Олимпиадные задания для учащизся 8 класса по истории России19 века. Задания разного типа: с кратким и развернутым ответами. Охватывают вопросы по культуре России (живописи), военной истории (Отечественной войны, Крымской войны), экономике и политики императоров России Александра 1, Николая 1 , Александра 2.Олимпиада
Олимпиада по истории (8 класс)
1. Посмотрите на картины известных русских художников. Напишите фамилию художника, чья
картина здесь представлена, и у которого фамилия, имя и отчество начинаются с одной и той же
буквы. Как называется его произведение?
2. Кто из нижеперечисленных личностей Не является декабристом?
А) М.М. Сперанский
Б) А.Н. Муравьев
В) С.П. Трубецкой
Г) П.И. Пестель
3. Этого полководца русские солдаты совершенно незаслуженно называли «Болтай, да и только».В
Бородинском сражении под ним было ранено и убито пять лошадей. Он защищал правый фланг и
центр, удержал свои позиции и прикрыл отступление русской армии, справедливо получив "титло
героя Бородинской битвы".
А) М. Кутузов
Б) М. БарклайдеТолли
В) П. Багратион
Г) А. Тормасов
4. Кто из этих художников НЕ входил в группу «Передвижники»?
А) И. Е. Репин
Б) В. А. Серов
В) И. К. Айвазовский
Г) В. М. Васнецов
5. Дайте определение термину равелин.
А) Укрепление треугольной формы перед рвом и мостом, бастионами крепости, использовавшиеся
для размещения огневых средств
Б) Место постройки и ремонта судов.
В) Часть крепостной стены между двумя бастионами.
Г) Церковное установление, правило.
6. А.С. Пушкин написал такую эпиграмму на этого государственного деятеля александровской эпохи:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А Царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести
1. Кому предназначалась эпиграмма?
2. Чем был знаменит этот человек?
3. С какими проектами связано его имя?7.
1. Укажите какое сражение указано на карте?
2. Когда оно произошло?
3. Какое название носит война?
4. Кто командовал русским флотом?
5. В каком знаменитом сражении принимал участие командующий после этой битвы?
8. В 1832 г., начиная курс лекций в Московском университете, профессор М. П. Погодин
использовал победу русской армии, русского народа над Наполеоном как аргумент,
доказывающий превосходство России над Европой: «Отразив победоносно
такое нападение, освободив Европу от такого врага, низложив его с такой высоты, обладая
такими средствами, не нуждаясь ни в ком и нужная всем, может ли чегонибудь опасаться
Россия? Кто осмелится оспаривать ее первенство, кто помешает ей решать судьбу Европы и
судьбу всего человечества, если только она сего пожелает? » А два десятилетия спустя
Россия проиграла Крымскую войну тем европейским странам, чью она должна была
«решать судьбу».
Почему Россия столь быстро утратила свое могущество?
9. В 1854—1855 гг., когда Крымская война была в разгаре, после издания царских указов о
призыве добровольцев для службы в морском флоте, а также в государственное ополчение
крепостные крестьяне самовольно массами стали покидать свои деревни и записываться на
службу.
Почему крестьяне проявили такую активность? Как бы ни трудно жилось им под
гнетом помещика, неужто умереть на войне было лучше? Или, может быть, у них столь
остро возобладал патриотизм?
10. В конце XIX в. Россия ввозила наряду с другими товарами уголь и металл. Это в страну,
где запасы первого и сырьевые ресурсы для производства второго были по тем временам
неограниченными.
Почему правительство шло на импорт данной продукции, если своей было более чем
достаточно?
11. В 1878 г. Вера Засулич, первая женщина террористка в России, была привлечена к
уголовной ответственности за покушение на жизнь петербургского градоначальника
генерала Ф. Ф. Трепова. Засулич должны были, по логике вещей, подвергнуть суровой
каре. Однако она прямо из зала суда была выпущена на свободу.
Почему?Ответы
1. Василий Васильевич Верещагин «Апофеоз войны»
2. А) М.М. Сперанский
3. Б) М. БарклайдеТолли
4. В) И. К. Айвазовский
5. А) Укрепление треугольной формы перед рвом и мостом, бастионами крепости, использовавшиеся для
размещения огневых средств
6. 1. Аракчееву А.А. 2. Был фаворитом Павла I и Александра I. Верно и фанатично проводил
их волю, не останавливаясь ни перед чем 3. Военные поселения, проект освобождения
крепостных крестьян
7. 1. Синопское сражение 2. 1853 г 3. Крымская война 4. Нахимов 5. Оборона Севастополя
8. Побежденные страны, как правило, ищут неординарные пути по ликвидации последствий
проигранной войны, часто находят их и вырываются в своем развитии вперед. Так было, например,
с посленаполеоновской Францией, которая в череде революций (1830, 1848, 1870 гг.) активно
искала выход из кризисной ситуации, победители же часто вместо поиска новизны успокаиваются,
мало что меняют в экономической и политической жизни и оказываются на обочине цивилизации.
