Окружающий мир
Оценка 5

Окружающий мир

Оценка 5
docx
15.01.2021
Окружающий мир
окружающий мир.docx

Тема. Великий круговорот в жизни..

Цель урока: познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле, с его основными звеньями («организмы-производители», «организмы–потребители» и «организмы-разрушители»).

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Планируемые  результаты:

предметные

метапредметные

личностные

учащиеся научатся различать звенья круговорота жизни на Земле; понимают суть понятия пищевые цепочки, круговорот веществ; умеют устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, природой и человеком.

·         Умения схематично представлять процесс, обозначив исходное и конечное состояние; (ПУУД)

·         Строить речевые высказывания в устной форме; (ПУУД)

·         Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; (ПУУД)

·         Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; (РУУД)

·         Формулировать собственное мнение и позицию. (КУУД)

·         Понимание многообразия человеческих состояний, переживаний, эмоций и установка на внимательное отношение к другим людям и их состояниям.

Оборудование: слайдовая презентация, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

Структурные

компоненты  урока

Действия учителя по организации деятельности учащихся и формулировка заданий

Планируемые  результаты

Способы  проверки и критерии оценивания результатов

 

предметные

метапредметные

название

время

 

Организационный этап. Мотивация.

1 минута

Здравствуйте, ребята!

На меня все посмотрели

Тихо девочки за парту сели

Тихо мальчики за парту сели

А теперь, проверь дружок

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Теперь давайте начинать.

 

 

Фронтально.

 

Актуализация   опорных       знаний

5 минуты

Сегодня на уроке мы будем открывать новые знания. Давайте вспомним этапы такого урока, составим план работы.

Восстановите, пожалуйста,  последовательность работы из перемешанных условных знаков, назовите ее.

1)     Вспоминаем то, что знаем.

2)     Определяем основной вопрос урока (учебную задачу), сталкиваясь с проблемой.

3)     Решаем проблему, открываем новые знания.

4)     Применяем новые знания на практике (закрепление), оцениваем результат.

На какие 2 группы делится природа? (Живая, неживая).

Что относится к неживой природе?  (Вода, воздух, солнце, камни, почва…)

Назовите признаки живой природы. (Рождение, питание, дыхание, рост, размножение)

На какие царства (классы) можно разделить живую природу? (Растения, животные, грибы, бактерии)

Почему грибы выделены в отдельное царство?  (Они не производят органические вещества, как растения; в отличие от животных они не заглатывают пищу, а всасывают ее.)

Индивидуальные задания на выбор по уровню сложности.  (Прогностическая оценка)

Необходимый уровень 1 (красная карточка) «Наведи порядок!»

Составь схемы цепей питания. Впиши в нужном порядке, поставь стрелки:

1)     Волк, дуб, кабан

 


2)     Сосна, дятел, жук-короед

Необходимый уровень 2 (голубая карточка) «Третий не лишний».

Составьте цепочку питания (вставь недостающее звено)

1)     Дуб  -                             - сова

 


2)     Осина  -                                - волк

 


3)                                 - улитка – лягушка

 


4)     Рожь – мышь -                              - коршун

 

Повышенный уровень (зеленая карточка) «Лови ошибку!»

Какие цепи питания составлены с ошибкой? (выбери неправильные)

 1) волк – заяц – осина

 2) тимофеевка – мышь – лиса

 3) трава – зебра – лев

 4) ель – клёст – белка

 

Оцените свою работу. Какие были затруднения?

Какой пункт плана мы сейчас выполняли?

Кто может дать ответ на вопросы, поставленные в ролике? (Нужна ли была сова? Почему стал погибать клевер?)  Могут ли животные и растения жить друг без друга?

Как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?  (О взаимосвязях в природе, о связи природы и человека). Тема урока «Великий круговорот жизни».(СЛАЙД)

Любой представитель живой природы выполняет на Земле определенную роль. И в зависимости от того, какую работу эти представители выполняют, делятся на звенья (группы), имеющие свои названия. Знаете ли вы, как называются эти звенья?

Какую учебную задачу поставим перед собой на уроке?  (Узнать, как работает великий круговорот жизни; как называются звенья круговорота веществ на Земле.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строить речевые высказывания в устной форме; (ПУУД)

 

 

Фронтально.

 

Открытие нового знания

5 минут

Фронтальная работа.

