РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(наименование учебного предмета/курса)
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(уровень, ступень образования)
ОДИН ГОД
(срок реализации программы)
Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: окружающий мир, автор А.А.Плешаков
Оха
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Данная программа адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ №5, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по окружающему миру А.А. Плешакова с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по окружающему миру». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю из расчета 34 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
Изменений, внесённых в авторскую программу А.А. Плешакова нет.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Формы организации образовательного процесса:
Уроки в классе
Уроки в природе
Экскурсии
Практикумы
Домашние задания
Методы:
Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)
Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).
Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).
Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).
Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).
Технологии обучения:
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
Развитие общеучебных умений
ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
- обобщающие уроки по теме и разделу,
- практические работы,
- проверочные работы,
- тесты.
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
Программа реализуется в адресованном учащимся 2 классов комплекте: «Мир вокруг нас», автор А. А. Плешаков.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
Ø идея многообразия мира;
Ø идея целостности мира;
Ø идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
· распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
· моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
· эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
||
Проекты |
Практические работы |
Экскурсии |
|||
1 |
Где мы живем |
4 |
1 |
- |
- |
1.1 |
Родная страна |
2 |
1 |
- |
- |
1.2 |
Природа и рукотворный мир |
1 |
- |
- |
- |
1.3 |
Проверим и оценим свои достижения по разделу |
1 |
- |
- |
- |
2 |
Природа |
20 |
1 |
5 |
1 |
2.1 |
Природа |
2 |
- |
1 |
- |
2.2 |
Погода |
1 |
- |
- |
- |
2.3 |
В гости к осени |
2 |
- |
- |
1 |
2.4 |
Небо, земля, воздух, вода |
4 |
- |
1 |
- |
2.5 |
Растения и животные |
10 |
1 |
3 |
- |
2.6 |
Проверим и оценим свои достижения по разделу |
1 |
- |
- |
- |
3 |
Жизнь города и села |
10 |
1 |
2 |
1 |
3.1 |
Экономика |
1 |
- |
- |
- |
3.2 |
Что из чего сделано |
2 |
- |
1 |
- |
3.3 |
Транспорт |
1 |
- |
1 |
- |
3.4 |
Культура и образование |
2 |
1 |
- |
- |
3.5 |
В гости к весне |
2 |
- |
- |
1 |
3.6 |
Проверим и оценим свои достижения по разделу |
1 |
- |
- |
- |
3.7 |
Защита проектов |
1 |
- |
- |
- |
4 |
Здоровье и безопасность |
9 |
- |
3 |
- |
4.1 |
Здоровье |
2 |
- |
1 |
- |
4.2 |
Безопасность |
6 |
- |
2 |
- |
4.3 |
Проверим и оценим свои достижения по разделу |
1 |
- |
- |
- |
5 |
Общение |
7 |
1 |
1 |
- |
5.1 |
Семья |
2 |
1 |
- |
- |
5.2 |
Правила поведения в обществе |
4 |
- |
1 |
- |
5.4 |
Проверим и оценим свои достижения по разделу |
|
|
|
|
6 |
Путешествия |
18 |
2 |
4 |
1 |
6.1 |
Поверхность Земли |
5 |
- |
2 |
- |
6.2 |
В гости к весне |
2 |
- |
- |
1 |
6.3 |
Города России |
5 |
1 |
1 |
- |
6.4 |
Путешествие по планете и материкам |
3 |
1 |
1 |
- |
6.5 |
Скоро лето |
1 |
- |
- |
- |
6.6 |
Проверим и оценим свои достижения по разделу |
1 |
- |
- |
- |
6.7 |
Защита проектов |
1 |
- |
- |
- |
|
Итого |
68 час |
6 |
15 |
3 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (68 ч.)
1. ГДЕ МЫ ЖИВЁМ
1.1 – 1.4
Родная страна: имя родной страны. Символы Российской Федерации. Государственный язык.
Город и село: характерные особенности городских и сельских поселений. Наш город (село). Природа и рукотворный мир: объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.
Наш адрес в мире (до 2011 г.): Вселенная, Звёзды и планеты. Разнообразие городов и сёл России.
2. ПРИРОДА
2.1 – 2.20
Неживая и живая природа: признаки живых существ. Связи между неживой и живой природой.
Явления природы: явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Термометр.
Что такое погода: погодные явления. Условные метеорологические знаки. Предсказания погоды.
В гости к осени: осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь.
Звездное небо: созвездия. Зодиак.
Заглянем в кладовые земли: горные породы и минералы. Гранит и его состав.
