Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов
Оценка 5

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Оценка 5
Конкурсы +2
doc
русский язык
5 кл—11 кл
15.05.2018
Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов
Предлагаемые задания для проведения школьного этапа олимпиады разработаны для обучающихся 5-11 классов. В ключах отмечена примерная оценка и общее количество баллов. Кроме олимпиады, задания могут быть использованы при проведении Недели русского языка и других внеклассных мероприятий, которые прививают любовь к русскому языку.Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов
ОЛИМПИАДЫ.doc
Материалы подготовила:                                                                               Решетняк Г.Н.                                                                               МБОУ «СОШ №21»                                                                               г. Сергиев Посад                                                                               Московская область Школьный этап олимпиады по русскому языку 5 ­ 6 классы  №задания  Формулировка задания и критерии оценивания Максимальное  кол­во баллов  1  2  3  4 Расставьте ударения в словах: Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя,  приговор, завидно, средства, добыча. За каждый правильный ответ ­ 0,5 балла   5 баллов   Обозначьте состав слов: Зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик. За каждый правильный ответ ­ 1 балл   5 баллов Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы,  раскройте скобки.  Воспоминания   ст…рожила,   (не)сп…ши   отвечать,   зак… ляйся с де…ства, (а,о)ккуратная   надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельня улыбка, чу…ствуешь   радость, уча… ствуешь в олимпиаде,   зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу,   ус…ная   речь,   г(е,и)ган…ские   шаги,   ув…дающие цветы.     За каждое правильно написанное слово ­ 0,5 балла Какими русскими словами можно заменить заимствованные  слова?    7 баллов   6 баллов Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.    За каждое правильно написанное слово ­ 0,5 балла Замените синонимами устаревшие слова. Очи, чело, ланиты, уста, перст,  глаголет, десница. За каждый правильный ответ ­ 1 балл   7 баллов Анаграмма ­ перестановка букв в слове, создающая новое слово  (например, роман ­ норма). Составьте на основе пяти данных слов  пять новых. Адрес.  Волос.  Майка.  Сосна.   Апельсин.   5 баллов За каждый правильный ответ ­ 1 балл   В каждой группе вычеркните "четвертый лишний" фразеологизм. 1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма­тьмущая, яблоку  негде упасть. 2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде  писано, комар носу не подточит. 3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в  мгновенье ока. За каждый правильный ответ ­ 1 балл   3 балла Итого: 38  баллов    5  6  7  Рейтинг: 38 ­ 35 баллов ­ 1­е место                  34 ­ 29 баллов ­ 2­е место 28 ­ 20 баллов ­ 3 место 7 класс    Расставьте  ударение в словах:            Дефис,   звонишь,   договор,   торты,   процент,   каталог, прибыл, положил,  черпать,  средства,  досуха,  втридорога.    За каждый правильный ответ – 0,5балла    Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы.        Непр…тязательный   вкус,  пр…бывать  за  границей, без конца пр…рекаться, непр…одолимый страх, пр…п…раться из­за пустяков, искать пр…станища, пр…ломление лучей в воде, непр…ходящие ценности, непр…хотливое животное, камень пр…ткновения. За каждое правильно написанное слово  – 0,5 балла.    Графически обозначьте морфемный состав выделенных слов.        Синевато  светились   звезды.   Небо   на   востоке   слегка синевато. Нос посинел от холода. Посиневшие тучи ползли по небу.  Её глаза теперь казались еще синее. Синь небес и зелень деревьев радуют глаз. За каждое  правильно разобранное слово  ­ 1 балл. Какое   устойчивое   выражение   современного   русского   языка соответствует данному предложению из Остромирова Евангелия (1056­1057)?   6 баллов   5 баллов   6 баллов   5 баллов  1  2  3  4 В   каких   славянских   топонимах   сохранились   древние   имена прилагательные,   от   которых   образовались   существительные  шуица и десница?       Да не чует шуица твоя, чьто творит десница твоя. За ответ на 1­й вопрос – 3 балла;      за топонимы – по 1 баллу.     Что такое  анаграмма? Составьте на основе десяти данных слов 10 новых. Адрес. Сокол. Волос. Товар. Майка. Актёр.   Сосна.   Роман.  Апельсин. Мошкара.  За определение анаграммы – 2 балла; за каждое слово – 0,5  балла.    Вспомните, какие фразеологизмы используются в русском языке для   характеристики   людей   по   их   внешнему   виду,   свойствам   и качествам. Человек очень высокого роста. Очень умный человек Опытный, бывалый, много испытавший человек. Слишком   откровенный,   прямодушный   по   характеру человек. Пышущий здоровьем человек.  За каждый правильный ответ – 1 балл.     Найдите   и   исправьте   речевые   и   грамматические   ошибки   в следующих предложениях. Из   каждой   поездки   мы   привозим   бабушке   памятные сувениры. Цены на фрукты постоянно растут вверх. На ней была одета шляпа немыслимой расцветки. Четверых   девочек   из   класса   попросили   помочь   в подготовке угощения для ветеранов. Благодаря сильным морозам погибли кусты роз. Входя   в   кабинет   географии,   в   глаза   бросается   огромная карта России. За каждый правильный ответ – 1 балл.  5  6  7   7 баллов   5 баллов   6 баллов  Рейтинг:   40 ­ 36 баллов ­ 1­е место                  35 ­ 30 баллов ­ 2­е место  Итого: 40  баллов 29 ­ 21 баллов ­ 3­е место 11 класс Вопрос № 1 Участники   должны   продемонстрировать  понимание   семантических отношений между единицами лексической системы русского языка. Можно   ли   считать   слова  итог,   потомство  родственными   с исторической точки зрения? Мотивируйте свой ответ. Оценка. За  правильное объяснение – 3 балла,     Вопрос № 2 Участники должны   продемонстрировать знания семантики слова и его морфемного  состава  Разберите по составу слова  мельком и пешком. 1. К какой части речи   принадлежат   данные   слова?   2.   Одинаков   ли   морфемный   состав этих слов? 3. Что Вы знаете о возникновении слов мельком и пешком в русском языке?  