А как вы можете узнать, как называются такие звенья? (Из учебника, из интернета, из энциклопедии,  из объяснений учителя…)

Давайте сначала определимся, что же такое великий круговорот жизни. С каким круговоротом  вы уже знакомы?  До этого мы с вами составляли пищевые цепочки, состоящие из растений и животных. А причем здесь великий круговорот? Значит, цепи эти должны быть замкнуты? (СЛАЙД) (Чтение текста в учебнике на с. 118)

Отходы жизнедеятельности одних организмов употребляются другими. Из чего состоят все тела? (Из веществ) Все вещества находятся в круговороте. Их последовательные превращения образуют замкнутые цепи. В конце каждой такой цепи вновь восстанавливается вещество, с которой эта цепь начиналась.

Групповая работа.

Открывать новые знания (узнавать, как называются звенья круговорота веществ) вы будете по группам. Для чего мы работаем в группах?  (Повторить правила работы).

Чтение текста (раздаточный материал), заполнение таблиц (групповая работа).

 

Название звена (профессия живых организмов)

Кто выполняет работу

Какую работу выполняют

 

 

 

 

 

 

 

1 колонка (2 группы) «О тех, кто всех кормит»

2 колонка (2 группы) «О тех, кто всех поедает»

3 колонка (2 группы) «О тех, кто все убирает»

Отчеты групп. Промежуточный итог. Самооценивание.

Основу круговорота жизни составляют три вида организмов.

Организмы – производители («кормильцы») – это растения. В зеленых клетках растений происходит фотосинтез. Они выделяют кислород. Только растения способны производить питательные вещества, превращая неорганические вещества в органические (сахар, крахмал).

Организмы – потребители («едоки») – это животные. Они потребляют органические вещества, произведенные растениями. А также поедая других животных.

Организмы – разрушители («мусорщики») – разрушают мертвые остатки растений и животных. Это черви, грибы, бактерии, слизни. Благодаря им остатки перегнивают, затем перегной разлагается с образованием необходимых растениям солей (неорганических веществ).

Представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимы. (СЛАЙД) Начало заполнения кластера (схемы) из слов: солнце, вода, почва, углекислый газ, кислород, производители, потребители, разрушители, органические вещества (сахар, крахмал), неорганические вещества (соли, минералы), перегной, растения, животные, черви, слизни, грибы, бактерии.

Если я называю производителя – вы присаживаетесь. Если потребителя – вы подпрыгиваете. Если разрушителя  - вы делаете змейку руками.

Василек, воробей,  мышь, тигр, червь, ель, белка, бактерии, брусника, мухомор, тополь, одуванчик, беззубка, сосна, клевер, трутовик.

Вернемся к видеофрагменту, просмотренному вначале урока. Какую ошибку совершил дед?

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение различать у себя напряженную и расслабленную мимику лица.

 

 

 

 

 

 

 

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; (РУУД)

 

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; (ПУУД)

 

 

Фронтально.

 

Физминутка

 

У оленя дом большой.

Он глядит в своё окно.

Заяц по лесу бежит

В дверь к нему стучится.

- Тук-тук дверь открой-

Там в лесу охотник злой!!!

- Заяц, заяц, забегай

Лапу мне давай!

 

 

 

 

Первичное закрепление (применяем новые знания)

30 минут

Просмотр 2-й части фильма. https://www.youtube.com/watch?v=AE2UDQXU57A Обсуждение.

Какого звена не хватает в мультфильме? Что бы вы добавили?  (Не хватает разрушителей.)

 

А к какому звену мы отнесем человека? (К потребителям.)

Человеческий организм содержит в себе многие элементы земли: калий, магний, фосфор, железо и даже золото. И в то же время он имеет разум и душу. Поэтому двойственная природа ставит человека в исключительное положение. С одной стороны он организм- потребитель в круговороте жизни, он рождается, питается, тело его растет, старится, умирает, превращаясь в прах, - так же как и другие организмы- потребители. Но с другой стороны, человек обладая разумом и душей,  старается принести пользу окружающему миру, создает новое, изобретает, совершает поступки, которые на долгие времена остаются в памяти потомков. Человек – созидатель.(СЛАЙД)

 

Но у нас получился не замкнутый круг. Чего-то в нем не хватает.

Какова же роль неживой природы в круговороте веществ?

