Олимиада по русскому языку 6 класс
Оценка 5

Олимиада по русскому языку 6 класс

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
русский язык
5 кл—6 кл
06.02.2022
Олимиада по русскому языку 6 класс
Олимпиада по русскому языка для проведения интеллектуального марафона в 6 классе
Русский язык 6 класс интеллектуальный марафон ответы и критерии.docx

Русский язык 6 класс интеллектуальный марафон

2021-2022 учебный год

Задание № 1 (4 балла)

Прочитайте фрагмент статьи «Дети поправляют взрослых»: «На свете существует немало различных игр. Играют в шахматы и домино, в теннис и баскетбол, футбол и хоккей, в “классики” и казаков-разбойников. Играют и в слова. Разгадывают кроссворды, из букв одного слова составляют как можно большее количество слов или, прибавляя по одной букве к слову, образуют всё новые и новые слова. Эти игры многим известны. Думаем, что и вы в них играли. А вот можно ли играть в «энтимологию»? Оказывается, можно. Такую игру придумали учёные-лингвисты. Собрались как-то языковеды, и кто-то предложил составить необычный, оригинальный “Энтимологический словарик”. Какие же слова в него включаются? Возьмём для примера слово левша. Оно образовано от прилагательного лев(ый) + ш-а и означает “человек, который всё делает левой рукой». Но можно дать и шутливое толкование: к существительному лев прибавили суффикс -ш-, образовалось слово левша в значении “самка льва» по аналогии доктор + ш-а = докторша – “жена доктора”, “женщина-доктор”».

Учёные, составляя такой словарик, преследовали развлекательную, юмористическую цель, поскольку давали заведомо толкование слов русского языка, отсюда и необычное название «Энтимологический словарь»

(Л. Введенская, Н. Колесников).

Поиграем?

Дайте шутливое толкование предложенных слов.

  1. Нелепица (детск.) 
  2. Неон (детект.) 
  3. Обескровленный 
  4. Опешить 

Модель ответа 1

  1. Нелепица (детск.) – плохой пластилин; то, что не лепится.
  2. Неон (детект.) – следственная ошибка; подтверждение факта: не он это совершил.
  3. Обескровленный – лишившийся крыши, бездомный.
  4. Опешить – оказаться вытолкнутым из транспорта; стать пешим.

Критерии оценивания.

За каждый пример – 1 балл. Учитывается любой ответ, по смыслу схожий с данным в модели. Принимается также любой ответ, который осмысленно толкует отдельные части предложенных слов.

Итого 4 балла.

Задание № 2 (3 балла)

  1. Вставьте пропущенные слова.

Сберегательный – 2) ……… – сберечь 1) ……..

  1. Определите лексическое значение выделенного слова в предложении: Князь велики Василей Ивановичь всея Руси послалъ слугу своего, князя Михайла Глиньского, со многими людми беречи своея вотчины града Смоленьска и иныхъ городовъ отъ своего недруга отъ Жидимонта короля польского.

Модель ответа 2

Сберегательный – 2) сберегать – сберечь – 1) беречь

Беречи (беречь) – здесь: охранять, защищать.

Критерии оценивания.

За каждое вставленное слово – по 1 баллу.

За верно определённое значение – 1 балл.

Итого 3 балла.

Задание № 3 (4 балла)

Определите лексическое значение слова, выделенного в приведённом ниже фрагменте. Обоснуйте свой ответ с помощью анализа корня выделенного слова.

Что ещё помогает установить значение слова?

«Всегда разборчива, правдива,

Нигде и никому не льстива,

О! строгого Кунгдзея* Муза,

Которая его вдыхала

Играть на нежном, звонком кине**

И трогать поученьем сердце!»

(Державин Г.Р. «Памятник герою»)

*Кунгдзей – Конфуций.

**Кин – музыкальный инструмент, на котором якобы играл Конфуций.

Модель ответа 3

Вдохновляла. Корни —дых- и -дох- – варианты одного корня. Значение слова помогает понять текст (контекст): Муза, играла и др.