Оценка. За правильный ответ на каждый вопрос 1 балл, максимально – 3 балла.    Вопрос №3 . Задание проверяет способность к сравнению, сопоставлению, обобщению  фактов языка по заданным признакам, лингвистическую интуицию, умение не  просто воспроизводить готовую информацию, а добывать ее в ходе анализа   К индоевропейскому корню *kes ­ "резать, ломать, рубить" восходят следующие русские слова:  каша, коса,, кость, хвоя, час, черта,  щепка, щель.   Принимая   во   внимание   значение   индоевропейского   корня, определите буквальное (первичное) значение выделенных слов.  Оценка. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально 8 баллов.     Вопрос №4 Участники   должны   показать   знание   грамматических   и   норм   русского   языка   и   осведомленность   в морфологических происхождении и истории слов и выражений.  . Выходя из автобуса, вы нечаянно оступились и произнесли: "Ой, мамочки!"   или   "Ой,   мама!".   Почему   вы   говорите   "мамочки"   или "мама", а не "папочки" или "девочки", "мальчики"? 1. Какой частью речи являются указанные выражения?  Оценка. За правильный ответ – 4 балла.     Вопрос №5 Участники должны продемонстрировать понимание  синтаксической  системы русского языка и умение анализировать  синтаксические явления повышенной сложности. В письме иностранца встретилась фраза: Пиджаку оторвали пуговицу. В чем заключается ошибка? Как ее исправить? Оценка. За исправление­1 балл, за объяснение­2 балла,  максимально­3 балла. Вопрос №6 Участники должны показать знание русской фразеологии и осведомленность  в происхождении и истории слов. Перед Вами фразеологизмы, содержащие имена собственные. Заполните  таблицу, написав, что обозначают эти фразеологизмы в современном  русском языке и каково их происхождение.   Дамоклов меч Загадка Сфинкса Авгиевы конюшни Оценка.   За   правильный   ответ   в   определении   значения   –   1   балл,   за определение происхождения – 1 балл, максимально 6 баллов.     Вопрос №7 Участники должны  продемонстрировать знание современной орфографии  и умение  сформулировать  правила  написания слов. Распределите   слова   по   группам   с   учетом   орфографических особенностей. Назовите орфограммы.  .Безнравственный, бескорыстный, колются,   ветреный,   вовсе   не   интересный,   скворчонок,   строят, раскорчеванный (лес), навзничь, не вооружен, карманный, холщовый, по­ медвежьи,   презрение,   прекрасный,   приморский,   выкачанная   (нефть), тушенка, серебряный, соломенный, чрезмерный нехоженый Оценка За правильное распределение слов по группам – 1 балл, за сформулированное  правило – 1 балл, максимальное количество 16 баллов.       Вопрос №8 Участники должны показать эрудицию и  широкий кругозор.  Из предложенного списка выберите слова, восходящие к именам  собственным:  кольт, комбинат, колония,  гастарбайтер, гафний, дерби, детектор,  иезуит, иммельман, бостон, монофтонг, панама, уотергейт, унисон,  тюфяк, сэндвич, садизм, маньяк, рудбекия, рецепт, мичман, мансарда,  лямблия, бойкот, бойфренд, бикини, берданка, бердыш, бедлам, батист,  батик, эрудит, эскалоп. Оценка     За правильный ответ– 0,5 балла, 0,5 балла за правильный комментарий к каждому из слов, максимально 18 баллов.       Вопрос №9 Участники должны продемонстрировать навыки морфемного и  словообразовательного анализа. Восстановите словообразовательные цепи однокоренных слов. А.­сушить­сухой­засушить­засушливость­засушливый­.  Б. сон­сонливость­ сонливый ­спать ­.  В. Насмешечка­насмехаться­ смех­насмешка­насмешечка. Г. светить­осветить­свет­освещение.  Д. разведать­разведочный­ведать­разведка Оценка За правильный ответ– 1 балл,  максимально 5 баллов.   Вопрос №10 Участники должны показать знание  синтаксической системы русского  языка и умение анализировать синтаксические явления. Напишите номер варианта ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Отец обещал (1) что (2)если(3) к полудню небо прояснится(4) то он непременно (5) возьмет сына с собой на матч(6  ) и Алеша все утро с тоской и надеждой смотрел на моросящий за окном дождь.  1)1,2,4,5,6   2) 2, 3, 4. 5,            3) 2, 3, 4, 6,                4) 1,  4, 6   За правильный ответ– 1 балл. Вопрос №11   Определите значение и происхождение следующих  выражений: а)      лезть на рожон, б)       рядиться в павлиньи перья, в)      камень преткновения Оценка. За каждый правильный ответ – 2 балла, максимально 6 баллов. Вопрос 12    . Анализ прозаического текста  •      Назовите автора данного текста. Известно, что его настоящее  имя было Борис, а литературный псевдоним этимологически  родственен словам белье, белок, белка.  •      Попробуйте восстановить авторское название (заголовок)  главы из романа.  •       Определите  лингвостилистические приемы (выразительные средства),   при   помощи   которых   автор   передает   состояние страха   маленького   мальчика   перед   героем   уличного балагана.   Описание   приемов   проводите   в   соответствии   с языковыми   уровнями   (графика,   лексика, морфология, синтаксис).    фонетика, Курий крик ­  Крр­кр! ­  ­ каверзник: растрещался  трещоткой; он­  грудогорбая, злая, пестрая, полосатая финтифлюшка ­ петрушка:  в редкостях, в едкостях, в шустростях, в юркостях, востреньким,  мертвеньким, дохленьким носиком, колпачишкою и щеткою в руке ­  раскоряке колотится, что есть мочи без толку и проку на балаганном углу ­  Крр ­ крр ­ кр! ­  Высоко!  Я  ­ подтянутый,  ­ схваченный,  ­ вскинутый ­ с изумлением, строгостью и безо всякого наслаждения рассматриваю  вредоносное, вострое, пестрое и очень злое созданьице, как дозирают  тарантулов в опрокинутой банке: как бы не выскочил укусить;  и ­  ­ Кррр ­ крр ­ кр! ­  ­разрезает картавенький голосок как  точеными ножницами: подчирикнул,  подпрыгнул и нет его ­ на балаганном углу;  падают лишь снежинки на носик.  Тут ударили в бубны!  Меня же, дрожащего, покрытого смертной испариной, продолжают  ­ подтягивать,  ­ схватывать,  ­ вскидывать! ­  ­ тащат за руки, без всякого  милосердия: под полотно балагана, где кипят и пучатся бубны ­ под полотном балагана! Мы спешим в кровавые кумачи, в мимотекущие ураганы и старые­ старые ярости, где нас всех прищемят, раскрошат, завертят, закрутят, зажарят и… сбросят ­  ­ в  пропасти колесящих карбункулов! ­  ­ вот уже кровавые кумачи с курьим криком Петрушек, из которого вдруг  выхватывается на нас, обдавая нас пламенем, мелолицый колпачник и что есть мочи замахивается своей медной тарелочкой.  