ОГЭ. Биология. Вариант № 14
Оценка 4.8

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

Оценка 4.8
Контроль знаний
doc
биология
9 кл
10.03.2018
ОГЭ. Биология. Вариант № 14
Представлен вариант ОГЭ по предмету биология. Задания охватывают весь курс биологии по программе общего образования. Вариант составлен согласно требований проведения экзамена в 2018 г. Данный материал можно использовать для самоподготовки или проведения пробного экзамена. В варианте представлены задания с выбором одиночного ответа, задания на соответствие, с множественным выбором, задания на последовательность, работа с текстом, задача, развернутый ответ
вариант ОГЭ 14.doc
Вариант № 14 1. Какая наука изучает взаимоотношения живых организмов и среды их обитания?  1) фенология    2) физиология     3) систематика   4) экология 2. Какая из перечисленных клеточных структур присутствует и в клетках бактерий, и в клетках живот­ ных?  1) хромосома    2) клеточная стенка    3) лизосома   4) митохондрия 3. Какие грибы не образуют микоризы с древесными растениями?  1) трутовики         2) подберёзовики         3) лисички       4) подосиновики 4. Рассмотрите рисунки, на которых изображены схемы соцветий. Под каким номером изображена схема  сложного соцветия? 5. Какой тип плода у паслёна?  1) коробочка        2) орех            3) костянка        4) ягода 6. Моллюсками называют животных, имеющих  1) плотный хитиновый покров    2) покров из слизи, выделяемой кожей и затвердевающей в воде или на  воздухе     3) мягкое членистое тело        4) мягкое тело, не разделённое на членики 7. Выделение из крови лягушки вредных продуктов обмена происходит, когда кровь проходит по капил­ лярам  1) кишечника        2) поджелудочной железы        3) печени       4) почек 8. На каком этапе эволюции человека возникла наскальная живопись?  1) питекантропов           2) кроманьонцев     3) неандертальцев     4) австралопитеков 9. Какая система органов осуществляет постоянный приток кислорода и необходимых питательных ве­ ществ к клеткам и тканям организма?  1) кровеносная             2) выделительная          3) дыхательная           4) покровная На рисунке изображена Эйфелева башня, расположенная в Париже. Стро­ 10.  ение какого внутреннего органа человека она имитирует? 1) печени            2) мозга              3) почки          4) кости 11. Процесс свёртывания крови начинается с 1) разрушения тромбоцитов                          2) понижения давления крови в сосуде 3) накопления в сосуде венозной крови       4) превращения фибрина в фибриноген 12. Что позволяет определить электрокардиограмма? 1) активность различных участков миокарда              2) кислородную ёмкость крови 3) давление крови после нагрузки                                 4) анатомические размеры сердца 13. Какой орган относят к пищеварительному каналу?  1) печень        2) желудок     3) слюнные железы       4) поджелудочную железу 14. Куда поступают углеводы при всасывании в тонком кишечнике? 1) лимфа          2) кровь            3) тканевая жидкость             4) просвет кишечника 15.  звуковые колебания от наружнего к среднему уху?  1) 1             2) 2            3) 3               4) 4 Какой цифрой на рисунке обозначена часть слухового анализатора, передающая       16.  Рассмотрите эксперимент с мышами. Под­ опытная мышь (внизу) получает слабый удар током и при этом слышит звуковой сигнал. Контрольная  мышь (вверху) не получает болевых стимулов, и звуковой сигнал её совершенно не пугает. Чем в итоге  будет являться звуковой сигнал для подопытной мыши?  1) безусловным раздражителем                  2) внутренним торможением 3) внешним торможением                            4) условным раздражителем 17. Половым путём передаётся  1) гонорея и сифилис                         2) дифтерит и туберкулёз 3) тиф и чума                                       4) сибирская язва и свинка 18. Примером отношений паразит — хозяин служат отношения между  1) лишайником и берёзой                    2) раком­отшельником и актинией 3) аскаридой и человеком                     4) лягушкой и комаром 19.В озере, расположенном вблизи животноводческой фермы, неожиданно начали разрастаться водорос­ ли. Что, вероятнее всего, является причиной этого разрастания?  1) понижение уровня воды в озере               2) снижение температуры воздуха 3) выброс газов из расположенного на ферме оборудования 4) попадание с фермы в озеро органических веществ 20. Изучите график зависимости изменения температуры кожи от продолжительности контакта с предме­ том, температура которого составляет 0 °С (по оси у отложена температура кожного покрова человека (в °С), а по х — продолжительность контакта с холодным предметом (в с)). Какой будет температура кожи в области контакта, если продолжительность соприкосновения с холод­ ным предметом составит 210 с?  1) 36,4 °С               2) 36,1 °С                     3) 35,8 °С          4) 35,5 °С 21. В таблице приведены ткани растений и их функции. Какой термин необходимо вписать на место про­ пуска?   