Критерии оценивания

  • За указание верного лексического значения или его адекватного эквивалента – 2 балла.
  • За указание на варианты корня – 1 балл. За указание на роль контекста – 1 балл.

Итого 4 балла.

Задание № 4 (5 баллов)

Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста из словарной статьи энциклопедического словаря «Русский язык».

«________________________ – противоположность значений языковых единиц одного и того же уровня языка: слов, морфем, синтаксических конструкций, напр.: Все аплодировали оратору – Никто не аплодировал оратору».

Приведите свои примеры данного явления (словосочетание или предложение).

  1. Имена существительные _______________________________________
  2. Имена прилагательные _________________________________________
  3. Глаголы ______________________________________________________
  4. Наречия ______________________________________________________

Модель ответа и критерии оценивания 4

Антонимия – 1 балл.

  1. Говорить правду – говорить ложь.
  2. Добрый человек – злой человек.
  3. Приходить домой – уходить домой.
  4. Поступить хорошо – поступить плохо.

По 1 баллу за пару любых слов, являющих антонимами в данном контексте.

Итого 5 баллов.

Задание № 5 (5 баллов)

Даны белорусские слова: россып, раздражняць, забеспячэнне, просьба, бяздомны, адценне (оттенок).

Переведите на белорусский язык слова: распить, молотьба.

Заполните пропуски: заб__печаны (обеспеченный), в слово надо вставить 2 буквы; б__гранiчча (беспредел)в слово надо вставить 2 буквы; _б__больванне, в слово надо вставить 1 букву в начале слова и 2 – в середине слова.

Модель ответа и критерии оценивания 5

Распiць, малацьба; забяспечаны, безгранiчча, абязбольванне (по 1 баллу).

Пояснения.

  1. Приставки на з/с ведут себя так же, как и в русском языке (с перед глухими согласными, з перед звонкими согласными). На стыке корня и суффикса озвончение не отображается (ср. просьба).
  2. Правила про гласные (действуют одинаково на корни и приставки):
    • рус. о в безуд. позиции = белор. а
    • рус. е в первом предударном = белор. я,
    • во втором предударном = белор. е
    • рус. и = белор. i.
  1. Русскому мягкому т’ в белорусском языке соответствует ц.

Итого 5 баллов.

Задание № 6 (9 баллов)

Даны древнерусские слова и их «потомки» в современном украинском и в современном русском языках.

древнерусский

украинский

русский

ходити

сънъ

сынъ

дьнь

неслъ

родъ

домъ

вълкъ

ходити

сон

син

день

ніс

рід

дім

вовк

ходить

сон

сын

день

нёс

род

дом

волк

 

Примечание. Буква і читается как русская и, украинская буква и читается как русская ы.

Напишите по-украински и по-русски следующие древнерусские слова.

древнерусский

украинский

русский

возъ

везлъ

дымъ

мыти

пьнь

стълпъ

 

Модель ответа и критерии оценивания 6

древнерусский

украинский

русский

возъ

везлъ

дымъ

мыти

пьнь

стълпъ

віз

віз

дим

мити

пень

стовп

воз

вёз

дым

мыть

пень

столп

За каждое верно написанное русское слово – 0,5 балла, всего 3 балла. За каждое верно написанное украинское слово – 1 балл, всего 6 баллов.

Итого 9 баллов.

Задание № 7 (3 балла)

Этимология – это раздел языкознания, занимающийся исследованием происхождения слов. Так, данные, полученные этимологами и историками языка, позволяют установить, что слова из столбца А являются исторически однокоренными друг другу. Восстановите их, зная, что в столбце Б представлены их толкования или иные подсказки и что в столбце В указано количество букв, из которых состоят искомые слова.

А

Б

В

бояться

испытывать страх

7

чёрт

3

болезнь диких животных

9

опасение, тревога

6

 

Ответ и критерии оценивания 7

А

Б

В

бояться

испытывать страх

7

бес

чёрт

3

бешенство

болезнь диких животных

9

боязнь

опасение, тревога

6

За каждое верное указанное слово – 1 балл.

Итого 3 балла.

