Oлимпиада Русский язык 4 класс
|
|
Задание 1.
Запишите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков. Докажите свой ответ, составив звуковую схему слова.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Запишите 3 слова, в которых звуков больше, чем букв. Докажите свой ответ, составив звуковую схему слова.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом. _________________________________________________
Шайбы по весне считают. ____________________________________________
Когда в соседях согласья нет. _________________________________________
Задание 3.
Учитель дал задание поставить во множественном числе слова лист, корень, зуб, пропуск. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно.
Запишите (в форме именительного падежа) возможные варианты ответа для каждого слова.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Задание 4.
Найдите в каждой строке четвертое «лишнее» слово, подчеркните его.
Кратко объясните свой выбор.
Деревня, лошадь, девочка, лиса ____________________________________________
________________________________________________________________________
Скатерть, тополь, конь, день _______________________________________________
________________________________________________________________________Грустный, мрачный, веселый, унылый_______________________________________
________________________________________________________________________
Задание 5.
Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
1. Лик + пена = _____________________________
2. Иск + том = ______________________________
3. Кожа + ворон = ___________________________
Задание 6.
а) Даны слова на языке неизвестного племени островитян. Найди русский перевод каждого слова и соедини пары. Объясните свой ответ.
калямувь написать
ралямувь зарисовать
камурпавь писать
ралямта записка
лямувь нарисовать
рамурпавь записать
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
б) Как по - островитянски будет слово зарисовка? Запишите и попробуйте объяснить.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.
Замени словосочетания наречиями.
перегоняя друг друга - _________________________________________________
на пустой желудок - ___________________________________________________
с давних пор - ________________________________________________________
каждую минуту - ______________________________________________________
на две равные части - __________________________________________________
Задание 8.
Какой частью речи являются выделенные слова?
а) Я мою руки. (__________________)
б) Ваня помог принести мою сумку. (________________________)
в) На пологом холме росли крупные ромашки.(__________________________)
г) Кровать украсили легким белым пологом. (__________________________)
Задание 9
Помоги Крошу разбить существительные с суффиксом _ец на три столбика:
Хлебец, хитрец, кавказец, гонец, любимец, испанец, столбец, борец, красавец, канадец.
1.________________________________________________________
2. ________________________________________________________
3. ________________________________________________________
Задание 10
Установи соответствия и соедини стрелкой пропущенные части слова (старославянские приставки и суффиксы).
сынок
молод
мерки
куст
лен
арник
тяй
па
ежь
су
Ты закончил работу. Молодец!
Подпись проверяющего_______________________
Задания |
диктант |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Итого |
Кол-во баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкция по проверке олимпиадной работы по русскому языку
Задание 1
Запишите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков. Докажите свой ответ.
Запишите 3 слова, в которых звуков больше, чем букв. Докажите свой ответ.
За каждое верно подобранное слово 1 балл
Итого 6 баллов
Наличие доказательства (доказательством является звуковая запись слова)
(Баллы начисляются только за схемы к верно подобранным словам)
Звуковая схема записана верно ко всем словам 4 балла
Звуковая схема записана верно к 4-5 словам из 6 подобранных 2 балла
Звуковая схема записана верно к 3 словам из 6 подобранных 1 балл
Звуковая схема записана верно менее чем к 3 словам из 6 подобранных 0 баллов
Максимальное количество баллов за задание 10 баллов
Задание 2
Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки.
Готовь лыжи летом. - Готовь сани летом. 1 балл
Шайбы по весне считают. - Цыплят по осени считают. 1 балл
Когда в соседях согласья нет. - Когда в товарищах согласья нет. 1 балл
Итого 3 балла
За грамотно записанные пословицы 1 балл
Максимальное количество баллов 4 балла
Задание 3
Учитель дал задание поставить во множественное число слова лист, корень, зуб, пропуск.
Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно.
Запишите (в форме именительного падежа) возможные варианты ответа для каждого слова.
Листы листья 1 балл
Корни коренья 1 балл
Зубы зубья 1 балл
Пропуска пропуски 1 балл
Максимальное количество баллов 4 балла
Задание 4
Найдите в каждой строке четвертое «лишнее» слово, подчеркните его. Кратко объясните свой выбор.
