Тема: МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Цели: – Научить объяснять, как мировое хозяйство объединяет всех людей на Земле в одно человечество.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Постановка учебной проблемы.
3 7 3
– В какой стране мы живём? (В России.)
Мы живём в России.
В каждом доме есть товары из разных стран.
Какой вам хочется задать вопрос?
Почему в домашнем хозяйстве каждой семьи есть товары из разных частей света?
– Давайте составим план урока.
Версии детей.
Используя приём «знаем – не знаем», можно провести следующую актуализацию:
– Как вы понимаете выражение «домашнее хозяйство»? (Это хозяйство, которое ведётся в каждой семье, дома.)
– В домашнем хозяйстве мы используем только то, что делаем, выращиваем сами? (Нет, многое мы покупаем в магазинах: мебель, продукты, вещи.)
– Что значит «покупаем»? (Платим деньги за товары.)
– Где люди берут деньги? (Получают за труд.)
Аналогично рассуждаем о мировом хозяйстве:
– Как вы понимаете выражение «мировое хозяйство»? (Это хозяйство, которое ведётся в мире, то есть в разных странах.)
– Все страны мира расположены в одинаковых природных условиях? (Нет.)
Должна получиться примерно такая таблица.
Знаем Не знаем
Каждая семья ведёт домашнее хозяйство и покупает товары, сделанные другими людьми.
На планете существует около 200 государств (стран), расположенных в разных природных условиях. Почему к нам попадают продукты из разных стран, по каким причинам?
– В мировом хозяйстве страны используют только то, что делают, выращивают сами? (Судя по тому, что в каждом доме есть товары из разных стран, – нет.)
Как вы думаете, почему?
Ученики могут высказать различные предположения, среди них могут быть такие:
– в одних странах растёт много фруктов, а в других – ловится много рыбы, и страны могут обмениваться товарами;
– страны продают излишки своих товаров соседям;
– страны покупают то, чего у них не хватает, у других стран;
– большие страны помогают маленьким;
– богатые страны помогают бедным и т.п.
От вопроса в колонке «не знаем» провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
II. Поиск решения проблемы. 2 4 1 2 3 1
1. Товарно-денежные отношения.
– Если страна расположена на острове и окружена океаном, какие профессии будут преобладать в этой стране?
– Рыболовы, рабочие консервных заводов, моряки …
– А страна, которая расположена в глубине материка в горах, которые богаты месторождениями железной руды? (Шахтёры, рабочие металлургических заводов…)
– А что делать жителям горной страны, если они любят рыбу? И что делать жителям островной или приморской страны, у которых не хватает металла для консервных банок и кораблей? (Обмениваться друг с другом!)
– Какие из предложенных вами версий подтвердились?
Около подтвердившихся версий поставить знак «+».
– Вы уже говорили о том, что многое из того, что используется в домашнем хозяйстве, мы покупаем в магазине за деньги. А как вы понимаете, что такое деньги? (Ученики высказывают предположения.)
Проверку предположений проводим по тексту фрагмента «Труд человека кормит, а лень портит». Ориентируясь на выделенные жирным шрифтом слова, ученики объясняют, что деньги – такой товар, на который можно обменять все остальные. О том, какими свойствами должны обладать деньги, рассуждаем с помощью иллюстраций и подписей к ним на с. 99.
На доску вывесить карточку со словом «деньги».
– А как разные товары попадают в магазин? (Ученики должны выстроить логическую цепочку, цель которой – показать, что в основе всего лежит труд людей, которые этот товар производят, доставляют, продают.)
На доску вывесить карточку со словом «труд».
– Как вы думаете, как удобнее осуществлять обмен товарами между государствами – с использованием денег или сразу: рыбу на металл, фрукты на уголь?
Ученики совещаются в парах или группах, высказывают свои предположения. Необходимо, чтобы представители групп аргументировали свои мнения.
Учитель сообщает, что обмен происходит по-разному, с использованием денег или без них. Важно вспомнить и о гуманитарной помощи, когда продукты и необходимые вещи предоставляются в качестве помощи, а не на обмен.
Напротив подтвердившихся версий ставим «+».
2. Собственность.
Ученики самостоятельно или по цепочке читают текст на с. 100–101 от слов «Деньгами сейчас измеряется…» до «…сразу или целое государство».
– Составьте логическую цепочку из слов (вывешивает на доску к карточкам «деньги» и «труд» ещё такие: «доход», «товар», «собственность»). Что у человека появляется раньше, а что позже?
Ученики работают в парах или группах, составляют варианты цепочек, объясняют их. В итоге должна появиться следующая последовательность.
«Труд» – «деньги» – «доход» – «товар» – «собственность».
Сначала человек трудится, за это он получает деньги. Все деньги, заработанные человеком, – это его доход. На свои доходы человек покупает товар, который становится его собственностью.
