Представлен вариант ОГЭ по предмету биология. Задания охватывают весь курс биологии по программе общего образования. Вариант составлен согласно требований проведения экзамена в 2018 г. Данный материал можно использовать для самоподготовки или проведения пробного экзамена. В варианте представлены задания с выбором одиночного ответа, задания на соответствие, с множественным выбором, задания на последовательность, работа с текстом, задача, развернутый ответ
вариант ОГЭ 15.doc
Вариант № 15
1. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать
1) сравнение двух микропрепаратов 2) измерение кровяного давления у пациента
3) формирование условного рефлекса на звонок 4) описание нового вида организмов
2. Марии необходимо сделать рисунки разных по форме клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать
для такого исследования?
1) линза окуляра ×7, а линза объектива ×40 2) линза окуляра ×20, а линза объектива ×20
3) линза окуляра ×5, а линза объектива ×80 4) линза окуляра ×15, а линза объектива ×40
3. Какие из перечисленных ниже грибов проще выращивать в искусственных условиях?
1) лисички 2) маслята 3) белые грибы 4) шампиньоны
4. Какой агротехнический приём используется для усиления отрастания придаточных корней и столо
нов у картофеля?
1) рыхление 2) окучивание 3) пасынкование 4) пикировка
5. Главный признак, по которому покрытосеменные растения объединяют в семейства, — особенности
строения
1) листьев 2) семени 3) цветка 4) корней
6. Нервная система у плоских червей состоит из
1) нервных клеток, образующих нервную сеть
2) двух головных узлов и нервных стволов с ответвлениями
3) окологлоточного нервного кольца и отходящих от него нервов
4) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки
7. У какого животного газообмен между атмосферным воздухом и кровью происходит через кожу?
1) касатка 2) тритон 3) крокодил 4) горбуша
8. Общим для человека и человекообразных обезьян является то, что они
1) бесчерепные 2) холоднокровные 3) яйцеживородящие 4) плацентарные
9. Какая из перечисленных функций регулируется вилочковой железой?
1) содержание сахара в крови 2) сердечная деятельность
3) функционирование иммунной системы 4) водносолевой обмен
10. Какая кость в скелете человека является самой крупной?
1) большая берцовая 2) лучевая 3) бедренная 4) локтевая
11. Увеличение числа лейкоцитов в крови свидетельствует о
1) повышении скорости свёртывания крови 2) понижении давления крови
3) наличии воспалительного процесса 4) развивающемся малокровии
12. Что из перечисленного служит источником автоматизма в работе сердца человека?
1) особые клетки плотной волокнистой соединительной ткани
2) особые мышечные клетки проводящей системы сердечной мускулатуры
3) нервный центр в грудном отделе спинного мозга
4) нервные клетки, расположенные в околосердечной сумке
13. Какие мышцы человека работают при выдохе после глубокого вдоха?
1) межрёберные мышцы выдоха 2) диафрагма
3) межрёберные мышцы выдоха и диафрагма 4) межрёберные мышцы выдоха, диафрагма и мышцы
гортани
14. В регуляции углеводного обмена принимает участие
1) толстая кишка 2) тонкая кишка 3) вилочковая железа 4) поджелудочная железа
15. Что расположено в средней части уха?
1) лабиринт 2) слуховой проход 3) наковальня 4) вестибулярный аппарат
16.Какой процесс характерен для человека, находящегося в состоянии быстрого сна?
1) отсутствие восприятия внешних воздействий 2) снижение частоты дыхания
3) повышение давления крови 4) расслабление мышц
17. При ранении лёгких в первую очередь необходимо
1) провести искусственное дыхание 2) плотно зафиксировать грудную клетку на выдохе
3) провести непрямой массаж сердца 4) положить пострадавшего на живот 18. Фактор, который ограничивает распространение земноводных, – это
1) освещённость 2) концентрация кислорода в воздухе
3) атмосферное давление 4) влажность воздуха
19. Выберите эволюционно наиболее молодое из приведённых ниже животных.
20. На графике представлена зависимость количества поглощаемых волосковыми клетками корня
ионов от расстояния между этими клетками и вершиной корня.
На основании этого графика можно сделать вывод о том, что наибольшее количество ионов поглощает
ся
1) молодыми клетками корня летом 2) молодыми клетками корня зимой
3) старыми дифференцированными клетками летом 4) старыми дифференцированными клетками
зимой
21. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных.
Группа 1 Группа 2
крокодил
корова
собака
овца
слон
лев
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в
группы?
1) покров тела 2) источник питания 3) одомашнивание 4) характер передвижения
22. Верны ли следующие суждения о царстве животных?
А. Все представители царства животные многоклеточные.
