ОГЭ. Биология. Задание 21 «Определение структуры объекта, выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого»

  • Подготовка к тестированию
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена подборка материалов к заданию № 21 по теме: «Определение структуры объекта, выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого» Для удачного выполнения, необходимо знать теорию. Ознакомившись с планом выполнения заданий, выпускники будут точно представлять технологию выполнения подобных заданий. Тематика задания охватывает курс школьного предмета биологии. Здесь представлены задания на выбор одиночного задания
Иконка файла материала задание 21.doc
Задания 21. Определение структуры объекта, выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого 1. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:   Группа 1 Группа 2 Соя Рябина Сосна Папоротник Мох Хвощ   Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих  растений в группы?   1) наличие вегетативных органов 2) наличие семян 3) местообитание 4) источник питания Пояснение. В первой группе — семенные растения; во второй группе — споровые.   От в е т :  2. 2. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:   Группа 1 Группа 2 Сосна Берёза Одуванчик Ель Ветреница Копытень   Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих  растений в группы?   1) источник питания 2) способ размножения 3) требования к освещённости 4) строение цветка Пояснение. группа 1 — светолюбивые растения; группа 2 — тенелюбивые растения.   От в е т :  3. 3. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:   Группа 1 Группа 2 Кактус Ковыль Алоэ Рогоз Папоротник Стрелолист   Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих  растений в группы?1) потребность в воде 2) строение цветка 3) способ размножения 4) жизненная форма Пояснение. Группа 1: растут в местах с недостаточным увлажнением и имеют приспособления, позво­ ляющие добывать воду при ее недостатке, ограничивать испарение воды или запасать ее на  время засухи (ксерофиты). Группа 2: растения, живущие в условиях повышенной влажности воздуха и часто на влаж­ ных почвах (гигрофиты).   От в е т :  1. 4. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:   Группа 1 Группа 2 Хламидомонада Улотрикс Ламинария Кукушкин лён Хвощ полевой Ряска   Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих  растений в группы?   1) способ питания растений 2) деление тела на части 3) источник питания для человека 4) среда обитания Пояснение. Группа 1 — водоросли, тело­слоевище; группа 2 — высшие растения, тело делится на орга­ ны.   От в е т :  2. 5. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:   Группа 1 Группа 2 Кролик Жираф Слон Лягушка Паук Лев   Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих  животных в группы?   1) источник питания 2) способ размножения 3) характер передвижения 4) органы кровообращения Пояснение. Группа 1 — растительноядные (консументы 1 порядка); группа 2 — плотоядные (консу­ менты 2 и 3 порядка).От в е т :  1. 6. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:   Группа 1 Группа 2 Корова Собака Овца Крокодил Слон Лев   Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих  животных в группы?   1) характер передвижения 2) покров тела 3) одомашнивание 4) источник питания Пояснение. Группа 1 — домашние животные; группа 2 — дикие животные.   От в е т :  3. 7. Изучите таблицу, в которой приведены две группы птиц:   Группа 1 Группа 2 Дятел Рябчик Тетерев Кряква Цапля Выпь   Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих  животных в группы?   1) условия обитания 2) размер клюва 3) способность плавать 4) источник питания Пояснение. Группа 1 — птицы леса; группа 2 — птицы болот и побережий.   От в е т :  1. 8. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется опре­ делённая связь:   Целое Майский жук Гадюка обыкновенная Часть Трахеи ... Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) трахеи 2) жабры3) лёгкие 4) кожа Пояснение. Связь между двумя столбцами: организм (целое) — орган дыхания (часть); майский жук — орган дыхания — трахеи; гадюка — орган дыхания — легкие.   От в е т :  3. 9. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы,  имеется определённая связь:   Объект АТФ Гемоглобин Функция ... Транспорт газа   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) клеточный иммунитет 2) хранение информации 3) размножение 4) накопление энергии Пояснение. Гемоглобин — функция — транспорт газа; АТФ — накопление энергии.   