Окружающий мир 4 класс. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

  • Контроль знаний
  • doc
  • 11.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО Цели: – Научить объяснять, как мировое хозяйство объединяет всех людей на Земле в одно человечество. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι. Постановка учебной проблемы. 3 7 3 – В какой стране мы живём? (В России.) Мы живём в России. В каждом доме есть товары из разных стран. Какой вам хочется задать вопрос? Почему в домашнем хозяйстве каждой семьи есть товары из разных частей света? – Давайте составим план урока. Версии детей. Используя приём «знаем – не знаем», можно провести следующую актуализацию: – Как вы понимаете выражение «домашнее хозяйство»? (Это хозяйство, которое ведётся в каждой семье, дома.) – В домашнем хозяйстве мы используем только то, что делаем, выращиваем сами? (Нет, многое мы покупаем в магазинах: мебель, продукты, вещи.) – Что значит «покупаем»? (Платим деньги за товары.) – Где люди берут деньги? (Получают за труд.) Аналогично рассуждаем о мировом хозяйстве: – Как вы понимаете выражение «мировое хозяйство»? (Это хозяйство, которое ведётся в мире, то есть в разных странах.) – Все страны мира расположены в одинаковых природных условиях? (Нет.) Должна получиться примерно такая таблица. Знаем Не знаем Каждая семья ведёт домашнее хозяйство и покупает товары, сделанные другими людьми. На планете существует около 200 государств (стран), расположенных в разных природных условиях. Почему к нам попадают продукты из разных стран, по каким причинам? – В мировом хозяйстве страны используют только то, что делают, выращивают сами? (Судя по тому, что в каждом доме есть товары из разных стран, – нет.) Как вы думаете, почему? Ученики могут высказать различные предположения, среди них могут быть такие: – в одних странах растёт много фруктов, а в других – ловится много рыбы, и страны могут обмениваться товарами; – страны продают излишки своих товаров соседям; – страны покупают то, чего у них не хватает, у других стран; – большие страны помогают маленьким; – богатые страны помогают бедным и т.п. От вопроса в колонке «не знаем» провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. II. Поиск решения проблемы. 2 4 1 2 3 1 1. Товарно-денежные отношения. – Если страна расположена на острове и окружена океаном, какие профессии будут преобладать в этой стране? – Рыболовы, рабочие консервных заводов, моряки … – А страна, которая расположена в глубине материка в горах, которые богаты месторождениями железной руды? (Шахтёры, рабочие металлургических заводов…) – А что делать жителям горной страны, если они любят рыбу? И что делать жителям островной или приморской страны, у которых не хватает металла для консервных банок и кораблей? (Обмениваться друг с другом!) – Какие из предложенных вами версий подтвердились? Около подтвердившихся версий поставить знак «+». – Вы уже говорили о том, что многое из того, что используется в домашнем хозяйстве, мы покупаем в магазине за деньги. А как вы понимаете, что такое деньги? (Ученики высказывают предположения.) Проверку предположений проводим по тексту фрагмента «Труд человека кормит, а лень портит». Ориентируясь на выделенные жирным шрифтом слова, ученики объясняют, что деньги – такой товар, на который можно обменять все остальные. О том, какими свойствами должны обладать деньги, рассуждаем с помощью иллюстраций и подписей к ним на с. 99. На доску вывесить карточку со словом «деньги». – А как разные товары попадают в магазин? (Ученики должны выстроить логическую цепочку, цель которой – показать, что в основе всего лежит труд людей, которые этот товар производят, доставляют, продают.) На доску вывесить карточку со словом «труд». – Как вы думаете, как удобнее осуществлять обмен товарами между государствами – с использованием денег или сразу: рыбу на металл, фрукты на уголь? Ученики совещаются в парах или группах, высказывают свои предположения. Необходимо, чтобы представители групп аргументировали свои мнения. Учитель сообщает, что обмен происходит по-разному, с использованием денег или без них. Важно вспомнить и о гуманитарной помощи, когда продукты и необходимые вещи предоставляются в качестве помощи, а не на обмен. Напротив подтвердившихся версий ставим «+». 2. Собственность. Ученики самостоятельно или по цепочке читают текст на с. 100–101 от слов «Деньгами сейчас измеряется…» до «…сразу или целое государство». – Составьте логическую цепочку из слов (вывешивает на доску к карточкам «деньги» и «труд» ещё такие: «доход», «товар», «собственность»). Что у человека появляется раньше, а что позже? Ученики работают в парах или группах, составляют варианты цепочек, объясняют их. В итоге должна появиться следующая последовательность. «Труд» – «деньги» – «доход» – «товар» – «собственность». Сначала человек трудится, за это он получает деньги. Все деньги, заработанные человеком, – это его доход. На свои доходы человек покупает товар, который становится его собственностью. В заключение необходимо, чтобы ребята выполнили задание к рисункам на с. 100. Здесь принципиально важно, чтобы ребята смогли образные и комичные ситуации рисунков соотнести с реальными жизненными ситуациями, когда жадность превращает человека в раба своих вещей и денег. – Какое право нарушается, если у вас отнимают игрушку, велосипед, сумку с продуктами? (Право на собственность.) Что надо делать в таком случае? (Отстаивать свои права – обратиться к другим ребятам, родителям, любому взрослому, который находится рядом.) Правильно ли поступает государство, которое пытается захватить у соседнего государства часть леса, залежи руды и т.