Олимпиада для 9 класса по истории

  • Конкурсы
  • doc
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ.doc
Задания   олимпиады  школьников   по  истории   (X­XI   классы)  № 1. По какому принципу образованы ряды: а) 1497, 1550, 1649, 1832 гг.;                               б) 1725, 1730, 1740, 1761, 1762 гг.; в) 1772, 1793, 1795 гг.;               г) 6 августа 1905 г., 17 октября 1905 г., 20 февраля 1906 г., 3 июня 1907 г.? № 2. По какому принципу образованы ряды:  а) революционным путем осуществить построение социалистического общества, ввести восьмичасовой  рабочий день, провести социализацию земли, сочетать политический террор в центре с аграрным террором в  деревне; б) «Продуголь», «Продамет», «Гвоздь», «Продвагон»; в) самодержавие, православие, народность; г) Московский полк, Гвардейский морской экипаж, лейб­гвардии Гренадерский полк?  № 3. По какому принципу образованы ряды: а) он приказал убить полоцкого князя Рогволода, способствовал убийству своего брата князя Ярополка,  изгнал варягов из Киева, осуществил поход на Корсунь; б) П.П.Ляпунов, Д.Т.Трубецкой, И.М.Заруцкий; в) Андрей Курбский, Алексей Адашев, Сильвестр; г) Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, М.О.Гершензон, А.С.Изгоев, Б.А.Кистяковский, П.Б.Струве, С.Л.Франк; д) М.Б.Барклай­де­Толли, П.И.Багратион, А.П.Тормасов; е) К.Д.Кавелин, Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев?  № 4. Что или кто является лишним в ряду: а) скань, зернь, финифть, фреска; б) великий князь московский Дмитрий Иванович, воевода князь Дмитрий Боброк, князь рязанский Олег  Иванович, князь серпуховской Владимир; в) Шевардинский редут, Дрисский лагерь, Багратионовы флеши, батарея Раевского; г) наделение крестьян правом личной собственности на землю, поощрение отрубных и хуторских хозяйств,  сохранение крестьянской общины, учреждение Крестьянского банка; д) политика С.Ю.Витте: введение винной монополии, строительство Транссибирской магистрали, введение  военно­полевых судов в мирное время, проведение финансовой реформы, заключение Портсмутского мира; е) тысяцкий, посадник, кончанский староста, фендрик?№ 5. Установите соответствие между именами государственных деятелей и их должностями. Государственные деятели:                                                                    Должности 1) П.Н.Дурново;                                                                     а) министр иностранных дел 2) великий князь Сергей Александрович;                           б) военный министр 3) А.И.Гучков;                                                                        в) председатель Совета министров 4) М.В.Родзянко;                                                                    г) председатель Государственной Думы 5) С.Д.Сазонов.                                                                      д) министр внутренних дел № 6. Установите соответствие между именами историков и названиями произведений. Историки:                                                             Произведения: 1) Л.Н.Гумилев;                                     а)  «Очерки по истории Смуты в Московском государстве»; 2) Н.М.Карамзин;                                  б)  «История государства Российского»; 3) В.О.Ключевский;                              в) «Древняя Русь и Великая Степь»; 4) С.Ф.Платонов.                                   г) «История Пугачева»; № 7. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какие события отечественной и  зарубежной произошли в год х? (год принятия Соборного уложения + год восстания декабристов + год земской реформы XIX в. + год  «великого перелома» — 2) : 5 = х № 8. О ком идет речь? А. Находясь в тюремной камере на Лубянке в августе 1924 г., он писал о себе: «Я, член Боевой организации  Партии социалистов­революционеров, друг и товарищ Егора Сазонова и Ивана Каляева, участник убийства  Плеве, великого князя Сергея Александровича ... человек, всю жизнь работавший только для народа ...  обвиняюсь ныне рабоче­крестьянской властью в том, что шел против рабочих и крестьян с оружием в  руках». Б. 24 февраля 1904 г. в Порт­Артур прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом. Он вышел из  матросской семьи, достиг высших военно­морских отличий исключительно благодаря своим выдающимся  способностям. С его появлением действия русской эскадры в Порт­Артуре становились всё более опасными  для неприятеля. Но 31 марта броненосец «Петропавловск» наскочил на вражескую мину и затонул. На борту «Петропавловска» находился командующий. Его смерть оплакивала вся Россия. В. Какая честь для нас, для всей России! Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, Зять палача и сам в душе палач Возьмет венец и бармы Мономаха. Г. Попович, сделавший блестящую карьеру благодаря личным дарованиям и огромной трудоспособности, он стоял одиноко на верхах дворянского общества и вельможной бюрократической среды, без прочных связей с нею, как человек, всем обязанный государю и только ему служащий. Д. Не менее хвалят летописцы нежную его привязанность к отцу ... снисхождение к слабому человечеству,  милосердие, щедрость, незлобие, ибо он, по их словам, творил добро врагам своим и любил отпускать их с  дарами. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей. № 9. Весной 1906 г. в коридорах Зимнего дворца можно было услышать такие характеристики: «стая  преступников», «пятьсот Пугачевых», «собрание дикарей». Кого награждали столь нелестными эпитетами?№ 10. Анна Ахматова писала: По той дороге, где Донской Вел рать великую когда­то, Где ветер помнит супостата, Где месяц желтый и рогатый, Я шла, как в глубине морской... Шиповник так благоухал, Что даже превратился в слово, И встретить я была готова Моей судьбы девятый вал. Очевидна столь характерная для русской лирики перекличка событий из истории страны и из жизни поэта. Прокомментируйте эти строки, кратко ответив на вопросы: — о каком событии русской истории вспоминает А.Ахматова; — как звали русского князя, о котором говорится в стихотворении; — по какой дороге и когда «Донской вел рать великую когда­то»; — «Моей судьбы девятый вал» — о чем это, на Ваш взгляд?   № 11. В геральдике для обозначения одного из гербовых цветов (черного, черни) используют слово,  вошедшее в употребление в средние века, — sable. Считают, что это слово происходит от названия меха,  который в английских источниках XII—XIV вв. обозначали словами sambeline, sebeline, sanbeline. Купцы,  торговавшие в Англии, точно определяли виды данного меха — klesem, smoleynwerk или russewerk. О каком мехе идет речь? Какие выводы можно сделать из этой информации?  № 12. Среди исторических деятелей, названных ниже, лишь трое были современниками. Назовите их, указав страну, к которой они принадлежат. — Генрих IV Бурбон;                        — Александр Невский;                 — Елизавета I Тюдор; — Ярослав Мудрый;                         — Иоганн Гутенберг;                   — Григорий Потемкин; — Борис Годунов;                            — Андрей Остерман;                     — патриарх Никон; — Людовик IX Святой.  № 14. Скульптору М.О.Микешину, автору памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде,  царствовавший монарх высказал пожелание: «Батюшку хорошо бы на памятнике изобразить». Назовите имя этого монарха. Кого он просил изобразить на памятнике? № 15. Какие исторические события описаны ниже? Назовите не менее трех исторических деятелей, с которыми эти события связаны.А. «Началось на Руси печатанье церковных, богослужебных и иных душеспасительных книг. А до той поры  на Москве и по всей русской земле были книги писаные. В писаных книгах, само собою разумеется, было  много описок, неточностей, разноречий: в одной книге об Иисусе Христе говорится — “рожденна,  несотворенна”, а в другой — “рожденна, а не сотворенна”. Одни принимали этот аз, а другие отметали его...  Типографский станок, работавший почти столетие, должен был примирить все эти споры: печать намерена  была держаться чего­либо одного — и она нашла этот аз излишним. Люди, привыкшие слышать от купели  своей в символе веры этот аз, восстали за него». Б. «Затем зашла речь о резании... Князь говорил: “Десять кун в лето от гривны — это справедливые резы. Но ведь некоторые требуют пятьдесят! И так люди, платящие долги, изнемогают, ведь среди них немало  достойных”. Постановили, что должник, уплативший дважды по пятьдесят кун резов ... не должен платить прирост в  третий раз». В. «Открылась в Кремле дума земская, или государственный собор ... для дела великого, небывалого со  времен Рюрика: для назначения венценосца России, где доселе властвовал непрерывно, уставом наследия,  род князей варяжских и где государство существовало государем... Казалось, что все желали одного: как сироты, найти скорее отца — и знали, в ком его искать».  № 16. Кем и по какому поводу было сказано: а) «При мне все будет, как при бабушке»; б) «Россия не сердится, Россия сосредотачивается»; в) «За все Балканы я не пожертвую жизнью ни одного русского солдата».