочка
23. Если у растения сетчатое жилкование листьев, то у него, как правило,
1)мочковатая корневая система; 2)одна семядоля в семени; 3)развит главный корень;
4)цветок трёхчленного типа
24. Что в процессе питания поглощает берёза из воздуха?
1)азот; 2)углекислый газ; 3)кислород; 4)пары воды
25 . Плод паслёновых растений картофеля и томата называют
1)клубнем; 2)корневой шишкой; 3)корнеплодом; 4)ягодой
26. Какой буквой обозначена часть цветка, участвующая в привлечении насекомых-опылителей?
1)А; 2)Б; 3)В; 4)Г
27. Стебель-соломина характерен для представителей семейства
1)Злаковые; 2)Крестоцветные; 3)Лилейные; 4)Розоцветные
28. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?
А. При дыхании растениями поглощается углекислый газ.
Б. Дыхание происходит только на свету.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны
29. Какое из перечисленных семейств относится к однодольным?
1)Бобовые; 2)Лилейные; 3)Сложноцветные; 4)Крестоцветные
30. Из оплодотворённой яйцеклетки растения образуется
1)спора; 2)зигота; 3)завязь; 4)пыльник
31. Отличительной чертой двудольных растений является
1) одна семядоля; 2)дуговое жилкование листьев; 3)простой околоцветник;
4) стержневая корневая система
32. Какую систематическую группу в классификации растений считают наиболее крупной ?
1) род; 2)отдел; 3)класс; 4)семейство
33. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
1)2)3)4)
34. На каком рисунке продемонстрирован признак, характерный для класса Однодольные растения?
1)2)3)4)
35. Плод арахиса, гороха, сои, фасоли, давший название всему семейству, –
1) орех; 2) стручок; 3) боб; 4) семянка
36. Какое из названных семейств растений относится к классу Однодольные?
1) Паслёновые; 2) Крестоцветные; 3) Сложноцветные; 4) Злаки
37. Что из перечисленного является приспособлением цветка к опылению насекомыми?
1)раскрытие цветков только ночью
2)крупные ярко окрашенные лепестки
3)короткий цветонос и мощный кроющий лист
4)редуцированный околоцветник
38. Представитель какого отдела царства Растения изображен
на рисунке?
1)Голосеменные; 2)Моховидные; 3)Покрытосеменные; 4)Хвощевидные
39. Что появилось у покрытосеменных растений в процессе эволюции?
1) побеги с листьями;
2) проводящие клетки и семена
3) цветки и плоды
4) хлоропласты и корни
40. На рисунке изображена схема строения цветка. Какой буквой обозначена часть цветка, в которой происходит развитие пыльцы?
1)А; 2)Б; 3)В; 4)Г
41. Оплодотворение у цветковых растений называют двойным, так как в его ходе
1) оплодотворяются две женские гаметы
2) увеличивается размер яйцеклетки в два раза
3) оплодотворяются яйцеклетка и вторичное ядро зародышевого мешка
4) в оплодотворении участвуют мужская и женская половые клетки
42. Представленные на рисунке органы растения являются видоизменёнными
1)корнями; 2)листьями; 3)побегами; 4)стеблями
43. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
1)2)3)4)
44. Растения отдела покрытосеменных, в отличие от отдела голосеменных, имеют
1)семена; 2)листья; 3)плоды; 4) шишки
45. К какому отделу относят растения, у которых есть генеративный орган — цветок?
1)голосеменных; 2)папоротниковидных; 3)покрытосеменных; 4)моховидных
46. Из высших растений только придаточные корни есть у
1)Цветковых; 2)Хвойных; 3)Мхов; 4)Папоротников
47. Часть цветка, на которую должна попасть пыльца в процессе опыления, показана цифрой
1)1; 2)2; 3)3; 4)4
48. Представитель какого отдела
царства Растения изображен на рисунке?
1)Голосеменные; 2)Покрытосеменные; 3)Плауновидные; 4)Моховидные
49. На рисунке изображён клевер луговой. Под каким номером расположена схема, соответствующая расположению цветков в его соцветии?
1)2)3)4)
50. Если у растения две семядоли в семени, то у него, скорее всего,
1)стержневая корневая система; 2)мочковатая корневая система; 3)дуговое жилкование;
4)параллельное жилкование
51. Семенами размножаются
1)хвощи и плауны; 2)мхи и бактерии; 3)папоротники и водоросли; 4)хвойные и цветковые
52. К отделу Покрытосеменные относится
1)мох кукушкин лён; 2)сосна сибирская; 3)папоротник щитовник; 4)ромашка непахучая
53. Отличительной чертой однодольных растений является(-ются)
1)две семядоли; 2)дуговое жилкование листьев; 3)двойной околоцветник; 4) стержневая корневая система
54. На рисунке изображена схема строения цветка. Какой буквой обозначена часть цветка, участвующая в половом размножении растений?
1)А; 2)Б; 3)В; 4)Г
55. Растение, изображенное на рисунке, относится к отделу
|
1)Покрытосеменные; 2)Хвощевидные; 3)Плауновидные; 4)Голосеменные
56. Залежи каменного угля образовались из отмерших частей растений
1)мохообразных; 2)голосеменных; 3)древовидных папоротников; 4)современных покрытосеменных
57. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений.
