А. А. Плешаков
Окружающий
Рабочая тетрадь
Часть
ПРОСВЕЩЕНИЕ
с)
ШКОЛА РОССИИ ФГОС
А. А. Плешаков
Окружающий
Пособие для учащихся общеобразовательных организаций
В двух частях
3-е издание
Москва
«Просвещение»
2013
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Задания, представленные в рабочей тетради, сориентированы на организацию учебной деятельности детей, в том числе на отработку наиболее существенных элементов содержания учебника, фиксацию результатов наблюдений, опытов, практических работ, а также творческую деятельность. Для занятий в семье предназначен вкладыш «Научный дневник» (в 1-й части тетради) с заданиями, которые ребёнок с помощью взрослых выполняет в течение учебного года. lSBN 978-5-09-031318-6(1) О Издательство «Просвещение», 2011 lSBN 978-5-09-031319-3(общ.) О Художественное оформление, Издательство «Просвещение», 2012 Все права защищены |
|
Что ТАКОЕ РодинА?
Раскрась флаг России.
Подумайте, что вы можете назвать своей малой родиной. Расскажите о ней. Нарисуйте
2. С помощью взрослых запишите, какие
народы населяют ваш край.
Что МЫ ЗНАЕМ О МОСКВЕ?
Знаешь ли ты эти достопримечательности Москвы? Соедини линиями рисунки и названия. Попроси соседа по парте проверить твою работу.
Храм
Василия
Блаженного
Московский государственный университет
Московский
Московский Кремль зоопарк (Спасская башня)
Рассмотри рисунок первоклассника-москвича. Придумай рассказ по этому рисунку.
Что У НАС НАД ГОЛОВОЙ?
ня видны на небе.
Проверь себя по учебнику.
Что У НАС ПОД НОГАМИ?
и определили.
Кремень О Известняк
Узнай растения по фрагментам. Проверь себя с помощью рисунка учебника. После проверки соедини линиями рисунки и названия.
Гиппеаструм Сансевьера Кактус Калла
Нарисуй своё любимое комнатное растение. Расскажи, чем оно тебе нравится.
Определите у себя дома 1—2 комнатных растения. Запишите названия.
Что ТАКОЕ хвоинки?
Найдите на фотографиях лиственные и хвойные деревья. Лиственные деревья обозначьте жёлтым кружком, а хвойные — зелёным.
Сосна Тополь Ель
Липа Осина Лиственница
Если тебе интересно, узнай названия жуков с помощью атласа-определителя.
Кто ТАКИЕ РЫБЫ?
Узнай рыб по силуэтам. Какие из них речные, а какие — морские? Проверь себя по учебнику. После проверки закрась кружочки: у речных рыб — зелёным цветом, у морских — синим.
О О
2. Научись рисовать рыбку, используя рисунки слева как образец. Раскрась свой рисунок.
ТАКИЕ птицы?
Практическая работа «(Исследуем перья птиц».
1) Зарисуйте перья птиц, которые вы рассмотрели.
2) Сообщите другим ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщения.
2. Сравни ворону, галку и грача на цветных рисунках. Чем они похожи? А чем различаются?
Грач
Ворона
Галка
ТАКИЕ ЗВЕРИ?
Практическая работа «Исследуем шерсть зверей».
1) Зарисуйте шерсть зверей, которую вы рассмотрели.
животное другой групПобедители в группах следуя тому же изображённых на квадратиках пронуувеличения размеров. пронумеруй в порядке Попроси соседа по |
|
2)
2. Проведите игру-соревнование: кто назовёт больше зверей. Следуйте правилу: тот, кто ошибётся (назовёт пы), выбывает из игры. соревнуются между собой, правилу.
Сравни размеры зверей, рисунке (с. 28). В красных меруй зверей в порядке В синих квадратиках уменьшения размеров. парте проверить тебя.
ОКРУЖАЕТ НАС ДОМА?
Ещё раз рассмотри рисунок на с. 42 учебника. Помоги Муравьишке навести порядок в доме. Укажи стрелками, какие предметы и куда ты положишь и поставишь.