Деревня, лошадь, девочка, лиса (одушевлённые – неодушевлённые) 2 балла
Скатерть, тополь, конь, день (ж.- м. род) 2 балла
Грустный, мрачный, веселый, унылый (синонимы – антонимы) 2 балла
1 балл за выделенное лишнее слово + 1 балл за доказательство, итого 2 балла
Максимальное количество баллов за задание 6 баллов
Задание 5
Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
1. Лик + пена = пеналик 2 балла
2. Иск + том = мостик 2 балла
3. Кожа + ворон = жаворонок 2 балла
Максимальное количество баллов за задание 6 баллов
Задание 6
а) Даны слова на языке неизвестного племени островитян. Найдите русский перевод каждого слова и соедините пары. Объясните свой ответ.
калямувь написать
ралямувь записать
камурпавь нарисовать
ралямта записка
лямувь писать
рамурпавь зарисовать
За каждую верно найденную пару 2 балла
Итого 12 баллов
б) Как по - островитянски будет слово зарисовка? Запишите.
Верный ответ рамурпта 2 балла
Наличие любого объяснения 3 балла
Максимальное количество баллов за задание 17 баллов
Задание 7
Замени словосочетания наречиями.
перегоняя друг друга - наперегонки
на пустой желудок - натощак
с давних пор - издавна
каждую минуту - ежеминутно
на две равные части - поровну
За каждое верное слово 1 балл
Максимальное количество баллов за задание 5 баллов
Задание 8
Какой частью речи являются выделенные слова?
а) Я мою руки. (глагол)
б) Ваня помог принести мою сумку. (местоимение)
в) На пологом холме росли крупные ромашки.(прилагательное)
г) Кровать украсили легким белым пологом. (существительное)
За каждое верное определение части речи 1 балл
Максимальное количество баллов за задание 4 балла
Задание 9
Помоги Крошу разбить существительные с суффиксом -ец на три столбика:
Хлебец, хитрец, кавказец, гонец, любимец, испанец, столбец, борец, красавец, канадец.
1. хлебец, столбец.
2. кавказец, испанец, канадец.
3. хитрец, борец, красавец, любимец, гонец.
За каждое верное слово 1 балл
Максимальное количество баллов за задание 10 баллов
Задание 10
Установи соответствия и соедини стрелкой пропущенные части слова (старославянские приставки и суффиксы).
пасынок
молодежь
сумерки
кустарник
лентяй
За каждое верное слово 1 балл
Максимальное количество баллов за задание 5 баллов
Баллы
Задания |
диктант |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Итого |
Кол-во баллов |
5 |
10 |
4 |
4 |
6 |
6 |
17 |
5 |
4 |
10 |
5 |
76 |
Орфографические ошибки на неизученные правила не учитываются
Олимпиада
по русскому языку
4 класс
ШИФР__________
Задание 1.
На уроке русского языка вы выписывали из текста словосочетания со словом МЯЧИК. Ребята привели следующие примеры:
А. Резиновый мячик
Б. Мячик катится
В. Удар мячиком
Г. Много мячиков
Д. Пинаю мячик
Вопрос А: Какой из приведённых примеров не является словосочетанием?
Обведи выбранный вариант ответа. А; Б; В; Г; Д.
Вопрос Б: Какой из приведённых примеров соответствует схеме?
Обведи правильный вариант ответа. А; Б; В; Г; Д.
х
СУЩ. СУЩ.
Всего 2 балла
Задание 2.
Отгадай шарады
Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито,
Второго корабли боятся,
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова улетит. ________________________
Первое на земле валяется,
Второе в Волгу вливается,
А целое – птицей называется. _________________________
Первое – нота,
Второе – тоже,
А целое на боб похоже. _____________________________
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда. __________________________________
Всего 4 балла
Задание 3
Объясните фразеологизмы.
Яблоку негде упасть. ______________________________________________
Слышно, как муха пролетит.________________________________________
Сел в галошу.____________________________________________________
Как рыба в воде.__________________________________________________
Сидеть, как на иголках. ____________________________________________
Комар носа не подточит. ____________________________________________
Родился в рубашке. ________________________________________________
Всего 7 баллов
Задание 4
Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа
Килограммы - _____________________________________________
апельсины - _______________________________________________
сапоги - ___________________________________________________
помидоры - ________________________________________________
ботинки - _________________________________________________
Всего 5 баллов
Задание 5
Поставьте существительные в форму множественного числа:
Трактор - |
|
Шофер - |
|
Доктор - |
|
Сторож - |
|
Всего 4 балла Задание 6
Укажи, какое слово лишнее. Запиши номер лишнего слова во втором столбце каждой строки.
Пример |
Ответ (укажи номер лишнего слова) |
а) Дети1 страдали2 от3 недоедания4 пищи5.
|
|
б) Я1 должен2 написать3 мою4 автобиографию5.
|
|
в) Путь1 кораблю2 преградил3 ледяной4 айсберг5.
|
|
г) Не1 ешьте2 зимой3 холодное4 мороженое5.
|
|
д) Дисциплина1 поведения2 в нашем3 классе4 плохая5.
|
|
Всего 5 баллов
Задание 7
Отгадай слово.
