"Олигофрения как форма психического недоразвития"
Оценка 5

"Олигофрения как форма психического недоразвития"

Оценка 5
docx
26.11.2021
"Олигофрения как форма психического недоразвития"
ОЛИГОФРЕНИЯ КАК ФОРМА ПСИХИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ.docx

ОЛИГОФРЕНИЯ КАК ФОРМА ПСИХИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ

Олигофрении (oligophrenia, единственное число; греческий oligos малый + phren ум;

синонимы: врождённое слабоумие, умственная отсталость) - группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врождённого или приобретённого в раннем детстве (до 3 лет) общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности.

Одним из первых описал врождённое слабоумие с выделением его разновидностей по степени глубины (идиотия и имбецильность) Дюфур (Dufour) в 1770 г. В начале 19 век Ж. Эскиролъ отделил врождённое слабоумие (идиотию) от приобретённого (деменции), а также ввёл в практику разделение врождённого слабоумия на три варианта по степени выраженности нарушений речи. Во 2-й половине 19 век В. Маньян описал лёгкую степень врождённого слабоумия - дебильность. Термин «олигофрении» для обозначения всей группы врождённого и приобретённого в раннем детстве слабоумия предложил Э. Крепелин.

Показатель распространённости олигофрении, по материалам ВОЗ (1968), основанный на обобщении данных многих зарубежных исследований, колеблется в пределах 1-3% населения. Однако эти данные нуждаются в коррективах с учётом того, что во многих странах Запада к умственной отсталости относят состояния слабоумия при прогрессирующих нервнопсихических заболеваниях, возникших в раннем детском возрасте.

Следует также иметь в виду, что большинство эпидемиологические исследований носило выборочный характер. Во второй половине 20 век во всем мире отмечается тенденция к увеличению количества умственно отсталых, что в основном связано с повышением общей продолжительности жизни, снижением смертности детей с аномалиями развития центральная нервная система благодаря достижениям медицины. Значительно возрастает выявление Олигофрении в возрасте от 7 до 19 лет, что объясняется главным образом влиянием социальных факторов (начало школьного и профессионального обучения, освидетельствование при призыве в армию). Среди мужчин Олигофрении встречаются примерно в 1 раза чаще, чем среди женщин. Соотношение лиц с разной степенью умственной отсталости (дебильностью, имбецильностью, идиотией), по данным ряда исследователей, составляет соответственно 75, 20 и 5%.

При всем разнообразии клинические, проявлений общим для различных форм олигофрении является тотальное недоразвитие психики, включая недоразвитие познавательных способностей и личности в целом. Ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности высших форм познавательной деятельности, прежде всего абстрактного мышления, при относительно достаточном уровне развития эволюционно более древних компонентов личности, таких как потребности, связанные с инстинктами, низшая аффективность. Однако указанные особенности психического дефекта при олигофрении проявляются в индивидуальном развитии не сразу;

они становятся более отчётливыми к концу дошкольного - началу школьного возраста ребёнка. В раннем детском и дошкольном возрасте недостаточность познавательной деятельности проявляется преимущественно в недоразвитии психических функций, которые относятся к начальному этапу развития абстрактного мышления: отставание в сроках развития психической деятельности и моторной активности; искажение и замедленный темп становления зрительных и слуховых условных рефлексов; недостаточность эмоциональноволевых реакций; запаздывание сроков появления эмоциональных реакций на окружающее на первом году жизни; отставание в развитии речи, подражательный «манипулятивный»

характер игры; длительное отсутствие навыков самообслуживания; слабо выраженный познавательный интерес к окружающему; недифференцированность или отсутствие высших эмоций (сочувствие, чувство привязанности и другие) в раннем детском и дошкольном возрасте. У детей школьного возраста на передний план более отчётливо выступают конкретно-ситуационный характер мышления, слабость или невозможность обобщения, неспособность выделения существенных признаков предметов и явлений. При глубокой умственной отсталости усвоение любых отвлечённых знаний и школьное обучение могут быть вообще невозможны.

У подростков и взрослых лиц с олигофренией наряду с недостаточностью абстрактного мышления более заметной становится незрелость личности (повышенная внушаемость, некритичность, неспособность принять самостоятельное решение в сложных житейских ситуациях, выраженная зависимость поведения от внешней ситуации, импульсивность поступков).

Интеллектуальная недостаточность при олигофрении в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных, что выражается в недостаточности восприятия, нарушениях активного внимания, замедлении и непрочности запоминания, низком уровне логической памяти. Характерны недоразвитие и слабая дифференцированность интеллектуальных и нравственных эмоций, неадекватность аффектов переживаемым событиям, слабость инициативы и побуждений, отсутствие борьбы мотивов, недостаточная целенаправленность действия. Речь при олигофрении отличается бедностью запаса слов, обилием штампов, неразвёрнутыми фразами, часто аграмматизмами и дефектами произношения. Признаки недоразвития имеются и в психической деятельности, и в моторной активности (запаздывание в развитии статических и кинетических функций, недостаточная целенаправленность и координированность движений, их угловатость, недостаточность тонкой ручной моторики, мимики и пантомимики).

