Олимпиада по литературе. 10 класс. Ответы.
Задание 1
Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. Назовите оба произведения и их авторов. Укажите, какой персонаж является «исключением»;
Загорецкий, Тугоуховский, Гибнер, Лизанька, Хлёстова, Софья Павловна.
Количество баллов — 3.
Ответ: Перечислены персонажи комедии А. Грибоедова «Горе от ума», один персонаж из комедии Н. Гоголя «Ревизор» (Гибнер). Ставится по 1 баллу за указание каждого из произведений и 1 балл за указание персонажа.
Задание 2
Определите произведение русской классической литературы по фрагменту критической характеристики. Укажите название и автора произведения.
А) |
Итак, в первый раз перед нами изображен нигилист несчастный, нигилист глубоко человечески страдающий. Свойство широкой симпатии, которое мы приписали автору, и здесь, очевидно, воодушевляло его. Он изобразил нам нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием. По своему всегдашнему обычаю, он представил нам человека в самом убийце, как умел отыскать людей и во всех блудницах, пьяницах и других жалких лицах, которыми обставил своего героя. (По Н. Страхову) |
Б) |
План прост и ясен по цели и исполнению; девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас грешных был обыкновенен, нет! в комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек разумеется в противуречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок. Слегка перебирает странности прежних знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, а после, когда вмешивается личность, "наших затронули", предается анафеме. (По А. Грибоедову) |
В) |
Читатели наши, конечно, помнят впечатление, произведенное над ними появлением его книги: все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинам природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой. Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина! Мы так были благодарны молодому автору, что охотно простили ему неровность и неправильность его слога, бессвязность и неправдоподобие некоторых рассказов, предоставя сии недостатки на поживу критики. (по А. Пушкину) |
Количество баллов — 3.
Ответ: А) Ф. Достоевский. «Преступление и наказание»; Б) А. Грибоедов. «Горе от ума»; В) Н. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Ставится 1 балл за каждый верный ответ. Частичный ответ (без верного указания автора или названия произведения) не засчитывается.
Задание 3
В приведенной таблице найдите пять ячеек, содержащих фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (например: 1а, 2б и т.п.).
Внимание! Указывайте не более пяти ячеек.
а |
б |
в |
г |
|
1 |
А. Пушкин |
«Борис Годунов» |
Еще одно, последнее сказанье – И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил;
|
Царь |
2 |
А. Пушкин |
«Моцарт и Сальери» |
Я наконец в искусстве безграничном Достигнул степени высокой. Слава Мне улыбнулась; я в сердцах людей Нашел созвучия своим созданьям. Я счастлив был: я наслаждался мирно Своим трудом, успехом, славой; также Трудами и успехами друзей, Товарищей моих в искусстве дивном. Нет! никогда я зависти не знал, О, никогда! - нижe, когда Пиччини Пленить умел слух диких парижан, Ниже, когда услышал в первый раз Я Ифигении начальны звуки.
|
Моцарт |
3 |
Ф. Достоевский |
«Шинель» |
Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере. Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра? Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием, и дотекла бы, может быть, до глубокой старости, если бы не было разных бедствий, рассыпанных на жизненной дороге не только титулярным, но даже тайным, действительным, надворным и всяким советникам, даже и тем, которые не дают никому советов, ни от кого не берут их сами. |
Башмачкин |
4 |
А. Чехов |
«Хамелеон» |
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира... |
Порфирий |
5 |
М. Горький |
«Детство» |
В первую минуту St.-Jerome не мог слова произнести от удивления и злости. – G'est bien, – сказал он, догоняя меня, - я уже несколько раз обещал вам наказание, от которого вас хотела избавить ваша бабушка; но теперь я вижу, что, кроме розог, вас ничем не заставишь повиноваться, и нынче вы их вполне заслужили.
|
Алёша |
Количество баллов — 5.
Ответ: 1г, 2г, 3а, 4б, 5в.
Ставится по 1 баллу за каждый верный ответ.
Задание 4
Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1б — ВАРИАНТ IV).