В заключение необходимо, чтобы ребята выполнили задание к рисункам на с. 100. Здесь принципиально важно, чтобы ребята смогли образные и комичные ситуации рисунков соотнести с реальными жизненными ситуациями, когда жадность превращает человека в раба своих вещей и денег.
– Какое право нарушается, если у вас отнимают игрушку, велосипед, сумку с продуктами? (Право на собственность.) Что надо делать в таком случае? (Отстаивать свои права – обратиться к другим ребятам, родителям, любому взрослому, который находится рядом.) Правильно ли поступает государство, которое пытается захватить у соседнего государства часть леса, залежи руды и т.д.? (Нет, у каждого государства тоже есть право собственности, и другие должны с ним считаться.) Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план.)
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.Окружающий мир 4 класс. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Тема: Как нам жить? Цели:– научить учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
– сформировать понятие об экологическом типе хозяйства, гармонично сочетающемся с природой.
Этапы урока
Ход урока
. Ι
Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
.ΙΙ Совместное
открытие
знаний.
4 3 Беседа.
– Прочитайте диалог на с. 122.
– О чём рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?
– Как нам жить?
Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.
– Почему в природных экосистемах животные каждый год, снова и снова, находят достаточные запасы пищи?
– Что делают люди, чтобы обеспечить себя пищей? Какими способами они добиваются высоких урожаев?
– Как сказываются на жизни людей достижения науки и техники? Оцените различные достижения: чем они полезны, чем плохи и какие опасности таятся в их использовании.
Отвечают на вопросы.
– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
– «Как нам жить?»
– Давайте составим план работы на основе этих вопросов.
План. 3
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
4
5 6 7 2 4 3 Работа в учебнике.
– Чем занимались древние люди? (Охотой, собирательством, рыболовством.)
– Отличались ли они от животных по способу добычи пищи? Чем? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Они, как и животные, искали готовую
пищу в природе.)
– Если древние люди присваивали готовые природные богатства, то их хозяйство называлось... (Присваивающим.)
– Почему позже люди научились разводить домашних животных и выращивать растения? (Население Земли увеличивалось, и ему требовалось больше пищи.
Такой способ обеспечить себя пищей более надёжен, так как люди меньше зависят от природы.)
– Где люди стали жить? Как изменились их занятия? (В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.) (Люди стали жить в сёлах и деревнях. Их основными
занятиями стали земледелие и скотоводство.)
– Если люди стали сами производить пищу, то их хозяйство можно назвать... (Производящим.)
– Что входило в производящее хозяйство? Приведите примеры.
(В случае затруднения можно обратиться к тексту учебника.)
(Обработка земли, выпас скота.)
– Поле, сад, огород, птичник, животноводческая ферма – это пример какой экосистемы? Почему? (Это искусственная экосистема, так как она создана человеком и
поддерживается им.)
– Почему она неустойчива? (Круговорот веществ в ней не замкнут.)
– Что требуется для её устойчивости? (Надо замкнуть круговорот веществ.)
– Кто в этой экосистеме главный потребитель? (Человек.)
2. Работа в рабочей тетради.
– Выполните задание 1 в рабочей тетради. (Выполняют задание.)
– Какие возможности получил человек, создав искусственные экосистемы? (Независимость от природы, решение проблемы с продуктами.)
– В каком соотношении стали находиться естественные и искусственные экосистемы? Почему? (Искусственные экосистемы стали увеличиваться, а природные –
сокращаться. Человек берёт из природы одни вещества, а возвращает в неё другие. Круговорот веществ в природе получается незамкнутым.)
– В чём заключается сила человека? (Ум, мышление, знания – сила человека.)
– Всегда ли это шло на пользу человеку и окружающей природе? (Нет, не всегда.)
– Что происходит под влиянием хозяйствования человека? (Сокращение плодородия земли; нехватка топлива; рост загрязнения окружающей среды; исчезновение животных
и растений и т.п.)
– Выполните задание 2 в рабочей тетради.
Выполняют задание.
– Какие мы наблюдаем последствия от неразумного применения человеком силы, которой он обладает?
– Сейчас часто случаются природные катастрофы. (Приводят примеры.)
– К чему приводит неразумная деятельность человека?
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД
и технология оценивания
учебных успехов
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
.Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое– Нарушается круговорот веществ, а это угрожает будущим поколениям.
– Что необходимо исправить? (Ограничить добычу природных богатств, повторно использовать уже добытые и переработанные, не загрязнять среду, в которой живём.)
– Если круговорот станет замкнутым, то такой тип хозяйства можно назвать...
(Экологическим.)
– Можем ли мы помочь природе?
– Придумайте правила нашего поведения.
(Работа с рисунками на с. 126.)
– Как ответим на вопрос урока?
4 3 7 2 3 4 3 2
1. Работа по учебнику.
Вопросы на с. 125.
2. Работа в рабочей тетради.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания.
3. Проверочная работа № 17.
Чтение учебника (тема 24.) Однодва задания
4 – Мне удалось…
Мне стало понятно…
ΙΙΙ
.