Группа 1 |
Группа 2 |
злаки |
розоцветные |
лилейные |
берёзовые |
пальмы |
сложноцветные |
Что из перечисленного было положено в основу классификации (разделения) этих растений на группы?
1)обитание на одной территории; 2)потребность в воде; 3)разделение на классы;
4)способ опыления
58. Укажите правильную последовательность появления организмов на Земле.
1) водоросли – бактерии – мхи – папоротники – голосеменные – покрытосеменные
2) бактерии – водоросли – мхи – папоротники – покрытосеменные – голосеменные
3) бактерии – водоросли – мхи – папоротники – голосеменные – покрытосеменные
4) водоросли – мхи – папоротники – бактерии – голосеменные – покрытосеменные
59. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
1) в семени формируется зародыш; 2) тело составляют органы и ткани; 3) осуществляется двойное оплодотворение; 4) оплодотворение происходит при наличии воды
60. Цветок имеется у
1)покрытосеменных; 2)плауновидных; 3)папоротниковидных; 4)голосеменных
61. Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?
1)Покрытосеменные; 2)Голосеменные; 3)Папоротниковидные; 4)Хвощевидные
62. Плод паслёновых растений картофеля и томата называют
1)ягодой; 2)клубнем; 3)тыквиной; 4)зерновкой
63. Какой из изображённых органов растений является видоизменённым корнем?
1)2)3)4)
64. Однодомными называются растения, у которых на одной особи расположены
1)только тычиночные цветки; 2)только пестичные цветки; 3)и тычиночные, и пестичные цветки; 4)цветки и плоды
65. Какая особенность цветковых растений способствовала их широкому распространению в Кайнозойскую эру?
1)наличие цветков и плодов; 2)увеличение продолжительности жизни; 3)разнообразие вегетативных органов; 4)появление разнообразных пластид
66. Какое из растений, изображённых на рисунке, относится к классу Двудольные?
1)1; 2)2; 3)3; 4)4
67. Растение, изображённое на рисунке, относится к отделу
|
1)голосеменные; 2)покрытосеменные; 3)папоротникообразные; 4)зелёные водоросли
68. На рисунке изображена схема строения цветка. Какой буквой обозначена часть цветка, в которой активно протекает процесс фотосинтеза?
1)А; 2)Б; 3)В; 4)Г
69. В каком из вариантов правильно указана иерархия систематических групп растений?
1)класс – отдел – порядок – семейство – род – вид
2)отдел – класс – порядок – семейство – род – вид
3)класс – отдел – порядок – вид – семейство – род
4)класс – отдел – порядок – род – вид – семейство
70. Плод крестоцветного растения капусты огородной называют
1)костянкой; 2)коробочкой; 3)бобом; 4)стручком
71. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений.
Группа 1 |
Группа 2 |
Соя |
Папоротник |
Рябина |
Мох |
Сосна |
Хвощ |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1)наличие семян; 2)источник питания; 3)наличие вегетативных органов; 4)местообитание
72.Что из перечисленного ниже является приспособлением к засушливым условиям жизни?
1)широкие листья; 2)множество устьиц; 3)мясистые стебли; 4)стелющиеся стебли
73. На рисунке показан представитель одного из классов покрытосеменных растений. У представителей этого класса, как правило, имеется
1)одна семядоля в семени; 2)шесть листочков в околоцветнике; 3)сетчатое жилкование листьев; 4)мочковатая корневая система
74. Представленное на рисунке растение относится к
1)Злакам; 2)Крестоцветным; 3)Лилейным; 4)Бобовым
75.Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений.
Группа 1 |
Группа 2 |
Сосна |
Ель |
Берёза |
Ветреница |
Одуванчик |
Копытень |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1)требования к освещённости
2)источник питания
3)способ размножения
4)строение цветка
76. У цветковых растений, в отличие от голосеменных,
1)семена созревают внутри плода
2)имеются вегетативные органы
3)в семени формируется зародыш
4)созревшая пыльца переносится ветром
77. К какому классу относят цветковые растения, которые имеют стержневую корневую систему и сетчатое жилкование листьев?
1)сфагновых мхов; 2)хвойных; 3)двудольных; 4)папоротниковидных
78. Растения отдела покрытосеменных, в отличие от отдела голосеменных, имеют
1)семена; 2)листья; 3)плоды; 4)шишки
79. У покрытосеменных растений пыльца формируется в
1)венчике; 2)чашечке; 3) тычинке; 4)пестике
80. Какими жизненными формами представлены цветковые растения?
1)только деревьями
2)только однолетними травами
3)однолетними и многолетними травами
4)деревьями, кустарниками и травами
81. В современной флоре господствуют
1)водоросли; 2)голосеменные; 3)папоротники; 4)покрытосеменные
82. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?
1)2)3)4)
83. На рисунке изображен плод
1)боб; 2)коробочка; 3)семянка; 4)стручок
84. Изучите таблицу, в которой приведены две группы организмов.
Группа 1 |
Группа 2 |
клён |
можжевельник |
липа |
сосна |
вишня |
ель |
Что из перечисленного было положено в основу классификации (разделения) этих организмов на группы?
