Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Татарский педагогический колледж»
Памятка
«Методика и виды «Огоньков»»
Выполнила:
Студентка 402 группа
Кондренко Ольга
Преподаватель:
Бегишева Ирина Юрьевна
Татарск
2018
Методика и формы проведения «огоньков»
«Огонёк» - это коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня, анализ проведённых дел, разбор складывающихся взаимоотношений в коллективе. Само название «огонёк» связано с вечерними пионерскими кострами. Но слово «огонёк» означает не только костёр. Это искорка заинтересованности каждого делами коллектива и судьбой товарища, теплота взаимоотношений и свет дружбы. «Огонёк» - это осмысление мира, конкретное воплощение в жизнь принципа самоуправления: сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем.
Педагогическая задача огонька – научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа, коллективного «думанья», воспитывать в них культуру общения.
Истоки огоньков ведут своё начало от ежевечерних общих собраний учебно-воспитательских заведений, руководимых А.С. Макаренко. Эти собрания начинались в 20.30 и длились около 20 минут. На «огоньках» отчитывались дежурные по отряду, обсуждались события дня, разбирались вопросы взаимоотношений в коллективе, поют любимые песни.
Методика подготовки к огоньку
1. Личная подготовка вожатого. Здесь важна, прежде всего, собственная позиция вожатого. Перед огоньком вожатый должен задать себе ряд вопросов: что я хочу от сегодняшнего огонька?; чему этот огонёк научит моих детей?; какого моё собственное отношение к сегодняшнему дню, делам, поступкам? На кого буду опираться?
Пример подготовки вожатого
Что я хочу от огонька |
Основная идея |
Чем я буду аргументировать? |
На кого буду опираться? |
Привлечь внимание ребят к проблемам времени. Научить ценить своё время и время своих товарищей. |
День – это маленькая жизнь. Никто не имеет права растрачивать попусту время (свою жизнь). |
На отрядное место опоздало 10 человек. Отрядное дело задержалось на 12 минут. Долго собирались в кино. У нас впереди много дел… По моим подсчётам, если мы будем так тратить время, не успеем провести 10 дел. |
В течение дня несколько раз проходил дежурный по отряду и анализировал причины опоздания. |
2. Подготовка отряда. Если ребёнок предлагает какой-нибудь вопрос, его можно вынести на вечерний огонёк. В течение дня вожатый обращается к детям: «Видишь, ты обратил на это внимание. Скажи об этом на огоньке, у тебя получится!» Если у кого-то случилась проблема, он её тоже предлагает вынести на огоньке.
3. Подготовка ведущего:
ü в младших отрядах огоньки ведёт только вожатый;
ü огоньки знакомства, «Откровенный разговор», прощальный ведёт только вожатый;
ü вожатый обращает внимание дежурного командира на те или иные моменты, которые требуют обсуждения;
ü вожатый перед огоньком индивидуально работает с ведущим: обговаривает план проведения огонька, вопросы, которые будут обсуждаться, что и как сказать, помогает выработать ведущему собственное мнение;
ü в старших отрядах огоньки ведёт ведущий, вожатый только говорит заключительные слова.
Методика организации и проведения огоньков
Виды огоньков:
ü огонёк знакомства;
ü огонёк оргпериода;
ü огонёк – анализ дела;
ü тематические огоньки;
ü огонёк – откровенный разговор
ü огонёк итогового периода;
ü проблемный «огонек».
ü прощальный огонёк.
Огонёк знакомства
Значение огонька: определить эмоциональный настрой и содержание взаимоотношений в первые дни смены.
Цель: сформировать у каждого ребёнка представление об отряде, о себе в этом отряде.
У ребёнка должно сформироваться положительное эмоциональное восприятие:
Об отряде – мои новые товарищи – это интересные, творческие, весёлые люди; с ними можно организовать интересное и полезное дело, у нас получится хороший коллектив, я обязательно найду здесь настоящих друзей;
О себе – я не хуже других, я тоже могу предложить что-то отряду.
