Проведение консультации по русскому языку в 9 классе. поможет слабоуспевающим учащимся в качественной подготовке к экзамену. Научить учащихся работать с текстом, выполнять задания по тексту. Трудные случаи нахождения грамматических основ предложений. работа над обособленными обстоятельствами, умение определять типы текстов и виды связи слов в словочетаниях.Тема : « Комплексный анализ текста» (подготовка к ГИА по русскому языку). 9 класс.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать. развитие языковых способностей и навыков.
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема : « Комплексный анализ текста» (подготовка к ГИА по русскому языку). 9
класс.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную
мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений
об особенностях текстов,
относящихся к публицистическому стилю;
совершенствование навыков правописания.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование
нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных
жизненных ценностей.
РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя
литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие
умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения
выделять главное, сравнивать, обобщать. развитие языковых способностей и
навыков.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с текстом В.М.Пескова « Бескорыстие».
2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе
текста.
3. Формировать языковую компетентность (ЗУН):
* способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к
результату (языковой компетентности).
4. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль
текста, аргументировать своё суждение).
5. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.
.
Ход урока.1.
Вступительное слово учителя.
. Какие умения помогут подготовиться к ОГЭ? Конечно, это и умение написать
сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и
пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает
комплексный анализ текста. Мы сегодня и займемся этим.
А в качестве эпиграфа к уроку хочется п прочитать замечательное
высказывание Марины Цветаевой: « А что есть чтение, как не разгадывание,
извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение
прежде всего сотворчество».
сегодня вы тоже почувствуете себя творцами.
2. Слово учителя о В.М.Пескове. (Слайды)
Работать сегодня мы будем с текстом В.Пескова. На этом уроке он будет
находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».
Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области;
писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В
мире животных» с 1975 по 1990 год. Свои книги он посвящает героическим
судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с
человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт
от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности,
признательности и любви к простым людям, родному краю.
3. Представление текста «Бескорыстие».
Перед вами рассказ В.М.Пескова, знакомый вам. (это было дом. заданием)
4. Работа с текстом: комплексный анализ.
1. Докажите, что данный отрывок является текстом. ( Текст это сочетание
предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства
грамматической связи предложений в тексте порядок предложений; порядок
слов в предложениях; интонация.)
2. Определите тему текста (Тема текста это то, о чём ( или о ком ) в нём
говорится). (Об одной из лучших человеческих черт бескорыстии.)
Как вы понимаете смысл слова «бескорыстие»? (Подготовились?) Где можно найти лексическое значение слова?
Подготовленный ученик: Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем:
Бескорыстие отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание
пользоваться чемлибо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за
добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград
Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).
Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть).
3.. Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии. В каких словах
заключена главная мысль этого рассуждения? ( …хороших людей больше, чем
плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть
в нём хорошего).
4) К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ.
(Публицистический.
Вопервых, текст рассказывает о прекрасной человеческой черте о
бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему.
Вовторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах
убеждает нас в том, что хороших, бескорыстных людей больше, чем плохих.
Втретьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник,
просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное
служение Родине, измождённый блокадой
5. Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами
рассуждения)
( Вопервых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план
выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно
для повествования.
Вовторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда
человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для
текстарассуждения).
Выполнение заданий по тексту.1). Какое утверждение не соответствует содержанию текста? (устно)
а) Хороших людей больше, чем плохих;
б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;
в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;
г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.
Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56).
2). Среди предложений 15 25 найдите сложноподчинённое предложение.
(15). (На доске)
Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных.
(Обстоятельственное, времени) (Изъяснительное)
(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище
я везу).
Как называется такое подчинение? (параллельное).
Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).
3) Назовите сложноподчинённое предложение.(51)
придаточного (определительное). (На доске)
Укажите вид
4) укажите предложение с 2 придаточными (50) укажите подчинение
(однородное) (на доске)
5) Назовите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной
связью между частями. Какие знаки препинания поставили? Почему? (52)
( обособленные определения, вторая часть имеет значение пояснения). (устно)
6). Среди предложений 31 37 найдите предложение с обособленным
обстоятельством.(36) (устно)
Чем выражено обособленное обстоятельство? ( Деепричастным оборотом).
Работаем в группах
.1 группа – посчитайте количество обособленных обстоятельств в предложениях
17 34 (3)
2 группа – посчитайте количество обособленных обстоятельств в предложениях
3553 (2)
3 группа – посчитайте количество обособленных обстоятельств в предложениях
5462 (2)
7) Назовите грамматическую основу из второй части предложения. (Другие
умирают).
Чем выражено подлежащее? ( Местоимением в роли существительного)
8) Графический диктант. В тетради начертите диктант на 7 предложений.