Мне говорят:  ­ Вот ­ паяц! ­  ­ но на бывалое безобразие отвечаю я ­ криком!  Из романа "Котик Летаев" Оценка. За  описание каждого уровня от 1 до 4 баллов в зависимости от  полноты и правильности ответа, максимально 20 баллов.  Всероссийская олимпиада школьников по литературе Школьный этап 2010 ­ 2011 учебный год 11 класс 1. Назовите авторов этих строк о России. ( Максимальная оценка – 3 балла) 1.1 Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые­ Как слёзы первые любви! Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия, Мессия грядущего дня! 1.4 И ты, огневая стихия, 1.2 Они глумятся над тобою, Они, о родина, корят Тебя твоею простотою Убогим видом чёрных хат. 1.5 Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосёт глаза. 1.3 Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…» 1.6 Она не погибнет, ­ знайте! Она не погибнет, Россия, Они всколосятся, ­ верьте! Поля её золотые. 2. Закончите афоризмы. Укажите автора и произведение. ( Максимальная оценка  – 3 балла) 2.1 «Человек создан для счастья, …» 2.2 « И вечный бой!...» 2.3 «Ложь­ религия …» 3. О   каких   поэтах   серебряного   века   идёт   речь?     Укажите   названия   стихов   и сборников,  которые упоминаются в тексте. (Максимальная оценка – 3 балла)  3.1 «… был ярким представителем символизма, особенно первого его поколения . Он был не только его поэтом, но и теоретиком. Символ веры нового литературного направления  … выразил в своих ответах юноше «со взором горящим». (Валериан Полянский) 3.2 «Вы единственное лицо из Царской Фамилии, которое после Екатерины Великой настолько   любит   и   понимает   значение   литературы,   что   само   берётся   за   перо, переводит, пишет – умственному труду посвящает свои досуги… « (Я. Полонский) 3.3 «Второй,   уже   посмертный   сборник   стихов…содержит   сотню   стихотворений, искусственно   и   претенциозно   распределённых   в   «трилистники»   (по   три)   и «складни» (по два). Различные по глубине замысла и по тщательности выполнения, все эти стихотворения объединены тем, что Баратынский назвал «лица необщим выражением».   (В. Брюсов») 4. Назовите   героинь   чеховских   произведений.   произведений. ( Максимальная оценка – 3 балла)   Укажите   названия   этих 4.1 Глядя на её полные розовые щёки, на мягкую белую шею с тёмной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на её лице, когда она слушала что­нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе…» ­ и тоже улыбались… 4.2 …она, затерявшаяся в провинциальной толпе, эта маленькая женщина, ничем не замечательная, с вульгарною лорнеткой в руках, наполняла теперь всю его жизнь, была его горем, радостью, единственным счастьем, которого он теперь желал для себя; и под звуки плохого оркестра, дрянных обывательских скрипок он думал о том, как она хороша. 4.3 «…   как   сейчас   помню,   ещё   молоденькая,   такая   худенькая,   подвела   меня   к рукомойнику, вот в этой самой комнате, детской. « Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживёт…» 5. Предложите имена и фамилии поэтов серебряного века, которые звучали бы как ямб, хорей, дактиль, амфибрахий. Например, анапест – Николай Гумилёв (Максимальная оценка­ 4 балла). 6. С помощью каких  средств выразительности  нарисован образ дождя в        стихотворении Н. Заболоцкого?( Максимальная оценка – 4 балла)                                                  Мой зонтик рвётся, словно птица,                                                  И вырывается, треща.                                                  Шумит над миром и дымится                                                  Сырая хижина дождя. 7. Предложите   свой   вариант   литературного   анализа   стихотворения   И.Ф. Анненского «Петербург». (30 баллов) Петербург Жёлтый пар петербургской зимы, Жёлтый снег, облипающий плиты… Я не знаю, где вы и где мы, Только знаю, что крепко мы слиты. Сочинил ли нас царский указ? Потопить ли нас шведы забыли? Вместо сказки в прошедшем у нас Только камни да страшные были. Только камни нам дал чародей, Да Неву буро­жёлтого цвета, Да пустыни немых площадей, Где казнили людей до рассвета! А что было у нас на земле, Чем вознёсся орёл наш двуглавый, В тёмных лаврах гигант на скале,­ Завтра станет ребячьей забавой. Уж на что был он грозен и смел, Да скакун его бешеный выдал, Царь змеи раздавить не сумел, И прижатая стала наш идол. Ни кремлей, ни чудес, ни святынь, Ни миражей, ни слёз, ни улыбки… Только камни из мёрзлых пустынь, Да сознанье проклятой ошибки. Даже в мае, когда разлиты Белой ночи над волнами тени, Там не чары весенней мечты, Там отрава бесплодных хотений.                                                        ( 1910) Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку Предлагаемые задания для проведения школьного этапа олимпиады разработаны  для обучающихся 5­11 классов. В ключах отмечена примерная оценка и общее  количество баллов. Кроме олимпиады, задания могут быть использованы при  проведении Недели русского языка и других внеклассных мероприятий.                                               5 класс  Задание 1. Расставьте ударения в словах: Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивее, хвоя, приговор, завидно, средства,  километр. Задание 2. В каких словах только твердые согласные звуки? Поля, солнце, машешь, живой, смех, облака, праздник, колесо, елка, рюкзак. Задание 3. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте  скобки.  Воспоминания  ст…рожила,  (не)сп…ши  отвечать,  зак…ляйся с де…ства,  (а,о)ккуратная  надпись, библ…отечные книги, об(а,о)ятельня улыбка, чу…ствуешь  радость, уча…ствуешь в олимпиаде,  зап…вать в хоре, об…ед…ниться в группу, ус… ная речь, г(е,и)ган…ские шаги, ув…дающие цветы Задание 4.  Сколько слов из данного списка можно понять и как существительное, и как  глагол?  Шила, мыла, выла, дела, жили, были, рыли, жил.  Задание 5. Выполните морфемный разбор следующих слов:  подземный, стройка, пришкольный, сумочка, выкупалась. Задание 6. Составьте несколько предложений так , чтобы в них слово «ЯЗЫК»  употреблялось в разных значениях. Задание 7. Подчеркните в предложениях грамматические основы.  Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг –  плавучая ледяная гора. Задание 8. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант  предложений:  Я вылил воду из ведра и обратно налил его водой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки.  Белый мышь умел стоять на задних лапках. Задание 9. Анаграмма ­ перестановка букв в слове,  создающая новое слово (например,  роман ­ норма). Составьте к каждому данному слову по одному новому:  адрес ­…,  волос ­…,   майка ­…,   сосна ­ …                                        6 класс Задание1. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука:  Театр, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.  Задание 2.  Расставить ударение в словах:  Километр, танцовщица, банты, каталог, творог, столяр, петля, клала, свекла,  сироты.  Задание 3. Разделите слова на две группы. На каком основании вы это сделали?  Берёг, берег, приберегать, сберегательная (касса), береговой, оберег, бережливость,  побережье, набережная, сбережения.  Задание 4. Вставьте пропущенные буквы в словах:  б..т..рея, ко..екция,  в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад, в..н..грет. Задание 5. Если бы в русском языке существовало слово КЕЧЬ, какой частью речи оно  могло бы быть? Ответ обоснуйте.  Задание  6. Исправьте грамматические и речевые ошибки и запишите правильный вариант  предложений:  Старик обратно вернулся домой. Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки.  Белый мышь умел стоять на задних лапках. Задание 7. Подобрать к прилагательным сначала синонимы, а затем антонимы :  Сильный туман  Сильное желание  Чёрный рояль  Чёрные дела  Задание 8. Дополните устойчивые сочетания  названиями частей человеческого тела: …в …не клади; …кровью обливается; …не дорос; …развесить; …тонка; в… не дует; за  обе …; как свои пять… . Задание 9. Ученик 6 класса, выписывая из предложения словосочетания, допустил  ошибки. Найдите их, объясните, в чём ошибка.  Сильный порыв ветра вырвался из­за вершин деревьев и закружил пыль по дороге.  1) сильный порыв;  2) порыв ветра;  3) порыв вырвался;  4) вырвался из­за вершин;  5) из­за вершин деревьев;  6) из­за вершин;  7) вырвался и закружил;  8) закружил пыль;  9) закружил по дороге.  Задание 10. Закончите предложения   Тёплый дождь пошёл и …  Тёплый дождь пошёл, и … 7 КЛАСС      1. У некоторых русских слов есть соответствия в старославянском языке, как правило, относящиеся к высокому книжному стилю. Например: берег – брег, борозда – бразда и т.п. Корни в таких парах отличаются так называемым полногласными или неполногласными сочетаниями (­оро­ и ­ра­; ­оло­ и ­ла­; ­ере­ и ­ре­).  Запишите слова современного русского языка, имеющие старославянские корни с неполногласными сочетаниями. Берег – брег, …  Золото – злато, …, …  Холод – хлад, …, …  Борода – …  Ворота – врата, …           Голос – глас, …,  2. Выполните морфемный разбор всех слов. У подчеркнутых слов выполните  словообразовательный разбор:  вешалка, бесконечный, денёчек, приморский, шахматистка  3. Выполните фонетический разбор слова угасший. 4.Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее» и почему?  5. Составьте 2 предложения с союзом или так, чтобы в одном предложении перед союзом стояла   запятая,   во   втором   –   нет.   Объясните   пунктуацию   в   придуманных   вами предложениях. 6. 6.1. Определите разряды местоимений. 1) Весь день лил дождь. 2) Сколько времени? 3) Не   знаю,   сколько   времени.  4)  Я   давно   не   видел   её.  5)  Каждый   знает,   что   нужно уважать не только себя, но и других людей.  6)  Самому стало совестно.  7)  Это был самый прекрасный день в её жизни. 6.2. Местоимения каких разрядов вам не встретились? Приведите по одному примеру на каждый разряд. 7. Исправьте в предложениях речевые и грамматические ошибки.         1)Низкий поклон перед теми, кто воевал.          2)Более худшего примера не привести.        3)Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.           4)Все были счастливы и весёлые.          5)Петя сказал, что я не согласен с твоим мнением. 8. Напишите небольшую творческую работу (10 предложений) на тему «Русский язык в Интернете». 8 класс 1) А) Расставьте ударение в следующих словах. Средства, углубить, шарфы, щекотно, дочиста, намерение, обеспечение, жалюзи, тефтели. Б) Назовите слово, ударение в котором возможно только на одном слоге: замок,  статуя, орган, квартал. 2) Составьте слова из следующих звуков и запишите их. [а] [к] [й'] [ы] [з]  [о] [б] [з] [р]  [л'] [э] [п] [т']  [л] [о] [ш] [к]  [о] [ы] [к] [ж] [й]  3) Замените словосочетания одним словом (наречием). Избегайте орфографических ошибок. 1. Перебивая друг друга. 2. С полным желанием. 3. Перегоняя друг друга. 4. Не часто, время от времени. 5. Не оставив никаких следов. 6. По пути, проходя мимо; между прочим. 7. Очень быстро, за короткое время. 8. На длительное время. 4) А) Замените выделенные в предложениях слова фразеологизмами. 1. До станции очень недалеко. 2. Куда ты бежишь так быстро? 3. Ребёнок совсем не слушается. 4. Клянусь, что всё будет хорошо. 5. Он мне очень дальний родственник. Б) Ответьте на шуточные вопросы (в ответе используйте фразеологизмы). Может ли свет быть в жидком состоянии? Могут ли опыт и правда иметь неприятный вкус? Какого цвета бывает скука? 5) Измените предложения так, чтобы выделенные слова стали предлогами.  1. Впереди были спортсмены­лыжники. 2. Штормовое море бушевало вокруг. 3. Посредине стоит памятник поэту. 4. Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне. 6) Одинаковы ли по составу выделенные слова? Обозначьте морфемный состав этих  слов. 1. слепить глаза – слепить игрушку; 2. дали книгу – дали небесные; 3. попугаю друзей в шутку – попугаю принесли корм 7) Расставьте знаки препинания и укажите обращения (подчеркните). 1. Эй в гимнастёрке подойди сюда. 2. Прощай с глазами синими тебя я не виню. 3. Милая добрая старая нежная с думами грустными ты не дружись. 4. Ветер ты вольный раздуй паруса. 5. Дружная идёшь ты с нами осень. 8) Расставьте в данном предложении запятые шестью способами. Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. 9) Найдите и исправьте ошибки в предложениях. 1. В спектакле впервые дебютировала молодая актриса. 2. Ты настоящий ведущий лидер нашей группы. 3. В нашей школе изучают два зарубежных языка. 