Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы
Оценка 4.7

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
русская литература
10 кл—11 кл
20.01.2017
Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы
Олимпиадные задания по литературе 11 класс Вопрос 1 Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока: Жду я холодного дня, Сумерек серых я жду. Замерло сердце звеня: Ты говорила: «Приду…» Дайте определение термину хиазм. Вопрос 2 Укажите ударение в словах и словосочетаниях. Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса. Вопрос 3 Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.
Олимпиадные задания по литературе.docx
Олимпиадные задания по литературе 11 класс Вопрос 1 Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта  стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического  синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока: Жду я холодного дня, Сумерек серых я жду. Замерло сердце звеня: Ты говорила: «Приду…» Дайте определение термину хиазм. Вопрос 2 Укажите ударение в словах и словосочетаниях. Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких,  сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая  шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая  колбаса. Вопрос 3 Объясните фонетические различия в области согласных в словах,  обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул,  русский – фасоль. Вопрос 4 Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»: дуть – надменный; горло – ожерелье Вопрос 5 Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой? Площадка. – И шпалы. – И крайний куст В руке. – Отпускаю. – Поздно Держаться. – Шпалы. – От стольких уст Устала. – Гляжу на звезды. Творческие задания Задание 1 Известно, что дети «придумывают» свои номинации (названия), не имея пока  ещё в запасе необходимых в данный момент речи. Как вы думаете, что  обозначают такие слова из детской речи: пошутитель, пауктина, аллокаться,  недогол, базарник, приметаллить, заверток? Предположите, как могло быть  образовано слово пошутитель? Задание 2 В стихотворении Е. Баратынского «Водопад» встречаются два очень  оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и  объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов  графически. Как очарованный стою Над дымной бездною твоею. И, мнится, сердцем разумею Речь безглагольную твою. Задание 3 Исправьте предложения, объясните причину ошибки. 1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку. 2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление. 3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна. Задание 4 Знаете ли вы, что помидор в русском языке имел когда­то названия  «любовное яблочко (яблоко)», «золотые яблоки», «любезные яблоки» и даже  «потки». Последнее название — собственно русское. Ныне оно окончательно  и бесповоротно забыто, хотя производящее его слово живо и функционирует в современной речи. Попытайтесь догадаться, что это за слово. Почему  помидор называли псинки? Почему это название исчезло? Задание 5 Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных  ниже примерах. А) Как брань тебе не надоела? Расчет короток мой с тобой: Ну так, я празден, я без дела, А ты бездельник деловой. («Как брань тебе не надоела?») Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она  замуж? – По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да  староста грозился меня высечь. (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву») Ответы на тесты Тестово е  задание №  1 №  2 Ответ В В № 3 А, В,  Г №  4 В Тестово е  задание Ответ №  6 А №  7 Б №  8 Б №  9 Г Ответы на открытые вопросы №  5 А,  Г №  10 В Ответ на вопрос 1:Стилистическая фигура – инверсия, перестановка слов на  фоне параллелизма, подобия предложений (Например, Поэт – издалека  заводит речь, Поэта – далеко заводит речь.). В приведенном фрагменте –  несколько хиазмов: инверсия подлежащего и сказуемого (жду я – я жду),  инверсия определения и определяемого слова (холодного дня – сумерек  серых), инверсия главных и второстепенных членов ( жду …дня – сумерек … жду) Ответ на вопрос 2:МАстерский, облегчИть, ободрИть, оптОвый,  предвосхИтить, о скОльких, сосредотОчение, танцОвщица, христианИн,  чЕрпать, щавЕль, экспЕрт, тигрОвая шкУра. Ответ на вопрос 3:Звук Ф в славянских языках первоначально отсутствовал. В заимствованных словах он заменялся на П, Х, ХВ, КВ. Например, др.­греч. faros и парус. Лишь после падения редуцированных в результате оглушения В  звук Ф входит в систему русских согласных. Ответ на вопрос 4:Дуть – надменный. Древнерусская форма глагола дуть, дую – дути, дъму. Древнерусский корень дъм­ представлен в современном русском языке в виде: ­дм­/дым, например, в словах дым, на­дм­енный (т.е. ‘надутый’). Таким образом, глагол дуть и прилагательное надменный этимологически  являются родственными. Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись  два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному  общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано  слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье  являются этимологически родственными словами Ответ на вопрос 5:Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой  авторский знак, организует пространственно­временную картину. Ответы на творческие задания Пример ответа на творческое задание №1: пошутитель — человек, который шутит (пошутил). пауктина — паутина. От слова паук + суффикс тин аллокаться — говорить алло по телефону. От слова алло. недогол — ситуация в футболе, когда мяч немного не долетает ворот. базарник—человек, работающий на базаре. приметаллить — припаять. заверток — сверток или бумага, в которую что­то завернуто. Пример ответа на творческое задание №2 1. Оксюморон «сердцем разумею» основан на соединении слова «разумею»  (понимаю (умом)) со словом «сердце «; сердце же принято считать  средоточием чувств, а не ума. 2. Оксюморон «речь безглагольная» основан на соединении слова «речь»  (произносимое (сказанное), слова) со словом «безглагольная», однокоренным  слову «глагол» (слово). В результате при буквальном прочтении этого  сочетания рождается смысл «речь без слов // бессловесная речь // слова  бессловесные» Пример ответа на творческое задание №3 1) Причастия не могут иметь форму будущего времени. 2) Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в  форме прошедшего. В предложении есть штамп: «произвести впечатление» 3) Нарушен порядок слов, поэтому смысл не ясен. Пример ответа на творческое задание №4 Псинки образовано от «пёс» (псы); Растение и его плод назвали так, потому что его резкий, специфический запах  не нравился так же, как не нравится «аромат» дворового пса. Очевидно, название, вернее, его мотивационная часть, — очень плохая  реклама при продаже; неприятно и есть овощ с таким названием. Пример ответа на творческое задание №5 Языковой каламбур создается следующими способами: А) Созвучие слов – бездельник – без дела. Оксюморонность сочетания бездельник деловой. Б) Игра с многозначностью слова. Слова «по страсти» – «по страсти» — омонимы. Изначально этимологически слово «страсть» от слова «страдание». В современном русском языке слово «страсть» имеет несколько значений —  1) сильное чувство, в данном случае – любовь; 2) «страсть» — страдание; 3)  разговорное «страх», 4) просторечное – « очень». ====================================================   10 класс Вопрос 1 Какой лексико­грамматической функцией объединены приведенные ниже  слова? Дайте им грамматическую характеристику. Значения каких из слов вам известны? Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака. Вопрос 2 Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение? Вопрос 3 Поставьте ударения в следующих словах. Баловать, газопровод, жалюзи, заржаветь, завсегдатай, кашлянуть, красивее,  иначе, дремота, квартал. Вопрос 4 Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах  заменяют буквой е. Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е. Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е: Опека, афера, челн, новорожденный. Вопрос 5 В каких словах ударение падает на последний слог? Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог. Творческие задания Задание 1 Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор  письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько  самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом? Я­де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не  приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не  желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой  бурмистр из села Поганец. Задание 2 Кофий, кофь, кохей, кохвай. Это названия известного вам напитка. Прочитайте приведённые в задании предложения и установите, почему это  слово «выпало» из ряда имен существительных нарицательных,  неодушевленных, относящихся к среднему роду: — «Кто чорный кофь пьет – ков на Бога кует». — «Ани ево за дубовый стол сажали, ани его чаем, кохваем поили» — «Пойдут чаи, кофеи…» — «Готов кофий?» («Вишневый сад») Определите род этого слова в современном русском языке. Приведите  примеры. Задание 3 В нашем языке много «парных слов»: сторож­страж, Млечный — молоко,  дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и  неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом  фонетическом явлении в русском языке. Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины,  знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая  река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ  аргументируйте Задание 4 В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться,  носиться в вышине». Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о  действительности). Витать в мире мечтаний (перен.). Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое  значение слова «витать» Задание 5 Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах. А) Мать любила и гордилась своим сыном. Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января. В) Мемориальный памятник установлен на площади. Г) С ним произошел неприятный инцидент. Ответы на тесты Тестово е  задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 Ответ Б В Б Г Г Тестово е  задание №  6 №  7 №  8 Ответ А В Г Ответы на открытие вопросы № 9 № 10 А, Б, Г А, В, Г Ответ на вопрос 1:Это слова­цветообозначения. Это несклоняемые (неизменяемые) прилагательные; в предложении являются  определением. Индиго – синий цвет. Маренго – черный с серым отливом или черный с  светлыми вкраплениями. Прюн – темно­лиловый цвет. Хаки – коричнево­ зеленый. Пансе – темно­фиолетовый. Беж – светло­коричневый с желтоватым  или сероватым оттенком. Электрик – ярко­синий цвет с сероватым оттенком. Массака – темно­красный цвет с синеватым оттенком. Ответ на вопрос 2:Битый час – целый час. Связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого» Ответ на вопрос 3:БаловАть, газопровОд, жалюзИ, заржАветь, завсегдАтай,  кашлянуть, красИвее, инАче, дремОта, квартАл. Ответ на вопрос 4:В двух словах пишется Е: опека, афера. Ответ на вопрос 5:Во всех словах. ЖалюзИ, газопровОд, ворожеЯ, позвонИт, нефтепровОд, каталОг Ответы на творческие задания Пример ответа на творческое задание №1:Я­де скота губернатора с его полей  в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде  вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота  губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. Пример ответа на творческое задание №2Слово кофе в современном русском  языке мужского рода. Допускается — средний род. Пример ответа на творческое задание №3Слова с неполногласием пришли к  нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета  старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля. Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная,  пахнущая смрадом. Пример ответа на творческое задание №4Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для  жилья) – родственные слова Пример ответа на творческое задание №5А) Мать любила и гордилась своим  сыном. — Мать любила своего сына и гордилась им. Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января. Свидетель показал, что видел … В) Мемориальный памятник установлен на площади. — Памятник установлен  на площади. Г) С ним произошел неприятный инцидент. — С ним произошел инцидент.

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы

Олимпиадные задания по литературе 10-11 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017