1)наличие вегетативных органов
2)способы опыления
3)наличие цветка и плода
4)способность к фотосинтезу
85. По какому признаку растения объединяют в одно семейство?
1)один и тот же ареал
2)сходное строение цветка и плода
3)одинаковое число семядолей в семени
4)наличие полового и бесполого способов размножения
86. Растения семейства бобовых богаты белками, так как они
1)находятся в симбиозе с клубеньковыми бактериями
2)используют растворы минеральных солей
3)опыляются насекомыми
4)развиваются из семян
87. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?
1)2)3)4)
88. Основным признаком деления отдела Покрытосеменные на классы является
1)тип корневой системы; 2)строение семени; 3)жилкование листа; 4)тип соцветия
89. Если у растения одна семядоля в семени, то у него, скорее всего,
1)стержневая корневая система
2)мочковатая корневая система
3)перисто-сетчатое жилкование
4)пальчатое жилкование
90. Однодольные растения, в отличие от двудольных, имеют
1)камбий в стебле
2)стержневую корневую систему
3)цветки с двойным околоцветником
4)параллельное жилкование листьев
91. Представитель какого отдела царства Растения изображён на рисунке?
1)Голосеменные; 2)Плауновидные; 3)Покрытосеменные; 4)Моховидные
92. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений.
Группа 1 |
Группа 2 |
Кактус |
Рогоз |
Ковыль |
Папоротник |
Алоэ |
Стрелолист |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1)жизненная форма; 2)потребность в воде; 3)способ размножения; 4)строение цветка
93. Если в ягоде крыжовника 8 семян, то сколько яйцеклеток участвовало в их образовании?
1)6; 2)2; 3)8; 4)4
94. Растения со стержневой корневой системой и сетчатым жилкованием листьев объединяют в
1)класс Двудольные; 2)отдел Моховидные; 3)отдел Голосеменные; 4)класс Однодольные
95. Какой орган растения относят к вегетативным органам?
1)лист; 2)семя; 3)цветок; 4)плод
96. У представителей семейства Сложноцветные, например у подсолнечника, тип плода
1)зерновка; 2)семянка; 3)стручок; 4)коробочка
97. Верны ли следующие суждения о процессах роста растений?
А. У двудольных растений, выросших из черенков, развивается мочковатая корневая система.
Б. От главного корня растений отрастают придаточные корни.
1)верно только А; 2)верно только Б; 3)верны оба суждения; 4)оба суждения неверны
98. К какому из перечисленных семейств относится значительная часть овощных растений?
1)Злаки; 2)Паслёновые; 3)Розоцветные; 4)Сложноцветные
99. Растение Венерина мухоловка «поедает» насекомых из-за
1)неспособности к фотосинтезу; 2)нехватки органических веществ; 3)нехватки азота;
4)перехода к паразитическому образу жизни
100. При прорастании семени ржи проросток первое время получает питательные вещества из
1)зародышевого корешка; 2)почвы; 3)семядоли; 4)эндосперма
101. Почему появление семени у голосеменных рассматривают как важный этап в эволюции растений?
1)в семенах имеется зародыш с запасом питательных веществ; 2)семенами питаются животные; 3)семена распространяются ветром; 4)семена лежат открыто на чешуйках шишек
102. Какое из растений, изображённых на рисунке, относится к классу Однодольные?
1)1; 2)2; 3)3; 4)4
103. Цветок и плод, показанные на рисунке, характерны для растений семейства
1)Сложноцветных; 2)Мотыльковых; 3)Лилейных; 4)Злаков
104. Какой признак позволяет распределять покрытосеменные растения по семействам?
1)жилкование листьев; 2)строение цветка; 3)тип корневой системы; 4)число семядолей в семени
105. Растения со стержневой корневой системой и сетчатым жилкованием листьев объединяют в
1)класс Однодольные; 2)отдел Голосеменные; 3)класс Двудольные; 4)отдел Моховидные
106. К отделу Покрытосеменные относят растения
1)Моховидные; 2)Папоротниковидные; 3)Голосеменные; 4)Двудольные
107. Какая особенность цветковых растений способствовала их широкому распространению в Кайнозойскую эру?
1)наличие цветков и семян; 2)увеличение продолжительности жизни; 3)разнообразие вегетативных органов; 4)появление разнообразных пластид
108. Семена у картофеля образуются в результате
1)развития корней; 2)оплодотворения; 3)формирования клубней; 4)вегетативного размножения
109. Принадлежность покрытосеменных растений к тому или иному семейству определяют по
1)наличию двойного оплодотворения; 2)развитию семян из семязачатков; 3)особенностям строения листьев; 4)особенностям строения цветка и плода
110. Такие культурные растения, как морковь огородная, свёкла обыкновенная, капуста огородная по продолжительности вегетационного цикла относят к
1)двулетним; 2)однолетним; 3)садовым; 4)цветковым
111. Плод картофеля называют
1)клубнем; 2)коробочкой; 3)столоном; 4)ягодой
112. Вставочный рост характерен для семейства
1)Злаковые; 2)Лилейные; 3)Сложноцветные; 4)Розоцветные
113. Стебель с листьями в процессе эволюции впервые появился у
1)водорослей; 2)моховидных; 3)хвощевидных; 4)папоротниковидных
114. Какой признак характерен для растений класса Двудольные?
