Задания олимпиады школьников по истории
(XXI классы)
№ 1. По какому принципу образованы ряды:
а) 1497, 1550, 1649, 1832 гг.; б) 1725, 1730, 1740, 1761, 1762 гг.;
в) 1772, 1793, 1795 гг.; г) 6 августа 1905 г., 17 октября 1905 г., 20 февраля 1906 г., 3 июня 1907 г.?
№ 2. По какому принципу образованы ряды:
а) революционным путем осуществить построение социалистического общества, ввести восьмичасовой
рабочий день, провести социализацию земли, сочетать политический террор в центре с аграрным террором в
деревне;
б) «Продуголь», «Продамет», «Гвоздь», «Продвагон»;
в) самодержавие, православие, народность;
г) Московский полк, Гвардейский морской экипаж, лейбгвардии Гренадерский полк?
№ 3. По какому принципу образованы ряды:
а) он приказал убить полоцкого князя Рогволода, способствовал убийству своего брата князя Ярополка,
изгнал варягов из Киева, осуществил поход на Корсунь;
б) П.П.Ляпунов, Д.Т.Трубецкой, И.М.Заруцкий;
в) Андрей Курбский, Алексей Адашев, Сильвестр;
г) Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, М.О.Гершензон, А.С.Изгоев, Б.А.Кистяковский, П.Б.Струве, С.Л.Франк;
д) М.Б.БарклайдеТолли, П.И.Багратион, А.П.Тормасов;
е) К.Д.Кавелин, Т.Н.Грановский, С.М.Соловьев?
№ 4. Что или кто является лишним в ряду:
а) скань, зернь, финифть, фреска;
б) великий князь московский Дмитрий Иванович, воевода князь Дмитрий Боброк, князь рязанский Олег
Иванович, князь серпуховской Владимир;
в) Шевардинский редут, Дрисский лагерь, Багратионовы флеши, батарея Раевского;
г) наделение крестьян правом личной собственности на землю, поощрение отрубных и хуторских хозяйств,
сохранение крестьянской общины, учреждение Крестьянского банка;
д) политика С.Ю.Витте: введение винной монополии, строительство Транссибирской магистрали, введение
военнополевых судов в мирное время, проведение финансовой реформы, заключение Портсмутского мира;
е) тысяцкий, посадник, кончанский староста, фендрик?№ 5. Установите соответствие между именами государственных деятелей и их должностями.
Государственные деятели: Должности
1) П.Н.Дурново; а) министр иностранных дел
2) великий князь Сергей Александрович; б) военный министр
3) А.И.Гучков; в) председатель Совета министров
4) М.В.Родзянко; г) председатель Государственной Думы
5) С.Д.Сазонов. д) министр внутренних дел
№ 6. Установите соответствие между именами историков и названиями произведений.
Историки: Произведения:
1) Л.Н.Гумилев; а) «Очерки по истории Смуты в Московском государстве»;
2) Н.М.Карамзин; б) «История государства Российского»;
3) В.О.Ключевский; в) «Древняя Русь и Великая Степь»;
4) С.Ф.Платонов. г) «История Пугачева»;
№ 7. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какие события отечественной и
зарубежной произошли в год х?
(год принятия Соборного уложения + год восстания декабристов + год земской реформы XIX в. + год
«великого перелома» — 2) : 5 = х
№ 8. О ком идет речь?
А. Находясь в тюремной камере на Лубянке в августе 1924 г., он писал о себе: «Я, член Боевой организации
Партии социалистовреволюционеров, друг и товарищ Егора Сазонова и Ивана Каляева, участник убийства
Плеве, великого князя Сергея Александровича ... человек, всю жизнь работавший только для народа ...
обвиняюсь ныне рабочекрестьянской властью в том, что шел против рабочих и крестьян с оружием в
руках».
Б. 24 февраля 1904 г. в ПортАртур прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом. Он вышел из
матросской семьи, достиг высших военноморских отличий исключительно благодаря своим выдающимся
способностям. С его появлением действия русской эскадры в ПортАртуре становились всё более опасными
для неприятеля. Но 31 марта броненосец «Петропавловск» наскочил на вражескую мину и затонул. На борту
«Петропавловска» находился командующий. Его смерть оплакивала вся Россия.
В. Какая честь для нас, для всей России!
Вчерашний раб, татарин, зять Малюты,
Зять палача и сам в душе палач
Возьмет венец и бармы Мономаха.