4. Этот роман оказал неизгладимое впечатление на современников. 5. Мы подходим к перевалу, за которым высятся горы, которые привлекают нас своей  красотой. 6. Затянувшее тучами небо повисло над просекой. 10) Выпишите названия славянских языков. Армянский, цыганский, татарский, белорусский, немецкий, болгарский, молдавский,  чешский, азербайджанский, башкирский, польский, французский, словенский, венгерский, литовский, сербскохорватский, украинский, македонский. 11) Латинский элемент КОН­ имеет два значения: 1) «с, вместе»; 2) «против».  Учитывая разные значения приставки, распределите слова на две группы. Конвенция, конфликт, консерватор, конференция, конфедерация, конфронтация,  конгресс.  12)Морфология и орфография. 1.Определите  часть речи и синтаксическую функцию выделенных слов.   Глухой глухого звал на суд судьи глухого. Ребенка пленного он вез.      Пленных выстроили на деревенской площади.  2.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.   Стояла первая половина сентября. После (не)скольких дней (не)настья уст…новилась солнеч…ная и теплая погода. Очевидно подошла та чудес…ная пора которую в народе называют бабьим летом. Разобрав спиннинг и упаковав его в чехол я (не)спеша направился через лес к городу. По пути соб…рал грибы грузди и опята уклад…вал в сетку которая правда   предназн…чалась   для   рыбы.   Когда   сетка   наполнилась   я  сказал   себе   довольно (не)жадничай оставь и другим. И только тут увидел что попал в (не)знакомую часть леса где раньше бывать (не)приходилось. Здесь (в)переме..ку р…сли сосны и березы изредк… поп…дались одинокие осины. Медные стволы сосен сочились прозрачной смолой. Рядом пролетали стрекозы сверкая в лучах со…нца стекля…ыми крылышками. (Не)прош…л я и сотни шагов как деревья сле…ка ра…тупились  открыв (не)большую лужайку.  Всю ее покрывала (не)высокая но густая и сочная трава пестревшая множеством цветов.                                                                                                (По А. Дементьеву) 13.Русскому классику И.С. Тургеневу принадлежат слова: «Берегите чистоту языка,  как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат  и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».  Вы согласны с писателем? Может быть, хотите поспорить? Пожалуйста! Выразите своё мнение в сочинении­рассуждении.   9 класс 1.Расставьте ударение в словах. Что вы знаете о русском ударении? ободрить                                 красивейший     жалюзи                                    согнутый процент                                   понявший балуясь                                   сливовый дозвонится                              включишь 2. Запишите, раскрывая скобки. эпоха (П, п)росвещения         Владимир (К, к)расное (С, с)олнышко лесная (Н, н)имфа                   (В, в)еликая (О, о)течественная     (Вв)ойна (З, з)евс                                    шоссе (П, п)ервопроходцев (Д, д)ень (П, п)обеды              (О, о)рганизация (О, о)бъединенных (Н,                                                                                                               н)аций (Г, г)оголевские чтения          (С, с)овет (Ф, ф)едерации (О, о)ленькины стихи             (Ч, ч)еховские пьесы З. Когда и кто ввёл в употребление букву Ё? Назовите   функции  буквы  Ё     в  русском языке. 4.  Образуйте форму повелительного наклонения от глаголов:  Лечь, ехать, стереть, класть, положить, вынуть, выйти. видеть, слышать, хотеть,  мочь, гнать 5. Выделите этимологический корень в приведённых ниже родственных словах,  выпишите чередования гласных и согласных, отражённые в корне. Будить, бодрый, бдение, пробуждать, бдительный, бужу, наблюдать, будоражить,  будни.  Современное   толкование   слова   бодрый   —   «энергичный   полный   сил, деятельный». Каково исходное, первоначальное значение этого слова? 6. Замените данные фразеологизмы синонимичными, укажите лексическое  значение. С двумя устойчивыми сочетаниями (на ваш выбор) составьте  предложения. Тёртый калач, пасть духом, хоть лопатой греби, что есть духу, мозолить глаза. 7. Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Объясните, в чём состояла  ошибка. Бессребреницу, как Анна Андреевна, было просто невозможно найти. А кузница находилась таким образом, что едва ли не каждый обязательно проходил мимо неё. Увидев, во что превратили люди этот великолепный некогда храм, становится больно и стыдно за своих соотечественников. Он увидел то, что ждал, что смутно надеялся увидеть. 8. Укажите в каждом предложении, какой частью речи и каким членом  предложения является слово грустно. Ожидание было грустно. Мать грустно посмотрела на детей. Нам грустно расставаться. 9. Выберите правильный(­ые) вариант(­ы,) из данных в скобках, подчеркните его(­ их). Объясните общее правило выбора. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга, двое друзей). В семье было (три сына, трое сыновей). На занятиях не было (обоих, обеих) сестёр. На полу играли (двое котят, два котёнка). 10. Определите виды подчинительной связи в словосочетаниях.   Его дом, кто­то из нас, две руки, трех дочерей, желание повторить, спросить их, заменил новым, начал писать, одна строка, увидев брата. 11. Выпишите с примерами тропы и фигуры речи, использованные в тексте. Пушкин умирал… Поэт лежал в кабинете, на диване, окруженный книгами своей библиотеки. Он окинул их угасающим взглядом. Для него каждая стоявшая на полках книга была живым организмом, жившим своей особой жизнью. Томик Байрона с короткой дружеской надписью: «Байрона Пушкину дарит  почитатель обоих   А. Мицкевич» – рождал в душе воспоминания тех лет, когда он от английского поэта «с ума сходил», а вместе   с   польским   поэтом   мечтал   о   «временах   грядущих,   когда   народы,   распри позабыв, в великую семью соединятся». И томик Байрона на английском языке, полученный в декабре 1825 года от Анны Керн,   напомнил   о   «чудном   мгновении»,   пережитом   поэтом   в   дни   Михайловской ссылки… Друзья   и   книги   были   неизменными   спутниками   его   короткой   бурной   жизни. Выходя из дома, он всегда брал с собой какую­нибудь книгу. Заходил в книжные лавки, к Смирдину или Сленину, встречал друзей и, беседуя с ними, иногда проводил там часы.  