1)число лепестков в цветках кратно 3; 2)стержневая корневая система; 3)дуговое жилкование листьев; 4)параллельное жилкование листьев
115. Тип плода, показанный на рисунке, характерен для растений семейства
1)Розоцветных; 2)Крестоцветных; 3)Бобовых; 4)Лилейных
116.. Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке?
1)Голосеменные; 2)Моховидные; 3)Покрытосеменные; 4)Зеленые водоросли
117. Изучите график зависимости роста растения от продолжительности жизни (по оси x отложен размер организма в м, а по оси у – время (годы)). Сколько лет (в годах) необходимо прожить растению, чтобы его высота составила 3 метра?
1)1; 2)2; 3)1,5; 4)2,5
118. Важнейшим признаком классификации покрытосеменных растений является
1) тип корневой системы; 2) строение цветка и плода; 3) листорасположение; 4) долголетие
119. У представителей семейства Злаковые плод называют
1) орех; 2) семянка; 3) ягода; 4) зерновка
120. В составе семян злаковых растений больше всего
1) крахмала; 2) воды; 3) минеральных солей; 4) жиров
121. Известно, что пырей ползучий – сорняк с хорошо развитым корневищем. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Растение можно встретить в полях, огородах и садах.
2) Питательные вещества пырей откладывает в подземные побеги.
3) Пырей способен к вегетативному размножению.
4) Служит кормом для скота.
5) Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые).
6) Сок свежих листьев используют для лечения простуды, бронхита и воспаления лёгких.
122. Известно, что подорожник большой – многолетнее травянистое светолюбивое растение.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данныхпризнаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Листья подорожника используют в качестве кровоостанавливающего средства.
2) При искусственном выращивании растений на плантации, урожай листьев собирают в течение 2-3 лет.
3) Цветки мелкие невзрачные, собраны в соцветие на верхушке стебля.
4) Растёт на открытых местах, около дорог и домов, на пустырях, сорных местах и лугах.
5) Растение до 70 см высоты, с укороченным толстым корневищем и густым пучком нитевидных корней.
6) Растение имеет одревесневший ствол и корни, отходящие от мощного корневища
123. Известно, что рябина обыкновенная - небольшое дерево с сочными плодами, неприхотливое к среде обитания. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данныхпризнаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Растёт по берегам рек, озёр, вдоль дорог, по лесным опушкам, на полях, в парках, садах, скверах.
2) Рябина является символом счастья и мира в семье, её часто сажают возле дома.
3) Распространена почти во всей Европе, Передней Азии и Кавказе.
4) Имеет пищевое, медоносное, медицинское, декоративное и другие значения.
5) Плодами с мелкими семенами питаются зимующие птицы.
6) У рябины единственный одревесневший стебель длиной до 12 м.
124. Известно, сирень обыкновенная – крупный листопадный кустарник, широко используемый в декоративном озеленении. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1)Сирень культивируется с середины XVI века, имеет более 1600 сортов.
2)Цветки сирени – мелкие, собраны в соцветия-метёлки.
3)Растения с округлой кроной, имеющий деревянистые стебли, которые начинают ветвиться около земли.
4)Родина сирени обыкновенной – Балканы, но распространена она по всей территории России.
5)Листья опадают зелёными после сильных заморозков.
6)Размножается сирень семенами и вегетативно.
125. Известно, что одуванчик полевой – неприхотливое сложноцветное растение, применяемое в народной медицине. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данныхпризнаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Семена распространяются далеко от места произрастания.
2) Цветки собраны в соцветие корзинку.
3) Корни, стебли и листья содержат белый, горький млечный сок
4) Теофраст рекомендовал растение для сведения веснушек и желтушных пятен на коже.
5) Растёт на лугах, полянах, лесных опушках, вырубках, по обочинам дорог, в садах и огородах.
6) Многолетнее травянистое растение высотой до 30 см.
126. Известно, что сахарный тростник - злаковое растение, используемое человеком для получения сахара. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Может образовывать заросли выше человеческого роста.
2) Питательные вещества откладываются в стебле.
3) Предпочитает тёплый и влажный климат.
4) Используется в корм скоту.
5) Произрастает на обрабатываемых челов
127. Известно, что пшеница твёрдая – однолетнее светолюбивое растение, ведущая зерновая культура во многих странах мира.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данныхпризнаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1)Живет на открытых, хорошо освещаемых местах и плохо переносит длительное затенение.
2)Глубина заделки семян — от 5-ти до 8-ми см., а срок посева — с 10-го по 20-е мая.
3)Продолжительность вегетационного периода от посадки до созревания семени составляет от 80 до 90 дней.
4)Цветки собраны в простые соцветия – колоски, которые образуют сложные соцветия – сложный колос.
5) Рост идет, пока температура не падает ниже 3°С и не поднимается выше 32° С. Однако оптимальной является температура 25° С.
6)Мука из семян идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий.
128. Известно, что копытень европейский – многолетнее, вечнозеленое, теневыносливое, травянистое растение. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данныхпризнаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1)Семенное размножение копытня целиком зависит от муравьёв, которые опыляют его цветки и разносят созревающие в июне семена.
2)Сверху лист имеет темно-зелёный оттенок и кожистую структуру.