Солнце, воздух, вода, почва - какую работу они выполняют? (СЛАЙД)

Солнечный свет, углекислый газ, вода, растворенные в ней минеральные соли необходимы растению, чтобы создавать сахар и крахмал для своего питания и питания животных.

Солнце дает всем энергию.

Без воды и воздуха невозможна жизнь.

Огромную роль в круговороте веществ играет почва. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли и минеральные вещества.  Их используют другие растения, а растениями питаются животные.  Так замыкается круг.

Вот так вещества и «путешествуют» в природе.  И круг этот разорвётся, если исчезнет почва. В почве соединяется живая и неживая природа. Давайте посмотрим, как на схеме будет выглядеть этот круговорот.(Окончательный вариант – СЛАЙД)

Минеральные вещества поступают к растениям, от них – к животным, от них – к грибам и микроорганизмам и затем возвращаются в почву, где они снова становятся доступными для растений Т.о., одни и те же частицы вещества используются разными существами много раз. Они передаются по кругу, но не пропадают, а только видоизменяются, входя в состав тел разных организмов.

Итак, все живые организмы и почва (а также объекты неживой природы) – участники единого круговорота веществ на нашей планете.

Что же надо делать для того, чтобы не нарушился круговорот жизни?

 (Необходимо соблюдать правила поведения в природе.  Надо беречь и охранять природу, сажать деревья, заботиться о животных). В природе поддерживается порядок, частью которого является и хозяйство человека. Люди могут жить долго, если в окружающей природе душный воздух, выходящий из квартиры, превращается в свежий, грязная вода – в чистую,  а отходы – в продукты питания. (Каким образом?) Благодаря круговороту веществ.

Природа радует нас своей красотой. Так давайте же будем природе другом!

Задания по вариантам (на листовках)

Представьте, что на Земле исчезло какое – нибудь из звеньев круговорота веществ? Что произойдет?

 Растения (Не станет пищи, кислорода)

Травоядные животные (Растений станет много, они не смогут расти, исчезнут хищники)

Хищные животные (Травоядные съедят все растения)

Грибы и бактерии (Некому будет разрушать тела умерших, начнутся эпидемии)

Почва (Не сможет образовываться перегной, а из перегноя соли и минералы, которыми питаются

растения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание правил культурного и безопасного поведения;

 

 

 

 

 

 

 

 

Строить речевые высказывания в устной форме; (ПУУД)

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; (РУУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понимание многообразия человеческих состояний, переживаний, эмоций и установка на внимательное отношение к другим людям и их состояниям. (ЛУУД)

Взаимопроверка.

Итог урока.

Рефлексия.

5 минуты

Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд.

    Слайд № 15, слайд № 16, слайд № 17

    Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (БЕРЕГИ!)

    К чему оно призывает? (слайд №18)

    Берегите природу, а это -  животные, растения, воздух, вода, почва…

Домашнее задание

   Обязательная часть: тетрадь с.66, №1,2, 4,5.

По выбору: 1) Найти интересные факты о грибах,

                     2) Придумать хитрые вопросы по теме,

                     3) Подготовить сообщение об одном из необычных грибов Красной книги.

 

 

Фронтально.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема. Великий круговорот в жизни

Тема. Великий круговорот в жизни

Сегодня на уроке мы будем открывать новые знания

Сегодня на уроке мы будем открывать новые знания

Составьте цепочку питания (вставь недостающее звено) 1)

Составьте цепочку питания (вставь недостающее звено) 1)

Знаете ли вы, как называются эти звенья?

Знаете ли вы, как называются эти звенья?

О тех, кто всех кормит» 2 колонка (2 группы) «О тех, кто всех поедает» 3 колонка (2 группы) «О тех, кто все убирает»

О тех, кто всех кормит» 2 колонка (2 группы) «О тех, кто всех поедает» 3 колонка (2 группы) «О тех, кто все убирает»

Если я называю производителя – вы присаживаетесь

Если я называю производителя – вы присаживаетесь

Человек – созидатель.( СЛАЙД)

Человек – созидатель.( СЛАЙД)

Итак, все живые организмы и почва (а также объекты неживой природы) – участники единого круговорота веществ на нашей планете

Итак, все живые организмы и почва (а также объекты неживой природы) – участники единого круговорота веществ на нашей планете

Итог урока. Рефлексия. 5 минуты

Итог урока. Рефлексия. 5 минуты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2021