Представлен вариант ОГЭ по предмету биология. Задания охватывают весь курс биологии по программе общего образования. Вариант составлен согласно требований проведения экзамена в 2018 г. Данный материал можно использовать для самоподготовки или проведения пробного экзамена. В варианте представлены задания с выбором одиночного ответа, задания на соответствие, с множественным выбором, задания на последовательность, работа с текстом, задача, развернутый ответ
вариант ОГЭ 11.doc
Вариант № 11
1. Задание 1 Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому
что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опро
вергнуть это предположение методом
1) измерения 2) описания 3) сравнения 4) эксперимента
Какой из перечисленных организмов не содержит в клетке органои
2. Задание 2
да, изображённого на рисунке?
1) мукор 2) папоротник 3) туберкулёзная палочка 4) спирогира
3. Задание 3 Укажите случай симбиоза бактерии с другим организмом.
1) бацилла сибирской язвы и овца 2) вибрион холеры и человека
3) кишечная палочка и человек 4) сальмонелла и курица
4. Задание 4 Какой из изображённых органов является видоизменённым побегом?
5. Задание 5 У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,
1) тело составляют органы и ткани 2) оплодотворение происходит при наличии воды
3) в семени формируется зародыш 4) осуществляется двойное оплодотворение
6. Задание 6 Кольчатые черви произошли от древних
1) паразитических плоских червей 2) свободноживущих круглых червей
3) свободноживущих плоских червей 4) кишечнополостных
7. Задание 7 Пресмыкающимся, в отличие от земноводных, свойственно
1) наружное оплодотворение 2) разделение тела на голову, туловище и хвост
3) развитие с образованием личинки 4) внутреннее оплодотворение
8. Задание 8 Сходство строения большинства систем органов у млекопитающих животных и чело
века служит доказательством их
1) родства 2) жизни в одинаковых условиях 3) происхождения от земноводных
4) возникновения в одно и то же историческое время
9. Задание 9 Клетки какого органа образуют гормоны?
1) гипофиза 2) слюнной железы 3) желудка 4) печени
10. Задание 10 Какая из перечисленных костей относится к мозговой части черепа человека?
1) верхнечелюстная 2) скуловая 3) височная 4) носовая
11. Задание 11 Что из перечисленного входит в состав плазмы крови человека?
1) тромбоциты 2) красные клетки крови 3) сыворотка 4) белые клетки крови
12. Задание 12 Кровеносная система человека
1) замкнутая, сердце четырёхкамерное 2) незамкнутая, сердце трёхкамерное
3) незамкнутая, сердце четырёхкамерное 4) замкнутая, сердце трёхкамерное
13. Задание 13 Что происходит в организме человека, если в воздухе повысилась концентрация уг
лекислого газа?
1) угнетение дыхательного центра 2) возбуждение дыхательного центра
3) раздражение дыхательных путей 4) сужение капилляров лёгочных пузырьков
14. Задание 14 Что из перечисленного является источником витаминов?
1) продукты питания 2) солнечный свет 3) белки, жиры и углеводы 4) минеральная вода
15. Задание 15 Что расположено в ухе человека непосредственно перед барабанной перепонкой?
1) наружный слуховой проход 2) слуховая труба 3) молоточек 4) улитка 16. Задание 16
Какому типу темперамента соответствуют приведённая ниже картинка
и описание: «слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процес
сов»?
1) флегматик 2) холерик 3) сангвиник 4) меланхолик
17. Задание 17 Что способствует развитию кариеса у человека?
1) употребление продуктов, содержащих сахар 2) отсутствие в рационе супов, щей
3) употребление овощей и фруктов 4) плохое пережёвывание пищи
18. Задание 18 Сигналом к наступлению листопада у растений умеренной зоны служит
1) повышение температуры воздуха 2) сокращение длины светового дня
3) увеличение влажности среды 4) понижение температуры воздуха
19. Задание 19 Какое из следующих утверждений справедливо для продуцентов (организмов —
производителей органических веществ)?
