Тема: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ
Цели: – объяснять, что такое права человека.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Постановка учебной проблемы.
3 7 3
– Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены.
За столом сидят двое – мальчик и девочка.
Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Мальчик открывает форточку.)
Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Девочка закрывает форточку.)
Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!»
Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!»
– Какое своё право пытается защитить мальчик?
Ученики перечисляют известные им права человека, подбирают подходящее. Карточки с различными правами можно вывесить на доску, тогда ученикам останется только выбрать нужное: «право на образование».
– Какое своё право пытается защитить девочка? (Право на охрану здоровья.)
– Какое вы заметили противоречие? (И мальчик, и девочка защищают свои права.)
– Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Кто прав в споре о своих правах? Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Версии детей, актуализация знаний.
1 3 2
– Какие права человека вам уже известны? (Часть из них уже прозвучала на этапе постановки проблемы.)
– В каком государственном документе эти права записаны? (В Конституции РФ.) Вспомните, в истории нашего государства были времена, когда у одних людей прав было больше, а у других меньше?
Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян и т.д.
– Как вы думаете, вы назвали все права человека в современном обществе? (Наверно, нет.) Как вы думаете, в современной России у людей равные права? (Наверно, да.)
Знаем Не знаем
У граждан есть права и обязанности, они записаны в Конституции.
В истории были времена, когда люди имели разные, неравные права и обязанности. Какие права человека есть в современном обществе?
Равные ли права у современных людей?
– Давайте составим план работы.
План. 3
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
ΙΙI. Совместное открытие знаний.
4 3 6 7 2 1 3
1. Права человека.
Работа по рисунку-заставке на с. 40.
–– Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках? (Возможно, не сразу: Право на свободу.)
– А как вы понимаете это право?
– Найдите на с. 40–42 учебника, какие личные права есть у каждого человека?
2. Особые права ребенка.
– Распространяются ли на ребёнка, маленького человека, все перечисленные права? Должны ли быть у ребёнка особые права?
Ученики высказывают свои предположения, их проверку осуществляем по тексту фрагмента «Права ребёнка – особые». При необходимости добавляем права ребёнка к списку прав человека на доске.
– Вспомним Конституцию России. Согласно Конституции, что ещё есть у граждан нашего государства, кроме прав? (Обязанности.)
– Как ты понимаешь, что такое обязанности? Могут ли права существовать без обязанностей? (При ответе можно также использовать воображаемые ситуации.) Могут ли обязанности существовать без прав? (Например, какое-то государство не предоставляет своим гражданам права получить образование, но при этом требует от каждого человека под страхом наказания умения читать и писать.)
– Равные ли права у современных людей? (Для проверки ученики читают основную мысль урока в рамочке, приходят к выводу, что равные.)
На доске вопрос «Равные ли права у современных людей?» меняем на фразу «У современных людей равные права». Название колонки «Не знаем» меняем на «Мы узнали».
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.Окружающий мир 4 класс. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ
Тема: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ
Цели: – объяснять, что такое права человека.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Постановка
учебной
проблемы.
3 7 3
– Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали
свидетелями такой сцены.
За столом сидят двое – мальчик и девочка.
Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Мальчик открывает форточку.)
Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Девочка закрывает форточку.)
Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!»
Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!»
– Какое своё право пытается защитить мальчик?
Ученики перечисляют известные им права человека, подбирают подходящее.
Карточки с различными правами можно вывесить на доску, тогда ученикам
останется только выбрать нужное: «право на образование».
– Какое своё право пытается защитить девочка? (Право на охрану здоровья.)
– Какое вы заметили противоречие? (И мальчик, и девочка защищают свои права.)
– Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
Кто прав в споре о своих правах?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
II. Версии детей, 1 3 2
– Какие права человека вам уже известны? (Часть из них уже прозвучала на этапе
© ООО «Баласс», 2014актуализация
знаний.
постановки проблемы.)
– В каком государственном документе эти права записаны? (В Конституции РФ.)
Вспомните, в истории нашего государства были времена, когда у одних людей
прав было больше, а у других меньше?
Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов,
помещиков и крепостных крестьян и т.д.
– Как вы думаете, вы назвали все права человека в современном обществе?
(Наверно, нет.) Как вы думаете, в современной России у людей равные права?
(Наверно, да.)
Знаем
Не знаем
Какие права человека есть в
современном обществе?
Равные ли права у современных
людей?
У граждан есть права и обязанности,
они записаны в Конституции.
В истории были времена, когда
люди имели разные, неравные права
и обязанности.
– Давайте составим план работы.
План. 3
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
4 3 6 7 2 1 3
1. Права человека.
Работа по рисункузаставке на с. 40.
––
(Возможно, не сразу: Право на свободу.)
Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках?
ΙΙI. Совместное
открытие знаний.
© ООО «Баласс», 2014– А как вы понимаете это право?
– Найдите на с. 40–42 учебника, какие личные права есть у каждого человека?
2. Особые права ребенка.
– Распространяются ли на ребёнка, маленького человека, все перечисленные
права? Должны ли быть у ребёнка особые права?
Ученики высказывают свои предположения, их проверку осуществляем по
тексту фрагмента «Права ребёнка – особые». При необходимости добавляем
права ребёнка к списку прав человека на доске.
– Вспомним Конституцию России. Согласно Конституции, что ещё есть у
граждан нашего государства, кроме прав? (Обязанности.)
– Как ты понимаешь, что такое обязанности? Могут ли права существовать без
обязанностей? (При ответе можно также использовать воображаемые
ситуации.) Могут ли обязанности существовать без прав? (Например, какоето
государство не предоставляет своим гражданам права получить образование,
но при этом требует от каждого человека под страхом наказания умения
читать и писать.)
– Равные ли права у современных людей? (Для проверки ученики читают
основную мысль урока в рамочке, приходят к выводу, что равные.)
На доске вопрос «Равные ли права у современных людей?» меняем на фразу «У
современных людей равные права». Название колонки «Не знаем» меняем на «Мы
узнали».
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
2 4 1 2 3 1
В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли
в устной форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
VΙ .
© ООО «Баласс», 2014Самостоятельное
применение
знаний.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня
выяснить? (Какие права есть у каждого человека? Другой вариант: Кто прав в
споре о своих правах?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой
вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к
выводу, что в современном обществе каждому человеку принадлежат
равные права и никто не имеет права их нарушать.
– Предложите, как Анюте и Илюше (другой вариант: ребятам из библиотеки)
выйти из конфликта, не нарушая личных прав друг друга? Как им поступить в
следующий раз, чтобы конфликт не произошёл?
Ученики совещаются в парах или группах, по очереди предлагают варианты
выхода из конфликта или его предупреждения. Остальные пары (группы)
следят, чтобы в предложенных вариантах не нарушались права человека.
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план.)
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
V. Домашнее
задание.
Работа в учебнике.
Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–6 после
текста. Необязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите одиндва,
понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.
Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 9,
выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить
желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выполнить творческое
задание:
– Нарисуй круг своих обязанностей перед родителями, перед обществом.
4
– Какую работу мы сейчас выполняли?
ТОУУ
© ООО «Баласс», 2014VΙ. Итог урока.
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
© ООО «Баласс», 2014