3)Отваром растения или его листьев лечат сердечно-сосудистые и простудные заболевания, болезни желудочно-кишечного тракта, печени и почек.
4)Запах растению придаёт эфирное масло остро-горького вкуса.
5)Растение до 10 см высотой с ползучими стеблями и ползучим ветвистым корневищем.
6)Жизнь листьев, начавшись весной к концу цветения копытня, продолжается после этого целый год
129. Известно, что ландыш майский – травянистое лесное растение, имеющее хорошо развитое корневище. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Используется как декоративное растение.
2) Теневыносливое многолетнее растение.
3) Растение способно к вегетативному размножению.
4) Плод – ягода оранжево-красного окраса.
5) Листья используются в медицине.
6) Питательные вещества откладывает в подземные побеги.
130. Известно, что свёкла обыкновенная является овощным культурным растением, у которого в пищу используется корнеплод. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Листья используются в медицине.
2) В корнеплоде содержатся питательные вещества.
3) Опыление перекрёстное насекомыми.
4) В результате селекции выведены разнообразные сорта культурной свёклы.
5) Плод — сжатая односемянка, при созревании срастающаяся с околоцветником.
6) Свёклу употребляют в виде салатов, винегретов, свекольников для улучшения пищеварения и работы кишечника.
131. Известно, что шиповник обыкновенный – дикорастущий кустарник, широко используемый в народной медицине. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данныхпризнаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Побеги растения способны к фотосинтезу.
2) Растения, имеющие деревянистые стебли, которые начинают ветвиться около земли.
3) Растет по речным поймам, лугам, лесным полянам, опушкам и оврагам.
4) Цветки растения обоеполые.
5) Плоды шиповника богаты содержанием витамина С.
6) Является холодостойким растением.
132. Известно, что боярышник колючий - декоративный кустарник, широко применяемый в современной медицине.Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данныхпризнаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1)Препараты из боярышника применяют как средство, стимулирующее сердечную мышцу, и при различных нарушениях сердечной деятельности.
2)Растёт медленно, теневынослив, засухоустойчив и морозостоек.
3)Растение достигает в высоту 1,5 - 2 м, часто с колючками, имеет несимметричную крону.
4)Растёт в светлых лесах на известковых почвах.
5)В России боярышник колючий часто разводят в парковых насаждениях как живую изгородь.
6)Плоды - яблочки, красные, яйцевидные, ребристые, с 2-3 косточками.
133. Известно, что клюква болотная – вечнозелёный стелющийся кустарничек, широко применяющийся в народной медицине. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1)Растение имеет гибкие нитевидные укореняющиеся стебли длиной от 15 до 30см.
2)Листья зимующие, мелкие и кожистые, нижняя часть покрыта восковым налётом.
3)Растет на торфяных и моховых болотах на равнинах и в горах.
4)Растение обладает витаминным, жаропонижающим, жаждоутоляющим, бактерицидным действием.
5)Цветет в мае - июне, продолжительность цветения составляет 18-20 дней.
6)Клюкву собирают руками, совками гребешкового типа или скребками.
134. Известно, что черноплодная рябина - декоративный кустарник, являющийся ценной плодовой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Созревает рябина в конце сентября и остается на дереве до зимы.
2) К почвам рябина малотребовательна.
3) Из ягод готовят варенье, желе, мармелад, компоты, сухофрукты, соки.
4) Растение специально высаживают в скверах и парках.
5) У растения несколько стволиков, растущих из одного узла.
6) Цветёт растение белыми цветами, имеет продолговатые листья.
135. Известно, что осот полевой – сорняк полей с хорошо развитым корневищем. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Цветки язычковые, золотисто-жёлтые с темно-жёлтыми столбиками.
2) Откладывает питательные вещества в подземные побеги.
3) Растение используется в корм скоту.
4) Хорошо растёт на обрабатываемых человеком почвах.
5) Осот заглушает культурные растения, поглощая из почвы большое количество воды и питательных веществ.
6) Семена распространяются далеко от места произрастания.
136. Известно, что морковь посевная – двулетнее овощное растение, корнеплоды которого используются в пищу. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данныхпризнаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) В первый год жизни образует розетку листьев и корнеплод, во второй год жизни- семенной куст и семена.
2) Питательные вещества растение откладывает в корень.
3) Опыляется морковь с помощью насекомых и частично ветром.
4) Морковь распространена по всей территории России.
5) Современная морковь была завезена в Европу в X—XIII веках.
6) Корнеплоды моркови используют для приготовления супов, соков, пирогов, цукатов, маринадов.
137. Известно, что малина обыкновенная – ягодный кустарник, имеющий важное пищевое и лекарственное значение. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Малину используют для приготовления варенья, желе, мармелада, соков, настоек.
2) Малина как целебное средство широко известна ещё со времён Древней Греции и Древнего Рима.
3) Растёт в лесах, на полянах и вырубках, в оврагах, по берегам рек, в садах и огородах.
4) Листья сложные, непарноперистые, с 3-5 крупнопильчатыми листочками.
5) Растение имеет многолетнее корневище, из которого развиваются двухгодичные надземные стебли высотой 1,5—2,5м
6) У листьев сетчатое жилкование.