Так произошло с Россией после победы над Наполеоном.
Другое дело, когда Россия проиграла Крымскую войну 1853—1856 гг. В стране было
отменено крепостное право, успешно проведены судебная, земская, военная и другие реформы,
что к концу XIX в. вывело Россию в число бурно развивающихся стран.
9. Крестьяне поняли службу на флоте и в ополчении как вексель на их освобождение от
крепостного права после войны, хотя в царских указах об этом не было сказано ни слова. Но
молва есть молва, и российский народ часто бывает подвластен ей.
10. Рынок не знает границ. А цена продукции зависит от уровня развития государств. Россия в
конце XIX в. значительно отставала от Англии, Франции, Германии, что и вызывало
неконкурентноспособность многих российских видов продукции на международном
экономическом рынке. Дешевле купить за границей.Бурно развивающаяся промышленность
России требовала безотлагательного потребления значительного объема различных видов сырья,
поэтому максимально использовались как внутренние, так и внешние ресурсы.
11. Дело в том, что в соответствии с проводимыми реформами в России утверждался суд
присяжных. Так вот, такой суд, выслушав аргументы всех сторон, пришел к выводу, что
Засулич не виновна, ибо своим актом она осуществила месть за своего товарища, незаслуженно
понесшего наказание, будучи в тюрьме. В 70е гг. XIX в. более 200 человек, привлеченных к
ответственности по политическим делам, были оправданы судами присяжных. В
дореформенное время их всех ожидало бы суровое наказание.
Исторические задачи 19 век История России
1. Ученик при характеристике наполеоновского плана вторжения в Россию указывает, что
французы намеревались «окружить и одним мощным ударом уничтожить русские войска сразу же
в пограничном генеральном сражении». В чем его ошибка?
2. Одна из интереснейших проблем политики Наполеона в России — его отношение к
самодержавному строю и крепостному праву. Казалось бы, освободи крестьян от зависимости, иони станут союзником французов в борьбе против АлександраI, но Наполеон, несмотря на
попытки убедить его, не пошел на это.
Почему? Ведь он терпел поражение, но за эту «соломинку» не ухватился.
3. В 1820 г. произошел бунт гвардейцев Семеновского полка. Было выяснено, что командир
полка Шварц собственноручно бил солдат палкой, плевал им в лицо, дергал за усы,
заставлял маршировать разутыми по жнивью. Суд приговорил зачинщиков бунта к
повешению, а командира полка — к отсечению головы.
Возникает вопрос: если виноват Шварц, то почему смертной казни подвергались
солдаты; если виноваты солдаты, коль их приговаривают к повешению, то почему Шварцу
должны отрубить голову? Кто прав, кто виноват?
4. Александр I собирался, но не решился произвести коренные перемены в России. Николай I,
попытавшись взять на себя роль «революционера сверху», тоже не смог
«стукнуть кулаком по столу». Сын Николая I — Александр II, куда менее жесткий и решительный
в сравнении с отцом, пошел на реформы и осуществил их.
Почему? Ведь и сопротивляющиеся реакционные силы были те же, и лидеры у
противниковконсерваторов те же, а реформы сверху пошли.
5. В 1878 г. Вера Засулич, первая женщина террористка в России, была привлечена к
уголовной ответственности за покушение на жизнь петербургского градоначальника генерала
Ф. Ф. Трепова. Засулич должны были, по логике вещей, подвергнуть суровой каре. Однако
она прямо из зала суда была выпущена на свободу.
Почему?
6. В 1854—1855 гг., когда Крымская война была в разгаре, после издания царских указов о призыве
добровольцев для службы в морском флоте, а также в государственное ополчение крепостные
крестьяне самовольно массами стали покидать свои деревни и записываться на службу.
Почему крестьяне проявили такую активность? Как бы ни трудно жилось им под
гнетом помещика, неужто умереть на войне было лучше? Или, может быть, у них столь
остро возобладал патриотизм?
7. В конце XIX в. Россия ввозила наряду с другими товарами уголь и металл. Это в страну, где
запасы первого и сырьевые ресурсы для производства второго были по тем временам
неограниченными.
Почему правительство шло на импорт данной продукции, если своей было более чем
достаточно?
8. В 1832 г., начиная курс лекций в Московском университете, профессор М. П. Погодин
использовал победу русской армии, русского народа над Наполеоном как аргумент,
доказывающий превосходство России над Европой: «Отразив победоносно
такое нападение, освободив Европу от такого врага, низложив его с такой высоты, обладая такими
средствами, не нуждаясь ни в ком и нужная всем, может ли чегонибудь опасаться Россия? Кто
осмелится оспаривать ее первенство, кто помешает ей решать судьбу Европы и судьбу всего
человечества, если только она сего пожелает? » А два десятилетия спустя Россия проиграла
Крымскую войну тем европейским странам, чью она должна была
«решать судьбу».
Почему Россия столь быстро утратила свое могущество?Олимпиада по истории
в рамках предметной недели гуманитарного цикла
20162017 уч. год
Учитель С.Н. Корпак