Подготовка к огоньку:
1. Разделить обязанности между напарниками.
2. Выделить группу детей для подготовки места проведения огонька (о месте проведения должна знать только эта группа, для остальных всё должно стать сюрпризом).
3. заранее с отрядом выучить песню для огонька.
4. Подготовить необходимые атрибуты для огонька.
5. Составить рассказ о себе.
Варианты проведения «огонька» знакомства:
1. Рассказ – эстафета «Расскажи мне о себе». Ребята садятся в круг, каждый рассказывает о себе. Начинает вожатый. Примерная схема разговора: как зовут, чем увлекаюсь, чему могу научить, мои хорошие и плохие качества. Второй вожатый садится в середине, в случае необходимости, подкорректировать выступления ребят своим рассказом о себе. В середине можно всем вместе спеть песню.
2. «Конверт откровения». По кругу дети из конверта достают вопросы, написанные на листочках, и отвечают на них. По такому же принципу проходит огонёк «Волшебный звездопад» - вокруг свечи разложены «звёздочки» с вопросами.
3. «Цветок» - рассказывает о себе тот, у кого в руках цветок, но передаёт он его не строго по кругу, а тому, кому хочет подарить его. Вожатый может увидеть симпатии друг к другу, но в этом случае нужно следить, чтобы цветок побывал в руках у каждого.
4. «День, который мне запомнился» - дети рассказывают об очень интересном дне в их жизни, о котором им хотелось бы рассказать.
5. «Я и мои друзья» - такой огонёк можно провести на следующий день, если первый огонёк знакомства прошёл слабо, или если в отряде все ребята достаточно хорошо знают друг друга.
Схема проведения огонька:
1. Настрой детей.
2. Рассадка, общая песня.
3. Вступительное слово вожатых.
4. Выступления детей.
5. Заключительное слово вожатых, в котором стоит похвалить отряд, т.е. поставить точку с хорошими словами, выразить надежду на то, что все ребята собрались в отряде очень интересные, и отряд получится замечательным.
6. Сюрприз вожатых (песня, вручение памятных медалей, сувенирчиков).
7. Орлятский круг, вечерняя песня.
В огоньке знакомства должно быть обязательным:
1. Выступление каждого члена отряда.
2. Рассказ вожатого о лагере и его традициях:
ü традиция огонька;
ü традиция доброго отношения к песне;
ü традиция орлятского круга.
3. Особый эмоциональный настрой.
Позиция вожатого:
1. Сам готовит и ведёт огонёк.
2. Предлагает форму огонька, показывая, как надо выступать и вести себя на огоньке (что вожатый хочет узнать про детей, то он сам должен рассказать о себе).
3. Контролирует время, темп.
4. Следит за настроением и вниманием детей.
5. При необходимости задаёт вопросы, помогает ребёнку говорить.
6. Обобщает рассказы детей, делает выводы.
Огонёк оргпериода
(проводится в конце оргпериода)
Цель: подведение итогов работы отряда в организационный период смены.
Задачи:
1. Воспитывать потребность в общении детей с коллективом.
2. Научить ребят правилам поведения на «огоньках»; приучить их к тому, что огонёк проводится каждый вечер.
Огонёк оргпериода следует планировать как отрядное дело, отводить на него не менее 50-60 минут. Огонёк даёт возможность выплеснуть впечатления, накопившиеся за эти дни, а для вожатого это – благоприятный момент, чтобы приучить отряд к совместному анализу происходящего.
Особенности этого огонька:
ü присутствие всех членов отряда обязательно;
ü выступает каждый по кругу в обязательном порядке;
ü велико непосредственное руководство вожатым ходом и содержанием анализа;
ü объясняются законы огонька.
Законы огонька:
1. На огоньке говорят вполголоса. Если хочешь выступить, не выкрикивай с места, а подними руку.
2. Внимательно слушай, дай договорить до конца каждому, не перебивай.
3. Критикуй не с целью унизить или оскорбить, а помочь и посоветовать.
4. Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай.
5. Правила «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступать на «огоньке», или запрещать говорить.
6. на огоньке говорят, что думают, откровенно и принципиально.
7. Береги время, соблюдай регламент, говори самое главное.
8. Потухшую свечу зажигает тот, кто зажёг огонёк.
9. Во время огонька через круг никто не ходит, так как пламя свечи символизирует «сердце отряда». Если необходимо выйти, обойди за кругом.
10. Тот, кто находится за кругом, не может принимать участие в разговоре.
Схема проведения огонька оргпериода:
1. Рассадка.
2. Песня.
3. Традиция вечернего огонька (напоминает вожатый).
4. Вступительные слова вожатого.
5. Выступления ребят по кругу. Схема разговора: Что было хорошо? Что было плохо и почему? Что нужно сделать, чтобы завтра избежать сегодняшних ошибок?
6. Вожатый обобщает высказанное, высказывает своё мнение.
7. Орлятский круг, песня.
Варианты огоньков оргпериода:
1. «Рассказ – эстафета». По кругу дети отвечают на ряд вопросов: что понравилось, что не понравилось в первые дни смены, выводы на будущее?
2. «Письмо домой». Ребята по очереди вслух «пишут» письмо домой, в котором делятся первыми впечатлениями о проведенных днях в лагере.
3. «Телефонный разговор». Рассказ о первых днях в лагере по «телефону».
4. «Эпиграф». Чтобы я перенёс из первых дней на оставшийся период смены, а чтобы оставил?
В огоньке орпериода должно быть обязательно:
1. Выступление каждого члена отряда по кругу.
2. Предлагается схема анализа оргпериода.
3. Обобщающая речь вожатого.
4. Оценка деятельности дежурного по отряду.
Чего не должно быть:
1. Выступления лишь отдельных, ярких личностей.
2. Длинной, поучительной речи вожатого.
Огонёк – анализ дела
Особенности:
ü проводится по группам, но выступать могут все желающие;
ü время проведения 15-20 минут.
Задачи:
1. Научить ребят видеть причины или неудачи того или иного дела.
2. Привить детям навыки анализа.
3.
Схема анализа в группах:
1. Общая оценка дела (цель, оформление, качество подготовки участников)
2. Что хорошо получилось?
3. Недостатки дела?
Примерные вопросы для обсуждения:
По содержанию дела:
1. Что нового, полезного для себя узнал каждый при проведении дела?
2. Полностью ли ребята использовали возможности лагеря (базы, помещения)?
3. Какая интересная проблема, поднятая в ходе дела, привлекла внимание участников?
4. На какие качества это дело заставило участников обратить внимание?
5. Достигли ли мы цели дела?
6. Чем дело было значимым для каждого?
7. Как дело повлияло на наш отряд, помогло ли в становлении нашего коллектива?
8. Помогла ли дело лучше узнать товарищей?
По организации:
1. Чем запомнилась подготовка к делу, ощутил ли её на себе весь отряд?
2. Какие организационные навыки, умения получили ребята при подготовке дела и во время его проведения?
3. Какую пользу принёс наш отряд окружающим, проведя это дело?
4. Смогу ли я организовать подобное дело у себя в школе, организации?
Обязательно:
1. Выступление ответственных за дело (цель, задачи, как работала творческая группа, с какими трудностями столкнулись).
2. Правило «свободного микрофона».
3. Обобщающая речь ведущего.
4. Похвалите тех ребят, которые этого заслужили, или высказать порицание.
Формы огоньков анализа дня:
1. «Дом». Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.
2. «Паутинка». Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
3. «Ниточки». Перед началом «огонька» детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 -30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. То, выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить, и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
Тематические огоньки
В тематических «огоньках» разговор направлен на определённую тему. Для него характерны – отвлеченность, философское или публицистическое содержание. Тема разговора зависит от личности вожатого, его внутреннего мира. На таких огоньках можно обсудить кинофильм, бардовские песни, рассказывать стихи и т.д. Иногда тема не выбирается заранее, и разговор выстраивается «сам по себе»: кто-то начинает о чём-то рассказывать, мысль развивается дальше или, может вообще уйти в другую сторону.