1. По каким признакам цветковые растения относят к классу Двудольные? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мочковатая корневая система
2) сетчатое жилкование листьев
3) число лепестков и чашелистиков кратно 4 или 5
4)отсутствие камбия в стебле
5)стержневая корневая система
6)жизненна форма — в основном травы
2. По каким признакам цветковые растения относят к классу однодольных? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сетчатое жилкование листьев
2) наличие камбия в стебле
3) число листочков в околоцветнике кратно 3
4) мочковатая корневая система
5) жизненная форма — преимущественно травы
6) выражен главный корень
3. Какие из приведённых ниже растений образуют семена? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) орляк; 2) сосна; 3) сфагнум; 4) яблоня; 5) малина; 6) кукушкин лён
4. В чем сходство покрытосеменных и голосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) характеризуются многообразием жизненных форм
2) размножаются семенами
3) имеют хорошо развитые вегетативные органы
4) способны образовывать обширные леса
5) образуют сочные и сухие плоды
6) опыляются насекомыми и птицами
5. Выберите три признака растений из класса Двудольные и запишите цифры, под которыми эти признаки указаны.
1) дуговое жилкование листьев
2) мочковатая корневая система
3) сетчатое жилкование листьев
4) параллельное жилкование листьев
5) две семядоли в семени
6) стержневая корневая система
6. Выберите названия трех растений, которые образуют плоды, и запишите цифры, под которыми эти растения указаны.
1) Одуванчик лекарственный
2) Кукушкин лён
3) Берёза бородавчатая
4) Ель обыкновенная
5) Мятлик луговой
6) Хвощ полевой
7. Что характерно для покрытосеменных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) приспособления к разным видам опыления
2) размножение спорами
3) двойное оплодотворение
4) наличие ризоидов
5) наличие цветков и плодов
6) внешнее оплодотворение
8. Выберите признаки семейства Крестоцветные. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) четыре лепестка; 2) пять лепестков; 3) девять тычинок; 4) плод коробочка; 5) шесть тычинок; 6) плод стручок
9.По каким признакам цветковые растения относят к классу однодольных? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мочковатая корневая система
2) стержневая корневая система
3) параллельное или дуговое жилкование листьев
4) простой околоцветник
5) наличие листьев
6) сетчатое жилкование листьев
10. Установите последовательность систематических категорий с учетом их соподчиненности, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)Бобовые
2)Клевер
3)Клевер луговой
4)Покрытосеменные
5)Двудольные
|
|
|
|
|
11. Установите последовательность появления на Земле основных групп растений. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) папоротникообразные;
2) водоросли;
3) голосеменные;
4) псилофиты
5) покрытосеменные
|
|
|
|
|
12.Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) донник
2) донник лекарственный
3) двудольные
4) покрытосеменные
5) бобовые (мотыльковые)
|
|
|
|
|
|
13.Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) семейство Крестоцветные
2) отдел Покрытосеменные
3) род Редька
4) класс Двудольные
5) царство Растения
|
|
|
|
|
|
14. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у растений, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) семейство Кувшинковые
2) отдел Покрытосеменные
3) вид Кубышка жёлтая
4) род Кубышка
5) класс Двудольные
6) царство Растения
|
|
|
|
|
|
15.Установите последовательность систематических категорий с учетом их соподчиненности, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Клевер
2) Клевер луговой
3) Бобовые (Мотыльковые)
|
|
|
|
|
4) Двудольные
5) Покрытосеменные
16. Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Лилиецветные
2) Растения
3) Цветковые, или Покрытосеменные
4) Лилейные
5) Однодольные
6) Тюльпан
17. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) класс
2) семейство
3) вид
4) род
5) отдел
18. Укажите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) класс
2) царство
3) отдел
4) вид
5) род
6) семейство
19. Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) класс Двудольные
2) отдел Покрытосеменные
3) род Шиповник
|
|
|
|
|
4) царство Растения
5) семейство Розоцветные
20. Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Двудольные
2) Ромашка
3) Растения
4) Астроцветные
|
|
|
|
|
|
5) Цветковые, или Покрытосеменные
6) Астровые, или Сложноцветные
21. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителя царства Растения, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) отдел Покрытосеменные
2) класс Однодольные
3) семейство Злаки
|
|
|
|
|
4) вид Пшеница твёрдая
5) род Пшеница
22. Установите последовательность систематических категорий, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Губоцветные
2) Яснотка
3) Яснотка белая
4) Покрытосеменные
|
|
|
|
|
5) Двудольные
23. Установите последовательность соотношения систематических категорий у растений, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) род Паслён
2) царство Растения
3) класс Двудольные
4) семейство Паслёновые
5) отдел Покрытосеменные
|
|
|
|
|
24. Установите соответствие между признаком растения и отделом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК РАСТЕНИЯ
А)cемяпочки развиваются в завязи пестика
Б)размножаются не только половым, но и вегетативным способом
В)орган размножения – цветок
Г)семяпочки лежат на чешуйках шишек
Д)среди жизненных форм отсутствуют травы
Е)семя содержит одну или две семядоли
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
ОТДЕЛ
1)голосеменные
2)покрытосеменные
25.Установите соответствие между признаком растений и группой, для которой он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
А) новый организм развивается из многоклеточного зародыша
Б) развитие происходит без оплодотворения, из одной клетки
В) проростки появляются из зародышей
Г) после прорастания превращаются в предросток
Д) оплодотворение происходит при участии воды
Е) зародыш имеет множество оболочек
ГРУППА РАСТЕНИЙ
1) споровые 2) семенные
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
26. Вставьте в текст «Цветок» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЦВЕТОК
Самая заметная часть цветка – это венчик, состоящий часто из отдельных____________________ (А). Обычно венчик окружён________________ (Б), состоящей из чашелистиков. В центре цветка расположены его главные части – ___________________ (В) и пестик. Части цветка, расположенные вокруг этих образований, называют_______________________ (Г).