Тема дружбы пронизывала многие произведения Пушкина. Друзьям посвятил он ряд своих стихотворений. И в своем творчестве часто обращался к ним.                   Но не хочу, о други, умирать;                   Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать, – писал он в «Элегии» за шесть лет до смерти. В   другой   своей   ранней   «Элегии»   Пушкин   назвал   дружбу   «отрадной   звездой», способной довести страдальца до «пристани надежной». Друзья и книги… Обернувшись к книгам, Пушкин тихо промолвил: ­ Прощайте, друзья! (А. Гессен) 12.  Расставьте знаки препинания в предложении. Определите, какое количество  частей имеет в своем составе данная сложная синтаксическая конструкция.  Обозначьте их границы цифрами.     На вопрос точно ли Чичиков имел намерение увезти губернаторскую дочку и правда ли что он сам взялся участвовать в этом деле Ноздрев отвечал что правда и что если бы  не он не вышло бы ничего 13. Русскому классику И.С. Тургеневу принадлежат слова: «Берегите чистоту  языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык  так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».  Вы согласны с писателем? Может быть, хотите поспорить? Пожалуйста! Выразите своё мнение в сочинении­рассуждении. 10 КЛАСС 1.Не верь, не верь поэту, дева,  Его своим ты не зови  И пуще праведного гнева  Страшись поэтовой любви...(Ф.И.Тютчев) Все вы на бабочку поэтиного сердца  Взгромоздились, грязные,  В галошах и без галош... (В. Маяковский) Сравните выделенные слова. Какое из них соответствует норме? Мотивируйте свой ответ. 2.Благовоние,  благоглупость, благодать, благодушие, благозвучие,  благонадёжность, благоразумие, благорасположение. 2.1Какие из данных слов образованы способом сложения; какие ­ сложно­суффиксальным способом? Какое слово лишнее? Почему? 2.2Какая особенность корня благ­ говорит о его старославянском происхождении? 2.3Есть ли русский эквивалент этого корня в каком­либо слове современного русского языка? 2.4Корень какого слова (второй по счёту) претерпел изменение своего значения в истории русского языка? Какое это изменение? Почему вы так думаете? 3. Сравните черновой и окончательный вариант пушкинского текста. Почему  автор предпочёл второй вариант? I. Но слаще, средь ночных забав,                         II. Но слаще, средь ночных  забав, Напевы Тассовых октав! Напев Торкватовых октав! (А.С. Пушкин  «Евгений Онегин») Для справки. Торквато Тассо ­ итальянский поэт эпохи Возрождения, автор знаменитой и  очень популярной в свой время поэмы «Освобождённый Иерусалим», написанной  восьмистишиями. Некоторые из них слагались на музыку. 4.  Русский   язык   иногда   «упрекают»   в   нелогичности,   непоследовательности.   Однако отсутствие строгой, с точки здравого смысла, логичности присуще языку вообще, т.е. не только   русскому.   Так,   в   итальянском   языке   личное   местоимение  lei  соответствует русскому она, а в написании Lei (произношение то же) ­ вежливому Вы. Приведите   2­3   примера   «нелогичностей»   в   русском   языке,   опираясь   на   свои   знания морфологии, лексики и др. 5.Чем(то), как(то). Взятые вне контекста, эти слова мы напишем скорее всего через дефис. Однако в некоторых случаях можно встретить такие написания: чем то, как то. Придумайте предложения, в которых раздельное написание было бы правильным. Определите части речи: чем­то, чем то; как­то, как то. 6.Из   дальних   странствий   возвратясь   какой­то   дворянин   а   может   быть   и   князь   с приятелем своим пешком гуляя в поле расхвастался о том где он бывал и к былям небылиц без счёту прилыгал (И.А. Крылов). 6.1.Расставьте знаки препинания, ориентируясь на современные пунктуационные нормы. 6.2.Какие   особенности   речи   этого   предложения   являются   устаревшими?   Замените   по возможности современными. 7.Придумайте и запишите 3 сложноподчинённых предложения, в которых средством связи главного   и   придаточного   предложения   является   слово  где.  Придаточные   предложения должны быть следующих типов: определительное, изъяснительное, обстоятельственное. Укажите, в каком предложении средство связи является союзом, в каком ­ союзным словом (в последнем случае определите часть речи и синтаксическую роль). 8.Какое значение было первоначально у славянского глагола  быти,  если известно, что былинка,   ботва,   быльё   (всё   быльём   поросло),   буйный   (буйное   цветение),   быть родственны, имеют тот же корень? Замуж   в   Германию.   Индивидуальный   подход.   Работаем   до   регистрации 9.Всё ли правильно в этих рекламных текстах? Всё ли корректно? 1) брака. 2) 3) 4) 5) комплекса) Узнай кому 40 лет и выиграй бесплатный spa­уход для лица Узнай на сколько лет ты выглядишь. Ролл месяца. Терияки в масаго. Квартиризируй   намонетизированное!   (реклама   строящегося   жилого 10.Придумайте девиз олимпиады по русскому языку. 11 КЛАСС 1. состоит знание о непозволительности сквернословия. Исходя из содержания стихотворения М. Кулаковой, сформулируйте, в чём же Знанье о непозволительности сквернословия Сквернословить Не позволяет род. Форма рта Поворот головы на восток Рост Динамика И вообще ­ высота.                                                               2008 2. утверждение известного русского учёного? «В   языке   нет   непереносных   значений»   (А.А.   Потебня).   Как   вы   поняли   это Энергетики   ликвидируют   последствия   грозы.  Это   строчка   из   ленты 3. сообщений   на   одном   из   сайтов   Интернета.   Объясните,   опираясь   на   морфологический разбор глагола, почему фраза звучит двусмысленно. Дайте 2 варианта морфологического разбора. Приведите примеры подобных глаголов. Как они называются? Если термин вам неизвестен, подумайте, как их можно назвать? 4. действительности: окончание не всегда находится в конце слова». Примерами каких слов «Внутренняя форма русского термина  окончание  не вполне соответствует можно проиллюстрировать эту мысль. Перечислите все возможные группы. 5. Что необычно в выражении выйти в Интернет? 6. постоянные и непостоянные морфологические признаки. Выполните   морфологический   разбор   выделенных   слов,   разграничивая В нашем классе пятеро Ивановых.  К Ивановым всегда можно зайти в гости. Как можно объяснить выявленные вами различия значениями данных слов? 7. Синонимы, антонимы или паронимы? Неистовый ­ истовый, лишний ­ излишний, вечный ­ извечный. 