Г. Попович, сделавший блестящую карьеру благодаря личным дарованиям и огромной трудоспособности, он
стоял одиноко на верхах дворянского общества и вельможной бюрократической среды, без прочных связей с
нею, как человек, всем обязанный государю и только ему служащий.
Д. Не менее хвалят летописцы нежную его привязанность к отцу ... снисхождение к слабому человечеству,
милосердие, щедрость, незлобие, ибо он, по их словам, творил добро врагам своим и любил отпускать их с
дарами. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей.
№ 9. Весной 1906 г. в коридорах Зимнего дворца можно было услышать такие характеристики: «стая
преступников», «пятьсот Пугачевых», «собрание дикарей».
Кого награждали столь нелестными эпитетами?№ 10. Анна Ахматова писала:
По той дороге, где Донской
Вел рать великую когдато,
Где ветер помнит супостата,
Где месяц желтый и рогатый,
Я шла, как в глубине морской...
Шиповник так благоухал,
Что даже превратился в слово,
И встретить я была готова
Моей судьбы девятый вал.
Очевидна столь характерная для русской лирики перекличка событий из истории страны и из жизни поэта.
Прокомментируйте эти строки, кратко ответив на вопросы:
— о каком событии русской истории вспоминает А.Ахматова;
— как звали русского князя, о котором говорится в стихотворении;
— по какой дороге и когда «Донской вел рать великую когдато»;
— «Моей судьбы девятый вал» — о чем это, на Ваш взгляд?
№ 11. В геральдике для обозначения одного из гербовых цветов (черного, черни) используют слово,
вошедшее в употребление в средние века, — sable. Считают, что это слово происходит от названия меха,
который в английских источниках XII—XIV вв. обозначали словами sambeline, sebeline, sanbeline. Купцы,
торговавшие в Англии, точно определяли виды данного меха — klesem, smoleynwerk или russewerk.
О каком мехе идет речь? Какие выводы можно сделать из этой информации?
№ 12. Среди исторических деятелей, названных ниже, лишь трое были современниками. Назовите их, указав
страну, к которой они принадлежат.
— Генрих IV Бурбон; — Александр Невский; — Елизавета I Тюдор;
— Ярослав Мудрый; — Иоганн Гутенберг; — Григорий Потемкин;
— Борис Годунов; — Андрей Остерман; — патриарх Никон;
— Людовик IX Святой.
№ 14. Скульптору М.О.Микешину, автору памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде,
царствовавший монарх высказал пожелание: «Батюшку хорошо бы на памятнике изобразить».
Назовите имя этого монарха. Кого он просил изобразить на памятнике?
№ 15. Какие исторические события описаны ниже?
Назовите не менее трех исторических деятелей, с которыми эти события связаны.А. «Началось на Руси печатанье церковных, богослужебных и иных душеспасительных книг. А до той поры
на Москве и по всей русской земле были книги писаные. В писаных книгах, само собою разумеется, было
много описок, неточностей, разноречий: в одной книге об Иисусе Христе говорится — “рожденна,
несотворенна”, а в другой — “рожденна, а не сотворенна”. Одни принимали этот аз, а другие отметали его...
Типографский станок, работавший почти столетие, должен был примирить все эти споры: печать намерена
была держаться чеголибо одного — и она нашла этот аз излишним. Люди, привыкшие слышать от купели
своей в символе веры этот аз, восстали за него».
Б. «Затем зашла речь о резании... Князь говорил: “Десять кун в лето от гривны — это справедливые резы. Но
ведь некоторые требуют пятьдесят! И так люди, платящие долги, изнемогают, ведь среди них немало
достойных”.
Постановили, что должник, уплативший дважды по пятьдесят кун резов ... не должен платить прирост в
третий раз».
В. «Открылась в Кремле дума земская, или государственный собор ... для дела великого, небывалого со
времен Рюрика: для назначения венценосца России, где доселе властвовал непрерывно, уставом наследия,
род князей варяжских и где государство существовало государем...
Казалось, что все желали одного: как сироты, найти скорее отца — и знали, в ком его искать».
№ 16. Кем и по какому поводу было сказано:
а) «При мне все будет, как при бабушке»;
б) «Россия не сердится, Россия сосредотачивается»;
в) «За все Балканы я не пожертвую жизнью ни одного русского солдата».