Тема: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ
Цели: – объяснять, что такое права человека.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Постановка учебной проблемы.
3 7 3
– Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены.
За столом сидят двое – мальчик и девочка.
Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Мальчик открывает форточку.)
Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Девочка закрывает форточку.)
Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!»
Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!»
– Какое своё право пытается защитить мальчик?
Ученики перечисляют известные им права человека, подбирают подходящее. Карточки с различными правами можно вывесить на доску, тогда ученикам останется только выбрать нужное: «право на образование».
– Какое своё право пытается защитить девочка? (Право на охрану здоровья.)
– Какое вы заметили противоречие? (И мальчик, и девочка защищают свои права.)
– Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Кто прав в споре о своих правах? Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Версии детей, актуализация знаний.
1 3 2
– Какие права человека вам уже известны? (Часть из них уже прозвучала на этапе постановки проблемы.)
– В каком государственном документе эти права записаны? (В Конституции РФ.) Вспомните, в истории нашего государства были времена, когда у одних людей прав было больше, а у других меньше?
Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян и т.д.
– Как вы думаете, вы назвали все права человека в современном обществе? (Наверно, нет.) Как вы думаете, в современной России у людей равные права? (Наверно, да.)
Знаем Не знаем
У граждан есть права и обязанности, они записаны в Конституции.
В истории были времена, когда люди имели разные, неравные права и обязанности. Какие права человека есть в современном обществе?
Равные ли права у современных людей?
– Давайте составим план работы.
План. 3
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
ΙΙI. Совместное открытие знаний.
4 3 6 7 2 1 3
1. Права человека.
Работа по рисунку-заставке на с. 40.
–– Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках? (Возможно, не сразу: Право на свободу.)
– А как вы понимаете это право?
– Найдите на с. 40–42 учебника, какие личные права есть у каждого человека?
2. Особые права ребенка.
– Распространяются ли на ребёнка, маленького человека, все перечисленные права? Должны ли быть у ребёнка особые права?
Ученики высказывают свои предположения, их проверку осуществляем по тексту фрагмента «Права ребёнка – особые». При необходимости добавляем права ребёнка к списку прав человека на доске.
– Вспомним Конституцию России. Согласно Конституции, что ещё есть у граждан нашего государства, кроме прав? (Обязанности.)
– Как ты понимаешь, что такое обязанности? Могут ли права существовать без обязанностей? (При ответе можно также использовать воображаемые ситуации.) Могут ли обязанности существовать без прав? (Например, какое-то государство не предоставляет своим гражданам права получить образование, но при этом требует от каждого человека под страхом наказания умения читать и писать.)
– Равные ли права у современных людей? (Для проверки ученики читают основную мысль урока в рамочке, приходят к выводу, что равные.)
На доске вопрос «Равные ли права у современных людей?» меняем на фразу «У современных людей равные права». Название колонки «Не знаем» меняем на «Мы узнали».
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.Окружающий мир 4 класс. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.