д.? (Нет, у каждого государства тоже есть право собственности, и другие должны с ним считаться.) Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.) 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.Окружающий мир 4 класс. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Иконка файла материала konsp_okr_4kl_ur26-korr.doc
Тема: Как нам жить? Цели:– научить учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения; – сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой.  Этапы урока Ход урока . Ι Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. .ΙΙ  Совместное  открытие  знаний. 4 3 Беседа. – Прочитайте диалог на с. 122. – О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос? – Как нам жить? Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают. – Почему в природных экосистемах животные каждый год, снова и снова, находят достаточные запасы пищи? – Что делают люди, чтобы обеспечить себя пищей? Какими способами они добиваются высоких урожаев? – Как сказываются на жизни людей достижения науки и техники? Оцените различные достижения: чем они полезны, чем плохи и какие опасности таятся в их использовании. Отвечают на вопросы. – Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. – «Как нам жить?» – Давайте составим план работы на основе этих вопросов. План. 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. 4 5  6  7  2  4  3                                    Работа в учебнике. – Чем занимались древние люди? (Охотой, собирательством, рыболовством.) – Отличались ли они от животных по способу добычи пищи? Чем? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Они, как и животные, искали готовую пищу в природе.) – Если древние люди присваивали готовые природные богатства, то их хозяйство называлось... (Присваивающим.) – Почему позже люди научились разводить домашних животных и выращивать растения? (Население Земли увеличивалось, и ему требовалось больше пищи. Такой способ обеспечить себя пищей более надёжен, так как люди меньше зависят от природы.) – Где люди стали жить? Как изменились их занятия? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Люди стали жить в сёлах и деревнях. Их основными занятиями стали земледелие и скотоводство.) – Если люди стали сами производить пищу, то их хозяйство можно назвать... (Производящим.) – Что входило в производящее хозяйство? Приведите примеры. (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Обработка земли, выпас скота.) –  Поле, сад, огород, птичник, животноводческая ферма – это пример какой экосистемы? Почему? (Это искусственная экосистема, так как она создана человеком и поддерживается им.) – Почему она неустойчива? (Круговорот веществ в ней не замкнут.) – Что требуется для её устойчивости? (Надо замкнуть круговорот веществ.) – Кто в этой экосистеме главный потребитель? (Человек.) 2. Работа в рабочей тетради. – Выполните задание 1 в рабочей тетради.  (Выполняют задание.) – Какие возможности получил человек, создав искусственные экосистемы? (Независимость от природы, решение проблемы с продуктами.) –  В   каком   соотношении   стали   находиться   естественные   и   искусственные   экосистемы?   Почему?   (Искусственные   экосистемы   стали   увеличиваться,   а   природные   – сокращаться. Человек берёт из природы одни вещества, а возвращает в неё другие. Круговорот веществ в природе получается незамкнутым.) – В чём заключается сила человека? (Ум, мышление, знания – сила человека.) – Всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей природе? (Нет, не всегда.) – Что происходит под влиянием хозяйствования человека? (Сокращение плодородия земли; нехватка топлива; рост загрязнения окружающей среды; исчезновение животных и растений и т.п.) – Выполните задание 2 в рабочей тетради. Выполняют задание. – Какие мы наблюдаем последствия от неразумного применения человеком силы, которой он обладает? – Сейчас часто случаются природные катастрофы. (Приводят примеры.) – К чему приводит неразумная деятельность человека? © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. .Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое– Нарушается круговорот веществ, а это угрожает будущим поколениям. – Что необходимо исправить? (Ограничить добычу природных богатств, повторно использовать уже добытые и переработанные, не загрязнять среду, в которой живём.) – Если круговорот станет замкнутым, то такой тип хозяйства можно назвать... (Экологическим.) – Можем ли мы помочь природе? – Придумайте правила нашего поведения. (Работа с рисунками на с. 126.) – Как ответим на вопрос урока? 4 3 7 2 3 4 3 2 1. Работа по учебнику. Вопросы на с. 125. 