22. Верны ли суждения о кровеносной системе земноводных? А. Сердце земноводных состоит из двух камер. Б. Венозная кровь от органов и тканей собирается в вены и поступает в правое предсердие, а потом в же­ лудочек.  1) верно только А      2) верно только Б      3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны 23. Как влияют симпатические нервы на деятельность органов человека? Выберите три верных ответа из  шести и запишите цифры, под которыми они указаны.  1) снижают интенсивность обмена веществ           2) увеличивают содержание сахара в крови 3) сужают сосуды кожи                                             4) урежают дыхание 5) учащают сердечные сокращения                          6) усиливают волнообразные движения кишечника 24. Какие из перечисленных свойств характерны для представителей типа кольчатые черви? Выберите  три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.  1) тело не разделено на сегменты        2) имеют кровеносную систему 3) нервная система узлового типа         4) дыхание жаберное 5) не имеют вторичной полости тела     6) пищеварительная система сквозная 25. Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой, к которой  его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впи­ шите в таблицу цифры выбранных ответов.                               ХАРАКТЕРИСТИКА                        A) образуют органические вещества из неорганических Б) потребляют готовые органические вещества В) используют солнечную энергию для синтеза органических веществ Г) принадлежит к растительноядным животным Д) являются первым звеном цепи питания ГРУППА 1) производители 2) потребители Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.   A Б В Г Д 26. Расположите пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука в правильном порядке,  начиная с подготовки предметного стекла. В ответе запишите соответствующую последовательность  цифр.  1) Положите кусочек плёнки в каплю воды на предметном стекле. 2) С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. 3) Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло. 4) Накройте покровным стеклом. 5) Очистите луковицу, разрежьте её вдоль. 6) Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой. 27. Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого циф­ ровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последователь­ ность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу. ДНК  Молекула ДНК – биополимер, мономерами которого служат __________(А). В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар – __________(Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и __________(В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся в митохондриях и __________(Г).   Перечень терминов  1) рибоза        2) аминокислота         3) рибосомА          4) урацил         5) нуклеотид               6) дезоксири­ боза                 7) пластида                  8) тимин  Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  А Б В Г 28. Рассмотрите фотографию собаки породы шарпей. Выберите характеристики, соответствующие её  внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи,  форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш . А. Окрас Б. Форма головы В. Форма ушей Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллель­ на задней поверхности шеи и проходит через глаз) Д. Форма хвоста Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.  A Б В Г Д 29. Используя содержание текста «Конкуренция, кооперация и симбиоз» и знания школьного курса био­ логии, ответьте на вопросы.  1) Почему межвидовая конкуренция чаще всего имеет более мягкий характер, чем внутривидовая? 2) Чем характер контактов между партнёрами в кооперации отличается от контактов в симбиозе? 3) Какое влияние на деревья оказывает их сожительство с шляпочными грибами? КОНКУРЕНЦИЯ, КООПЕРАЦИЯ И СИМБИОЗ   Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие, более тонкие взаимоотношения.  Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкурен­ ция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.  Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный – конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жиз­ ненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.  Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая кон­ куренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказы­ вается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию. Среди биотических отношений между организмами в природных сообществах встречается взаимовыгод­ ное сожительство. Оно построено, как правило, на пищевых и пространственных связях, когда два или более видов организмов совместно используют для своей жизнедеятельности различные ресурсы среды. Степень взаимовыгодного сожительства между организмами бывает различной – от врéменных контактов (кооперация)   до   такого   состояния,   когда   присутствие   партнёра   становится   обязательным   условием жизни каждого из них (симбиоз). Кооперация наблюдается между раком­отшельником и актинией, прикрепившейся к его убежищу – рако­ вине, оставшейся от моллюска. Рак переносит актинию и подкармливает её остатками пищи, а она защи­ щает его стрекательными клетками, которыми вооружены её щупальца.  Пример симбиоза – взаимоотношения между деревьями леса и шляпочными грибами: подберёзовиками, белыми и др. Шляпочные грибы оплетают нитями грибницы корни деревьев и благодаря образующейся при этом микоризе получают из растений органические вещества. Микориза усиливает способность кор­ невых систем у деревьев к всасыванию воды из почвы. Кроме того, деревья получают при помощи мико­ ризы от шляпочных грибов необходимые минеральные вещества. 30. Пользуясь таблицей «Состояние некоторых жизненных процессов у млекопитающих в период актив­ ности и во время спячки» и знаниями из области биологии, ответьте на следующие вопросы. 1) Опускается ли температура тела животных ниже 0 °C во время спячки? 2) Кто из перечисленных животных в норме больше тратит энергии в период их активности? 3) Кто из перечисленных животных больше остальных теряет в весе за время спячки и почему? 31. Трое друзей, Иван, Андрей и Настя, собрались в байдарочный поход на реку на 4 дня. В первый день  утром они приедут к реке и завтракать уже не будут, в последний день они ужинать будут уже в городе,  выйдя с маршрута. Друзья планируют проводить на воде по 8 часов в день с остановкой на небольшой пе­ рекус рыбными консервами. Перед приготовлением ужина каждый из мужчин потратит около 30 минут  на рубку дров. 1. Рассчитайте энергозатраты молодых людей. Не забывайте, что, даже отдыхая, взрослый человек тратит около 1500 ккал в сутки, вся нагрузка добавляется сверх этого значения. Покажите свои расчёты. 2. Напишите, какие блюда для каждого приёма пищи Вы бы выбрали для друзей. Энергетическая и пищевая ценность продуктов питания на 100 г  продукта Блюда и напитки Геркулес Гречневая каша Манная каша Овсяная каша Макаронные изделия Пшённая каша Варёный рис Картофель варёный Суп из пакета Лапша быстрого приготовления Курица жареная   Энергетиче­ ская ценность (ккал) 303 153 119 115 356 131 123 74 333 326 210 Белки (г) 12,8 5,8 3,0 4,5 10,9 4,6 2,5 1,7 10,7 10,0 26 Жиры Углеводы (г) 6,0 1,7 5,2 5,0 0,6 1,3 0,7 0,2 3,3 1,1 12,0 (г) 65,4 29,1 15,4 13,6 74,0 25,9 36,1 15,8 51,6 69,0 0,0 Говядина жареная Говядина тушёная (вес нетто одной банки обычно 350 г) Шпроты в масле (вес нетто одной банки обычно 150 г) Колбаса сырокопчёная Сыр Сухари сладкие Печенье крекер Сладкое печенье Хлеб Апельсиновый сок Чай без сахара Чай с сахаром (две чайные ложки) 232 220 362 473 370 377 352 445 235 60 0 68 16,8 16,8 17,5 24,8 26,8 9,0 11,0 7,5 8,0 0,7 0,0 0,0 18,3 17,0 32,3 41,5 27,4 4,6 13,3 16 0,9 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 72,8 67,1 68,0 50,0 13,2 0,0 14,0     Энергозатраты при различных видах физической активности  Виды физической активности Энергетическая стоимость Прогулка — 5 км/ч; езда на велосипеде — 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля на байдарке Прогулка — 5,5 км/ч; езда на велосипеде — 13 км/ч; настольный теннис Ритмическая гимнастика; прогулка — 6,5 км/ч; езда на велосипеде — 16 км/ч; каноэ — 6,5 км/ч; верховая езда — быстрая рысь Роликовые коньки — 15 км/ч; прогулка — 8 км/ч; езда на велосипеде — 17,5 км/ч; бадминтон — соревнования; большой теннис — одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи Бег трусцой; езда на велосипеде — 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде; колка дров 4,5 ккал/мин 5,5 ккал/мин 6,5 ккал/мин 7,5 ккал/мин 9,5 ккал/мин 32. Пользуясь таблицей «Содержание кальция и холестерина в продуктах питания» и знаниями из обла­ сти биологии, ответьте на следующие вопросы.   Содержание кальция и холестерина в продуктах питания 1) В каких продуктах содержание кальция наиболее близко к содержанию холестерина? 2) К какой группе продуктов относят те, в которых отсутствует холестерин? 3) Почему современному человеку необходимо контролировать поступление холестерина в организм?

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

ОГЭ. Биология. Вариант № 14

ОГЭ. Биология. Вариант № 14
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018