Окружающий мир 4 класс. Как человек использует силу воды.
Оценка 4.8
Контроль знаний
doc
окружающий мир
4 кл
10.02.2017
Тема: Как человек использует силу воды.
Цели: – Сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества.
Оборудование: иллюстрации использования человеком различных свойств воды; оборудование для опытов по изучению выталкивающей силы воды, плавания дерева и железа, сообщающихся сосудов (две банки с разным уровнем воды и шланг); фильтр из промокательной бумаги для изучения фильтрации, шприц.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
4 3
Прежде всего, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
– Для чего живым организмам нужна вода?
– В каких состояниях бывает вода?
– Сравни эти состояния воды.
– Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?
– Какие предметы тонут в воде, а какие – нет? Почему? (Гипотезы записываются на доске.)
Отвечают на вопросы.
– Прочитайте диалог на с. 82.
О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?
– Где и как свойства воды помогают человеку?
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
– «Как человек использует свойства воды?» Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Совместное открытие знаний. 4 5 6 7 2 4 3
Работа в учебнике.
Проводит опыт по заданию на с. 82. Наблюдают результаты опыта и обсуждают их.
– Куда направлена выталкивающая сила?
– Можно ли её измерить? Как?
Проводит опыт: опускает в стакан с водой кусок дерева и железа.
– Что вы наблюдали?
– Объясните результат опыта с использованием понятия «выталкивающая сила» (при необходимости с помощью текста учебника).
– Аналогично объясните гипотезы к последнему вопросу актуализации (на доске).
Работа с левым рисунком на с. 83.
Наблюдают и делают вывод по результатам опыта.
– Почему не тонет корабль? (При необходимости можно обратиться к тексту учебника.) (Подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет большой объём воды.)
– Как человек использует выталкивающую силу воды? (Для постройки плотов, сплава деревьев по реке, подъёма грузов со дна водоёма, для судоходства.)
– В каком направлении текут реки (в горах, на равнине)? Как это можно объяснить? (Реки текут с более высокой местности в сторону более низкой. Вода обладает свойством текучести.)
– Рассмотрим правый рисунок на с. 83.
– Что мы наблюдаем? (Вода из фонтана поднимается почти до уровня воды в башне.)
– В каком направлении движется вода? (Вверх.)
– Как человек использует это свойство воды? Для ответа используйте рисунок на с. 83. (При постройке водопровода, фонтанов.)
– С какой скоростью текут равнинные и горные реки? Можно ли использовать силу течения рек? (Ответ с опорой на два верхних рисунка на с. 84.) (Скорость течения горных рек больше, чем равнинных. Человек это использует: на таких реках построены ГЭС, водяное колесо на водяной мельнице.)
Опыт с растворением в воде соли, сахара, почвы, песка и глины (показывает учитель или делают ученики).
– Что вы наблюдали?
Наблюдают и объясняют результаты опыта.
– Объясните результаты: какие вещества растворились, а какие – нет? (Растворились сахар и соль, а остальные – нет.)
– Где используется это свойство воды? (Работа с рисунками нижнего ряда на с. 84.) (При приготовлении пищи, при стирке, в медицине).
– Можно ли очистить воду после проведённого нами опыта? Как? (При необходимости найти ответ в тексте учебника.) (Да, её надо профильтровать).
Опыты по фильтрованию (показывает учитель или делают ученики) и выпариванию воды (с. 85 учебника).
– Как мы ответим на вопрос урока?
Наблюдают и обсуждают результаты опытов.
– Люди изучили свойства воды и научились применять их в повседневной жизни, изобрели различные механизмы.
Максимум.
Опыт с паром, совершающим работу (с. 87).
– Что вы наблюдали?
– В каких состояниях вы наблюдали воду?
– Почему была вытолкнута пробка?
– Какой объём стала занимать вода при переходе из жидкого состояния в пар?
Наблюдают и обсуждают результаты опыта.
– Где применяется это свойство воды? (Работа с учебником и рисунком парового двигателя на с. 87.) (Человек изобрёл паровой двигатель, паровоз.)
Опыт со сжатием воды в шприце (с. 85).
– Что вы наблюдали?
Наблюдают и обсуждают результаты опыта.
– Где используется данное свойство воды? (Работа с учебником и рисунком на с. 87.) (Человек изобрёл гидравлический пресс и домкрат.)
– Как данные свойства воды связаны с явлениями природы: образованием туч, дождя, снега, града, лавин, ледохода, наводнения? (Вода может переходить из одного состояния в другое – образуются осадки; вода текуча и не имеет формы, занимает любой объём – возможны наводнения.) Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план.)
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. 4 3 7 2 3 4 3 2
1. Работа в учебнике.
Вопросы на с. 86.
2. Работа в рабочей тетради.
Задания из рабочей тетради
(одно-два на выбор).
ΙV. Домашнее задание. Чтение учебника (тема 19). Задания из рабочей тетради (одно-два на выбор).
V. Итог урока. 4 – Что нового вы узнали на уроке?
– Отгадайте загадки. О каких свойствах воды в них говорится?
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И «стеклянной» быть могу.
(Вода)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
(Вода)Окружающий мир 4 класс. Как человек использует силу воды.
Окружающий мир 4 класс. Как человек использует силу воды.
Окружающий мир 4 класс. Как человек использует силу воды.
Окружающий мир 4 класс. Как человек использует силу воды.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.