Олимпиада по русскому языку 10 класс
1.Какие звуки может обозначать буква С? Приведите примеры. (2 б.)
Выделите основу и окончание в следующих словах: зодчий, пролетарий, комментарий, стряпчий, лисий, синий, близкий, барсучий. (2 6.)
2.Определите, каким способом словопроизводства созданы неологизмы В. В. Маяковского: прошляпно, щен, раздождиться, языкотворец. (5 б.)
3.>Что общего в значениях слов виноватый и виновный? А чем они различаются? Как называются такие слова? (2 б.)
4.Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются притяжательные прилагательные? (3 б.)
5.Назовите автора и произведение, откуда приведен этот отрывок. Какие выразительные средства использованы в тексте. Охарактеризуйте особенности языковой манеры писателя. (10 б)
По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.
Если б не эта тарелка да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха.
6.Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени? (10 б.)
Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Ответы олимпиады по русскому языку 10 класс
1.[С] /коса/, [с'] /косить/, [з] /сгиб/, [з'] /косьба/, [ш] /сшить/, [ш `/счастье/, [ц] ' /мыться/, [с]/ссылка/, [с'] /иссякнуть/
2, Пошляпно - приставочно-суффиксальным, щен - бессуффиксным /от щенок/,
раздождиться - приставочно-суффиксальным.
3.Слова-паронимы. Виноватый - I. Виновный в чем-нибудь, совершивший проступок. 2. Выражающий сознание виновности в чем-нибудь /виноватый взгляд/. Виновный - такой, на котором лежит вина, совершивший проступок
Прил. виновный, в отличие от виноватый, употребляется тогда, когда речь идет о серьезном проступке, преступлении.
Прил. виноватый сочетается с сущ. одушевленными, а также со словами, обозначающими понятия, связанные обычно с человеком.
Прил. виноватый, виновный, выступая в краткой форме в качестве сказуемого, могут иметь при себе дополнение в предложном падеже с предлогом в: виноват в проигрыше, виновен в преступлении.
4.Чем в смысловом, морфемном и грамматическом отношении характеризуются притяжательные прилагательные?
В смысловом - называют признак предмета по принадлежности: хвост (чей?) лисий, ср. хвост лисы.
В морфемном - содержат особые словообразовательные суффиксы с притяжательным значением: -в- (отц-ов&), -ин- (пап-ин&), -ий- (лис-ий&). В грамматическом - имеют особую систему падежных окончаний, изменяются иначе, чем качественные и относительные. Им.: отцов, папин, лисий - ср. белый Р.: отцов-а, папин-а, ср. белого. Д.: Отцов-у, папин-у,-ср. белому. В.: как им. или род. падежи Т. отцов-ым, папин-ым, - ср. бел-ым. П.: об отцов-ом (е), папин-ом (е), - ср. бел-ом
5 М.А. Гончаров "Обломов". Характеристика героя дается чеез описание деталей интерьера. Манера Гончарова М.А. отличается детальным, подробным, замедленным повествованием. Все описываемые предметы отражают характер героя (его апатию, лень. И др.)
5.Сравнение, олицетворение, эпитеты, метафора/ подтвердить примерами из текста/.
Олимпиада по русскому языку 9 класс
1.Какой научный труд (укажите номер) написан каждым из названных русских лингвистов?
Лев Владимирович Щерба
Александр Афанасьевич Потебня
Алексей Александрович Шахматов
Михаил Васильевич Ломоносов
Дмитрий Николаевич Ушаков
("Российская грамматика" - 1, "Толковый словарь русского языка" - 2, "Курс истории русского языка" - 3, "О частях речи в русском языке" - 4, "Мысль и язык" - 5). (4 б.)
2. напишите виды сложных предложений – только начальные буквы
3.Подчеркните грамматические признаки каждого из предложений. Обозначьте члены предложения.
Домик над рекою. В окнах - огонек.
Простое предложение. Простое предложение.
Односоставное. Односоставное.
Двусоставное. Двусоставное.
Полное. Полное.
Неполное. Неполное.
4.Расставьте знаки препинания, начертите схему (схемы) предложения.
Неплохо чувствовал себя Шурка и за книжкой особенно если поблизости лежал кусок хлеба и можно было читая про завтрак знаменитых путешественников пощипать мякоть и отправляя ее понемножку в рот воображать что угощаешься мясом кенгуру и прочими чудесами которых сроду не только не пробовал но даже и не видывал.
5. напишите мини-сочинение на тему «Знаки препинания, их
роль и значение»
Ответы олимпиады по русскому языку 9 класс
1.Л. И Щерба - 4
А. А. Потебня - 5
А. А. Шахматов - 3
М. В. Ломоносов- 1
Д. Н. Ушаков - 2
2. ССП
СПП
БСП
3.Домик над рекою. В окнах - огонек.
Простое предложение. Простое предложение.
Односоставное. Односоставное.
Двусоставное. Двусоставное.
Полное. Полное.
Неполное. Неполное.
1) Неплохо чувствовал себя Шурка и за книжкой, 2) особенно если поблизости лежал кусок хлеба и 3) можно было, читая про завтрак знаменитых путешественников, пощипывать мякоть и, отправляя ее понемножку в рот, воображать, 4) что угощается мясом кенгуру и прочими чудесами, 5) которых, сроду не только не пробовал, но даже и не видывал.
4. …
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.