Самостоятельн
ое применение
знаний.
VΙ . Домашнее
задание.
V. Итог урока.
высказывание в соответствии с
поставленными задачами.
Возможные ответы на задания рабочей тетради.
В задании 1 ученикам предлагается вспомнить материал 1го класса и решить, что «жизненный путь» гвоздя, карандаша, пластмассовой игрушки начинается в природе.
Задание 2 более сложное. Для его выполнения нужно вспомнить материал 3го класса, вписать в таблицу нужные слова, и тогда легче будет ответить на вопрос, каких звеньев не хватает в искусственных экосистемах.
Сделаем некоторые комментарии к этому заданию. Прежде всего, нужно договориться, считаем ли мы основного потребителя – человека частью сельскохозяйственной экосистемы (входит ли питающийся пшеницей человек в
экосистему поля). Лучше, на наш взгляд, для простоты этого не делать. Но в таком случае в большинстве сельскохозяйственных производящих экосистем будет не хватать потребителей. Так, например, в поле не живут люди, которые
едят пшеницу (и даже коровы в полях не живут). Лишь при натуральном хозяйстве всё производится и потребляется в одной экосистеме.
В городе образуется очень много мусора, его нужно комунибудь перерабатывать. Эту роль могут играть разрушители, но они едва ли справятся с огромным объёмом работы. К тому же в городе не хватает и производителей, так как
растений в городе сравнительно мало, а кислорода потребляется очень много.
В рыборазводном хозяйстве нет хищных потребителей, которые питаются рыбой (потребляющие рыбу люди не живут в рыборазводных хозяйствах).
На животноводческой ферме живут лишь домашние животные, но не растут растения и, как правило, не хватает разрушителей.
В парке растительность сохраняется, а вот количество животных невелико, так как далеко не все из них могут ужиться с человеком.
Особенно заметно сокращается число хищных потребителей (в том числе и насекомоядных птиц), которые питаются растительноядными насекомыми, поэтому мы можем добавить в парк хищных потребителей.
Кроме того, в парке не хватает разрушителей, ведь люди обычно сами убирают листья, не оставляя их перегнивать.
В задании 3 ребята могут написать, что за время существования человека стало меньше чистого воздуха, воды, растений и животных, полезных ископаемых; зато стало больше мусора, загрязнения воды и воздуха.
Выполняя задание 4, ученики могут написать, что число людей на Земле в будущем будет расти (так, скорее всего, и произойдёт, ведь до этого численность населения всегда росла), а могут написать, что число людей будет
сокращаться (ведь в развитых странах рождаемость продолжает падать, да и в Китае она резко сократилась). Следует спросить учеников, как они рассуждали при этом.
В задании 5 школьники могут написать, что во многих крупных городах мира в безветренную погоду людям не хватает кислорода, так как его потребляют машины и люди, а растений (которые производят кислород) в городе почти
нет.
Задание 6 ребята выполнят по собственному усмотрению. При оценке его выполнения следует учесть рассуждения учеников.
В задании 7 нужно поставить цифры таким образом: 1 – газета, 2 – консервная банка, 3 – полиэтиленовый пакет.
В задании 8 следует, конечно, подчеркнуть роль разрушителей, которая в будущем будет важнее в искусственных экосистемах, ведь в них тоже должен замыкаться круговорот веществ.
Возможные ответы на задания проверочной работы № 17.
Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Нет. (Школьники должны объяснить, что современный человек не может отказаться от своих завоеваний. Например, с возвращением к первобытному образу жизни ему придётся перестать
пользоваться услугами современной медицины.) Повышенный уровень. У племён Амазонки (оленеводы Чукотки
и жители городов – производящее хозяйство). 2. Необходимый уровень. Из древесных опилок и коры можно сделать бумагу, материал для мебели (ДСП); из металлической стружки – выплавить металл; из навоза – получить удобрение
для растений (примеров может быть больше, их оценивает учитель). Повышенный уровень. Слева направо: 5 (пищевые отходы разрушаются быстрее всего), 4, 3 (обожжённая банка разрушается быстрее), 2, 1. Максимальный уровень.
Правильность ответа оценивает учитель.
© ООО «Баласс», 2014Вариант 1. 1. Необходимый уровень. Придётся отказаться от всех достижений современного общества (цивилизации). Например, с возвращением к первобытному образу жизни людям придётся перестать пользоваться услугами
современной медицины. Повышенный уровень. В саваннах Африки, где ещё охотятся на львов и зебр. У американских
эскимосов (ловля рыбы, охота). 2. Необходимый уровень. Из старой бумаги, тряпок можно сделать картон, упаковочную бумагу; из стеклянных бутылок – стекло; из металлолома – металл. Повышенный уровень. Слева направо: 3, 1, 2,
2, 1 (школьники могут оценивать иначе, важно, чтобы они объяснили свои взгляды). Максимальный уровень. Правильность ответа оценивает учитель.
© ООО «Баласс», 2014