1) Они извлекают энергию из употребляемых ими в пищу живых растений.
2) Они извлекают энергию из поедаемых ими остатков растений и животных.
3) Они используют энергию организмахозяина.
4) Они используют солнечную энергию для создания органических веществ.
20. Задание 20 На графике показана активность фермента каталазы у пчёл в течение года. На какое
время года приходится максимум активности фермента?
1) весна 2) зима 3) осень 4) лето
21. Задание 21 Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы суще
ствует определённая связь:
Объект
Часть
...
Речной рак
Трахеи
Жабры
Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) кузнечик 2) беззубка 3) дождевой червь 4) жаба
22. Задание 22 Верны ли следующие суждения о свойствах мышечных тканей человека?
А. Основные свойства мышечной ткани – это возбудимость и проводимость.
Б. Стенки кровеносных сосудов, кишечника, мочевого пузыря образованы поперечнополосатой мы
шечной тканью.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
23. Задание 23 . Из перечисленного списка выберите паразитические организмы. Выберите три вер
ных организма из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) дрожжи 2) бледная спирохета 3) цианобактерия 4) палочка Коха 5) трутовик 6) мукор
24. Задание 24 Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите
три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) спинномозговые нервы 2) передний мозг 3) нервные узлы 4) спинной мозг
5) черепномозговые нервы 6) продолговатый мозг
25. Задание 25 Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он
характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго
столбца.
ПРИЗНАК
ТИП КЛЕТОК КРОВИ А) не имеют постоянной формы тела
Б) в их состав входит гемоглобин
В) переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела
Г) обеспечивают иммунитет
Д) в зрелом состоянии имеют ядро
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
1) эритроциты
2) лейкоциты
А
Б
В
Г
Д
26. Задание 26 Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с
наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) класс Двудольные 2) отдел Покрытосеменные 3) род Шиповник
4) царство Растения 5) семейство Розоцветные
27. Задание 27 Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного
перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а
затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Эволюционное учение
Основоположником современного эволюционного учения был ________(А). До него уже высказыва
лись идеи об изменяемости мира. Однако именно Дарвину принадлежит учение о ________(Б) и вы
живании наиболее приспособленных к ________(В) организмов. Чарльз Дарвин и одновременно с
ним Альфред Уоллес объяснили причины возникновения ________(Г) органического мира.
Перечень терминов
1) разнообразие 2) Ч. Дарвин 3) естественный отбор 4) приспособленность
5) сотворение мира 6) условия среды 7) самозарождение
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
28. Задание 28 Классификация бактерий – очень сложная задача, поскольку существует очень мало
морфологических признаков, по которым бактерии можно различать. Ниже приведены некоторые из
них.
А. Форма клеток:
Б. Окраска по Граму:
1. грамположительные (краситель проникает в цитоплазму всех клеток)
2. грамотрицательные (краситель проникает в цитоплазму только мёртвых
В. По связи клеток друг с другом:
1. одиночные 2. колониальные
Г. По наличию жгутиков:
1. без жгутиков 2. с одним жгутиком 3. с двумя и более жгутиками
Внимательно рассмотрите микрофотографию окрашенного по Граму препарата бактерий
Escherichia coli и классифицируйте их по приведённым выше вариантам классификации. Впишите в
таблицу цифры выбранных ответов. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
29. Задание 29 № 223. Используя содержание текста «Полезные бактерии» и знания школьного
курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Какие условия необходимы для получения простокваши?
2) Откуда берётся энергия для жизнедеятельности молочнокислых бактерий?
3) Почему молочнокислой бактерии для получения такого же количества энергии необходимо пере
работать больше веществ, чем обыкновенной амёбе?