Особенности тематического огонька:
ü огонёк может готовить и проводить творческая группа;
ü обсуждение темы носит дискуссионный характер.
В тематическом огоньке обязательно должно быть:
1. Понимание, для чего этот огонёк нужен (цель, значимая для детей).
2. Тщательная подготовка вожатого.
3. Оформление отрядного места.
Огонёк – откровенный разговор
Такой огонёк проводится один раз в смену. На нём обсуждается каждый член отряда, даётся общая характеристика (оценка) ребёнка как человека, товарища, как личности, как члена коллектива.
Для такого разговора требуется определённая ступень нравственной зрелости коллектива. На таком огоньке происходит прикосновение к самооценке подростка, а это нужно делать очень осторожно. Главное здесь – настрой детей!
Цель: коррекция взаимоотношений в коллективе.
Задачи:
1. Разрешение проблем в области межличностных отношений.
2. Научение соотнесению самооценки с мнением других, как условие личностного роста ребёнка.
Примерная вступительная речь вожатого: «Мы собрались на не совсем обычный огонёк. Он называется «Откровенный разговор». Каждый из вас мечтает о настоящем друге, человеке, который прямо и честно, открыто и доброжелательно скажет тебе о твоих недостатках и твоих достоинствах. Каждому важно, да и интересно знать, каков ты в глазах товарищей. Это нелёгкий разговор он требует от каждого мужества, принципиальности, доброты и подлинного товарищества. Вы должны указать вашему товарищу на то, что заслуживает вашего одобрения в его характере, привычках, отношении к жизни, и на то, что вы отвергаете.
Существует два варианта такого огонька:
1. По очереди обсуждается каждый член отряда. Высказываются все желающие.
Схема анализа:
ü Что этот человек представляет для отряда?
ü Что привлекает в этом человеке?
ü Что в нём не нравится?
ü Что можно посоветовать на будущее?
2. Такой огонёк называют иногда конфликтным. Задаётся проблема, которая стоит перед отрядом и её необходимо решить.
Что должно быть:
1. Особая тональность разговора (очень доброжелательная, но не фальшивая).
2. Обсуждение каждого по принципу «свободного микрофона».
3. Добровольность и естественность в организации и проведении.
4. Достаточное количество времени, чтобы не торопить детей в высказываниях.
5. Вожатый почти молчит, говорят только дети.
6. Сформировано общественное мнение (вожатый заранее беседует с одной группой или с советом отряда).
Чего не должно быть:
1. Разбора «персональных» дел.
2. Сведения счётов, взаимных оскорблений или наоборот, беспричинного захваливания.
Огоньки итогового периода
Задачи:
ü подготовка детей к возвращению домой;
ü создать настрой старта жизни за пределами ДЦ.
Особенности:
ü происходит коллективное рассуждение «Что будет после…?» (работа на последействие);
ü день обсуждается в плане подготовки детей к возвращению домой. («Что из этой смены я бы взял к себе домой?»)
ü это может быть тематический огонёк. Примерные темы: «Что будет со мной, когда я приеду домой?», «Наш отряд через 20 лет».
Проблемный огонек
Каждый отряд в своем развитии проходит через период конфликтов. Этого не избежать, поэтому к конфликту надо быть готовым. Один из возможных способов решения конфликта — проблемный «огонек».
Конечно же, такой «огонек» — это большой откровенный разговор, который помогает вскрыть наболевшие проблемы, который нацелен на то, чтобы каждый высказал свое мнение, свое отношение относительно проблемы в отряде. Позиция педагога на таком «огоньке» — честный, справедливый арбитр, способный правильно повести разговор, нацеленный на поиск выхода из сложившейся ситуации.