бель, электроприборы, одежда, посуда). Следуйте правилу: тот, кто ошибётся (назовёт предмет из другой группы), выбывает из игры. Победители в группах соревнуются между собой, следуя тому же правилу. Сравни размеры предметов, изображённых на иллюстрации. В красных квадратиках пронумеруй предметы в порядке увеличения размеров. В синих квадратиках пронумеруй в порядке уменьшения размеров. Попроси соседа по парте проверить тебя. |
||
|
||
зо |
||
Проведите игру-соревнование: кто
назовёт больше предметов той или иной группы (ме-
2. Нарисуй свой компьютер, есть, или компьютер, который тебе хотелось бы иметь.
з. С помощью компьютере что-нибудь, чего Приготовься рассказать об этом в
Что ВОКРУГ НАС
МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНЫМ?
Обведи лишний предмет в каждой группе. Объясни своё решение.
А)
Б)
$4.
2. Раскрась сигналы светофоров. Объясни, что они обозначают. Раскрась и запомни этот дорожный знак. Попроси соседа по парте проверить тебя.
О
32
изготовленную на уроке. Покажи взрослым, чему научились твои игрушки. НА ЧТО похожА НАША ПЛАНЕТА? Обведи предметы, на которые не похожа наша планета. Объясни своё решение. |
||
|
|
|
С помощью глобуса раскрась на рисунке нашу планету. |
||
|
||
33 |
|
|
Дома научи свои игрушки переходить улицу. Используй для этого модель
светофора,
Выполняя задания учебника, заполняй таблицу. В столбце ответ» закрашивай кружок в тот цвет, который, на твой взгляд, соответствует правильному ответу. В столбце <<Правильный ответ» закрась кружки так, как показано на «Страничках для самопроверки>>. Сравни эти два столбца и заполни третий: если твой ответ правильный, ставь знак «+», если неправильныи — ЗЕВК «
Посчитай и запиши число верных ответов: Соотнеси с таблицей в учебнике и раскрась соответствующий знак: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 |
И ОЦЕНИМ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ
Имя и фамилия:
дата начала ведения дневника:
Вместе с кем-нибудь из взрослых найди на вечернем небе ковш Большой Медведицы осенью, зимой, весной и летом. Обрати внимание, как он расположен на небе. Нарисуй его. С помощью взрослых записывай день и месяц каждого наблюдения.
2
2. Луна не всегда видна на небе полностью. Вот так Нередко мы видим только её часть. Ту, которая в этот момент освещена Солнцем. Вот такую: Или такую:
Понаблюдай за Луной в течение месяца (один раз в неделю). Нарисуй, как будет выглядеть Луна. С помощью взрослых запиши число и месяц каждого наблюдения.
Первая неделя: |
Третья неделя: |
Вторая неделя: |
Четвёртая неделя: |
З
з. Наблюдай за погодой осенью, зимой, весной, летом. В каждое время года веди наблюдения в течение одной недели. Результаты наблюдений заноси в таблицы. С помощью взрослых записывай число и месяц каждого наблюдения.
Солнечный день |
Облачно |
дождь |
Снег |
Ветер |
ОСЕНЬ
День недели |
Погода |
Число и месяц |
Понедельник |
|
|
Вторник |
|
|
Среда |
|
|
Четверг |
|
|
Пятница |
|
|
Суббота |
|
|
|
|
ЗИМА
день недели |
Погода |
Число и месяц |
Понедельник |
|
|
Вторник |
|
|
Среда |
|
|
Четверг |
|
|
Пятница |
|
|
Суббота |
|
|
Воскресенье |
|
|
4
ВЕСНА
день недели |
Погода |
Число и месяц |
Понедельник |
|
|
Вторник |
|
|
Среда |
|
|
Четверг |
|
|
Пятница |
|
|
Суббота |
|
|
Воскресенье |
|
|
ЛЕТО
день недели |
Погода |
Число и месяц |
Понедельник |
|
|
Вторник |
|
|
Среда |
|
|
Четверг |
|
|
Пятница |
|
|
Суббота |
|
|
Воскресенье |
|
|
Проделай опыты с магнитом, чтобы установить, какие предметы он притягивает, а какие нет.