От в е т :  4. 10. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы,  имеется определённая связь:   Объект Пепсин ... Процесс Расщепление белков Транспорт газа   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) гемоглобин 2) амилаза 3) хлорофилл 4) хитин Пояснение. Пепсин — Расщепление белков; гемоглобин — функция — транспорт газа.   От в е т :  1. 11. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы,  имеется определённая связь: Объект тРНК иРНК Процесс Перенос аминокислот к месту сборки ...   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?1) обеспечение клеток энергией 2) образование рибосом в клетке 3) перенос информации к рибосомам 4) регуляция роста и деления клетоксвязь. Пояснение. Связь между столбцами: молекула РНК — функция в процессе биосинтеза.  тРНК — функция — перенос аминокислот к месту сборки; иРНК — перенос информации  к рибосомам.   От в е т :  3. 12. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы,  имеется определённая связь:   Объект ... иРНК Процесс Перенос аминокислот к месту сборки Перенос информации к рибосомам   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) ДНК 2) ЭПС 3) АТФ 4) тРНК Пояснение. Связь между столбцами: молекула РНК — функция в процессе биосинтеза.  тРНК — функция — перенос аминокислот к месту сборки; иРНК — перенос информации  к рибосомам.   От в е т :  4. 13. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы,  имеется определённая связь:   Объект ... Процесс Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс Рабочий орган Непосредственное выполнение команды   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) чувствительный нейрон 2) двигательный нейрон 3) нервный центр 4) рецептор Пояснение. Связь между столбцами: часть рефлекторной дуги (объект) — процесс. Рабочий орган — Непосредственное выполнение команды; рецептор — Преобразование  внешнего раздражителя в нервный импульс.От в е т :  4. 14. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы,  имеется определённая связь:   Объект Процесс Рецептор Чувствительный нейрон Проведение нервного импульса ... в ЦНС   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) обработка поступающей информации 2) преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс 3) проведение нервного импульса от ЦНС 4) непосредственное выполнение команды Пояснение. Связь между столбцами: часть рефлекторной дуги (объект) — процесс.  Рецептор — Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс; чувствительный  нейрон — Проведение нервного импульса в ЦНС.   От в е т :  2. 15. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы,  имеется определённая связь:   Объект Процесс Рецептор Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс Чувствительный нейрон ...   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) проведение нервного импульса в ЦНС 2) обработка поступающей информации 3) непосредственное выполнение команды 4) проведение нервного импульса от ЦНС Пояснение. Связь между столбцами: часть рефлекторной дуги (объект) — процесс.  Рецептор — преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс; чувствительный  нейрон — проведение нервного импульса в ЦНС.   От в е т :  1. 16. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы,  имеется определённая связь:   Объект Процесс Рецептор Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс ... Непосредственное выполнение командыКакое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) рабочий орган 2) чувствительный нейрон 3) нервный центр 4) двигательный нейрон Пояснение. Связь между столбцами: часть рефлекторной дуги (объект) — процесс.  Рабочий орган — Непосредственное выполнение команды; рецептор — Преобразование  внешнего раздражителя в нервный импульс.   От в е т :  1. 17. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы,  имеется определённая связь:   Объект Капсула нефрона Чувствительный нейрон Проведение нервного импульса в ЦНС Процесс ...   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) фильтрация крови 2) перенос генетической информации 3) газообмен 4) образование АТФ Пояснение. Связь между столбцами: часть органа (объект) — функция (процесс).  Чувствительный нейрон — проведение нервного импульса в ЦНС; капсула нефрона  (нефрон —элементарная единица почки) — фильтрация крови.   От в е т :  1. 18.Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы,  имеется определённая связь:   Объект Процесс Трахея Чувствительный нейрон Проведение нервного импульса в ЦНС ...   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) звукообразование 2) образование АТФ 3) проведение воздуха 4) газообмен Пояснение. Связь между столбцами: объект— функция (процесс).  Чувствительный нейрон — проведение нервного импульса в ЦНС; трахея (верхние дыха­ тельные пути) — проведение воздуха.От в е т :  3. 19. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы,  имеется определённая связь:   Объект Процесс Гортань Чувствительный нейрон Проведение нервного импульса в ЦНС ...   Процесс Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) образование АТФ 2) звукообразование 3) определение качества вдыхаемого воздуха 4) газообмен между атмосферой и кровью Пояснение. Связь между столбцами: объект — функция (процесс).  Чувствительный нейрон — проведение нервного импульса в ЦНС; гортань (верхние дыха­ тельные пути) — звукообразование.   От в е т :  2. 20. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы,  имеется определённая связь:   Объект Гортань Звукообразование ...   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?Уменьшение трения при  дыхании   1) гортань 2) полость носа 3) бронхи 4) плевральная полость Пояснение. Связь между столбцами: объект — функция (процесс).  Гортань (верхние дыхательные пути) — звукообразование; плевральная полость (заполнена  жидкостью)— уменьшение трения при дыхании.   От в е т :  4. 21. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется  определённая связь:   Уменьшение трения при дыхании Целое Часть Крахмал ДНК Глюкоза ...   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?1) хитин 2) аминокислота 3) глицерин 4) нуклеотид Пояснение. Связь между столбцами: полимер (целое) — мономер (часть). Полимер — крахмал : мономер — глюкоза; полимер — ДНК : мономер — нуклеотид.   От в е т :  4. 22. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется  определённая связь:   Целое Часть ... ДНК Глюкоза Нуклеотид   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) хитин 2) РНК 3) аминокислота 4) целлюлоза Пояснение. Связь между столбцами: полимер (целое) — мономер (часть).  Полимер — целлюлоза : мономер — глюкоза; полимер — ДНК : мономер — нуклеотид.   От в е т :  4. 23.Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется  определённая связь:   Целое Часть Целлюлоза Белок Глюкоза ...   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) хитин 2) рибоза 3) аминокислота 4) нуклеотид Пояснение. Связь между столбцами: полимер (целое) — мономер (часть).  Полимер — целлюлоза : мономер — глюкоза; полимер — белок : мономер — аминокисло­ та.   От в е т :  3. 24. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется  определённая связь:Целое Часть Крахмал PНК Глюкоза ...   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) нуклеотид 2) аминокислота 3) фруктоза 4) целлюлоза Пояснение. Связь между столбцами: полимер (целое) — мономер (часть).  Полимер — крахмал : мономер — глюкоза; полимер — РНК : мономер — нуклеотид.   От в е т :  1. 25. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется  определённая связь:   Целое Часть Цветок Вид Пестик ...   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) популяция 2) род 3) ареал 4) сообщество Пояснение. Единицей вида является популяция.   От в е т :  1. 26. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется  определённая связь:   Целое Часть Лист ... Черешок Биоценоз   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) почва 2) животные 3) ареал 4) биосфера Пояснение. Биогеоценоз является единицей биосферы.   От в е т :  4.27. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется  определённая связь:   Целое Кровеносная система ...   Часть Сердце Биоценоз Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) биосфера 2) растения 3) ареал 4) почва Пояснение. Биоценоз является единицей биосферы.   От в е т :  1. 28.Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется  определённая связь:   Целое Часть ... Краб Трахеи Жабры   Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) улитка виноградная 2) планария белая 3) лягушка озёрная 4) жук майский Пояснение. Связь между двумя столбцами: организм (целое) — орган дыхания (часть). Краб — орган  дыхания — жабры; жук майский — орган дыхания — трахеи.   От в е т :  4. 29. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы существует  определённая связь:   Объект Часть ... Речной рак Трахеи Жабры   Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) кузнечик 2) беззубка 3) дождевой червь 4) жабаПояснение. Связь между двумя столбцами: организм (целое) — орган дыхания (часть). Речной рак — орган дыхания — жабры; кузнечик — орган дыхания — трахеи.   От в е т :  1. 30. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется  определённая связь:   Целое Бабочка аполлон Камчатский краб Часть Трахеи ...   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) кожа 2) лёгкие 3) трахеи 4) жабры Пояснение. Связь между двумя столбцами: организм (целое) — орган дыхания (часть). Краб — орган дыхания — жабры; бабочка апполон — орган дыхания — трахеи.   От в е т :  4. 31.. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется  определённая связь:   Целое Тонкий кишечник Биоценоз Часть ... Грибы   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) ворсинки 2) печёночная доля 3) слюнная железа 4) альвеолы Пояснение. Грибы являются составной частью биоценоза; а составной частью тонкого кишечника явля­ ются — ворсинки.   От в е т :  1. 32. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется  определённая связь:   Целое Пищеварительный канал человека Биоценоз   Часть Пищевод ...Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) воздух 2) биосфера 3) почва 4) бактерии Пояснение. Пищевод является составной частью пищеварительного канала человека. Составной частью биоценоза являются бактерии.   От в е т :  4. 33. В таблице приведены ткани растений и их функции. Какой термин необходимо вписать  на место пропуска?     1) фотосинтез 2) защита нижележащих тканей 3) газообмен 4) запасание веществ Пояснение. Фотосинтез обеспечивают столбчатая и губчатая паренхима (основная ткань).   Газообмен — устьица; Запасание веществ — запасающая ткань (сердцевина, например); Защита нижележащих тканей — эпидермис, кожица, пробка.   От в е т :  1. 34. В таблице приведены ткани растений и их функции. Какой термин необходимо вписать  на место пропуска?   35. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой  ниже таблицы, имеется определённая связь. Какое понятие следует вписать на место про­ пуска в этой таблице?     1) хранение углеводов 2) клеточное дыхание 3) синтез белка 4) синтез РНКПояснение. Рибосома — биосинтез белка.   Клеточное дыхание — митохондрии Хранение углеводов — гладкая ЭПС или аппарат Гольджи Синтез РНК — ядро 36.Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой  ниже таблицы, имеется определённая связь. Какое понятие следует вписать на место про­ пуска в этой таблице?     1) хранение углеводов 2) клеточное дыхание 3) синтез белка 4) синтез РНК Пояснение. Клеточное дыхание — митохондрия.   Синтез белка — рибосомы Синтез РНК — ядро Хранение углеводов — комплекс Гольджи, или гладкая эндоплазматическая сеть 37. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой  ниже таблицы, имеется определённая связь. Какое понятие следует вписать на место про­ пуска в этой таблице?     1) почка 2) печень 3) селезёнка 4) лёгкое Пояснение. Выделение — почка. Печень — многие функции (пищеварительная, барьерная и проч). Селезенка — кроветворная. Лёгкое — дыхание. 38. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой  ниже таблицы, имеется определённая связь. Какое понятие следует вписать на место про­ пуска в этой таблице?1) матка 2) сердце 3) почка 4) кишечник Пояснение. Пищеварение — кишечник   Матка — вынашивание плода; Сердце — кровообращение; Почка — выделение. 39. Между биологическими объектами и функциями, которые они выполняют, существует  определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведённой таб­ лице?   ... ОБЪЕКТ ФУНКЦИЯ хромосома гемоглобин транспорт газов   1) транспорт питательных веществ 2) фотосинтез 3) хранение наследственной информации 4) биосинтез белка Пояснение. Хромосома — хранение наследственной информации.   Транспорт питательных веществ — комлекс Гольджи, эндоплазматическая сеть, цитоплаз­ ма. Фотосинтез — хлоропласты. Биосинтез белка — рибосомы. 40. Между процессом и структурой, осуществляющей процесс, существует определённая  связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведённой таблице?   ПРОЦЕСС СТРУКТУРА биосинтез белка ... фотосинтез хлоропласты   1) митохондрии 2) ядро 3) рибосомы 4) лизосомы Пояснение. Биосинтез белка — рибосомы.   