План-конспект интегрированного урока
Дисциплина: История, Литература
Группа: СВ-24, РГО-24
Преподаватели: Губина Тамара Николаевна, преподаватель истории и обществознания
Винокурова Юлия Владимировна, преподаватель русского языка и литературы
Тема: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир»)
Цели:
Формировать практические умения: характеризовать образы Кутузова и Наполеона с точки зрения исторической и нравственной, общечеловеческой;
Сопоставлять характеры героев с точки зрения истории и русской литературы (Кутузов, Наполеон), видеть мотивы их поступков;
Объяснять (методом сопоставительного анализа) отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю;
Формировать практические умения анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, в процессе самостоятельной творческой деятельности обучающихся; строить речевое высказывание, искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
Формировать умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;
организовывать свою деятельность (ОК 2); умение вести диалог в группе (ОК 6); развивать ответственность, способность к открытому взаимодействию (ОК 3) способствовать воспитанию у обучающихся командного духа, эффективного общения (ОК 6),
совершенствовать, воспитывать патриотизм, гордость русскими воинами – защитниками Отечества.
Ход урока:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Ю.В.: Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим видеоролик.
Показ видеоролика «Наступление Наполеона». Звучит французская музыка (барабаны)
Преподаватель создает рабочую атмосферу, читает текст
Ю.В.: Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» охватывает период с 1805 по 1820 годы XIX века. Идёт 1805 год. Наполеон со своей армией начал наступление против третьей антифранцузской коалиции. 20 ноября 1805 года под Аустерлицем состоялось крупнейшее сражение войны третьей антифранцузской коалиции, в котором объединённое русско-австрийское войско потерпело поражение. Сражение получило название «битва трёх императоров», так как в нём принимали участие российский император Александр I, французский император Наполеон I и австрийский император Франц II.
Ю.В. Как вы думаете, какова тема урока? (ответы обучающихся)
Т.Н. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Ю.В. По произведению Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
1. Мотивационно-целеполагающий этап
Т.Н.: Ребята, внимание на доску, посмотрите на портреты, кто это? (ответы обучающихся)
Верно, это Наполеон Бонапарт и Михаил Илларионович Кутузов(на доске портреты)
Т.Н.: Что мы о них знаем? (ответы обучающихся)
Т.Н.: Верно, а давайте подумаем и попробуем перечислить причины возникновения Отечественной войны 1812 года. (ответы обучающихся)
АРТУР: Нарушение континентальной блокады Англии. По условиям Тильзитского мирного договора 1807 года Россия должна была прекратить торговлю с Англией, но ей это было экономически невыгодно, и она продолжала тайно торговать с Великобританией.
САША: Социально-политические противоречия. Российское дворянство опасалось влияния Франции и французских идей на Россию.
Личные противоречия Наполеона I Бонапарта и Александра I. Наполеон обвинял Александра в убийстве своего отца Павла I, а Александр в свою очередь отказался выдать замуж за Наполеона свою сестру — княжну Анну Павловну.
Польский вопрос. Наполеон поддерживал стремление поляков к независимости, что не устраивало Россию
КИРИЛЛ: Начало войны: 12 июня 1812 года французская армия во главе с Наполеоном перешла реку Неман.
БОГДАН: отказ Российской империи активно поддерживать континентальную блокаду, в которой Наполеон видел главное оружие против Великобритании, а также политика Наполеона в отношении европейских государств, проводившаяся без учёта интересов России. На первом этапе войны (с июня по сентябрь 1812 года) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав под Москвой Бородинское сражение.
Наполеон был агрессором и начал войну именно он, на что русский и другие народы ответили Отечественной войной. Отступление русских войск в начале войны было не свободой выбора, а суровой необходимостью.
Ю.В. Сегодня мы изучаем части и главы романа «Война и мир, которые связаны с великой эпохой - Отечественной войной 1812 года.
Кутузов и Наполеон – это исторические личности.
