Тема урока |
Полезные ископаемые |
Предмет |
Окружающий мир |
Класс |
3 |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
УМК |
«Школа России» Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. – М.: Просвещение, 2012 г. |
Цель урока |
создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, некоторыми свойствами; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученных информаций; развитию интереса к предмету «окружающий мир» |
Задачи урока |
познакомить учащихся с понятием «полезные ископаемые», с их свойствами ; дать представление о разнообразии полезных ископаемых и способах их добычи; рассказать о практическом применении полезных ископаемых; формировать бережное отношение к полезным ископаемым. |
Формируемые УУД |
Предметные - работать с содержанием текста учебника; - рассказывать о полезных ископаемых и их применении; - определять свойства полезного ископаемого; - проводить исследование и оформлять результаты в устной и письменной форме; Метапредметные Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; развитие умения выделять главное и анализировать, самостоятельно предполагать, проводить аналогии между изучаемой темой и собственным опытом (под руководством учителя); раскрывать понятия «полезные ископаемые», «геолог» использовать их в активном словаре; Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания; - выполнять корректировку учебного задания; - осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре и в группе учебного задания; - согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение; - адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания. Личностные УУД -проявлять интерес к изучению темы; -осознавать успешность при изучении темы -формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых.. |
Методы обучения |
1. Словесный. 2. ИКТ: мультимедийная презентация. 3. Наглядно-демонстрационный. 4. Практический. 5.Частично-поисковый. |
Формы работы |
1. Коллективная.2. Индивидуальная.3. Групповая. |
Необходимое оборудование и материалы |
Оборудование: доска, компьютер, презентация ,инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал), образцы полезных ископаемых: песок, глина, известняк. |
Сценарий урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||
1. 1.Организационный момент |
-Сегодня вы мои ученики. Меня зовут Елена Вячеславовна. Придумано кем-то, просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» - Доброе утро солнцу и птицам! -Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. - Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. |
Приветствуют учителя и гостей
Самоопределение |
Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности
Р.: мобилизация сил и энергии.
|
|||
1. 2. Актуализация знаний
|
Мы с вами очень богатые люди. Подумайте, какими богатствами обладает человек?(Ответы детей) - Мы с вами сейчас на уроке окружающего мира. Какое богатство связано с этим предметом? Посмотрите на экран. -Давайте вспомним,как и какими природными богатствами пользуется человек в хозяйственной деятельности.
-На сколько вы оказались правы, когда перечисляли природные богатства. |
-Отвечают: здоровье, семья, друзья, природа, знания. -Учащиеся перечисляют природные богатства. -Человек использует природные богатства в хозяйственной деятельности |
К:выслушивают разные точки зрения
Р: применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач. |
|||
2. 3.Формулировка темы и задач урока
|
Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых природных богатствах более подробно, а о каких, вы сейчас узнаете. -- Посмотрите что у меня в руках? - Что хранят в сундучках? - Как вы понимаете значение слова? -У вас на столах лежат словари Ожегова, откройте их и найдите значение слова клад.
-Где обычно прячут клад? - Клад, который я принесла, тоже был спрятан в земле. Отгадайте загадки и узнаете,что в сундучке.
Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (Мел) Это
топливо, сырьё
- Следующая загадка. На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички (газ)
-Как вы думаете,о каких природных богатствах пойдет речь на нашем уроке? -А где же спрятаны эти природные богатства? -И как люди их добывают, извлекают? И самое главное зачем? Есть ли от них польза для человека? Итак ,ребята, все природные богатства ученые называют ископаемые? -Какова тема нашего урока? Правильно это полезные ископаемые. -Сегодня у вас будет много интересной и полезной информации. -И для того, чтобы лучше запомнить материал нашего урока, я предлагая вам составить интеллект-карту, для ее заполнения вы можете использовать цветные карандаши, фломастеры. -И так сформируем цель нашего урока. Цель: познакомится с полезными ископаемыми. (Задачи) -А зачем нам нужно изучать полезные ископаемые?