1) околоцветник 3) лепесток 5) завязь 7) цветоложе
2) прицветник 4) соцветие 6) тычинка 8) чашечка
27. Вставьте в текст «Строение семязачатка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СТРОЕНИЕ СЕМЯЗАЧАТКА
Семязачаток образуется в завязи______________________ (А). Снаружи он снабжён покровами, внутри находится ______________________(Б), состоящий из нескольких клеток. Одна из его клеток – женская половая клетка – ________________________(В). Ее часто называют женской _________________________(Г). В центре расположена клетка, которую называют центральной.
1)зародышевый мешок 3)пестик 5)гамета 7)рыльце
2)спора 4)эндосперм 6)спермий 8)яйцеклетка
28. Вставьте в текст «Двудольные и Однодольные растения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в приведённую ниже таблицу.
ДВУДОЛЬНЫЕ И ОДНОДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ
К растениям класса Двудольные относятся те, у которых в семени содержится две_______________(А). Кроме того, у двудольных обычно ______________(Б) корневая система и ______________ (В) жилкование листьев. У однодольных растений _________________(Г) корневая система и ________________ (Д) жилкование листьев.
1)параллельное
2)яйцеклетка
3)семядоли
4)разветвлённая
5)сетчатое
6)стержневая
7)центральные клетки
8)мочковатая
29.. Восстановите текст «Финиковая пальма», выбрав из списка слова для вставки. Буквы, соответствующие выбранным словам, запишите в таблицу. Ответ запишите в виде порядка букв, соответствующих вставленным словам.
ФИНИКОВАЯ ПАЛЬМА
В течение года на пальме
вырастает до двенадцати новых _______________(А). Молодые пальмы образуют
густые и непроходимые заросли, так как концы листьев колючи, крепки и торчат в
разные стороны. Зацветают пальмы на шестой год.
Финиковая пальма –__________________ (Б) растение, то есть на одних
деревьях образуются только ___________________(В) цветы в количестве до
двенадцати тысяч, собранные в шести-девяти соцветиях,
дающие____________________ (Г); на других же деревьях
вырастают ___________________(Д) цветы в количестве до двух с половиной
тысяч; из этих цветов образуются плоды – финики.Ещё в глубокой древности
вавилоняне заметили, что одни пальмы дают финики, другие – нет, и что
плоды не образуются без опыления пыльцой. Они назвали пальму, на которой
образуются финики, женской, а пальму, дающую только пыльцу, – мужской.
1)листья 5)однодомное
2)корни 6)тычиночные
3)пыльца 7)пестичные
4)двудомное 8)лепестки
· Прочитайте текст и выполните задание C1.
ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ И ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
Голосеменные растения
– это отдел высших растений, размножающихся семенами. Однако они не
образуют плодов.
У покрытосеменных растений семена заключены в плоды.
Среди голосеменных растений не встречаются такие жизненные формы, как травы. Это хвойные растения (сосна, ель, пихта и др.). У большинства видов листья вечнозелёные, жёсткие. Устьица обычно глубоко погружены в ткань листа. Пыльники и семязачатки развиваются на чешуях шишек. В пыльниках развиваются пыльцевые зёрна. На семенных чешуях формируются семязачатки. Семязачатки и семена развиваются открыто – на верхней поверхности семенных чешуй.
Покрытосеменные растения – самая многочисленная группа растительного мира. К ней также относятся высшие растения, у которых сформировался цветок – орган полового размножения. Семязачатки у покрытосеменных расположены в завязи цветка, предохраняющей их от неблагоприятных условий. Если голосеменные опыляются ветром, то покрытосеменные приспособлены к различным способам опыления. Важными признаками покрытосеменных являются двойное оплодотворение и наличие плодов и семян – органов расселения растений. Покрытосеменные растения наиболее разнообразны по своим жизненным формам.
Покрытосеменные растения
эволюционно более молодые. Они растут во всех климатических зонах и насчитывают
более 250 тысяч видов.
Процесс оплодотворения голосеменных и покрытосеменных растений не зависит от
наличия воды. Эти растения имеют развитые проводящие ткани, а в циклах их
развития спорофит преобладает над гаметофитом.
Используя содержание текста «Голосеменные и покрытосеменные растения», ответьте на следующие вопросы.
1) На каких шишках развиваются пыльцевые зёрна, а на каких – семязачатки?
2) Какие жизненные формы
существуют у голосеменных, а какие –
у покрытосеменных растений?
3) Эволюционное видоизменение какого органа представляют собой шишка голосеменных растений и цветок покрытосеменных?
· Прочитайте текст и выполните задание C1.