8. предложение с точки зрения состава грамматической основы. Выделите  в   каждом  предложении  грамматическую  основу.  Охарактеризуйте Глупо и нерационально отказываться от такого случая! (А.П. Чехов). Скучно нам слушать осеннюю вьюгу (Н.А. Некрасов). Определите   разряд   прилагательного:  возрастные   жители   страны   ­ 9. возрастная балерина, властный взгляд ­ властные структуры, габаритный мужчина ~ габаритные   огни.  Укажите   для   каждой   пары,   в   каком   случае   относительное прилагательное   переходит   в   качественное,   в   каких   ­   качественное   переходит   в относительное? Что означает выделенное слово в предложении Невесть откуда приезжает 10. брат? Родственны ли ему слова новость, известие, невеста? 11. предложений). Придумайте   небольшую   пародию   на   современную   русскую   речь   (до   10 Ключи 5 класс 1. По 0,5 балла за каждое слово. Всего 5 баллов. 2. солнце, машешь, облака. 3 балла 3. По 0, 5 балла за каждое слово. Всего 7 баллов 4. Шила, мыла, дела, были,  жил.  По 1 баллу за каждое слово. Всего 5 баллов  5. По 1 баллу за каждое слово. Всего 5 баллов 6. По 1 баллу за каждое предложение.  7. Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора      По 1 баллу за каждое предложение. Всего 3 балла 8. По 1 баллу за каждое предложение. Всего 3 балла 9. адрес ­ среда, волос ­ слово, майка ­ кайма, сосна ­ насос.По 1 баллу за каждое  слово . всего 4 балла общее количество баллов ­ 35 Ключи 6 класс 1.Театр,  шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук.  6 баллов 2. по 0,5 балла за слово. Всего 5 баллов 3. Берёг, приберегать, сберегательная (касса), оберег, бережливость, сбережения.  берег, береговой, побережье, набережная.  По 0,5 балла за каждое слово + 2 балла за объяснение.  Всего 12 баллов 4. Батарея, коллекция, вермишель, парашютист, профессия, шоколад, винегрет. По 1 баллу за слово, всего 7 баллов 5. 2 балла за определение частей речи+ 2 балла за объяснение. Всего 4 балла 6. по 1 баллу за каждое предложение, всего 3 балла 7. по 1 баллу за каждое слово всего 8 баллов 8. 8 баллов 9. 3) порыв вырвался; 6) из­за вершин; 7) вырвался и закружил; 3 балла + по 1 баллу  за объяснение каждого случая. Всего 6 баллов 10. по 1 баллу за предложение + до 2 баллов за объяснение Общее количество баллов:  61балл Ключи 7  КЛАСС 1.Берег – брег, прибрежный Золото – злато, златотканый, Златовласка, златоглавый Холод – хлад, прохлада, прохладный, охладить и т.д. Борода – брадобрей Ворота – врата, вратарь Голос – глас, гласный, оглашать и т.д  По1 баллу за каждое слово (6 баллов и болеее) 2. Веш­а­лк­а,  бес­конеч­н­ый (от конец при помощи приставки и суффикса), ден­ёч­ек­?  (от денёк при помощи суфф. –ек­ ), при­мор­ск­ий, шахмат­ист­к­а (от шахматист при  помощи суфф. –к­): по 1 баллу за правильный морфемный разбор и по 1 баллу за  словообразовательный (всего 8 баллов). 3. угасший.  [угашшый]  3 балла 4. Лишнее слово свадьба, т.к. в нём не происходит озвончения, как в остальных словах. 1 балл за слово. 1 балл за объяснение. Всего 2 балла 5. Сложное, состоит из 2­х простых предложений. Простое с однородными членами. По 1 баллу за предложение. 1 балл за объяснение . всего 4 балла 6. 6.1. Определите разряды местоимений.   1) Весь (определительное) день лил дождь. 2) Сколько (вопросит.) времени? 3) Не знаю, сколько (относительное) времени. 4) Я (личное) давно не видел её (личное). 5) Каждый (определительное) знает, что нужно уважать не только себя (возвратное), но и других (определительное) людей. 6) Самому (определительное) стало совестно. 7) Это (указат.) был самый прекрасный день в её (притяжат.) жизни.  По 1 баллу за каждое слово .Всего 7 баллов  6.2. по 1 баллу за разряд 7. по 1 баллу за пример. Всего 5 баллов 8. Напишите небольшую творческую работу (10 предложений) на тему «Русский язык в Паутине». ( до 10 баллов)  Общее количество баллов ­ 50 Ключи   8 класс   1)  Макс. балл ­ 5 А) СрЕдства, углубИть, шАрфы, щекОтно, дОчиста, намЕрение,  обеспЕчение, жалюзИ, тЕфтели. Б) статуя 2)  [а] [к] [й'] [ы] [з] язык [о] [б] [з] [р] сбор [л'] [э] [п] [т'] плеть [л] [о] [ш] [к] шёлк [о] [ы] [к] [ж] [й] ёжик 3) 1. наперебой 2. охотно 3. наперегонки 4. изредка 5. бесследно Макс. балл – 2,5 Макс. балл ­ 4 6. мимоходом 7. мгновенно 8. надолго Правильным считать ответ, если нет орфографических ошибок. 4) А) 1. До станции рукой подать. 2. Куда ты бежишь сломя голову? 3. Ребёнок совсем от рук отбился. 4. Руку даю на отсечение, что всё будет хорошо. 5. Он мне седьмая вода на киселе. Возможны варианты. Б) Пролить свет Горький опыт и горькая правда Макс. балл ­ 4 Зелёная скука 5)  1. Впереди нас были спортсмены­лыжники. 2. Штормовое море бушевало вокруг острова. 3. Посредине площади стоит памятник поэту. 4. Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне праздника. Макс. балл ­ 2 6) 1. Слеп­и­ть глаза – с­леп­и­ть игрушку; Макс. балл ­ 3 2. да­л­и книгу – дал­и небесные; 3. по­пуг­а­ю друзей в шутку – попуга­ю принесли корм. 7) Эй, в гимнастёрке, подойди сюда. Прощай, с глазами синими, тебя я не виню. Милая, добрая, старая, нежная, с думами грустными ты не дружись. Ветер, ты, вольный, раздуй паруса. Дружная, идёшь ты с нами, осень. Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели. Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели. Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели. Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели. Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели. Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели. 1. В спектакле дебютировала молодая актриса. 2. Ты настоящий лидер нашей группы. 3. В нашей школе изучают два иностранных языка. 4. Этот роман произвёл неизгладимое впечатление на современников. 5. Мы подходим к перевалу, за которым высятся горы, привлекающие  нас своей красотой. 6. Затянувшееся тучами небо повисло над просекой. 8)  9) 10) Макс. балл ­ 5 Макс. балл ­ 3 Макс. балл ­ 3 Макс. балл ­ 4 Белорусский, болгарский, чешский, польский, словенский,  сербскохорватский, украинский, македонский. 11) 1) конвенция, консерватор, конференция, конфедерация, конгресс; 2) конфликт, конфронтация. 12)  Критерии оценивания сочинения: Макс. балл – 3,5 Макс.