Окислительно-восстановительные реакции.

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 13.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок открытия и первичного закрепления знаний по формированию представлений об окислительно-восстановительных реакций.
Иконка файла материала ОВР 1.ppt

Окислительно – восстановительные реакции

Седова Галина Петровна- учитель ВКК
МБОУ СОШ № 97
г.Новосибирска

Мир вокруг нас

Степень окисления - это условный заряд атома в молекуле, вычисленный в предположении, что молекула состоит из ионов и в целом электронейтральна

Наиболее электроотрицательные элементы в соединении имеют отрицательные степени окисления, а атомы элементов с меньшей электроотрицательностью - положительные

Расчет степени окисления

1

2

3

4

Al2O3

- 2

x

3·(-2) + 2·x = 0

- 6 + 2·x = 0

2·x = 6

X = 3

Сумма степеней окисления химических элементов в соединении равна 0

+ 3

Лабораторные опыты

Изменение степеней окисления атомов химических элементов

Химические реакции

Реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов химических элементов

Реакции, протекающие без изменения степеней окисления атомов химических элементов

По изменению степеней окисления химических элементов химические реакции делят на две группы:

Окислительно-восстановительные

Не окислительно - восстановительные



Два антипода пáрою
ходят –
Первый теряет, второй
находит,
Ролью меняясь при этом
порой.
Кто же из них первый
и кто же второй?
(окислитель и восстановитель)

Al + S → Al 2S3

0

0

+3

-2

Al

0

3e

Al

+3

S

0

+

2e

S

-2

6

2

3

Al

0


S

0


восстановитель,
процесс окисления

окислитель,
процесс восстанов-
ления

2

3

Совмещенные определения новых понятий.

отдачи окислением
Процесс ---------------------электронов частицей называется---------------------.
присоединения восстановлением

отдающие восстановителями
Частицы,---------------электроны в ходе реакций, называются -----------------
принимающие окислителями

Алгоритм определения числа электронов, отданных (принятых) частицей в ходе окислительно – восстановительной реакции.

S+6 +/- хе- -> S-2

1

Какой процесс отражает схема электронного баланса?
Степень окисления повышается – окисление (отдача электронов).
Степень окисления понижается – восстановление (присоединение электронов)


2

Какими были заряды (+/-) и степень окисления атома до химической реакции?

3

Сколько электронов не хватало (или, наоборот, нужно было убрать) на внешнем энергетическом уровне, чтобы атом был нейтральным?

4

Какими стали заряд (+/-) и степень окисления атома по окончании химической реакции?

5

Сколько теперь электронов не хватает (или, наоборот нужно убрать) на внешнем энергетическом уровне, чтобы атом был нейтральным?

6

Сравните число (недостающих и лишних) электронов на внешнем уровне до и после реакции и определите, сколько электронов было принято (или, наоборот, отдано) атомом в процессе ее протекания?

7


Закончите схему электронного баланса

Алгоритм определения числа электронов, отданных (принятых) частицей в ходе окислительно – восстановительной реакции.

S+6 +/- хе- -> S-2

1

Какой процесс отражает схема электронного баланса?
Степень окисления повышается – окисление (отдача электронов).
Степень окисления понижается – восстановление (присоединение электронов)



+

2

Какими были заряды (+/-) и степень окисления атома до химической реакции?

Положительным; +6

3

Сколько электронов не хватало (или, наоборот, нужно было убрать) на внешнем энергетическом уровне, чтобы атом был нейтральным?

Не хватало шести электронов

4

Какими стали заряд (+/-) и степень окисления атома по окончании химической реакции?

Отрицательным; -2

5

Сколько теперь электронов не хватает (или, наоборот нужно убрать) на внешнем энергетическом уровне, чтобы атом был нейтральным?

Два лишних электрона

6

Сравните число (недостающих и лишних) электронов на внешнем уровне до и после реакции и определите, сколько электронов было принято (или, наоборот, отдано) атомом в процессе ее протекания?

