Окружающий мир 4 класс. Как человек использует свойства воздуха
Оценка 4.9
Контроль знаний
doc
окружающий мир
4 кл
10.02.2017
Тема: Как человек использует свойства воздуха
Цели: – сформировать понятие о воздухе и его свойствах.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
1.Орг. момент 4 3
2. Знакомство с новой темой.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, а всё же
Без него мы жить не можем.
Слово “воздух” происходит от слова “вдохнуть”, “вдыхать”, то есть воздух – это то, чем мы дышим.
- Ну-ка, попробуйте глубоко вдохнуть, закрыть ладошкой рот, нос и считать про себя: раз, два, три…Не досчитаете и до шестидесяти, как нестерпимо захочется убрать ладошку и глотнуть свежего воздуха.
Без него на Земле не может обойтись всё живое.
Воздушный океан разлился над всей Землёй. Мы с вами живём на дне этой воздушной оболочки. Её называют Атмосферой. Она вместе с Землёй вращаются вокруг своей оси.
Толщина Атмосферы достигает 20000 километров.
– Прочитайте диалог на с. 89. О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?
– Почему без атмосферы жизнь человека и других живых организмов на Земле была бы невозможна? Как человек использует воздух?
Записывает гипотезы на доске: для дыхания, для создания органических веществ.
– Почему люди пока не могут полететь к другим планетам? (Лететь очень далеко, а как запасти воздух?)
Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
– Какими способами можно доказать, что воздух – не пустое место?
1. Помахать перед лицом веером. Что мы чувствуем?
Видео с опытами
2. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в банку с водой. Попадает ли вода в стакан? Почему?
3. Опустить стакан в банку с водой, но теперь уже держать его, немного наклонив. Попадает ли вода в стакан? Почему?
– Как называется воздушная оболочка Земли? Населена ли она живыми организмами? Какими? (Атмосфера населена живыми организмами: птицами, насекомыми, бактериями.)
– Как используют воздух животные и растения? (Животные – дышат, растения – используют для питания: фотосинтез.)
– Как питаются растения? (Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды.)
– Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи? Каким образом? (Этот газ – кислород. Без его участия невозможно горение и расщепление питательных веществ в организме. При этом образуется энергия и выделяется тепло. Принимая пищу или сжигая дрова, мы поддерживаем температуру тела или печи.)
– Почему без воздуха организмы не проживут и пяти минут? (Воздух нельзя запасти надолго.)
– Послушайте рассказ барона Мюнхгаузена: «Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал себе рот и нос плотной тканью, через которую совсем не проходил воздух. Целых четыре часа я ехал по болоту и не чувствовал никаких запахов. Зато уж потом в лесу отдышался». Может ли такое быть?
Слушают и обсуждают.
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
– «Как человек использует свойства воздуха?» Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Совместное открытие знаний. 4 5 6 7 2 4 3
Работа в учебнике.
– Какую роль выполняет атмосфера Земли? (При необходимости можно обратиться к тексту учебника.) (Атмосфера защищает все живые организмы от космических лучей, от перегрева и переохлаждения. Воздух необходим для дыхания и для создания органических веществ.)
видео
– Выполните задания на с. 89.
– Что такое ветер? Как он возникает? Как человек использует ветер?
(При ответах можно опираться на рисунки на с. 88–89.)
Выполняют задание. (Ветер – это перемещение воздуха.) (Приводят примеры.)
– Отгадайте загадки. О каких свойствах воздуха в них говорится?
Гуляет в поле, да не конь, Летает на воле, да не птица. (Ветер)
Отгадывают загадки и обсуждают свойства воздуха.
Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, Людей с ног сбивает. Слышишь его, Да не видишь его. (Ветер)
– Послушайте рассказ барона Мюнхгаузена: «Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далёким таинственным берегам». Может ли такое быть? (Нет, не может, так как парусные суда движутся только за счёт ветра.)
– Имеет ли воздух вес? (Да.)
– Почему воздушный шарик, наполненный водородом, улетает в небо? (Водород легче воздуха.)
– Какая сила действует на шарик? (Выталкивающая сила.)
– Где используется это свойство воздуха? (См. рисунок на с. 90.)
Приводят примеры.
Записывает на доске цифры:
Плотность воды 1000 кг/м3.
Плотность воздуха 1,29 кг/м3.
– Что плотнее – воздух или вода? (Воздух менее плотный, чем вода.)
– Можно ли опереться на воду? (Да.)
– При каких условиях? (Если развить большую скорость.)
– А на воздух опереться можно?
– При каких условиях?
– Где применяется это свойство воздуха? (При необходимости можно обратиться за помощью к учебнику.)
Приводят примеры.
1. Какие сказочные герои летают по воздуху? На чём летал каждый из них?
Приводят примеры и обсуждают.
(Змей Горыныч и эльфы – на своих крыльях, Карлсон – с помощью пропеллера, Иван-царевич – на ковре-самолёте, Баба-яга – в ступе или на помеле, Нильс – на гусе, Лягушка-путешественница благодаря гусям, комарики – на воздушном шарике.)
2. – В какой сказке главная героиня улетела и прилетела с попутным ветром?
(«Мэри Поппинс».)
– Зачем птицам перья, зверям – шерсть, а нам свитер (шерстяная одежда)? (Для поддержания тепла: между перьями, шерстью, нитками свитера находится воздух, а он плохо проводит тепло.)
– Почему рамы двойные? Что находится между стеклами? (Воздух – он препятствует потерям тепла.)
– Где ещё применяют это свойство воздуха? (Выполнение задания на с. 89.)
(Термос.)
Выполняют задание.
– Как человек использует упругость воздуха? (См. рисунок на с. 90.)
Приводят примеры.
– Воздух – это одно вещество или смесь газов? Какие из них вы знаете? (Воздух – это смесь газов: кислорода, азота, углекислого газа и др.)
Работа в группах с учебником: где применяют газы, входящие в состав воздуха. 1. Азот. 2. Кислород. 3. Углекислый газ.
Группы выступают с ответами.
– Как мы ответим на вопрос урока? (Человек изучил свойства воздуха и научился использовать их в своей жизни.) Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план.)
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.Окружающий мир 4 класс. Как человек использует свойства воздуха
Окружающий мир 4 класс. Как человек использует свойства воздуха
Окружающий мир 4 класс. Как человек использует свойства воздуха
Окружающий мир 4 класс. Как человек использует свойства воздуха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.