Про воздух и про воду: значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение и охрана воздуха. Вода. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение и охрана воды.
Какие бывают растения: многообразие растений. Эстетическое воздействие растений на человека.
Какие бывают животные: многообразие животных. Зависимость строения животных от их образа жизни.
Невидимые нити: связи в природе, между природой и человеком. Сохранение невидимых нитей.
Дикорастущие и культурные растения: разнообразие культурных растений.
Дикие и домашние животные: разнообразие домашних животных. Значение для человека диких и домашних животных.
Комнатные растения: роль комнатных растений в жизни человека. Уход за комнатными растениями.
Животные живого уголка: особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных для физического и психологического здоровья человека.
Про кошек и собак: роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Красная книга: необходимость создания Красной книги.
3. ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА
3.1 – 3.10
Что такое экономика: экономика и её составные части. Связи между составными частями экономики. Деньги.
Из чего что сделано: использование природных материалов для изготовления предметов. Уважение к труду людей.
Как построить дом: представление о технологии строительства домов. Строительные машины и материалы.
Какой бывает: виды транспорта. История развития транспорта.
Культура и образование: транспорт учреждения культуры, их роль в жизни человека и общества.
В гости к зиме: зимние явления в живой и неживой природе.
4. ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
4.1 – 4.9
Строение тела человека: внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важных органов и их работа.
Если хочешь быть здоров: режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи.
Берегись автомобиля: правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Домашние опасности: правила безопасного поведения в быту.
Пожар: правила противопожарной безопасности.
На воде и в лесу: правила безопасности на воде и в лесу.
Опасные незнакомцы: опасные ситуации, действия при опасности.
5. ОБЩЕНИЕ
5.1 – 5.7
Наша дружная семья: нравственные аспекты взаимоотношения в семье.
В школе: классный и школьный коллектив. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы.
Правила вежливости: правила этикета в общении. Правила поведения в общественном месте. Ты и твои друзья: правила поведения в гостях.
Мы – зрители и пассажиры: правила поведения в транспорте.
6. ПУТЕШЕСТВИЯ
6.1 – 6.18
Посмотри вокруг: горизонт. Линия, стороны горизонта. Форма Земли.
Ориентирование на местности: ориентиры и ориентирование. Компас.
Формы земной поверхности: равнины и горы. Холмы и овраги. Водные богатства: части реки. Водные богатства родного края.
В гости к весне: весенние явления в живой и неживой природе.
Россия на карте: изображение территории России на карте. Настенная карта, правила показа объектов.
Путешествие по Москве: история основания города – столицы России. Герб Москвы. Достопримечательности столицы.
Московский Кремль: символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади.
Город на Неве: Санкт – Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники.
Путешествие по Оке (до 2012 г.): старинные русские города.
Путешествие по планете: карта мира. Океаны и материки. Части света.
Страны мира: физические и политические карты. Знакомства с некоторыми странами. Впереди лето: летние явления в живой и неживой природе. Разнообразие растений и животных.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
Практические работы:
№ 1 «Измерение температуры воздуха, воды и тела человека»
№ 2 «Звездное небо»
№ 3 «Нивидимые нити»
№ 4 «Уход за комнатными растениями»
№ 5 «Предметы ухода за животными в зависимости от их назначения»
№ 6 «Из чего что сделано»
№ 7 «Какой бывает транспорт»
№ 8 «Строение тела человека»
№ 9 «Освоение правил безопасности пешехода»
№ 10 «Правила поведения при пожаре»
№ 11 «В школе»
№ 12 «Ориентирование по компасу»
№ 13 «Водные пространства»
№ 14 «Россия на карте»
№ 15 «Путешествие по планете»
Проекты:
№ 1 «Родной город »
№ 2 «Красная книга, или Возьмём под защиту»
№ 3 «Профессии».
№ 4 «Родословная»
№ 5 «Города России»
№ 6 «Страны мира»
Экскурсии:
№ 1 «В гости к осени»
№ 2 «В гости к зиме»:
№ 3 «В гости к весне»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
· Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
· Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
· Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
· Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
· Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
· Слушать и понимать речь других.
· Выразительно читать и пересказывать текст.
· Вступать в беседу на уроке и в жизни.
· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
· связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
· наблюдать за погодой и описывать её;
· уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
· пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
· различать изученные группы растений и животных;
· приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
· оценивать правильность поведения людей в природе;
· уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.
Недочеты:
- преобладание при описание объекта несущественных признаков;
- неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточность при нахождении объекта на карте.