балл­10 Макс. балл ­ 12  Глубина и аргументированность суждений, отсутствие фактических  ошибок (0­5 баллов)  Композиционная стройность и завершенность работы (0­2 балла)  Грамотность (0­5 баллов) ИТОГО 60 баллов Ключи   9 класс  1. Максимум ­ 5 баллов. Каждый ошибочный вариант ­ минус 1 балл (снижение возможно до нуля). ободрить                                        красивейший жалюзи                                           согнутый процент                                          понявший балуясь                                           сливовый дозвонится                                     включишь 2. Максимум ­ 12 баллов, каждая ошибка ­ минус 1 балл. эпоха Просвещения                      Владимир Красное Солнышко лесная нимфа                                 Великая Отечественная война Зевс                                                 шоссе Первопроходцев День Победы                                 Организация Объединённых Наций Гоголевские чтения                      Совет Федерации Оленькины стихи                          чеховские пьесы Буква Е была придумана Н.М.Карамзиным  и впервые применена им в 1797 году  Двойная роль (звук о, мягкость и два звука) 3. Максимум ­ 5 баллов. Ответ:    4. Максимум ­ 6 баллов. ляг Лечь –   Ехать –  поезжай Стереть  – сотри Класть –  клади  Положи ть – положи Вынуть –  Выйти –  вынь выйди Видеть –  нет формы Слышать  – нет формы Хотеть –  нет формы Мочь –  нет формы Гнить –  нет формы Критерии: За каждое верно приведенное слово по 0,5 балла. Итого: 6 баллов. . 5. Максимум ­ 12 баллов:  назван этимологический корень (2 балла); указано первоначальное значение слова бодрый  (2 балла); выписаны все чередования (2 балла за каждый вариант). Будить, бодрый, бдение, пробуждать, бдительный, бужу, наблюдать, будоражить, будни.  Чередование гласных с нулем звука, т. е. 0 / О (бдение ­ бодрый,) ­ это беглость гласного  на месте бывшего редуцированного (корень бъд­). Ср.: зло ­ зол и др. Чередование О//У (бодрый ­ будить). Ср.: муха ­ мошка; крушить ­ крошить и др.  Чередуются также согласные корня: Д//Ж//ЖД (будить ­ бужу ­ пробуждение). Ср.: сад ­ сажать ­ насаждение и др. Более редкое чередование согласных в корне  Б//БЛ  (будить ­ наблюдать), обычно оно бывает представлено на стыке морфем. Ср.: любить ­ люблю, губить ­ гублю, рубить   ­ рублю, гребу ­ гребля. Этимологический   корень   во   всех   словах   передавал   значение,   антонимичное, противоположное   значению   «спать»;  бодрый  «не   спящий,   бодрствующий»,   а   далее   ­ «энергичный».                                                 6. Максимум ­ 24 балла: каждый синомичный фразеологизм ­ 2 балла, общее лексическое значение ­ 2 балла; за  каждое предложение ­ 2 балла. Тёртый калач ­ стреляный воробей («очень опытный»); пасть духом ­ вешать нос («приходить в уныние, отчаиваться»);  хоть лопатой греби ­ куры не клюют («обильно, много»);  что есть духу ­ изо всех сил («очень быстро, громко»);  мозолить глаза — набить оскомину («надоедать»).                                             7 Максимум ­ 16 баллов: по 2 балла за каждое верно исправленное предложение и по 2 балла за точное объяснение  ошибки. Такую бессребреницу, как Анна Андреевна, было просто невозможно найти. А   кузница  была   расположена  таким   образом,   что   едва   ли   не   каждый   обязательно проходил мимо неё. Увидев, во что превратили люди этот великолепный некогда храм, чувствуешь боль и  стыд за своих соотечественников. Или Когда видишь, во что превратили  люди  этот  великолепный  некогда храм, становится больно и стыдно за своих соотечественников. Он увидел то,  чего  ждал, что смутно надеялся увидеть.  (Союзные слова управляются глаголами и должны ставиться в верных падежах). 8. Максимум ­ 12 баллов: по 2 балла за каждую часть речи и член предложения. Ожидание было (каково?) грустно (краткое прилагательное; именная часть составного именного сказуемого). Мать (как?) грустно (наречие; обстоятельство образа действия) посмотрела на детей. Нам грустно (категория состояния; сказуемое в безличном предложении) расставаться. 9. Максимум ­ 10 баллов: по 2 балла за каждое предложение и 2 балла за общее  объяснение. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга, двое друзей). В семье было (три сына, трое сыновей). На занятиях не было (обоих, обеих) сестёр. На полу играли (двое котят, два котёнка). 10 Максимум – 5 баллов. Отве    т: Его дом (примыкание), кто­то из нас (управление), две руки (управление), трех дочерей (согласование), желание повторить (примыкание), спросить их (управление), заменил   новым   (управление),   начал   писать   (примыкание),   одна   строка   (согласование), увидев брата (управление). Критерии: За каждый правильно определенный вид связи – 0,5 балла. Итого: 5 баллов 11. Максимум – 10,5 баллов.             Ответ:  Эпитеты: угасающий (взгляд); бурной (жизни); Метафоры:  книга   была   живым   организмом,   жившим   своей   особой   жизнью; томик   рождал   в   душе   воспоминания;   томик   напомнил;    Друзья   и   книги   были неизменными   спутниками;   Тема   дружбы   пронизывала;   назвал   дружбу   «отрадной звездой», способной довести страдальца до «пристани надежной». Метонимия:    Байрона   Пушкину   дарит   почитатель;  Заходил   к   Смирдину   или Сленину, в своем творчестве часто обращался. Инверсия:  Байрона Пушкину дарит, он от английского поэта «с ума сходил», а вместе с польским поэтом  мечтал; временах грядущих;  распри позабыв, в великую семью   соединятся;   Друзьям   посвятил   он  ряд   своих   стихотворений;   Я   жить   хочу; писал он в «Элегии». Риторическое восклицание: Прощайте, друзья! Критерии: За каждое верно определенное средство выразительности по 0, 5 баллов. Итого: 10,5 баллов.                                                  12.  Ответ: В предложении 8 частей  1)На вопрос,/ 2)точно ли Чичиков имел намерение увезти губернаторскую дочку и / 3)правда  ли, 4)/что он сам взялся  участвовать  в этом деле,  1)/Ноздрев  отвечал,/  5)что правда и /6)что, 7)/если бы  не он, /не вышло бы ничего Критерии: За каждый правильно поставленный знак – 0,5 балла (3 б.). За каждую верно определенную часть – 0,5 балла. (4 б) За каждую правильно выделенную  границу – 0,5 балла. (4б) Итого: 11 баллов 13.Сочинение оценивается по пятибалльной системе (точность содержания и грамотность).

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов
Скачать файл