Б. Клетки животных лишены клеточной стенки.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба утверждения 4) оба утверждения неверны
23. Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы? Выберите три верных признака из
шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) служит для проведения воды от корней к листьям 2) является проводящей тканью растения
3) клетки лишены клеточной стенки 4) клетки содержат хлоропласты
5) клетки лишены ядер 6) клетки имеют клеткиспутницы
24. Какие из перечисленных свойств характерны для большинства хордовых животных? Выберите три
верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сердце имеет 4 предсердия 2) нервная система узлового типа
3) способны к активному перемещению 4) присутствует внутренний скелет
5) имеется амбулокральная система 6) кровеносная система замкнута 25. Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, для которого он характерен. Для
этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу
цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
A) возникает под прямым влиянием внешней среды
Б) изменяется генотип
В) возникает у отдельной особи
Г) может проявляться у всех особей вида одновременно
Д) имеет случайный характер
ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
1) наследственная
2) ненаследственная
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A
Б
В
Г
Д
26. Расположите в правильной последовательности процессы, относящиеся к питанию пресноводной
гидры, начиная с прикосновения жертвы к её щупальцам. В ответе запишите соответствующую последо
вательность цифр.
1) захватывание частиц пищи из кишечной полости пищеварительно мускульными клетками и перева
ривание частиц в пищеварительных вакуолях
2) доставка щупальцами парализованной добычи к ротовому отверстию
3) прикосновение дафнии или другой мелкой живности к щупальцу гидры
4) удаление непереваренных остатков пищи из кишечной полости
5) переваривание пищи в кишечной полости под действием пищеварительного сока
27. Вставьте в текст «Кровь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого
цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последова
тельность цифр (по тексту) впишите в привёденную ниже таблицу.
Кровь
Кровь – это жидкая ________(А) ткань, состоящая из ________(Б) и ________(В), в которой растворе
ны минеральные и ________(Г) вещества. Кровь, ________(Д) и тканевая жидкость образуют внутрен
нюю среду организма.
Перечень терминов
1) лимфа 2) форменный элемент 3) эритроцит 4) плазма 5) соединительный
6) тромбоцит 7) органический 8) вода
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
28. Рассмотрите фотографии собаки породы боксёр. Выберите характеристики, соответствующие её
внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.
А. Окрас
Б. Форма головы
В. Форма ушей Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, парал
лельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
Д. Форма хвоста
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
A
Б
В
Г
Д
29. Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса био
логии, ответьте на вопросы.
1) Где образуются антитела при вакцинации?
2) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью сыворотки?
3) Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, ко
клюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов
людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе толь
ко в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел
оспой. При этом каждый двенадцатый погибал. В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где централь
ным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вак
цин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин
обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большин
ство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется
небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку анти
тел Влимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной им
мунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.
Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, со
хранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Не
достаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой
периодичностью.
Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже про
изошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом,
будет пассивным.
Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание,
либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного забо
левания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. На
пример, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём вве
дения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.
Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. На
пример, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, со
держащая антитоксины к столбнячному токсину.
30. Задание 30 № 672. Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, от
ветьте на следующие вопросы.
Размножение рыб
Название
рыбы
Количество
икринок,
тыс.
Средний
диаметр
икринок, мм
Щука обыкновенная
Норвежская сельдь
Треска балтийская
Сазан
Колюшка
трёхиглая
30
200
1000
1500
0,1–1
2,7
1,3
1
1
1,8
Среднее время
наступления
половозрелости,
лет
3–4
2–7
5–9
5–6
1
Средний
возраст рыб,
выловленных
рыбаками
в разных
водоёмах, лет
5
8
3
8
2
1) Какой вид рыб имеет наибольший средний диаметр икринок?
2) Представителей какого вида рыб рыбаки вылавливают в неполовозрелом возрасте?
3) Почему при высокой плодовитости численность большинства непромысловых видов остаётся отно
сительно постоянной?
31. Пётр и Василиса решили совершить велосипедную прогулку до полянки в лесу, на которой они со
брались устроить пикник. Ехать на велосипеде они собрались не спеша, так что дорога до полянки и об
ратно должна занять у них около 3 часов. Сколько и каких продуктов Вы порекомендуете им взять с
собой, чтобы вернуться обратно не голодными? Распишите меню пикника и свои расчёты.
Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания, на 100 г продукта Энергозатраты при различных видах физической активности
32. Какие функции в организме человека выполняют поступающие с пищей белки? Укажите не менее
двух функций.
ОГЭ. Биология. Вариант № 15
ОГЭ. Биология. Вариант № 15
ОГЭ. Биология. Вариант № 15
ОГЭ. Биология. Вариант № 15
ОГЭ. Биология. Вариант № 15
ОГЭ. Биология. Вариант № 15
ОГЭ. Биология. Вариант № 15
ОГЭ. Биология. Вариант № 15
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.