При олигофрении часто наблюдаются разнообразные неспецифические неврологический расстройства - нарушения черепно-мозговой иннервации и функций пирамидной системы (парезы, нарушения мышечного тонуса), диэнцефальные расстройства, в частности цереброэндокринная недостаточность. В соматическом статусе при олигофрении, связанных с нарушениями внутриутробного развития, отмечаются, как правило, разнообразные аномалии развития и дисплазии в виде деформаций и изменений размеров черепа, аномалий строения и расположения ушных раковин, глаз, челюстей, зубов, укорочения фаланг пальцев, дизрафических симптомов (заячья губа, расщепление неба, spina bifida, сращение пальцев - синдактилия и другие), пороки развития внутренних органов сердца, лёгких, мочеполовых органов, а также желудочно-кишечные тракта. Нередко имеются отставание в физическом развитии, нарушения пропорций тела, искривление позвоночника, недоразвитие половых органов.

Олигофрении носит непрогредиентный, так называемый эволютивный характер, связанный с возрастным созреванием центральная нервная система, а также с процессами репарации и компенсации. Выражением положительной динамики олигофрении является постепенное, более медленное, чем у здоровых детей, повышение уровня умственных способностей, усиление подвижности психических процессов, улучшение фразовой речи, появление более правильной самооценки и критического отношения к окружающему, уменьшение моторной недостаточности, пополнение запаса знаний, приобретение бытовых сведений, несложных трудовых и проф. умений и навыков. Такая динамика свойственна в основном лицам с неосложнённой олигофренией в степени дебильности. В связи с более или менее выраженной положительной эволютивной динамикой и социальной адаптацией, по данным Д. Е. Мелехова (1970), 77% лиц с олигофрении в степени дебильности становятся систематически трудоспособными, а часть из них полностью адаптируется социально и не нуждается в наблюдении психиатра. Благоприятная эволютивная динамика олигофрении зависит от глубины психического недоразвития, клинико-патогенетической формы олигофрении, дополнительных патогенных влияний, а также своевременности и полноты лечебных и реабилитационных мероприятий. Определённые различия в динамике имеются у умственно отсталых с разным темпераментом - эретичных (с сильным и более подвижным темпераментом) и торпидных (с более слабым и инертным темпераментом). Так, у эретичных олигофренов темп психического развития более высокий, легче закрепляются бытовые навыки.

Эволютивная динамика психического развития при олигофрении может нарушаться состояниями декомпенсации, которые чаще всего возникают в переходные возрастные периоды при осложнённой олигофрении. При этом основными клинические, проявлениями являются церебрастенические и психопатоподобные состояния (расторможение влечений, особенно сексуального, склонность к уходам и бродяжничеству, агрессивность, импульсивность). Значительно реже декомпенсация выражается в форме эпизодических и рецидивирующих психозов преимущественно в пубертатном возрасте. Большинство отечественных и зарубежных исследователей расценивают эти психозы как специфичные для больных олигофренией, в связи с чем их обозначают как «психозы олигофренов», «психозы при дебильности». Их клинические, картина отличается от клинические, картины эндогенных и экзогенных психозов, также возникающих при олигофрении. «Психозы олигофренов» в основном проявляются аффективными расстройствами (состояниями дисфории и тревожной депрессии со страхами), кататоноподобными состояниями двигательного возбуждения или ступора, а также эпизодами рудиментарных, неразвёрнутых, галлюцинаторных и бредовых расстройств на тревожно-депрессивном аффективном фоне.

Нередки также кратковременные эпизоды оглушения (смотри полный свод знаний) и сумеречного помрачения сознания (смотри полный свод знаний). Психотические состояния продолжительностью от 1 до 6 недель носят характер однократных или рецидивирующих приступов. Как во время приступов, так и в интервалах между ними обычно наблюдаются церебрастенические симптомы и усиление вегетативных расстройств. Эпизодические психозы при олигофрении, как правило, заканчиваются возвратом к исходному состоянию.

После нескольких приступов рецидивирующего психоза возможно углубление изменений личности по органическому типу. В патогенезе состояний декомпенсации, включая их психотические формы, важное значение имеет усиление резидуально-органической церебральной недостаточности с возникновением ликвородинамических и цереброваскулярных расстройств. Кроме того, предполагается дополнительная патогенетическая роль эндокринно-гуморальных сдвигов пубертатного периода, особенно дисгармонически протекающего. Различные экзогенные факторы - травмы, инфекции, перегрузки, связанные со школьным обучением - способствуют возникновению состояний декомпенсации.


 

ОЛИГОФРЕНИЯ КАК ФОРМА ПСИХИЧЕСКОГО

ОЛИГОФРЕНИЯ КАК ФОРМА ПСИХИЧЕСКОГО

В раннем детском и дошкольном возрасте недостаточность познавательной деятельности проявляется преимущественно в недоразвитии психических функций, которые относятся к начальному этапу развития абстрактного мышления: отставание в…

В раннем детском и дошкольном возрасте недостаточность познавательной деятельности проявляется преимущественно в недоразвитии психических функций, которые относятся к начальному этапу развития абстрактного мышления: отставание в…

В соматическом статусе при олигофрении, связанных с нарушениями внутриутробного развития, отмечаются, как правило, разнообразные аномалии развития и дисплазии в виде деформаций и изменений размеров черепа,…

В соматическом статусе при олигофрении, связанных с нарушениями внутриутробного развития, отмечаются, как правило, разнообразные аномалии развития и дисплазии в виде деформаций и изменений размеров черепа,…

Психозы олигофренов» в основном проявляются аффективными расстройствами (состояниями дисфории и тревожной депрессии со страхами), кататоноподобными состояниями двигательного возбуждения или ступора, а также эпизодами рудиментарных, неразвёрнутых,…

Психозы олигофренов» в основном проявляются аффективными расстройствами (состояниями дисфории и тревожной депрессии со страхами), кататоноподобными состояниями двигательного возбуждения или ступора, а также эпизодами рудиментарных, неразвёрнутых,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2021