Укажите только количество грамматических основ: (Сам. работа)
1 в предложении 1 (3)
2 – в предложении 3 (2)
3 – в предложении 15(3)
4 – в предложении 19 (1)
5 в предложении 25 (2)
6 – в предложении 54 (1)
7 – в предложении 57 (1)
9) . Если вы согласны с утверждением да, если нет – нет (сам. работа )
Верно ли утверждение, что:
1. В предложении 2 грамматической основой является ОТЕЦ ВЗЯЛ? (да)
2. В предложении 5 в состав грамматической основы входит простое
глагольное сказуемое? (да)
3. В предложении 18 грамматической основой является ЛЕС ПОБЕЖАЛ
(да)
4. В предложении 26 подлежащее выражено синтаксически неделимым
словосочетанием? (нет)5. В предложении 29 сказуемое является составным именным? (нет)
6. В предложении 55 одной из грамматических основ является односоставное
предложение? (да)
7. В предложении 57 грамматическая основа стоит перед обособленным
обстоятельством (нет)
10) Указать способ связи в словосочетании, заменить синонимичным
словосочетанием
Берёзовый лес (предложение 18)
Колонны танков (предложение 60)
Узбекские семьи (предложение 57)
Книжный магазин (предложение 3)
Случай из детства ( предложение 1)
1110)
11). Укажите ошибочное суждение:
а) В слове ЖИТЬ первый звук твёрдый;
б) В слове ДВАДЦАТЬ мягкость согласного [ т ] на письме обозначена буквой Ь
(мягкий знак).
в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой.
г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.
Поработаем по группам:
1в. Из предложений 22 41 выпишите слова, в которых правописание
приставки зависит от глухости звонкости последующего согласного ( исчезла,
испуганно, раздеваясь, развернули).2в. Из предложений 46 50 выпишите слово, в котором правописание НН и Н
определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при
себе приставку или зависимое слово, пишется НН» (подтверждённая).
1в. Укажите способ связи в словосочетании память о людях (предложение 48)
(управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью
согласования (людская память).
2в. Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик
(предложение51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием
со связью управления (облик человека).
12. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) к моей постели
б) книжка была дорогой
в) взял меня
Почему книжка была дорогой не является словосочетанием?
( грамматическая основа)
5. Итог урока.
Удалось ли нам добиться цели урока?
Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали
свои языковые способности и навыки.
Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их
на практике.
Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме
. индивидуальное задание для (для детей с академическими трудностями)
Запись текста и работа с ним. Выпишите из текста предложения с 51 по 53, вставьте пропущенные
орфограммы и знаки препинания.
Какие орфографические правила вспомнили, вставляя пропущенные буквы?
( Просидел сидя, потерял потеря; Умирают; Неопытный молодой, наивный,
незрелый).
Выполнение заданий по тексту.
1). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Хороших людей больше, чем плохих;
б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;
в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;
г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.
Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор.
2). Среди предложений 15 25 найдите сложноподчинённое предложение.
Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных.
Как называется такое подчинение?
Какие ещё типы подчинения вы знаете?
3) Назовите сложноподчинённое предложение. Укажите вид придаточного
4) укажите предложение с 2 придаточными, укажите подчинение
5) Назовите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной
связью между частями. Как вы определили?
6). Среди предложений 31 37 найдите предложение с обособленным
обстоятельством.
Чем выражено обособленное обстоятельство?7) Назовите грамматическую основу из второй части предложения.
Чем выражено подлежащее?
8) Графический диктант. В тетради начертите диктант на 7 предложений.
Укажите только количество грамматических основ: (Сам. работа 7 б.)
1 в предложении 1; 2 – в предложении 3; 3 – в предложении 15; 4 – в
предложении 19 ; 5 в предложении 25 ; 6 – в предложении 54 ; 7 – в
предложении 57
9) . Если вы согласны с утверждением да, если нет – нет (сам. работа 7 б. )
Верно ли утверждение, что:
1. В предложении 2 грамматической основой является ОТЕЦ ВЗЯЛ?
2. В предложении 5 в состав грамматической основы входит простое
глагольное сказуемое?
3. В предложении 18 грамматической основой является ЛЕС ПОБЕЖАЛ
4. В предложении 26 подлежащее выражено синтаксически неделимым
словосочетанием?
5. В предложении 29 сказуемое является составным именным?
6. В предложении 55 одной из грамматических основ является
односоставное предложение?
7. В предложении 57 грамматическая основа стоит перед обособленным
обстоятельством
10)
Указать способ связи в словосочетании, заменить
синонимичным словосочетанием (сам работа 5 б.)
Берёзовый лес (предложение 18), Колонны танков (предложение 60)
Узбекские семьи (предложение 57), Книжный магазин (предложение 3)
Случай из детства ( предложение 1)
11). Укажите ошибочное суждение:а) В слове ЖИТЬ первый звук твёрдый;
б) В слове ДВАДЦАТЬ мягкость согласного [ т ] на письме обозначена буквой Ь
(мягкий знак).
в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой.
г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.
12. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) к моей постели; б) книжка была дорогой; в) взял меня
Почему не является словосочетанием?
Работаем в группах
.
1 в – посчитайте количество обособленных обстоятельств
в предложениях 17 34
2 в – посчитайте количество обособленных обстоятельств
в предложениях 3553
3в – посчитайте количество обособленных обстоятельств
в предложениях 5462
Поработаем по группам:
1в. Из предложений 22 41 выпишите слова, в которых правописание
приставки зависит от глухости звонкости последующего согласного.
2в. Из предложений 46 50 выпишите слово, в котором правописание НН и Н
определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при
себе приставку или зависимое слово, пишется НН».
1в. Укажите способ связи в словосочетании память о людях (предложение 48)
(управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью
согласования.2в. Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик
(предложение51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием
со связью управления.