-А какие задачи поставим для достижения этой цели?А зачем с ними познакомимся? Задачи: · Научиться определять свойства полезных ископаемых; · Узнать месторождения полезных ископаемых; · Узнать о способах добычи; · Узнать, как использует полезные ископаемые человек (если затрудняются, да-нет)
Слайд( с целями и задачами)
- Итак, приступаем к решению первой задачи. -По каким признакам или свойствам мы будем различать полезные ископаемые?(показать муляж нефть и мел) -Итак ,ребята, они отличаются, по цвету и состоянию. -Молодцы, правильно. Давайте это запишем в нашу интеллект карту. -А сейчас, ребята, я предлагаю проявить вам смекалку и отгадать профессию, которая тесно связана с темой нашего урока.Слайд(ребус) Отгадывают. - А кто такой геолог? Давайте снова обратимся к нашему помощнику? (открывают словари) Геолог(на доску)
|
- Сундук -Клад Предполагают Клад — зарытые, спрятанные где- нибудь ценности. (Ожегов) - В земле
- Мел
(Нефть)
(газ)
-Полезные ископаемые.
-Выкапывают (копают) из земли. -да -да -« Полезные ископаемые» Познакомиться с полезными ископаемыми (Если нет ответа, то подводим к теме урока, узнать как называется группа прир.богат., если есть ответ, то РАБОТА ИДЕТ ПО ПЛАНУ)
-Полезные ископаемые.
-Узнать, из чего состоят, откуда берутся, кто это делает? Их свойства, где они используются. - варианты ответов
Что бы не путать, различать их свойства, как добываются
- слайд №
- Научиться определять свойства полезных ископаемых. - Да, Нет.(Проблемная ситуация)
-твердые, жидкие, газообразные |
Р: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Р: умение работать с различными источниками информации (словарь)
К.: умение слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос
К., умение с достаточной полнотой выражать мысли словами, давать полные ответы.
Р: формулировать тему урока, учебную задачу.
П: развитие умения выделять главное и анализировать
Р.:, планирование, целеполагание;
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач.
П: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера.
Р: умение работать с различными источниками информации (словарь |
|||
4. Изучение нового материала |
|
|
|
|||
Физкульт. минутка |
Вы очень хорошо и ответственно потрудились. Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв и проведем физкульт.минутку. ФИЗМИНУТКА. Мы геологами станем -Да -Да Слайд с изображением геолога.
|
Выполняют действия |
К: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
|
|||
6. Работа по теме урока (применение полученных знаний)
Работа в группе
Защита работы.
. |
- А теперь я предлагаю вам приобрести навыки профессии геолог? - Я предлагаю вам провести исследовательскую работу,по изучению свойств некоторых полезных ископаемых.(Ваша первая группа, ваша вторая группа, ваша третья группа) -Давайте вспомним правила работы в группах (Слайд)(посмотрим на экран и прочитаем правила) - Геологи изучают новые полезные ископаемые, и для того чтобы сохранить жизнь себе и не причинить вред окружающим,они строго соблюдают правила безопасности. Слайд(читаем) -Перед тем как вы приступите к работе, давайте вспомним, как нужно работать с раздаточным материалом. -Каждый геолог должен уметь описать свойства изучаемого полезного ископаемого. Изучите природные ископаемые по двум признакам: цвет и состояние. Каждая команда получает задание.
-На выполнение вам даю одну минуту. (Поработали) -Кто из вашей команды представит результаты вашей работы? (Представляет, зачитывает, после каждого надо спросить согласны или нет? -Молодцы, вторая команда представляет работу. (Представляет, зачитывает, после каждого надо спросить согласны или нет?- -И вы молодцы, а теперь третья группа представит свою работу. (Представляет, зачитывает, после каждого надо спросить согласны или нет?- Все вы очень хорошо работаете. -Мы справились с первой задачей. Переходим ко второй задаче.
-Ребята, мы знакомимся с новым термином. Посмотрите на состав слова, и скажите какое значение имеет это слово?(Показ слова – месторождение) -Что обозначает? -Место где зародилось полезное ископаемое. -Я предлагаю вам ответить на вопрос. Где прячутся полезные ископаемые (ответы детей в земле) (Слайд По мере высказывания земля) -Где находится нефть?(на дне океана) (Слайд – буровая скважина) -Ребята, а где добывается мел?(Если затруднения можно сразу показать слайд горы)Внимательно посмотрите на картинку и скажите. -Вы теперь как настоящие геологи,вы знаете о месторождениях полезных ископаемых. Назовите их. Земля, буровая скважина, горы. -Решили мы с вами вторую задачу? -А теперь снова сделаем запись в нашей интеллект карте.
-Хорошо. Мы ответили на две поставленные перед нами задачи. Давайте вспомним следующую. -Как вы думаете, как люди добывают полезные ископаемые? Что для этого делают? -Каковы ваши предположения?