Обведи предметы, которые магнит притягивает.
Выбери дерево возле своего дома и наблюдай за ним в течение года. Каким оно будет осенью, зимой, весной, летом? Нарисуй его. С помощью взрослых запиши название дерева, число и месяц, когда сделан каждый рисунок.
Моё дерево называется
осенью зимой весной летом
6. Если у тебя дома есть какое-нибудь животное (например, кошка, собака, хомячок, попугайчик), понаблюдай за его поведением. С помощью взрослых запиши, что это за животное, какая у него кличка. Нарисуй своё животное или сделай его фотографию и наклей её в тетрадь. Старайся запоминать и вместе со взрослыми записывать всё интересное, что увидишь.
Моё животное — это по кличке
7. Посчитай и запиши в квадратиках, сколько ненужных предметов (мусора) появляется в вашем доме в течение дня.
Предметы из бумаги |
Предметы из пластика |
Предметы из стекла |
Предметы из металла |
Коробку из-под молока можно превратить в кормушку для птиц. А что ещё можно сделать из ненужных предметов, чтобы не выбрасывать их? Сделай это и нарисуй.
8. Вместе со взрослыми принесите домой в стаканчиках немного снега с улицы и из глубины парка или леса. Когда снег растает, посмотри, где он больше загрязнён. Объясни почему. Нарисуй, как выглядит снеговая вода в каждом из стаканчиков.
С улицы Из парка (леса)
9. Вместе со взрослыми весной обследуйте ближайший парк или лес, чтобы узнать, какой мусор там накопился за зиму. Составь список выброшенных предметов, которые вы увидели.
Уберите мусор на каком-нибудь из участков леса или парка (например, на поляне, тропинке).
10. Почистив зубы, закрась квадратик. Утром закрашивай квадратик жёлтым карандашом, вечером — синим.
Понедельник |
|
Вторник |
|
Среда |
|
Четверг |
|
Пятница |
|
Суббота |
|
Воскресенье |
|
КАК, ОТКУДА И КУДА?
КАК ЖИВЁТ СЕМЬЯ?
2. С помощью взрослых запиши имена, отчества, фамилии членов своей семьи.
Наши уп
ПРОЕКТ «Моя СЕМЬЯ»
тографиях и подписях ние к близким семьи. |
|
На этих
страницах представьте фоторассказ о жизни своей семьи. Постарайтесь в
фовыразить своё отношек событиям в жизни
ОТКУДА В НАШ ДОМ приходит ВОДА И КУДА ОНА УХОДИТ?
Покажи стрелками путь воды от реки до... реки. Устно объясни, что изображено на схеме под номерами 1, 2, З. Что происходит в этих местах с водой?
Практическая работа «(Выполняем опыты с водой».
Опыт 1 . Моделируем загрязнение воды. Что делаем (выполняем действия и устно описываем их)
туш
Что наблюдаем
(рисуем)
Вывод (формулируем устно)
Опыт 2. Очищаем загрязнённую воду. Что делаем (выполняем действия и устно описываем их)
39 Х.
2) Нарисуйте предметы, которые вы использовали для ухода за животными живого уголка.
З) Продемонстрируйте классу освоенные вами приёмы ухода за животными.
4) Понаблюдайте и оцените работу других ребят.
З. В дополнительной литературе, Интернете найдите сведения о продолжительности жизни разных животных. Заполните таблицу.
Продолжительность жизни животных
ЗИМОЙ ПОМОЧЬ ПТИЦАМ?
Знаешь ли ты названия этих птиц? Соедини линиями рисунки и названия. Проверь себя по учебнику.
Синица
Свиристель
Снегирь
Поползень
Воробей
Определи птиц на этом рисунке. Раскрась их. Закрась кружки возле тех птиц, которые тебе доводилось видеть в природе.
Практическая работа <<Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц».
1) Рассмотрите схему-инструкцию. Продумайте свои действия и смастерите кормушку.
молоко
молоко молоко локо
2) Найдите на фотографии то, чем можно подкармливать птиц. Обведите зелёным карандашом. А чем нельзя? Обведите красным карандашом.