а) Так называется учебник, который обиделся на Витю Перестукина за то, что он не знал правила о безударных гласных. В этом слове 4 слога, 10 букв, но 9 звуков. В нем спряталась единица массы.
------------------------------------------------------------
б) В этом слове 3 орфограммы. В нем спрятался кросс, но к спорту это слово не относится. Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов. Подчерки орфограммы в слове.
------------------------------------------------------------- Всего 4 балла
Задание 8
Определи известные тебе части речи в предложении. Подчеркни грамматическую основу.
Вероокая трышь грузло окисляла закорявку. Всего 2 балла
Задание 9
Из карточек было собрано слово из шести букв. Сестра разобрала его и составила из его букв два новых слова. Какое слово было собрано вначале? Запиши его в ответе.
Ответ: ______________________________________ Всего 2 балла
Задание 10
Тринадцать раков:
1. р _ _ а _ к _ 6. _ _ р _ _ а _ к _ 11. _ _ _ рак
2. рак _ _ _ 7. _ _ ра _ _ _ к 12. _ _ ра _ к _
3. р _ _ а _ _ к 8. _ _ р _ а _ _ к _ 13. _ _ рак _ _ _
4. _ _ _ рак 9. _ рак
5. _ ра _ _ _ _ к 10. _ _ рак
1. Этот рак из сатина сшит.
2. Этот рак на луну летит.
3. Этот рак укусил верстак.
4. Этот рак в прошлом слуга.
5. Этот рак долгожданный день.
6. Этот может вспорхнуть на пень.
7. Этот рак сторожит дворец.
8. Этот - кисленький леденец.
9. В этом каждая нить черна.
10. Этот в сказке детской живёт.
11. Этот ночью в окно ползёт.
12. Этот - круг для шофёрских рук.
13.Этот - множество закорюк.
Всего 13 баллов
Задание11
Запиши текст, раскрывая скобки.
По шумн__ авеню (идти)________ атташе. Рядом (идти) _________ мадам в (манто). Из окна, отодвинув легк___ тюль, (выглядывать)____________ забавн___ шимпанзе. Все это сняли в солнечн___ Сочи для рекламы (тюль)_____________. Всего 8 баллов
Задание 12
Какими частями речи могут быть эти слова: «дали», «пила», « соли»? Составьте с ними словосочетания и разберите по составу.
________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструкция по проверке олимпиадной работы по русскому языку
Задание 1 Ответ: Удар мячиком. Мячик катится. Всего 2 балла
Задание 2 Ответ: (ш-мель), (сор-ока), (фа-соль), (кар-тина) Всего 4 балла
Задание 3 Ответ: (Очень тесно; очень тихо; попал в неловкое положение; очень уверенно себя чувствует; волноваться, переживать; качественно сделано; удачливый, везучий) Всего 7 баллов
Задание 4 Ответ: килограммы – килограммов, апельсины – апельсинов, сапоги – сапог, помидоры – помидоров, ботинки – ботинок. Всего 5 баллов
Задание 5 Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора, шофёр – шофёры, сторож – сторожа Всего 4 балла
Задание 6 Ответ: а)5 ; б)4; в)4; г)4; д)2 Всего 5 баллов
Задание 7 Ответ: а) Грамматика б) кроссворд Всего 4 балла
Задание 8 Ответ: прилаг., сущ., нареч., глаг., сущ.. Трыш окисляла.
Всего 2 балла
Задание 9 Ответ: Москит (Сом, кит) Всего 2 балла
Задание 10 Ответ: Рубашка, ракета, рубанок, батрак, праздник. куропатка, охранник ,барбариска, мрак, дурак, сумрак, баранка, каракули.
Всего 13 баллов
Задание11 Ответ:
Запиши текст, раскрывая скобки.
По шумному авеню (идёт) атташе. Рядом (идёт) мадам в (манто). Из окна, отодвинув легкий_ тюль, (выглядывает) забавный шимпанзе. Все это сняли в солнечном Сочи для рекламы (тюля). Всего 8 баллов
Задание 11 Ответ:
За каждую указанную часть речи – 1 балл, за каждый разбор по составу – 1 балл
Ответ: эти имена могут быть именами существительными и глаголами.
