Данная разработка предназначена для внеурочной деятельности по русскому языку, адресована учащимся 6 класса. Для выполнения заданий нужно будет применить знания из области орфоэпии, морфологии, синтаксиса, пунктуации, морфемики, словообразования. Задания олимпиады интересны и разнообразны. Рекомендуется использовать материал при проведении предметных недель.Данная разработка предназначена для внеурочной деятельности по русскому языку, адресована учащимся 6 класса. Для выполнения заданий нужно будет применить знания из области орфоэпии, морфологии, синтаксиса, пунктуации, морфемики, словообразования. Задания олимпиады интересны и разнообразны. Рекомендуется использовать материал при проведении предметных недель.
Олимпиада по русскому языку.doc
Олимпиада по русскому языку
6 класс
1. Расставьте ударения в следующих словах:
Аристократия, баловать, газопровод, диспансер, околесица, премировать,
современный, хаос, чистильщик, красивее, милосердие, вероисповедание,
ветеринария, трапеза, украинский, зубчатый, принудить.
2. Среди данных предложений укажите сложное (знаки препинания не
расставлены).
а) Всем телом чувствуешь холод речушки слышишь далёкое теньканье лесной
птицы.
б) Родился ландыш в майский день и лес его хранит
в) Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.
г) Собаки грызутся между собой тянут сани в разные стороны.
3. Произведите морфемный разбор слова происхождение.
_________________________________________________________________
4. Образуйте формы родительного падежа множественного числа
следующих существительных:
банан ______________ носок – _____________
грабли _____________ простыня ___________
грузин _____________ чулок ______________
дно _____________ ясли _______________
5. Заполните левый столбик соответствующими словами из приведённых
ниже.
список литературы по теме.
доходы от акций
художественное произведение малого объема.
общий вид местности.
художественная литература изменение тела под воздействием внешних сил.
противостояние.
изъян, недостаток.
обжалование.
короткое сатирическое стихотворение.
нехватка, недостаток чеголибо.
вежливый.
Дивиденды, дефект, библиография, эпиграмма, корректный, миниатюра,
ландшафт, оппозиция, апелляция, дефицит, беллетристика, деформация.
6. Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со
сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели
библиотеки? Выберите верный ответ.
А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;
Б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
В) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
Г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;
Д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью.
7. Какое слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс,
суффикс, окончание, суффикс:
а) сгорбившись
б) продвигался
в) разгорясь
г) неразумно
8. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?
Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…
ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и. 9. Объясните, что означает выражение блудный сын? Каково его
происхождение? Когда оно употребляется?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________
10. Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:
Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав
сборной России.
Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены
соревновавшиеся.
11.В каком предложении употреблён фразеологический оборот?
а) Мальчик учился читать и писать.
б) Мальчик учился неважно.
в) Мальчик учился из рук вон плохо.
г) Мальчик учился ремеслу у отца.
12.Объясните значение следующих фразеологизмов:
пройти огонь, воду и медные трубы –
толочь воду в ступе –
13.Какова основная мысль данного отрывка? Как она выражена?
«Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком,
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком».
(С. Данилов) ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Ответы
1.Аристократия, баловать, газопровод, диспансер, околесица, премировать,
современный, чистильщик, красивее, милосердие, вероисповедание, ветеринария,
украинский, зубчатый, принудить.
2. б
3. Происхождениjэ < происходить + ениi.
Слово происхождение образовано суффиксальным способом.
4. Бананов, грабель и граблей, грузин, доньев, носков, простынь и простыней,
чулок, яслей.
5. Библиография – список литературы по теме.
Дивиденды – доходы от акций.
Миниатюра – художественное произведение малого объема.
Ландшафт – общий вид местности.
Беллетристика– художественная литература.
Деформация – изменение тела под воздействием внешних сил.
Оппозиция – противостояние.
Дефект изъян, недостаток.
Апелляция – обжалование.
Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение.
Дефицит – нехватка, недостаток чеголибо.
Корректный – вежливый 6. б
7. б
8. Артиллерия, интеллект, дрожжи.
9. Блудный сын означает «сын, вышедший из повиновения отцу». В Евангелии
есть притча о сыне, покинувшем отца и промотавшем свою долю наследства, а
затем вернувшемся с раскаянием в родной дом. В современном языке выражение
блудный сын употребляется в значении «человек беспутный, нравственно
нестойкий», чаще – в значении «раскаявшийся в своих заблуждениях».
10. Они были включены в состав мужской сборной, на что указывает
собирательное числительное трое, которое, как и все собирательные числительные,
сочетается с существительными мужского и среднего рода и не сочетается с
существительными женского рода. Грамматическая категория рода в данном
случае соотносима с биологическим полом лиц (спортсменов).
12. Пройти огонь воду и медные трубы пережить жизненные испытания, тяжелые
ситуации. Толочь воду в ступе– заниматься бесполезным, пустым делом.
13. Этот отрывок посвящен важности русского языка. Основная мысль выражена
посредством употребления слов в переносном значении. Переносное значение
имеют слова: ключ то, что служит для разгадки, понимания чегонибудь,
овладения чемнибудь; вселенная вся система мироздания, весь мир; всеохватный
охватывающий, включающий в себя, все, всех.
Олимпиада по русскому языку, 6 класс
Олимпиада по русскому языку, 6 класс
Олимпиада по русскому языку, 6 класс
Олимпиада по русскому языку, 6 класс
Олимпиада по русскому языку, 6 класс
Олимпиада по русскому языку, 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.