ЯБЛОНЯ
Яблоня – многолетнее растение. Дикая яблоня может жить до двухсот лет. Культурные яблони живут и развиваются до пятидесяти лет. Продолжительность их жизни, так же как и урожайность, и качество плодов, зависит от ухода и почвенно-климатических особенностей тех районов, где выращиваются яблони.
Корневая система яблони хорошо развита, и корни активно извлекают необходимые питательные вещества и воду из почвы. Кроме толстых, или, как их называют, скелетных корней, имеются ещё многочисленные мелкие корни. Основные корни уходят в почву на пять метров и глубже. От скелетных корней отходят вширь ответвления боковых корней, которые нередко достигают десяти и более метров. Отходящие от боковых корней белые корешки покрыты невидимыми для невооружённого глаза корневыми волосками, при помощи которых происходит всасывание из почвы воды и растворённых в ней питательных веществ. Корни яблони растут главным образом весной, летом их рост ослабевает и возобновляется вновь только осенью.
Яблони выращивают из семян, которые предварительно стратифицируют – пересыпают сырым песком и держат при температуре +5 ºС до посева. Из семени вырастает молодая яблоня-сеянец. После двух-трёх лет выращивания сеянцы яблони пересаживают на постоянное место произрастания. В этом случае молодое растение называют саженцем. Для передачи сортовых свойств саженцу делают прививку – пересаживают почку с сортовой яблони на ствол саженца. Существуют разнообразные способы прививок. При прививках ткани пересаженной почки и ствола саженца должны срастись, образовав единый организм. Таким образом, сортовые качества передадутся новому растению яблони.
Используя содержание текста «Яблоня», ответьте на следующие вопросы.
1) Что понимается в тексте под сеянцем яблони?
2) Почему саженцы высаживают либо весной, либо осенью?
3) Для получения высокого урожая яблок производят обрезку яблонь, удаляя весной верхние части её побегов. Каким образом обрезка позволяет увеличить урожайность?
· Прочитайте текст и выполните задание C1.
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения.
Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков.
Цветоножка – это часть
стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки
цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на
верхней расширенной части цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики,
которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные
чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все
вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над
чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые
служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения
животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или
от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.
Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждая тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.
В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен.
Используя содержание текста «Строение цветка» и знания курса, ответьте на следующие вопросы.
1) Какая часть околоцветника привлекает насекомых-опылителей?
2) Почему тычинки и пестики считаются главными частями цветка?
3) Цветки вишни и цветки
томата имеют по одному пестику. Однако
в образующихся плодах вишни развивается по одному семени, а в плодах томата
– по многу семян. С чем это связано?
· Прочитайте текст и выполните задание C1.
ОПЫЛЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
После созревания пыльцы происходит перенос пыльцевого зерна на рыльце пестика. Этот процесс носит название опыления.
У некоторых растений созревшая пыльца попадает на рыльце пестика того же цветка, что приводит к самоопылению. Однако у большинства растений пыльца с одного цветка с помощью ветра, воды, животных, человека переносится на рыльце пестика другого цветка. Такое опыление называется перекрёстным. Наиболее распространённым в природе является перекрёстное опыление с помощью животных (насекомых). Для привлечения насекомых в цветке развиваются особые железы – нектарники, выделяющие сахаристую жидкость (нектар). Перелетая с цветка на цветок и питаясь нектаром, насекомые опыляют цветущие растения.
После попадания на рыльце
пестика пыльцевого зерна происходит его прорастание. Образуется длинная тонкая
пыльцевая трубка, растущая
в сторону семязачатка завязи. В пыльцевой трубке имеются две мужские половые
клетки – спермии. Семязачаток завязи имеет зародышевый мешок, состоящий из
нескольких клеток. Главными из них является яйцеклетка (женская половая клетка)
и центральная клетка.
Пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка, и происходит оплодотворение – слияние мужской и женской половых клеток (гамет). Оплодотворение у цветковых растений двойное, поскольку происходит слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого – с центральной клеткой. Из оплодотворённой яйцеклетки (зиготы) развивается зародыш семени, а в оплодотворённой центральной клетке образуется запас питательных веществ семени. Таким образом из семязачатка в целом развивается семя, а из завязи пестика – плод.
Используя содержание текста «Опыление цветковых растений», ответьте на следующие вопросы.
1) Что в тексте понимается под опылением?
2) В чём сходство и различие перекрёстного опыления и самоопыления?
3) Когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, то клевер вырос, хорошо цвёл, но плодов и семян у него не было. Как можно объяснить такое явление?
· Прочитайте текст и выполните задание C1.
КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА
В числе самых распространённых в мире пальм кокосовая (Cocosnucifera). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число 10 важнейших деревьев мира.
Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. Масло – пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35% кокосового масла, а остающийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде – служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.
Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.
Ствол кокосовой пальмы
достигает 20–25 м в высоту и до 0,5 м
в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут
достигать длины в 6,5 м и ширины до 1,5 м. Остатки оснований их черешков
придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения
пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая.
Используя содержание текста «Кокосовая пальма», ответьте на вопросы.
1) Сколько семян содержится в плоде кокосовой пальмы?
2) Почему кокосовый орех может произрастать в засушливых условиях?
3) Почему сборщики кокоса легко забираются на пальмы?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.