- Давайте посмотрим как это происходит. (слайд )
- По богатству природных ископаемых Россия самая богатая в мире страна, и нам есть чем гордится. (Слайд карта России) –Ребята,эти значки обозначают ископаемые месторождения.
- Ребята, а вы знаете, что наш Клепиковский район богат полезными ископаемыми. - Кто знает, какими? У нас имеются месторождения глины, песка и торфа. (Слайд с картой Клепиковского района)
-Давайте вернемся к задачам нашего урока. -Давайте с вами подумаем, мы изучили свойства полезных ископаемых, мы знаем основные месторождения полезных ископаемых, а теперь давайте подумаем о способах добычи. -Подумайте, как добываются полезные ископаемые? Вы наверное это видели во многих телевизионных программах.(Затрудняетесь, я вам напомню Слайд шахта, карьер, скважина (постепенно) -Выяснили, запишем в нашей интеллект карте способы добычи. -Теперь вы знаете, где добываются полезные ископаемые(Слайд) -Решили мы с вами третью задачу?(Да) -Переходим к решению последней задачи.(Применение полезных ископаемых) -Я буду демонстрировать конкретное полезное ископаемое, а вы будете предлагать свои идеи его применения (мел - школа, газ- приготовление еды, нефть – бензин, глина- посуда)(демонстрация картинок) - Запишем в нашей интеллект карте о применение полезных ископаемых. -Ребята, можем мы теперь ответить на вопрос, где человек использует полезное ископаемое. -Итак, решая задачи нашего урока, достигли ли мы с вами цели нашего урока ?-Давайте вспомним цели нашего урока.(Слайд с целями и задачами) -О какой профессии сегодня говорили? -Кто хотел бы стать геологом? -Специалистов такой профессии готовят во многих вузах нашей страны. Но для вас это пока будущее.
-Ребята, а для чего мы с вами сегодня создавали интеллект карту? -Сможет ли она нам помочь вспомнить материал нашего урока дома? Да .А как ? (быстрее, время меньше будет затрачено) Правильно, интеллект карта поможет вам подготовиться к контрольной работе, и в подготовке домашнего задания.
- Вы сегодня действительно молодцы .
|
Перечисляют
Бережно, аккуратно, не подносить близко к лицу, а после работы протереть руки салфеткой. -Каждая группа выполняет работу в соответствии с инструкцией.
-Капитаны выходят с готовой работой, сравнивают с эталоном и оценивают вместе с учителем работу группы Отвечают.Все выполнили.
-узнать о способах добычи полезного ископамого. -варианты ответов.
-Узнать, как использует природные ископаемые человек.
- варианты ответов детей
-варианты ответов
Полезные ископаемые закончились
-варианты ответов |
П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач;
К: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре учебного задания;
П: самостоятельно предполагать, проводить аналогии между изучаемой темой и собственным опытом
Р:осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
К: сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга
Р: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы.
Р: планируют свое действие в соответствии с задачей
П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Л: проявлять любознательность при получении знаний.
Р: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Л: проявлять любознательность при получении знаний.
Р: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы.
П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
К: умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Р: осуществляют итоговый контроль
П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
|||
7. Итог урока |
|
Отвечают на вопросы
-варианты ответов
Да, нам удалось определить свойства полезных ископаемых, узнали о способах их добычи и как человек использует полезные ископаемые . -геолог |
Р: осуществляют итоговый контроль
Р:соотносят полученный результат с поставленной целью.
|
|||
8. Рефлексия |
- Вспомните, как вы работали на уроке. В моем сундучке есть различные по цвету монетки. Желтые – это золотые, для тех, кто активно работал и ни разу не ошибся. Серебряные– кто хорошо работал, но не все получилось. Медные - красные монетки для тех, кто испытывал трудности.Оцените свою работу и возьмите ту монету, которую заслужили. |
Дети подходят и берут монету |
Л: оценивают результат учебной деятельности.
|
|||
9. Информация о домашнем задании |
О каких полезных ископаемых мы не говорили на нашем уроке? -Откройте учебник с.46 и назовите их. -Я вам предлагаю дома, пользуясь интеллект картой подготовить небольшое сообщение. А какие источники ивам помогут собрать информацияю?.
|
Слушают задание, делают пометки по выполнению домашнего задания
|
Р.: умение принимать учебную задачу К: умение слушать и слышать
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.