«5» - отсутствие ошибок, не более одного недочета, логичность и полнота изложения
«4» - 2-3 ошибки или 4-6 недочетов; незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала
«3» - не более 4-6 ошибок или 10 недочетов; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов; отдельные нарушения логики, неполнота раскрытия вопроса
«2» - более 6 ошибок или 10 недочетов; более 5 ошибок или 8 недочетов; нарушение логики, неполнота раскрытия материала, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность ее основных положений.
Тест.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
«5» - верно выполнено более ¾ заданий
«4» - верно выполнено ¾ заданий
«3» - верно выполнено ½ заданий
«2» - верно выполнено менее ½ заданий
Особенности организации контроля по «Окружающему миру»
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связана с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение и опыт, вести самостоятельно практическую работу.
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
1 Учебник «Окружающий мир», 2 класс. Автор А.А. Плешеков. Изд. М. :«Просвещение»
2 Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова для 2 класса Изд. М. «Просвещение»
Для учителя:
1. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 2 класс, автор Т.Н. Максимова.-
М.: ВАКО, 2012 г.
2. Тесты по предмету «Окружающий мир» в 2-х частях, 2 класс.
Автор Е.М. Тихомирова. Изд.»ЭКЗАМЕН», 2012 г.
3. Тировые тестовые задания, 2 класс ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ, автор О.Н. Крылова.
Изд. «ЭКЗАМЕН», 2011 г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация
ЭОР-электронные образовательные ресурсы
ФХ-фонохрестоматия
ИД-интерактивная доска
№ п/п |
Содержание (раздел, тема урока) |
Кол-во часов |
Сроки проведения |
Наглядно-техническое оснащение урока |
Примечание |
|
план |
факт |
|||||
Где мы живём (4 часа) |
||||||
1 |
Родная страна. Россия. Государственные символы. |
1 |
05.09 |
|
|
02.09 день знаний |
2 |
Город и село. Проект № 1 «Родной город». |
1 |
09.09 |
|
|
|
3 |
Природа и рукотворный мир. |
1 |
12.09 |
|
|
|
4 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». |
1 |
16.09 |
|
|
|
Природа (20 часов) |
||||||
5 |
Неживая и живая природа. Признаки и связи живой и неживой природы. |
1 |
19.09 |
|
|
|
6 |
Явления природы. Термометр. Практическая работа № 1 |
1 |
23.09 |
|
|
|
7 |
Что такое погода. Условные метеорологические знаки. |
1 |
26.09 |
|
|
|
8 |
В гости к осени. Экскурсия № 1 |
1 |
30.09 |
|
|
|
9 |
В гости к осени. Взаимосвязь явлений в живой и неживой природе. |
1 |
03.10 |
|
|
|
10 |
Звёздное небо. Созвездия. Зодиак. Практическая работа « 2 |
1 |
07.10 |
|
|
|
11 |
Заглянем в кладовые Земли. |
1 |
10.10 |
|
|
|
12 13 |
Про воздух и про воду. Значение воздуха и воды для растений, животных и человека. |
2 |
14.10 17.10 |
|
|
|
14 |
Какие бывают растения. Многообразие растений. |
1 |
21.10 |
|
|
|
15 |
Какие бывают животные. Многообразие животных. |
1 |
24.10 |
|
|
|
16 |
Невидимые нити. Связи в природе, между природой и животными. Практическая работа № 3 |
1 |
28.10 |
|
|
|
17 |
Дикорастущие и культурные растения. Разнообразие растений. |
1 |
31.10 |
|
|
Каникулы с 01.11 по 07.11 |
18 |
Дикие и домашние животные. Сходство и различие. Разнообразие животных. |
1 |
11.11 |
|
|
|
19 |
Комнатные растения. Их роль в жизни человека. Практическая работа № 4 |
1 |
14.11 |
|
|
|
20 |
Животные живого уголка. Практическая работа № 5 |
1 |
18.11 |
|
|
|
21 |
Про кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. |
1 |
21.11 |
|
|
|
22 |
Красная книга. Необходимость создания Красной книги. |
1 |
25.11 |
|
|
|
23 |
Будь природе другом! Проект № 2 «Красная книга, или Возьмём под защиту» |
1 |
28.11 |
|
|
|
24 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» |
1 |
02.12 |
|
|
|
Жизнь города и села (10 часов) |
||||||
25 |
