Русский язык 6 класс интеллектуальный марафон
2021-2022 учебный год
Задание № 1 (4 балла)
Прочитайте фрагмент статьи «Дети поправляют взрослых»: «На свете существует немало различных игр. Играют в шахматы и домино, в теннис и баскетбол, футбол и хоккей, в “классики” и казаков-разбойников. Играют и в слова. Разгадывают кроссворды, из букв одного слова составляют как можно большее количество слов или, прибавляя по одной букве к слову, образуют всё новые и новые слова. Эти игры многим известны. Думаем, что и вы в них играли. А вот можно ли играть в «энтимологию»? Оказывается, можно. Такую игру придумали учёные-лингвисты. Собрались как-то языковеды, и кто-то предложил составить необычный, оригинальный “Энтимологический словарик”. Какие же слова в него включаются? Возьмём для примера слово левша. Оно образовано от прилагательного лев(ый) + ш-а и означает “человек, который всё делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существительному лев прибавили суффикс -ш-, образовалось слово левша в значении “самка льва» по аналогии доктор + ш-а = докторша – “жена доктора”, “женщина-доктор”».
Учёные, составляя такой словарик, преследовали развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали заведомо толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «Энтимологический словарь»
(Л. Введенская, Н. Колесников).
Поиграем?
Дайте шутливое толкование предложенных слов.
Модель ответа 1
Критерии оценивания.
За каждый пример – 1 балл. Учитывается любой ответ, по смыслу схожий с данным в модели. Принимается также любой ответ, который осмысленно толкует отдельные части предложенных слов.
Итого 4 балла.
Задание № 2 (3 балла)
Сберегательный – 2) ……… – сберечь 1) ……..
Модель ответа 2
Сберегательный – 2) сберегать – сберечь – 1) беречь
Беречи (беречь) – здесь: охранять, защищать.
Критерии оценивания.
За каждое вставленное слово – по 1 баллу.
За верно определённое значение – 1 балл.
Итого 3 балла.
Задание № 3 (4 балла)
Определите лексическое значение слова, выделенного в приведённом ниже фрагменте. Обоснуйте свой ответ с помощью анализа корня выделенного слова.
Что ещё помогает установить значение слова?
«Всегда разборчива, правдива,
Нигде и никому не льстива,
О! строгого Кунгдзея* Муза,
Которая его вдыхала
Играть на нежном, звонком кине**
И трогать поученьем сердце!»
(Державин Г.Р. «Памятник герою»)
*Кунгдзей – Конфуций.
**Кин – музыкальный инструмент, на котором якобы играл Конфуций.
Модель ответа 3
Вдохновляла. Корни —дых- и -дох- – варианты одного корня. Значение слова помогает понять текст (контекст): Муза, играла и др.
Критерии оценивания
Итого 4 балла.
Задание № 4 (5 баллов)
Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста из словарной статьи энциклопедического словаря «Русский язык».
«________________________ – противоположность значений языковых единиц одного и того же уровня языка: слов, морфем, синтаксических конструкций, напр.: Все аплодировали оратору – Никто не аплодировал оратору».
Приведите свои примеры данного явления (словосочетание или предложение).
Модель ответа и критерии оценивания 4
Антонимия – 1 балл.
По 1 баллу за пару любых слов, являющих антонимами в данном контексте.
Итого 5 баллов.
Задание № 5 (5 баллов)
Даны белорусские слова: россып, раздражняць, забеспячэнне, просьба, бяздомны, адценне (оттенок).
Переведите на белорусский язык слова: распить, молотьба.
Заполните пропуски: заб__печаны (обеспеченный), в слово надо вставить 2 буквы; б__гранiчча (беспредел), в слово надо вставить 2 буквы; _б__больванне, в слово надо вставить 1 букву в начале слова и 2 – в середине слова.
Модель ответа и критерии оценивания 5
Распiць, малацьба; забяспечаны, безгранiчча, абязбольванне (по 1 баллу).
Пояснения.
Итого 5 баллов.
Задание № 6 (9 баллов)
Даны древнерусские слова и их «потомки» в современном украинском и в современном русском языках.