Т.Н.А что такое личность с точки зрения обществознания? Какими чертами должна обладать личность, чтобы являться выдающейся?
Ю.В. -Давайте дадим определения следующим понятиям:
Война - вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.
Патриотизм-Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины
Пацифизм - (от лат. pacificus миротворческий) международное, антивоенное движение, выступающее против всяких войн.
Личность — Это человек, который действует сознательно и является субъектом отношений в обществе. 2.Личность - это носитель черт характера, которые ценятся и уважаются обществом.
Культ личности — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля)
Автокра́тия (греч. autokrateia — самовластие, самодержавие; от др.-греч. αυτός — сам + κράτος — власть) — одна из форм правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве.
1. Деятельностно-содержательный этап
Т.Н. «Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа» Л.Толстой
Идеал исторического деятеля и идеал человека для Толстого – Кутузов. Великий полководец направлял все силы «не на то, чтобы не истреблять и убивать людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их»
Ю.В.А сейчас мы заполним сопоставительную таблицу - анализ образов Кутузова и Наполеона. На столах у вас тексты из учебника по литературе, вам необходимо дать описание двух личностей Наполеона и Кутузова. На работу вам даётся 5-7 минут. Приступаем.
Т.Н.: А теперь давайте озвучим наш сопоставительный анализ образов. Павлов Ньургун и Кузнецов Михаил.
Т.Н. Какой вывод о роли личности в истории (по Л.Н. Толстому)? Толстой развенчивает культ «сильной личности», «сверхчеловека». «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». В оценке исторической личности писатель применяет нравственный критерий
Вслед за Пушкиным он утверждает, что «гений и злодейство – две вещи несовместные».
Ю.В. Сейчас мы с вами составим синквейна к нашему уроку к словам Кутузов, Наполеон, война, народ. Посмотрите, что такое синквейн.
-Теперь задание заключается в следующем: составить синквейн к словам:
КУТУЗОВ |
НАПОЛЕОН
|
Полководец, борец |
Главнокомандующий, император |
Честный, добрый, справедливый |
Расчетливый, хитрый, самолюбивый |
Учит, добивается (успеха) |
Проиграл (войну), опозорен |
Кутузов – великий полководец |
Наполеон –жалкий император |
Командир |
Самовлюблённость |
Война |
Народ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ю.В. Давайте прослушаем, что у вас получилось.
Отвечают 2 студента.
Т.Н. Москва горит… Москва горела уже в нескольких местах, и число очагов возгорания увеличивалось. Свита Наполеона проехала по горящему Арбату до Москвы-реки, далее двигаясь относительно безопасным маршрутом вдоль её берега…
А теперь послушаем отрывок из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» в исполнении Михаила и Артура.
(Выходят студенты и читают стихотворение)
Миша: — Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Артур: — Даа, были люди
в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Т.Н. Спасибо, ребята.
А теперь подведём итоги нашего сегодняшнего занятия. Мы охарактеризовали образы Кутузова и Наполеона с точки зрения истории и литературы, увидели мотивы поступков двух легендарных исторических личностей, почувствовали гордость за наших русских воинов-защитников Отечества.
-Выполним следующее задание, которое называется «Верные и неверные утверждения», я зачитываю вам факт, вы отвечаете верный он или нет:
Верные утверждения |
Неверные утверждения |
Андрей Болконский отправился на службу желая получить свой Тулон. Тулон, значит СЛАВА |
Наполеон любил свою армию, он относился к ней как к семье. |
Младший сын Ростовых Петя, мечтал отправиться на войну. |
Кутузова звали Александр. |
|
У Кутузова не было правого глаза, поэтому он носил повязку на глаз. |
-А теперь запишем домашнее задание.
Ю.В. Домашнее задание: По материалам, которые мы сегодня вам раздали, написать сочинение-рассуждение на тему: «Моё отношение к личностям Кутузов и Наполеон».
Рефлексия.
Т.Н. Свое отношение к уроку вы можете выразить смайликом.
Благодарим всех ребят за урок. До свидания!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.