Место: _________ Баллы: __________ Шифр: _________
Задания
Задание 1.Кто из учеников прав? Свой ответ обоснуй.
Даша в тетради сделала такую запись:о тетради, о столе, об арбузе, об орехе, о яблоне, о ерше.
В тетради у Маши получилась такая запись:о тетради, о столе, об арбузе, об орехе, об яблоне, об ерше.
Права _____________, так как __________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________.
Задание 2.Затранскрибируй слова. Проанализируй звуковой состав слов каждого ряда и исключи (зачеркни) «лишнее» слово. Объясни свой выбор.
олень |
гиена |
ёжик |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
__________________________________________________________________ |
||
________________________________________________________________ |
||
|
||
овсянка |
воробей |
скворец |
_____________________ |
_____________________ |
_____________________ |
__________________________________________________________________ |
||
________________________________________________________________ |
||
|
||
________________________________________________________________ |
Задание 3.Составь словосочетания с данными словами так, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
сытый _________________________ сытный ________________________
|
обидно _________________________ обидчиво _______________________ |
одеть ___________________________ надеть __________________________ |
поступок _______________________ проступок ______________________ |
Задание 4.Прочитай текст, подчеркни все фразеологизмы.
Мой закадычный друг Андрей живет от меня в двух шагах. Нас с ним водой не разольешь, всюду как нитка с иголкой. Вот только в учебе мы разные.
Андрей – светлая голова, все понимает с полуслова, а я, как говорит моя бабушка, без царя в голове – битый час одну задачу решаю, голову ломаю.
Я знаю, Андрей не сидит сложа руки, всей душой старается мне помочь. И эта мысль не дает мне покоя.
Я твердо решил: надо взяться за ум!
Преобразуй текст, заменив каждый подчеркнутый фразеологизм обычным словомилисловосочетанием.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.Прочитай стихотворение М. Бородицкой.
Убежало молоко, Убежало молочко! Вниз по лестнице скатилось, Вдоль по улице пустилось, Через площадь потекло, Постового обошло, Под скамейкой проскочило, Трех старушек подмочило, |
Угостило двух котят, Разогрелось – и назад. Вдоль по улице летело, Вверх по лестнице пыхтело, И в кастрюлю заползло. Хоть и было нелегко. Тут хозяйка подоспела: - Закипело? Закипело! |
Выполни задания.
1. Выпиши из данного текста слова, имеющие:
- суффикс со значением «уменьшительно-ласкательный»
__________________________________________________________________;
- нулевое окончание _______________________________________________;
- указанную структурную схему
приставка + корень + суффикс + окончание_______________________________________________________________
_________________________________________________________________ .
2. Перечитай данное стихотворение и определи тип речи, который использует автор (повествование, описание, рассуждение).
Автор использует тип речи _________________________________________.
3. Попробуй на основе данного стихотворения составить свои варианты текста, соответствующие двум другим типам речи.
Тип речи - _______________________:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Тип речи - _______________________:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.Исключи лишнее слово.
Муравьишка, зайчишка, коровушка, скворушка, соловушка.
Задание 7.Выбери правильный ответ.
1. Произведение А.С. Пушкина, где говорится о лукоморье:
А) «Сказка о царе Салтане…»;
Б) «Руслан и Людмила»;
В) «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. Со сказкой «Белоснежка и семь гномов» перекликается сказка А.С. Пушкина:
А) «Сказка о царе Салтане…»;
Б) «Сказка о золотом петушке»;
В) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
3. Собаку в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»звали:
А) Серко;
Б) Соколко;
В) Музгарка.
4. В какой сказке А.С. Пушкина была Чернавка?
А) «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Б) «Сказка о золотом петушке»;
В) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
5. Что было под косой у царевны Лебеди?
А) месяц;
Б) звезда;
В) солнце.
6. Кто искал работника: повара, конюха и плотника?
А) поп;
Б) дядька Черномор;
В) князь Гвидон.