ОТКУДА В СНЕЖКАХ ГРЯЗЬ?
Практическая работа «Исследуем снежки и снеговую воду».
цель опытов: выяснить, содержится ли в снежках грязь.
Оборудование:
Опыт 1 . Получаем снеговую воду.
Что делаем (выполняем действия и устно описываем их)
11 12
10
Что наблюдаем
(рисуем)
Вывод (формулируем устно)
Опыт 2. Фильтруем снеговую воду.
Что делаем (выполняем действия и устно
описываем их)
Выполняя задания учебника, заполняй таблицу. В столбце ответ>> закрашивай кружок в тот цвет, который, на твой взгляд, соответствует правильному ответу. В столбце «Правильный ответ>> закрась кружки так, как показано на «Страничках для самопроверки>>. Сравни эти два столбца и заполни третий: если твой ответ правильный, ставь знак «+», если неправильныи —».
Посчитай и запиши число верных ответов: Соотнеси с таблицей в учебнике и раскрась соответствующий знак: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
И ОЦЕНИМ СВОИ
ДОСТИЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
К с. 11
κ c. 12
c. 13
Κ c. 16
К с. 43 учебника
К 47 учебника
К с. 64 учебника
К с. 48
к с. 50
вор
65
Задавайте вопросы! Что и кто? |
з |
Что такое Родина? |
4 |
Что мы знаем о народах России? |
5 |
Что мы знаем о Москве? |
7 |
Проект «Моя малая родина» |
8 |
Что у нас над головой? |
10 |
Что у нас под ногами? |
|
Что общего у разных растений? 12 |
|
Что растёт на подоконнике? 13 |
|
Что растёт на клумбе? 15 |
Что это за листья?16 Что такое хвоинки?19 Кто такие насекомые?22
Кто такие рыбы?24 Кто такие птицы?25 Кто такие звери?27
Что окружает нас дома?29 Что умеет компьютер?31
Что вокруг нас может быть опасным?32 На что похожа наша планета? 33
Как, откуда и куда?
Как живёт семья?35
Проект семья»36 Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?38
67
Откуда в наш дом приходит электричество? 40
Как путешествует письмо? |
42 |
текут реки? |
43 |
Откуда берутся снег и лёд? |
45 |
Как живут растения? |
48 |
Как живут животные? |
50 |
Как зимой помочь птицам? 52
Откуда берётся и куда девается мусор? 54
Откуда в снежках грязь?56
Проверим себя и оценим свои достижения 58
ПРИЛОЖЕНИЕ . 59
Учебное издание
Серия «Школа России»
Плешаков Андрей Анатольевич
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Рабочая тетрадь
1 класс
Пособие для учащихся общеобразовательных организаций
В двух частях
Часть 1
Центр развития начального образования Руководитель Центра М. К. Антошин
Заместитель руководителя О. А. Железникова
Руководитель издательского проекта «Школа России» З. Д. Назарова
Редакторы З. Д. Назарова, Н. В. Семёнова
Художественный редактор А. В. Башлыкова
Художники П. А. Жиличкин, С. Г. Бессонов, В. Д. Колганов,
О. И. Руновская, Р. В. Сурьянинов, Н. И. Ситников,
А. В. Башлыкова, В. В. Верженская, Е. В. Семёнов
Дизайн обложки Т. Н. Распоповой
Компьютерная вёрстка Н. В. Семёновой Технический редактор Н. Н. Бажанова
Корректор О. Н. Леонова
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000.
Изд. лиц. Серия ИД N2 05824 от 12.09.01. Подписано в печать 17.04.13.
Формат 84 >< 108 Ив. Бумага офсетная. Гарнитура PragmaticaC. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 4,30. Доп. тираж 1 10 ООО экз. Заказ ГЧ2 1847.
Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение». 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.
Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» филиал «Чеховский Печатный Двор» 142300, Московская область, г. Чехов. ул. Полиграфистов, д. 1 Сайт: MAM.chpd.ru, E-mail: sales@chpk.ru, 8(495)988-63-87
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.