Что такое экономика. Составные части экономики. Деньги. |
1 |
05.12 |
|
|
|
26 |
Из чего что сделано. Использование природных материалов для изготовления предметов. Практическая работа № 6 |
1 |
09.12 |
|
|
|
27 |
Как построить дом. Строительные машины и материалы. |
1 |
12.12 |
|
|
|
28 |
Какой бывает транспорт. Виды транспорта. Практическая работа № 7 |
1 |
16.12 |
|
|
|
29 |
Культура и образование. Учреждения культуры и образования. |
1 |
19.12 |
|
|
|
30 |
Все профессии важны. Разнообразие профессий, их роль в жизни людей. Проект № 3 «Профессии» |
1 |
23.12 |
|
|
|
31 |
В гости к зиме. Экскурсия № 2 |
1 |
26.12 |
|
|
Каникулы с 29.12 по 12.01 |
32 |
В гости к зиме. Зимние явления в живой и неживой природе. |
1 |
13.01 |
|
|
|
33 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». |
1 |
16.01 |
|
|
|
34 |
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». |
1 |
20.01 |
|
|
|
Здоровье и безопасность (9 часов) |
||||||
35 |
Строение тела человека. Внешнее и внутреннее строение человека. Практическая работа № 8 |
1 |
23.01 |
|
|
|
36 |
Если хочешь быть здоров. Режим дня, режим питания. |
1 |
27.01 |
|
|
|
37 |
Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. |
1 |
30.01 |
|
|
|
38 |
Школа пешехода. Практическая работа № 9 |
1 |
03.02 |
|
|
|
39 |
Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту. |
1 |
06.02 |
|
|
|
40 |
Пожар. Правила противопожарной безопасности. Практическая работа № 10 |
1 |
10.02 |
|
|
|
41 |
На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде и в лесу. |
1 |
13.02 |
|
|
|
42 |
Опасные незнакомцы. Опасные ситуации. Действия в ситуациях. |
1 |
17.02 |
|
|
|
43 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». |
1 |
20.02 |
|
|
|
Общение (7 часов) |
||||||
44 |
Наша дружная семья. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. |
1 |
24.02 |
|
|
|
45 |
Проект № 4 «Родословная» |
1 |
27.02 |
|
|
|
46 |
В школе. Классный и школьный коллектив. Этика общения. Практическая работа № 11 |
1 |
03.03 |
|
|
|
47 |
Правила вежливости. Правила этикета в общении. |
1 |
06.03 |
|
|
|
48 |
Ты и твои друзья. Правила поведения в гостях. |
1 |
13.0317.03 |
|
|
10.03 праздничный день |
49 |
Мы – зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах. |
1 |
20.03 |
|
|
|
50 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». |
1 |
31.03 |
|
|
Каникулы с 21.03 по 30.03 |
Путешествия (18 часов) |
||||||
51 |
Посмотри вокруг. Горизонт. Линия и стороны горизонта. |
1 |
03.04 |
|
|
|
52 53 |
Ориентирование на местности. Практическая работа № 12 |
2 |
07.04 10.04 |
|
|
|
54 |
Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. |
1 |
14.04 |
|
|
|
55 |
Водные богатства. Водные богатства нашей планеты. Практическая работа № 13 |
1 |
17.04 |
|
|
|
56 |
В гости к весне. Экскурсия № 3 |
1 |
21.04 |
|
|
|
57 |
В гости к весне. Весенние явления в неживой и живой природе. |
1 |
24.04 |
|
|
|
58 |
Россия на карте. Изображение территорий на карте. Как читать карту. Практическая работа № 14 |
1 |
28.04 |
|
|
01.05 праздничный день |
59 |
Проект № 5 «Города России» |
1 |
05.05 |
|
|
|
60 |
Путешествие по Москве. История основания города. Достопримечательности. |
1 |
08.05 |
|
|
|
61 |
Московский Кремль. Достопримечательности Кремля и Красной площади |
1 |
12.05 |
|
|
|
62 |
Город на Неве. Санкт – Петербург. Архитектурные памятники. |
1 |
15.05 |
|
|
|
63 |
Путешествие по планете. Старинные русские города. Практическая работа № 15 |
1 |
19.05 |
|
|
|
64 |
Путешествие по материкам. Карта мира. Океаны и материки. |
1 |
22.05 |
|
|
|
65 |
Страны мира. Проект №6 «Страны мира» |
1 |
26.05 |
|
|
|
66 |
Впереди лето. Летние явления в неживой и живой природе. |
1 |
29.05 |
|
|
|
67 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». |
1 |
|
|
|
|
68 |
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». |
1 |
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.