Ответы
РАЗДЕЛ: ОРФОГРАФИЯ
Задание 1. - Кто из учеников прав? Свой ответ обоснуй.
Даша в тетради сделала такую запись: о тетради, о столе, об арбузе, об орехе,
о яблоне, о ерше.
В тетради у Маши получилась такая запись: о тетради, о столе, об арбузе, об
орехе, об яблоне, об ерше.
Права Даша, так как она верно воспользовалась правилом: перед гласными пиши
предлог об, перед согласными – предлог о. Исключение – буквы е, ё, ю, я, так как они
обозначают 2 звука, первый из которых согласный звук [йʼ].
ИТОГО: 2 БАЛЛА
РАЗДЕЛ: ФОНЕТИКА
Задание 2. Затранскрибируй слова. Проанализируй звуковой состав слов каждого ряда
и исключи (зачеркни) «лишнее» слово. Объясни свой выбор.
олень гиена ёжик
[алʼэʹнʼ] [гʼийэʹна] [йʼоʹжык]
Лишнее слово «олень», так как все согласные мягкие.
овсянка воробей скворец
[афсʼаʹнка] [варабʼэʹйʼ] [скварʼэʹц]
Лишнее слово «овсянка», так как буква «вэ» обозначает глухой звук [ф].
ряпушка песчанка карась
[рʼаʹпушка] [пʼищаʹнка] [караʹсʼ]
Лишнее слово «ряпушка», так как в данном слове равное количество звуков
и букв.
ОЦЕНКА: ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ КАЖДОГО РЯДА СЛОВ – 3 БАЛЛА
ОЦЕНКА: ВЕРНО ОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ ВЫБОР «ЛИШНЕГО» СЛОВА В
КАЖДОМ РЯДУ – 3 БАЛЛА
ИТОГО: 6 БАЛЛОВ
РАЗДЕЛ: ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Задание 3. Составь словосочетания с данными словами так, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
сытый человек
сытный суп
обидно сказать
обидчиво посмотреть
одеть мальчика
надеть куртку
поступок честный
проступок серьезный
ИТОГО: 8 БАЛЛОВ (ПО 1 БАЛЛУ ЗА КАЖДОЕ ВЕРНОЕ СЛОВО)
Задание 4. Прочитай текст, подчеркни все фразеологизмы.
Мой закадычный друг Андрей живет от меня в двух шагах. Нас с ним водой не разольешь , всюду как нитка с иголкой. Вот только в учебе мы ра з ные.
Андрей – светлая голов а, все понимает с полуслова, а я, как говорит моя бабушка,
без царя в голове – битый час одну задачу решаю, голову ломаю.
Я знаю, Андрей всей душой старается мне помочь. И эта мысль не дает мне покоя.
Я твердо решил: надо взяться за ум!
ОЦЕНКА: 2 БАЛЛА (В ТЕКСТЕ НАЙДЕНЫ ВСЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ)
Преобразуй текст, заменив каждый подчеркнутый фразеологизм обычным словом или словосочетанием.
закадычный друг – лучший, настоящий, близкий, старинный друг; приятель, това-рищ;
в двух шагах – очень близко, рядом, недалеко;
водой не разольешь – очень дружны, неразлучны, всегда вместе;
как нитка с иголкой – всегда дружны, всегда вместе;
светлая голова – ясно, логично мыслящий человек, образованный, грамотный чело-век, умница;
понимает с полуслова – понятливый человек, легко понимать, легко контактировать;
без царя в голове – глупый, беспечный, бесшабашный, непутевый, недальновидный
человек;
битый час – целый час, долгое время
голову ломаю – мучиться, стараться решить, искать выход;
всей душой – безгранично, искренне, горячо;
не дает покоя – приставать, теребит, волновать, смущать, беспокоить;
взяться за ум – стать благоразумным, серьезным, рассудительным, смышленым,
здравомыслящим.