2. Работа в рабочей тетради. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. 3. Проверочная работа № 17. Чтение учебника (тема 24.) Одно­два задания  4            – Мне удалось… ­ Мне стало понятно… ΙΙΙ .  Самостоятельн ое применение  знаний. VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. высказывание в соответствии с  поставленными задачами. Возможные ответы на задания рабочей тетради. В задании 1 ученикам предлагается вспомнить материал 1­го класса и решить, что «жизненный путь» гвоздя, карандаша, пластмассовой игрушки начинается в природе. Задание 2 более сложное. Для его выполнения нужно вспомнить материал 3­го класса, вписать в таблицу нужные слова, и тогда легче будет ответить на вопрос, каких звеньев не хватает в искусственных экосистемах. Сделаем некоторые комментарии к этому заданию. Прежде всего, нужно договориться, считаем ли мы основного потребителя – человека частью сельскохозяйственной экосистемы (входит ли питающийся пшеницей человек в экосистему поля). Лучше, на наш взгляд, для простоты этого не делать. Но в таком случае в большинстве сельскохозяйственных производящих экосистем будет не хватать потребителей. Так, например, в поле не живут люди, которые едят пшеницу (и даже коровы в полях не живут). Лишь при натуральном хозяйстве всё производится и потребляется в одной экосистеме. В городе образуется очень много мусора, его нужно кому­нибудь перерабатывать. Эту роль могут играть разрушители, но они едва ли справятся с огромным объёмом работы. К тому же в городе не хватает и производителей, так как растений в городе сравнительно мало, а кислорода потребляется очень много. В рыборазводном хозяйстве нет хищных потребителей, которые питаются рыбой (потребляющие рыбу люди не живут в рыборазводных хозяйствах). На животноводческой ферме живут лишь домашние животные, но не растут растения и, как правило, не хватает разрушителей. В парке растительность сохраняется, а вот количество животных невелико, так как далеко не все из них могут ужиться с человеком. Особенно заметно сокращается число хищных потребителей (в том числе и насекомоядных птиц), которые питаются растительноядными насекомыми, поэтому мы можем добавить в парк хищных потребителей. Кроме того, в парке не хватает разрушителей, ведь люди обычно сами убирают листья, не оставляя их перегнивать. В задании 3 ребята могут написать, что за время существования человека стало меньше чистого воздуха, воды, растений и животных, полезных ископаемых; зато стало больше мусора, загрязнения воды и воздуха. Выполняя  задание 4, ученики могут написать, что  число людей на Земле в будущем будет расти  (так, скорее всего, и произойдёт, ведь до  этого численность населения всегда росла), а могут написать, что число  людей будет сокращаться (ведь в развитых странах рождаемость продолжает падать, да и в Китае она резко сократилась). Следует спросить учеников, как они рассуждали при этом. В задании 5 школьники могут написать, что во многих крупных городах мира в безветренную погоду людям не хватает кислорода, так как его потребляют машины и люди, а растений (которые производят кислород) в городе почти нет. Задание 6 ребята выполнят по собственному усмотрению. При оценке его выполнения следует учесть рассуждения учеников. В задании 7 нужно поставить цифры таким образом: 1 – газета, 2 – консервная банка, 3 – полиэтиленовый пакет. В задании 8 следует, конечно, подчеркнуть роль разрушителей, которая в будущем будет важнее в искусственных экосистемах, ведь в них тоже должен замыкаться круговорот веществ. Возможные ответы на задания проверочной работы № 17. Вариант 1.  1.  Необходимый уровень. Нет. (Школьники должны объяснить, что современный человек не может отказаться от своих завоеваний. Например, с возвращением к первобытному образу жизни ему придётся перестать пользоваться услугами современной медицины.) Повышенный  уровень. У племён Амазонки (оленеводы Чукотки и жители городов – производящее хозяйство). 2. Необходимый уровень. Из древесных опилок и коры можно сделать бумагу, материал для мебели (ДСП); из металлической стружки – выплавить металл; из навоза – получить удобрение для растений (примеров может быть больше, их оценивает учитель). Повышенный  уровень. Слева направо: 5 (пищевые отходы разрушаются быстрее всего), 4, 3 (обожжённая банка разрушается быстрее), 2, 1. Максимальный уровень. Правильность ответа оценивает учитель. © ООО «Баласс», 2014Вариант 1.  1.  Необходимый уровень. Придётся отказаться от всех достижений современного общества (цивилизации). Например, с возвращением к первобытному образу жизни людям придётся перестать пользоваться услугами современной медицины. Повышенный  уровень. В саваннах Африки, где ещё охотятся на львов и зебр. У американских эскимосов (ловля рыбы, охота). 2. Необходимый уровень. Из старой бумаги, тряпок можно сделать картон, упаковочную бумагу; из стеклянных бутылок – стекло; из металлолома – металл. Повышенный  уровень. Слева направо: 3, 1, 2, 2, 1 (школьники могут оценивать иначе, важно, чтобы они объяснили свои взгляды). Максимальный уровень. Правильность ответа оценивает учитель. © ООО «Баласс», 2014