Задание № 8 (6 баллов)

В произведениях русской литературы читаем:

«Меня смущала строгая краса

Её чела, спокойных уст и взоров,

И полные святыни словеса».

(А.С. Пушкин)

 

«Матроска в полоску, словно леса.

Из этих лесов глядят телеса».

(В.В. Маяковский)

Объясните, в чём состоит особенность выделенных слов при образовании форм множественного числа.

Приведите примеры слов среднего рода с такой особенностью (не более двух) и без неё (не более двух). Примеры приводите парами: единственное число и множественное число одного и того же слова.

Модель ответа и критерии оценивания 8

Данные слова являются архаичными формами мн. ч. от слов ср. р. 2-го скл. «слово», «тело». Все эти формы имеют наращение —ес— (вариант «суффикс —ес-» тоже признаётся правильным) (1 балл), хотя обычно форма мн. ч. от таких слов его не имеет (1 балл), ср.: окно – окна, пятно – пятна (по 1 баллу за пару).

Небо – небеса, чудо – чудеса. По 1 баллу за пример.

Итого 6 баллов.

Задание № 9 (7 баллов)

Даны следующие словосочетания:

взял топор, купил квартиру, работал рубанком, воспитал сына, написал брату, рассказал о грозе.

Разделите эти словосочетания на две равные группы, учитывая одну из грамматических особенностей выделенных слов (словоформ). Поясните своё решение.

Модель ответа и критерии оценивания 9

Принцип группировки – синтаксическая роль выделенного слова (словоформы).

В соответствии с этим получаем группы:

  • прямого дополнения (вин. п. без предлога): взял топор, воспитал сына, купил квартиру;
  • косвенное дополнение (не вин. п.; дат. п.; предл. п., твор. п.): написал брату, рассказал о грозе, работал рубанком.

За указание на принцип группировки – 2 балла.

За описание значения каждой группы (допустимо без употребления терминов прямое / косвенное) – по 1 баллу.

За верное отнесение слова к группе – 0,5 балла. Всего 3 балла.

Итого 7 баллов.

Задание № 10 (4 балла)

В русских диалектах многие слова произносятся не так, как в нормативном литературном языке. В Новгородской, Ленинградской, Смоленской областях, а также к юго-востоку от Москвы (Ивановская, Нижегородская, Владимирская области) можно услышать [цы’сто], [ца’сто], [ца’й], [цена’]. Как эти слова пишутся в литературном языке?

Модель ответа и критерии оценивания 10

Чисто, часто, чай, цена. По 1 баллу за слово.

Итого 4 балла.

Максимальный балл за все выполненные задания – 50.


 

Скачано с www.znanio.ru

Русский язык 6 класс интеллектуальный марафон 2021-2022 учебный год

Русский язык 6 класс интеллектуальный марафон 2021-2022 учебный год

Вставьте пропущенные слова.

Вставьте пропущенные слова.

Критерии оценивания За указание верного лексического значения или его адекватного эквивалента – 2 балла

Критерии оценивания За указание верного лексического значения или его адекватного эквивалента – 2 балла

Пояснения . Приставки на з/с ведут себя так же, как и в русском языке ( с перед глухими согласными, з перед звонкими согласными)

Пояснения . Приставки на з/с ведут себя так же, как и в русском языке ( с перед глухими согласными, з перед звонкими согласными)

Модель ответа и критерии оценивания 6 древнерусский украинский русский возъ везлъ дымъ мыти пьнь стълпъ віз віз дим мити пень стовп воз вёз дым мыть…

Модель ответа и критерии оценивания 6 древнерусский украинский русский возъ везлъ дымъ мыти пьнь стълпъ віз віз дим мити пень стовп воз вёз дым мыть…

Ответ и критерии оценивания 7

Ответ и критерии оценивания 7

Объясните, в чём состоит особенность выделенных слов при образовании форм множественного числа

Объясните, в чём состоит особенность выделенных слов при образовании форм множественного числа

Москвы (Ивановская, Нижегородская,

Москвы (Ивановская, Нижегородская,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2022