ОЦЕНКА: 6 БАЛЛОВ (ПО 0,5 БАЛЛА ЗА КАЖДЫЙ ВЕРНО ИСТОЛКОВАН-НЫЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
ИТОГО: 8 БАЛЛОВ
РАЗДЕЛ: СОСТАВ СЛОВА
Задание 5. Прочитай стихотворение М. Бородицкой.
Убежало молоко,
Убежало молочко!
Вниз по лестнице скатилось,
Вдоль по улице пустилось,
Через площадь потекло,
Постового обошло,
Под скамейкой проскочило,
Трех старушек подмочило,
Угостило двух котят,
Разогрелось – и назад.
Вдоль по улице летело,
Вверх по лестнице пыхтело,
И в кастрюлю заползло.
Хоть и было нелегко.
Тут хозяйка подоспела:
- Закипело? Закипело!
Выполни задания.
1. Выпиши из данного текста слова, имеющие:
- суффикс со значением «уменьшительно-ласкательный»
молочКо, старушЕК, котЯТ;
3 БАЛЛА (ПО 1 БАЛЛУ ЗА КАЖДОЕ ВЕРНО ВЫПИСАННОЕ СЛОВО)
- нулевое окончание площадь □, старушек □, котят □;
3 БАЛЛА (ПО 1 БАЛЛУ ЗА КАЖДОЕ ВЕРНО ВЫПИСАННОЕ СЛОВО)
- указанную структурную схему: приставка + корень + суффикс + окончание:
по-тек-л-о, обо-ш-л-о, за-полз-л-о, подо-спе-л-а
4 БАЛЛА (ПО 1 БАЛЛУ ЗА КАЖДОЕ ВЕРНО ПОДОБРАННОЕ СЛОВО)
ИТОГО ЗА СОСТАВ СЛОВА: 10 БАЛЛОВ
РАЗДЕЛ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ
2. Перечитай данное стихотворение и определи тип речи, который использует автор
(повествование, описание, рассуждение).
Автор использует тип речи ПОВЕСТВОВАНИЕ. – 2 БАЛЛА ЗА ПРАВИЛЬНЫЙ
ОТВЕТ
3. Попробуй на основе данного стихотворения составить свои варианты текста, соответствующие двум другим типам речи.
Тип речи – описание.
Оценка: текст логично выстроен, соответствует указанному типу, содержит разнообразные выразительные средства – ДО 5 БАЛЛОВ
Тип речи – рассуждение.
Оценка: текст логично выстроен, соответствует указанному типу, содержит доказательства и аргументы – ДО 5 БАЛЛОВ
ИТОГО ЗА РАЗВИТИЕ РЕЧИ: 12 БАЛЛОВ
РАЗДЕЛ: МОРФОЛОГИЯ
Задание 6. Исключи лишнее слово.
Муравьишка, зайчишка, коровушка, скворушка, соловушка. – 2 БАЛЛА
Задание 7. Выбери правильный ответ.
1. Произведение А.С. Пушкина, где говорится о лукоморье:
А) «Сказка о царе Салтане…»;
Б) «Руслан и Людмила»; - 1 БАЛЛ
В) «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. Со сказкой «Белоснежка и семь гномов» перекликается сказка А.С. Пушкина:
А) «Сказка о царе Салтане…»;
Б) «Сказка о золотом петушке»;
В) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». - 1 БАЛЛ
3. Собаку в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» звали:
А) Серко;
Б) Соколко; - 1 БАЛЛ
В) Музгарка.
4. В какой сказке А.С. Пушкина была Чернавка?
А) «Сказка о рыбаке и рыбке»;
Б) «Сказка о золотом петушке»;
В) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». - 1 БАЛЛ
5. Что было под косой у царевны Лебеди?
А) месяц; - 1 БАЛЛ
Б) звезда;
В) солнце.
6. Кто искал работника: повара, конюха и плотника?
А) поп; - 1 БАЛЛ
Б) дядька Черномор;
В) князь Гвидон.
ИТОГО: 6 БАЛЛОВ
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ ЗА ОЛИМПИАДУ: 54 Балла
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.