Формы проблемных огоньков:
1. «Черный и золотой стул». Каждый ребенок, по своему выбору, может сесть или на «золотой» или на «черный» стул. На «золотом» о нем будут говорить только хорошее, на «черном» — будут обсуждаться его недостатки, плохие черты его характера. Нельзя касаться физических недостатков ребенка.
2. «Конверт откровений». Вожатый заранее заготавливает конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно-этический характер, типа:
· Что ты больше всего ценишь в людях?
· Какая твоя самая большая цель в жизни?
· Какие черты характера человека тебе особенно неприятны?
· На кого из известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т.д.
3. «Здравствуй, мне очень нравится…». По кругу каждый из сидящих в кругу говорит своему соседу слева фразу: «Здравствуй, мне очень нравится …», продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то приятное, хорошее.
4. Молчание. Ребята вместе с вожатым гуляют по вечернему лесу в полном молчании. При этом надо стараться не общаться с другими ребятами ни жестами, ни взглядом. Нужно погрузиться в мир окружающей природы. Вечером после прогулки можно поделится своими ощущениями.
5. Жизненный девиз. Каждый участник пишет на листе бумаги свой жизненный девиз, затем все вместе обсуждают, что же для нас главное в жизни, к чему мы стремимся и т. д.
6. Самое важное слово. У каждого из нас была такая ситуация, в которой мы поступали не так, как хотелось бы. Не сделали, не сказали что-то важное. Сейчас у участников есть возможность вспомнить такую ситуацию, заново пережить ее, и произнести вслух то слово, которое бы изменило эту ситуацию.
7. Три желания. Давайте представим, что на волшебном огоньке могут сбыться три любые наши желания. Загадайте их. Давайте поделимся, друг с другом, какие желания кто загадал, расскажите о двух ваших желаниях, а одно, самое сокровенное оставьте при себе.
Прощальный огонёк
Задачи:
ü диагностика выполнения поставленных целей;
ü анализ совместной жизни.
Несколько вариантов прощальных огоньков:
1. «… в твоей жизни». Подготовка к огоньку идёт по группам. Каждая группа готовит сюрприз, связанный с жизнью лагеря.
2. «А на последок я скажу…». Дети по очереди высказываются об отряде, лагере: что было хорошо, что плохо?
3. «Расскажи мне обо мне». Проходит по принципу «откровенного разговора». По кругу дети передают предмет с огонька знакомства, и высказывает своё мнение, или каждый член отряда называет не более двух человек, от которых он хотел бы узнать мнение о себе.
4. «Живой уголёк». Это самый последний огонёк. На нём каждый ребёнок может сказать всё, что хочет, что ещё не успел сказать.
5. Жаль, что его нет. Все участники сидят в кругу, два или три ребенка выходят и садятся за кругом. Остальные должны представить и рассказать о том, что изменилось бы, если бы этих детей не было с начала смены.
6. Чемоданчик в дорогу. В волшебный чемоданчик можно положить что угодно, и оно сохранится в неизменном виде. Каждый выбирает по три вещи, которые он бы хотел увезти со смены: друга, вкусные полдники, вечера у костра…
7. Блуждающая свеча. Каждый участник занимает любое удобное для него место в помещении. Вожатый берет свечу, подходит к какому-нибудь ребенку и говорит ему хорошие, теплые слова. Например: «Привет, здорово, что ты был именно у меня в отряде, ты замечательный человек. Если бы я был твоим ровесником, мы стали бы хорошими друзьями…». Передает свечку этому ребенку и занимает его место. Второй участник передает свечку третьему и так до тех пор, пока все ребята не поменяются местами друг с другом.
Что должно быть обязательно:
1. Настрой оптимизма, деловитости и сдержанной грусти.
2. Обсуждение каждого члена отряда.
3. Вожатское спасибо.
4. Вручение детям какого-либо символа.
Чего не должно быть:
1. Поспешной гонки разговора.
2. Формального обсуждения.
3. Слёз, тоскливых взглядов.
4. Беспринципной раздачи наград.
5. Раздача отрядных фотографии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.