6+2 = 8
Атом принял восемь электронов

7


Закончите схему электронного баланса


S+6 + 8е- -> S-2

Задание:
Какой химический процесс иллюстрируют приведенные ниже строки?

Составьте уравнение химической реакции и подберите для него коэффициенты.

Значение
окислительно –
восстановительных
реакций.

Лесные пожары

C + O2 → CO2

фотосинтез

О2

О2

О2

О2

6CO2 + 6H2O → C6H12O6 + 6O2

Коррозия металлов

4Fe +2H2O +O2 →4Fe(OH)3

Аккумуляторы

Zn +H2SO4 → ZnSO4 + H2↑

Извержение вулканов

S + O2 → SO2

Сгорание топлива

Брожение глюкозы

Бродильный цех

C6H12O6 →2C2H5OH +2CO2

Взрывчатые вещества

6P + 5KClO3 → 3P2O5 + 5KCl

Салют

Fe + O2 → Fe2O3

Молния

N2 + O2 → 2 NO

Домашнее задание

Изучить П.49 учебника.
Ответить на вопросы и выполнить задания к П.49 № 3,4
Приложение 4. Сочините сказку, стихотворение о любом окислительно-восстановительном процессе, на примере сказке о «Хлориде натрия» (яндекс диск, папка класса)
Ознакомиться с дополнительным материалом (по желанию учащихся) - http://lara1972kav.blogspot.com/2012/08/blog-post_21.html

Химическая сказка "Хлорид натрия“
В некотором царстве, в некотором государстве, под названием «Периодическая система», жили-были две семьи. Одно семейство звалось «Щелочные металлы», а другое – «Галогены». Эти семейства не дружили и даже, можно сказать, воевали. Отчего началась война, уже никто и не помнил.
В царстве том был строгий указ Царя: «Каждый может иметь столько богатства, т.е. электронов, каков номер его дома». А вот про то, как распоряжаться законным добром, в указе ничего не говорилось. Поэтому Щелочные металлы (в силу своей щедрости) отдавали электроны (кто 1, кто 2) и звались ______________, а Галогены были скупы и агрессивны, даже были случаи, когда они нападали на тех, кто послабее, и грабили их. Поэтому прозвали их _______________ - грабители.
Случилась эта история на Третьей периодической улице, когда повстречались Na (Натрий) и Cl (Хлорина). Очень они понравились друг другу. Но принадлежали они враждующим семействам, поэтому решили встречаться тайно.
Натрий жил в доме под номером 11 и мечтал подарить свой электрон Хлорине. Он был достойным женихом: серебристо-белый, с блеском, по характеру мягкий и очень ранимый, легкоплавкий и легкий. О дружбе Натрия и Хлорины узнали их семейства. Натрий заперли в сейфе, в банке под керосином, а хлорину  запаяли в сосуд и наклеили «ЯД!». Она затосковала, стала желто- зеленого цвета.
Щелочные металлы и Галогены думали тем самым вылечить хлорину и натрий от влюбленности, но влюбленным становилось все хуже. Натрий плавился и терял блеск, а Хлорина под давлением превратилась в жидкость и это при нормальной температуре. Ничего не оставалось родственникам, как встретиться на «амфотерной» территории (линия от Бора до Астата) и начать переговоры.
    Забыли старые обиды и решили: быть свадьбе. Натрий подарил свой электрон Хлорине и стал __________, а Хлорина взяла его электрон и превратилась в _________. Связь между ними стала называться __________, а союз между Натрием и Хлориной люди назвали поваренной солью. Много полезного они стали делать совместно: так в крови создают необходимые условия для существования красных кровяных телец (эритроцитов), и даже в названии многих городов и поселков разных стран присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Зальцбург, Марсель (морская соль).


Химическая сказка "Хлорид натрия"