За каждое правильно подобранное слово 1 балл Максимальное количество баллов 6
Общее количество баллов - 62
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе
4 класс
№ школы ________________ Класс_________________
Фамилия _______________________ Имя__________________
Задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Количество баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего баллов: |
Вопрос 1. Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова:
|
Л |
Е |
С |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
Г |
О |
Р |
Е |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
М |
О |
Р |
О |
З |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Х |
О |
Т |
Е |
Т |
Ь |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
Т |
Е |
М |
Н |
О |
Т |
А |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
К |
Р |
Е |
П |
О |
С |
Т |
Ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
С |
О |
О |
Б |
Щ |
Е |
Н |
И |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Н |
Е |
В |
И |
Д |
А |
Н |
Н |
Ы |
Й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р |
А |
В |
Н |
О |
Д |
У |
Ш |
Н |
Ы |
Й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопрос 2. Зачеркни начало тех слов, которые не соответствуют заданному в конце написанию:
СЛОВЕ |
|
ИЗВЕ |
|
ВЛА |
|
УМЕ |
|
-СНЫЙ |
|
РЕДКО |
|
ЧУДЕ |
|
У |
|
ПО |
|
СОГЛА |
|
ОТВЕ |
|
СНО |
|
ГНУ |
|
Вопрос 3. Составь слова:
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построить в чёткий ряд –
И с тобой заговорят.
Ответ: А О С Н В М Т К О _________________________________________________
Ответ: Б И Ь И Л У Н Д К _________________________________________________
Вопрос 4. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:
ХВОСТ |
|
ПЕРСТЕНЬ |
|
ХОЛОД |
ХАРАКТЕР |
||
НЕРВЫ |
|
ЖИЗНЬ |
|
ТРУБЫ |
КОНФЕТА |
Вопрос 5. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение:
Дождь лил |
Скоро дело наладилось и пошло |
Я знал городские переулки |
Гости свалились |
Он всегда врёт |
У себя во дворе Мишка был |
как снег на голову |
как сивый мерин |
как рыба в воде |
как из ведра |
как по маслу |
как свои пять пальцев |
Вопрос 6. Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом. _________________________________________________
Шайбы по весне считают. ____________________________________________
Когда в соседях согласья нет. _________________________________________
Вопрос 7. Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
1. Лик + пена = ______________________________
2. Иск + том = ______________________________
3. Кожа + ворон = ______________________________
Вопрос 8. Ответь на вопросы:
а) |
Каким ключом нельзя отвернуть гайку? |
|
б) |
Какую соль не кладут в суп? |
|
в) |
Из какого крана не льётся вода? |
|
г) |
Какой лук не режут в салат? |
|
д) |
По какому мостику нельзя перейти реку? |
|
|
|
|
|
|
а) б)
Ответ: ____________________________________________________________
Вопрос 10. Соедини линиями виды современного транспорта и волшебные предметы, ставшие их прообразами:
Автомобиль |
|
Ковёр-самолёт |
Поезд |
Ступа Бабы-Ягы |
|
Самолёт |
Печка Ивана-дурочка |
|
Вертолёт |
Сапоги-скороходы |
Вопрос 11. Подчеркни названия народных сказок:
«Три толстяка», «Три медведя», «Два брата», «Два клёна», «Семь Симеонов».
Вопрос 12. Соотнеси качества характера с персонажами сказок Х.-К. Андерсона:
Глупость, спесь, высокомерие, чванливость. |
|
Крот («Дюймовочка») |
Жадность, ограниченность интересов, чванливость. |
Король («Новое платье короля») |
|
Красота, доброта, талант, бескорыстие. |
Соловей («Соловей») |
Вопрос 13. Разгадай кроссворд по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Выбирай из трёх предложенных ответов правильный:
1. Что поднесли семь богатырей царевне: конфеты, пирожок, пряник?
2. Что богатыри принесли царевне на подносе: вино, джин, квас?
3. Место, где спала мёртвая царевна: гора, поле, утёс?
4. Место, где стоял терем богатырей: дубрава, равнина, усадьба?
5. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна: ветер, месяц, речка?
6. Дичь, на которую охотились богатыри: орлы, совы, утки?
7. Красоте царевны завидовали: мачеха, нянька, сестра?
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|||
|
3 |
|
|
|
|
|||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
||
6 |
|
|
|
|||||
|
7 |
|
|
|
|
|
В выделенных клетках по вертикали: предмет, которым грозила злая царица Чернавке.
Вопрос 14. Соотнеси автора с названием произведения искусства:
В. Васнецов |
|
Зимний дворец |
П. Чайковский |
Лебединое озеро |
|
Б. Растрелли |
Богатыри |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.