ПОЛЕЗНЫЕ БАКТЕРИИ
Термин «анаэробы» ввёл в науку французский учёный Л. Пастер, открывший в 1861 г. бактерии
маслянокислого брожения. У анаэробов расщепление органических веществ идёт без участия кисло
рода. Бескислородное окисление происходит в клетках молочнокислых и многих других бактерий.
Именно так они получают энергию для своих жизненных процессов. Такие бактерии очень распро
странены в природе. Каждый день, съедая творог или сметану, выпивая кефир или йогурт, мы стал
киваемся с молочнокислыми бактериями, — они участвуют в образовании молочнокислых продук
тов.
В 1 см3 парного молока находится больше 3 миллиардов бактерий. При скисании молока коров по
лучается йогурт. В нём можно найти бактерию под названием «болгарская палочка», которая и со
вершила превращение молока в кислый молочный продукт.
Болгарская палочка — вид молочнокислой бактерии, известный во всём мире; она превращает мо
локо во вкусный и полезный йогурт. Всемирную славу этой бактерии принёс русский учёный И.И.
Мечников. Он заинтересовался причиной необычного долголетия в некоторых деревнях Болгарии.
Мечников выяснил, что основным продуктом питания долгожителей был йогурт. Учёному удалось
выделить из продукта молочнокислую бактерию, а затем он использовал её для создания особой
простокваши. Он показал, что достаточно добавить в свежее молоко немного этих бактерий, и через
несколько часов в тёплом помещении из молока получится простокваша.
Болгарская палочка сбраживает лактозу молока, т.е. расщепляет молекулу молочного сахара на
молекулы молочной кислоты. Молочнокислые бактерии для своей работы могут использовать не
только сахар молока, но и многие другие сахара, содержащиеся в овощах и фруктах. Бактерии све
жую капусту превращают в квашеную, яблоки — в мочёные, а огурцы — в солёные. В любом случае
из сахара образуется молочная кислота, а энергия распада молекул сахара обеспечивает жизнедея
тельность бактерий. Процесс расщепления сахара без участия кислорода относят к реакциям броже
ния. Расщепление веществ при участии кислорода более эффективно, так как выделяется гораздо
больше энергии, чем при брожении. Поскольку энергия реакций бескислородного окисления замет
но меньше, чем кислородного, бактериям приходится перерабатывать большие количества веществ
и выделять много продуктов обмена веществ.
Болгарскую палочку относят к факультативным (необязательным) анаэробам. Это означает, что
они могут использовать и кислород для окисления углеводов.
30. Задание 30 № 1378. Пользуясь таблицей «Структура посевных площадей, валовое производство
и урожайность основных сельскохозяйственных культур центральной экспериментальной базы
ВНИИМК», а также своими знаниями ответьте на следующие вопросы. Таблица 1. Структура посевных площадей, валовое производство и урожайность основных
сельскохозяйственных культур центральной
1. Какая из культур имела наибольшую урожайность в 2005 году?
2. Выросла ли в 2006 году площадь под посевы по сравнению с 2005 годом? Ответ обоснуйте.
3. Как Вы считаете, в какой год погода была более благоприятная? Ответ поясните.
31. Задание 32 № 1379. Маша и Таня катались на роликовых коньках в течение 2 часов, после чего
решили перекусить в одном из ресторанов быстрого питания. Одна из девушек любит сладкое, а
другая предпочитает жирную пищу. Как Вы думаете, кому из них будет легче следить за фигурой?
Ответ обоснуйте.
32. Задание 24 № 1380. Какие из перечисленных свойств характерны для большинства хордовых
животных? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сердце имеет 4 предсердия 2) нервная система узлового типа
3) способны к активному перемещению 4) присутствует внутренний скелет
5) имеется амбулокральная система 6) кровеносная система замкнута
ОГЭ. Биология. Вариант № 11
ОГЭ. Биология. Вариант № 11
ОГЭ. Биология. Вариант № 11
ОГЭ. Биология. Вариант № 11
ОГЭ. Биология. Вариант № 11
ОГЭ. Биология. Вариант № 11
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.