древнерусский |
украинский |
русский |
ходити сънъ сынъ дьнь неслъ родъ домъ вълкъ |
ходити сон син день ніс рід дім вовк |
ходить сон сын день нёс род дом волк |
Примечание. Буква і читается как русская и, украинская буква и читается как русская ы.
Напишите по-украински и по-русски следующие древнерусские слова.
древнерусский |
украинский |
русский |
возъ везлъ дымъ мыти пьнь стълпъ |
Модель ответа и критерии оценивания 6
древнерусский |
украинский |
русский |
возъ везлъ дымъ мыти пьнь стълпъ |
віз віз дим мити пень стовп |
воз вёз дым мыть пень столп |
За каждое верно написанное русское слово – 0,5 балла, всего 3 балла. За каждое верно написанное украинское слово – 1 балл, всего 6 баллов.
Итого 9 баллов.
Задание № 7 (3 балла)
Этимология – это раздел языкознания, занимающийся исследованием происхождения слов. Так, данные, полученные этимологами и историками языка, позволяют установить, что слова из столбца А являются исторически однокоренными друг другу. Восстановите их, зная, что в столбце Б представлены их толкования или иные подсказки и что в столбце В указано количество букв, из которых состоят искомые слова.
А |
Б |
В |
бояться |
испытывать страх |
7 |
чёрт |
3 |
|
болезнь диких животных |
9 |
|
опасение, тревога |
6 |
Ответ и критерии оценивания 7
А |
Б |
В |
бояться |
испытывать страх |
7 |
бес |
чёрт |
3 |
бешенство |
болезнь диких животных |
9 |
боязнь |
опасение, тревога |
6 |
За каждое верное указанное слово – 1 балл.
Итого 3 балла.
Задание № 8 (6 баллов)
В произведениях русской литературы читаем:
«Меня смущала строгая краса
Её чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса».
(А.С. Пушкин)
«Матроска в полоску, словно леса.
Из этих лесов глядят телеса».
(В.В. Маяковский)
Объясните, в чём состоит особенность выделенных слов при образовании форм множественного числа.
Приведите примеры слов среднего рода с такой особенностью (не более двух) и без неё (не более двух). Примеры приводите парами: единственное число и множественное число одного и того же слова.
Модель ответа и критерии оценивания 8
Данные слова являются архаичными формами мн. ч. от слов ср. р. 2-го скл. «слово», «тело». Все эти формы имеют наращение —ес— (вариант «суффикс —ес-» тоже признаётся правильным) (1 балл), хотя обычно форма мн. ч. от таких слов его не имеет (1 балл), ср.: окно – окна, пятно – пятна (по 1 баллу за пару).
Небо – небеса, чудо – чудеса. По 1 баллу за пример.
Итого 6 баллов.
Задание № 9 (7 баллов)
Даны следующие словосочетания:
взял топор, купил квартиру, работал рубанком, воспитал сына, написал брату, рассказал о грозе.
Разделите эти словосочетания на две равные группы, учитывая одну из грамматических особенностей выделенных слов (словоформ). Поясните своё решение.
Модель ответа и критерии оценивания 9
Принцип группировки – синтаксическая роль выделенного слова (словоформы).
В соответствии с этим получаем группы:
За указание на принцип группировки – 2 балла.
За описание значения каждой группы (допустимо без употребления терминов прямое / косвенное) – по 1 баллу.
За верное отнесение слова к группе – 0,5 балла. Всего 3 балла.
Итого 7 баллов.
Задание № 10 (4 балла)
В русских диалектах многие слова произносятся не так, как в нормативном литературном языке. В Новгородской, Ленинградской, Смоленской областях, а также к юго-востоку от Москвы (Ивановская, Нижегородская, Владимирская области) можно услышать [цы’сто], [ца’сто], [ца’й], [цена’]. Как эти слова пишутся в литературном языке?
Модель ответа и критерии оценивания 10
Чисто, часто, чай, цена. По 1 баллу за слово.
Итого 4 балла.
Максимальный балл за все выполненные задания – 50.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.