а |
б |
в |
г |
|
1 |
1а |
«Сеятелям» |
1876 |
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами, Двиньте вперед! Сейте разумное, доброе, вечное, Русский народ…. |
2 |
А. Фет |
2б |
1847 |
Я ждал, – она пойдет с колчаном и
стрелами |
3 |
М. Лермонтов |
«Выхожу один я на дорогу…» |
1841 |
3г |
4 |
К. Рылеев |
«Любовь к отчизне» |
4в |
С своими чувствами сражаясь, Решился ты Москву отдать; Но, духом паче укрепляясь, Един лишь ты возмог сказать: "Столицы царств не составляют!"
|
1а) ВАРИАНТ I: В. Жуковский ВАРИАНТ II: Н. Некрасов ВАРИАНТ III: А. Фет ВАРИАНТ IV: И. Бунин
|
2б) ВАРИАНТ I: «Венера» ВАРИАНТ II: «Афродита» ВАРИАНТ III: «Диана» ВАРИАНТ IV: «Пенелопа» |
|||
3г) |
ВАРИАНТ I: В небесах торжественно и чудно! |
ВАРИАНТ II: Дух наш жаждет в этот миг молчанья, |
||
|
ВАРИАНТ III: Вот бреду я вдоль большой дороги |
ВАРИАНТ IV: В полночь выхожу один из дома, |
||
4в) ВАРИАНТ I: 1810 ВАРИАНТ II: 1813 ВАРИАНТ III: 1827 ВАРИАНТ IV: 1837 |
||||
Количество баллов — 8.
Ответы:
1а) Вариант II.
2б) Вариант III.
3г) Вариант I.
4в) Вариант II.
Ставится 2 балла за каждый верный ответ.
Задание 5
а) Развязка – то же самое, что и эпилог.
б) Фольклор – то же самое, что устное народное творчество.
в) В лироэпических жанрах обязательно чередуются прозаический и стихотворный текст.
г) Футуризм – это выразительное средство поэтического языка.
д) В строке четырехстопного ямба обязательно 4 ударных слога.
е) Строка, начинающаяся словами «Передо мной…» может быть написана дактилем, но не может быть написана ямбом.
ж) В строке «Легким, веселым шагом ходит по саду дождь» (П. Васильев) есть олицетворение.
Прочитайте текст в рамке и ответьте на вопросы «з», «и», «к», «л»:
Там, внизу, звезда дробится в пене, В. Ходасевич |
з) В двух первых стихах имеется синтаксический параллелизм (параллелизм предложений).
и) Это четверостишие имеет парную рифмовку.
к) Слово «сонный» является в этом тексте метафорой.
л) Слово «прозрачных» является в этом тексте эпитетом.
Количество баллов — 11.
Ответы:
Ставится по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.
Задание 6
Проанализируйте стихотворение М. Цветаевой «Окно». Почему М. Цветаева не использовала в этом стихотворении ни одного глагола?
Окно Атлантским и
сладостным Дыханьем
весны — Огромною
бабочкой Мой занавес — и — Вдовою
индусскою В жерло
златоустое, Наядою
сонною В моря заоконные… 5 мая 1923 |
*) Наяды — в древнегреческой мифологии нимфы, богини, населяющие ручьи и озёра. В славянской мифологии Н. соответствуют русалки.
Количество баллов — 20.
Модель ответа на задание № 6.
Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:
– Обнаружить понимание проблематики стихотворения, ее медитативного характера.
– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. М. Цветаева изображает картины, проходящие перед мыленным взглядом героини, картины воображения. Человек у открытого окна — образ, с помощью которого ставится вопрос об отношениях человека (лирической героини) и мира. Героиня стремится к свободе, ей тесно в обстоятельствах ее жизни, она желала бы раствориться или затеряться в безграничном пространстве мира.
– Отметить характерные поэтические средства стихотворения.
Безглагольность текста можно интерпретироваться различным образом: а) она создает впечатление невысказанной, тайной мысли; б) она подчеркивает, что никакое действие еще не совершилось, что все они суть мечта, представление; в) она заставляет читателя «додумывать» образ, дорисовывать картину.
С безглагольностью гармонирует эллипсис подлежащего (пропуск «я» во второй строфе) и других членов предложения, отрывочный синтаксис.
В обеих строфах использован синтаксический параллелизм.
Слово «атлантский» может быть соотнесено с мифологическим понятием «атлант» (гигант, силач) или с географическим «Атлантика». Бабочка прочитывается как символ души и знак весны. Во второй строфе героиня представляет себя сначала сгорающей на костре (имеется в виду легендарный индийский обычай сжигать вдову на погребальном костре мужа), затем — бросающейся в море и превращающейся в русалку (наяду).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.