Митохондрии — дыхание; лизосомы — расщепление; ядро — хранение наследственной ин­ формации. 41. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой  ниже таблицы, имеется определённая связь. Какое понятие следует вписать на место про­ пуска в этой таблице?ОБЪЕКТ … ПРОЦЕСС синтез белка лизосома разрушение полимерных молекул   1) рибосома 2) аппарат Гольджи 3) гладкая ЭПС 4) митохондрия Пояснение. Аппарат Гольджи — образование секреторных пузырьков митохондрия — синтез АТФ рибосома — синтез белка ЭПС — транспорт веществ (гладкая ­ липидов и углеводов, шероховатая ­ белков)  42. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой  ниже таблицы, имеется определённая связь. Какое понятие следует вписать на место про­ пуска в этой таблице?   ОБЪЕКТ ПРОЦЕСС … образование секреторных пузырьков синтез АТФ митохондрия   1) рибосома 2) шероховатая ЭПС 3) лизосома 4) аппарат Гольджи Пояснение. Аппарат Гольджи — образование секреторных пузырьков митохондрия — синтез АТФ рибосома — синтез белка шероховатая ЭПС — транспорт веществ (белков)  43. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой  ниже таблицы, имеется определённая связь.    Процесс Объект лимфоцит иммунный ответ перенос кислорода ...   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) тромбоцит  2) миоцит  3) гепатоцит  4) эритроцит Пояснение. Перенос кислорода — эритроцит, т.к. содержит гемоглобин 44. Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой  ниже таблицы, имеется определённая связь.Объект Процесс ... нервная клетка передача возбуждения мышечная клетка   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) газообмен  2) движение  3) сокращение 4) защита Пояснение. Мышечная клетка — сокращение. 45. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется вза­ имосвязь.   Объект Процесс ... акула – рыба­прилипала нахлебничество бычий цепень – человек   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) хищничество 2) паразитизм 3) квартиранство 4) симбиоз Пояснение. В таблице представлены биотические взаимоотношения. Отношения между бычьим цепнем и человеком пример паразитизма (2) 46. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется вза­ имосвязь.   Объект Процесс ... бесполое размножение яйцеклетка половое размножение   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) оплодотворение 2) деление 3) эмбриональный период 4) спора Пояснение. Ответ 4 — спора — объект, который образуется в процессе бесполого размножения.   Примечание. Ответ деление (2) тоже относится к бесполому размножение. Но деление — это тоже про­ цесс, а по заданию необходимо найти "объект" 47. Изучите таблицу, в которой приведены две группы организмов.Группа 1 Группа 2 белая планария лямблия печёночная амёба обыкновенная малярийный плазмодий дождевой червь бычий цепень   Что из перечисленного было положено в основу классификации (разделения) этих организ­ мов на группы?   1) образ жизни  2) клеточное строение  3) способ размножения 4) тип развития Пояснение. В первой группе представлены свободноживущие организмы, во второй ­ ведущие парази­ тический образ жизни. В основу деления положен — образ жизни 48. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных.   Группа 1 Группа 2 корова крокодил собака овца слон лев   Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих  животных в группы?   1) покров тела  2) источник питания  3) одомашнивание 4) характер передвижения Пояснение. В первой группе представлены одомашненные животные, во второй — дикие. Значит в основу разделения положено — одомашнивание 49. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется вза­ имосвязь.   Целое Часть пыльник ... лист листовая пластинка   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) цветоложе  2) пестик  3) тычинка  4) венчикПояснение. В нижней строке второй столбец соответствует части органа, указанного в первом столбце  (листовая пластинка ­ часть листа); значит в первой строке: Пыльник — часть тычинки (3). 50. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется вза­ имосвязь.   Целое кровеносная система ... Часть сердце биоценоз   Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?   1) почва  2) растения  3) ареал  4) биосфера Пояснение. В верхней строке второй столбец соответствует части системы органова, указанного в пер­ вом столбце (сердце ­ часть кровеносной системы); значит во второйстроке: биоценоз —  часть биосферы (4).